Теоретические основы организации культуры предпринимательства в сфере коммерции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Организационная культура представляет набор наиболее важных предположений, ценностей и символов, разделяемых членами организации.
Развитие организационной культуры предполагает ее формирование, поддержание и изменение. На формирование культуры в организации оказывает влияние культура общества/народа, внутри которого данная организация функционирует.
Организационная культура поддерживается тем, чему уделяется внимание, тем, как оценивается и контролируется деятельность членов организации, способами реагирования на критические ситуации - моделированием ролей и обучением персонала, критериями мотивации, а также критериями в кадровой работе. Соблюдение ритуалов, обрядов и традиций также способствует поддержанию организационной культуры.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 46.39 Кб (Скачать файл)

Говоря о выходе из сложившейся негативной ситуации и переходе от взаимного недоверия субъектов социально-экономических отношений к солидарной ответственности, необходимо отметить роль государства. Государство - есть именно тот институт, который обладает широким набором инструментов по контролю хозяйственной деятельности отечественных предпринимателей и организации мероприятий по их социальному воспитанию и обучению. С большой долей вероятности можно сказать, что благодаря данным действиям в обозримом будущем отечественный бизнес престанет восприниматься как бесконечно далекий от нужд народа и изменит свой «преимущественно социально безответственный» статус.

Итак, в целом отношение к социальной ответственности бизнеса довольно скептичное. Поэтому, предпринимательство должно более ответственно участвовать в решении болезненных проблем в сфере трудовых отношений, развивать эффективное производство, создавая новые рабочие места, обеспечивая достойную оплату труда.

Приоритетной задачей должна стать борьба с бедностью, адресная поддержка беднейших слоев населения. Предприниматели должны активно участвовать в социальном обустройстве тех территорий, где они оперируют. Пристального внимания требует проблема массовой безнадзорности детей. При этом встает проблема игнорирования налоговым законодательством благотворительной деятельности частных предприятий. А ведь хотя бы частичное отнесение доходов, потраченных на благотворительные цели, к затратам, необлагаемым налогами, могло бы стать мощным стимулов для развития социальной ответственности малого бизнеса.

В последние годы предприниматель не только размышляет о своей социальной роли, но и уже проявляет социальную активность, хотя она во многом носит закрытый для общественности характер по причинам неразвитой налоговой системы в стране и негативным отношением к бизнес-сообществу в целом.

 

Глава 2. Разработка  мероприятий  по совершенствованию  культуры предприятия в сфере коммерции на примере:

1.1.Характеристика  объекта исследования:

  Организационная культура компании "Иркутскэнергосбыт" основывается на главной цели: создании благоприятного, доброжелательного профессионального климата в коллективе. Она построена на принципах максимального саморазвития каждого члена коллектива и участия в зависимости от компетентности и осведомленности всех членов организации в общих для них делах.

Особое место в культуре организации занимает почет ветеранов "Энергосбыт" - регулярно происходит присуждение звания "Ветеран Иркутской энергосистемы" с вручением ценных призов, награждение дипломами "За особые заслуги в развитии ООО "Иркутскэнергосбыт". Ветераны приглашаются на все значимые мероприятия фирмы, в основном здании фирмы на первом этаже размещается доска почета "Ветеран фирмы "Иркутскэнергосбыт", где отражены заслуги работников.

ООО "Иркутскэнергосбыт" - открытая компания, удовлетворяющая высоким стандартам раскрытия информации. У организации есть опыт сотрудничества с деловыми изданиями России и региона. Фирма приветствует подготовку публикаций о компании и размещает наиболее интересные материалы на сайте в разделе "Пресса о нас". На корпоративном сайте для любого желающего есть возможность использовать фотоархив, насчитывающий свыше 250 фотографий. Кроме того, представлены финансовые отчеты и результаты производственной деятельности. Особое место уделяется заботе об экологии региона. Один из приоритетов деятельности - защита окружающей природной среды от техногенного воздействия предприятий энергосистемы, что позволяет предприятию находиться в "белых" списках общероссийского рейтинга экологических производств. Динамичное воздействие сложной совокупности организационных, технических, экономических, экологических, правовых, нормативных и других природоохранных мер позволяет поэтапно снижать объемы выбросов, сбросов и других воздействий до уровня установленных государственных экологических нормативов.

Социальная политика ООО "Иркутскэнергосбыт" осуществляется в соответствии с отраслевым тарифным соглашением и коллективным договором, заключенным между руководством и профсоюзом.

На основе коллективного договора, с учетом мнения профсоюза и на основании действующего законодательства, в фирме "Иркутскэнергосбыт" разработаны локальные акты, конкретизирующие и уточняющие коллективный договор: положении "О единой системе оплаты труда", положении "О выплате вознаграждений по итогам работы за год", положении "О выплате вознаграждений за выслугу лет", положении "О премировании за выполнение ключевых показателей эффективности деятельности", положении "О премировании работников электрических сетей и фирмы "Иркутскэнергосбыт" за выявление хищений электрической энергии", положения "О структурных подразделениях "Иркутскэнергосбыт", а также стандарт "О порядке формирования и подготовки резерва", стандарт фирмы "Иркутскэнергосбыт" - "Регламент отбора и найма персонала", правила внутреннего трудового распорядка и др.

Представителями работников является первичная профсоюзная организация, работодателя - генеральный директор ОАО "Иркутскэнерго".

Для выполнения общественных обязанностей в интересах коллектива работодатель предоставляет не освобожденным профсоюзным работникам, в том числе уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда, свободное от работы время с сохранением среднего заработка не менее 4-х часов в неделю.

Профком активно участвует в делах фирмы, заботится об интересах работников, выступая стороной в переговорах с администрацией по существу возникающих в трудовых отношениях конфликтов и споров, строя свои отношения на принципах взаимоуважения и сотрудничества. Профком проводит переговоры с работодателем; заседания профсоюзного комитета, конференции трудового коллектива; заседания комиссий профсоюзного комитета; рассмотрение жалоб, обращений и принятие по ним соответствующих решений.

Как и любая организация, фирма не застрахована от трудовых споров и конфликтов. Большую роль в их разрешении играет профсоюз. При этом руководство ориентируется на универсальный алгоритм поведения в конфликтной ситуации:

1. Выявление  объективных противоречий, оценка  деловой (в отличие от лично-амбициозной) зоны;

2. Определение  организационно-трудовых и административно-управленческих (в т. ч. скрытых) причин конфликта;

3. Повышение  уровня информированности участников  конфликта, привлечение экспертов, консультантов для мотивации  в преодолении противоречий на  основе взаимного признания интересов;

4. Оценка  приоритетов содержательных и  процедурных вопросов, на которых  необходимо сосредоточить основные  усилия для поиска приемлемого  для участников решения;

5. Использование  цивилизованных подходов к разрешению  конфликта;

6. Сокращение  времени протекания конфликта, недопущение  нанесения сторонами конфликта  материального и нравственного  ущерба.

Значительное место среди трудовых споров занимают споры работников с администрацией о восстановлении на работе, о подтверждении стажа. Важным, в этой ситуации, для администрации предприятия является использование документов кадровой службы при решении споров с работниками, особенно при возникновении конфликтов, разбираемых народными судами. Трудовые конфликты всегда сопровождаются представлением в суд документов, подготовленных в кадровой службе. Важнейшее значение при этом имеет не только правильное составление содержательной части каждого документа, но и его оформление в соответствии с действующими нормативными актами, т.е. придание документу юридической силы. Именно ошибки, допускаемые при подготовке документов, отсутствие в них отдельных реквизитов или неверное их выполнение нередко приводят специалистов кадровой службы к неудаче в судебном споре с работником даже при хорошем знании статей Трудового кодекса РФ и правильном их применении.

Кадровая документация играет существенную роль в жизни каждого трудоспособного человека, т.к. служит документальным подтверждением прав работника на социальное обеспечение по старости и инвалидности, предоставляется в суд при трудовых конфликтах, сдается в государственные архивы на длительное хранение, используется в справочных целях при обращении граждан в архивные учреждения. Поэтому на предприятии уделяется большое внимание правильности заполнения документации.

Реализация намеченных социальных программ осуществляется в соответствии с отраслевым тарифным соглашением и коллективным договором ООО "Иркутскэнергосбыт", заключенным между работниками и работодателем.

Учитывая особую степень опасности труда и профессиональной вредности для работников энергетической отрасли, неблагоприятное расположение филиалов в зоне выбросов экологически вредных производств, компания приоритетно заботится о создании безопасных условий труда на производстве, организации отдыха, укреплении здоровья работников. Удельный вес неработающих по причине заболеваемости в общей численности работающих "Иркутскэнергобыт" снизился на 0,2% по сравнению с прошлым годом.

В течение 2011 г. продолжали вкладываться средства в оздоровление работников и членов их семей, что, в конечном итоге, решает важнейшие задачи повышения стабильности работы предприятий, снижения уровня травматизма, профессиональной и общей заболеваемости, сокращения потерь рабочего времени и непроизводительных затрат на выплаты пособий по временной нетрудоспособности.

Существует система социальной защиты работников и неработающих пенсионеров, оказывается адресная материальная помощь малообеспеченным семьям работников в соответствии с действующей в компании системой льгот и гарантий, успешно решаются вопросы организации культурного отдыха работников и членов их семей, развития физкультуры и спорта.

Планирование потребности в персонале направлено на обеспечение фирмы необходимой рабочей силой (нужного профессионально-квалификационного состава), отслеживание изменений в структуре кадров и определение неизбежных издержек. Необходимая численность персонала определяется исходя из текущей потребности в персонале.

Руководитель структурного подразделения (в котором образовалась вакантная должность) заполняет заявку потребности кандидатов по установленной форме. Заявка необходима в двух случаях: в начале календарного года и в случае необходимости (не менее чем за месяц).

В целях установления единого порядка отбора и найма персонала введен в действие стандарт фирмы "Иркутскэнергосбыт" - "Регламент отбора и найма персонала". С ним ознакомлены руководители отделов, служб фирмы, структурных подразделений.

Регламент устанавливает порядок отбора и найма, функции при выполнении этой процедуры, порядок ее прохождения.

Основные задачи отбора персонала:

  • создание резерва кандидатов для приема на работу;
  • формирование требований к профессиям и должностям;
  • оценка потенциальных кандидатов.

Принципы отбора - законность и открытость.

На кандидатов в отдел кадров заполняются анкеты, на основании которых формируется электронная база данных.

На основании заявки потребности вся информация о вакансиях распространяется внутри фирмы в течение двух дней. Если за три дня не находится кандидатов, отдел кадров организует внешнюю рекламу.

Оценка соответствия кандидата профессионально важным качествам должности (требованиям непосредственного руководителя) при приеме на работу, имеет исключительное значение, поскольку ошибка в оценке будущего работника на данном этапе ведет, как правило, к серьезным проблемам в дальнейшем. Ошибка в профессионально важных качествах ведет к несоответствию квалификации установленным задачам и заданиям. Ошибка в оценке скрытой мотивации человека - удовлетворению его неприоритетных потребностей, что может привести к отрицательному восприятию вознаграждений. А в ООО "Иркутскэнергосбыт" применяется стандартная форма собеседования со всеми кандидатами. Бланк собеседования с кандидатом заполняется специалистом отдела кадров. Собеседование проводит начальник отдела, в котором есть данная вакантная должность.

При отборе кандидатов на вакантную должность первым этапом является предъявление непосредственным руководителем подразделения требования к кандидату. Для более качественного сравнения требований, предъявляемых руководителем, с реальными профессиональными возможностями и навыками кандидатов, в собеседовании нужно как можно более подробно рассматривать ключевые именно для данной должности качества. Для "индивидуализации" подхода к отбору кандидата на определенную должность можно предложить структурированный опросник. Для этого необходимо по каждой должности установить четкие требования.

Адаптация сотрудника. Введение в должность производится руководителем подразделения (представление нового работника коллегам, знакомство с рабочим местом). Отдел кадров знакомит сотрудника со всеми основными положениями, закрепленными в локальных актах фирмы "Иркутскэнергосбыт" (коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение о премировании за основные результаты работы). В некоторых случаях руководитель назначает наставника. Руководитель обязан ознакомить работника с его должностными обязанностями.

Проблема удержания квалифицированного персонала в организации связана с проблемами сохранения и увеличения человеческого капитала. Уход ценных людей снижает человеческие активы. Ведь вместе с работниками уходят и сделанные в них инвестиции (расходы на поиск, привлечение, обучение).

При изучении высвобождения кадров необходимо учитывать причины увольнений работников.

Фирма заинтересована в устойчивости трудовых правоотношений, в закреплении кадров. Увольнение сотрудника (прекращение трудового договора) может быть лишь по основаниям и в порядке, предусмотренном ТК РФ. Трудовой договор прекращается только при наличии определенных оснований и соблюдении правил увольнения по данному конкретному основанию (ст.77-84 ТК РФ). Во всех случаях увольнений работников днем увольнения считается последний день работы.

Информация о работе Теоретические основы организации культуры предпринимательства в сфере коммерции