Теоретические основы организации культуры предпринимательства в сфере коммерции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Организационная культура представляет набор наиболее важных предположений, ценностей и символов, разделяемых членами организации.
Развитие организационной культуры предполагает ее формирование, поддержание и изменение. На формирование культуры в организации оказывает влияние культура общества/народа, внутри которого данная организация функционирует.
Организационная культура поддерживается тем, чему уделяется внимание, тем, как оценивается и контролируется деятельность членов организации, способами реагирования на критические ситуации - моделированием ролей и обучением персонала, критериями мотивации, а также критериями в кадровой работе. Соблюдение ритуалов, обрядов и традиций также способствует поддержанию организационной культуры.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 46.39 Кб (Скачать файл)

- Коммерческая  деятельность – комплекс операций, обеспечивающих куплю-продажу товаров  и вместе с торговыми процессами  представляющих собой торговлю  в широком смысле слова;

- Коммерческая  деятельность – оперативно-организационная  деятельность по осуществлению  операций обмена товарно-материальных  ценностей в целях удовлетворения  потребностей населения и получения  прибыли.

«Термин «коммерция» (от лат. сommercium – торговля) имеет двоякое значение: в одном случае он охватывает отрасль торговли, в другом – торговые процессы, направленные на активизацию и осуществление купли-продажи товаров. Традиционно коммерческая деятельность связана со вторым значением коммерции.»[Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли: Учебник, М. 2002, с.39].

Термины «торг», «торговые обороты» означают коммерцию с позиции выгодности купли и продажи, сопровождаемых коммерческой сделкой, обменом и продвижением товаров. В этом случае всеобщем средством обмена являются деньги, а местом обмена товаров на деньги – рынок. Производитель изготовляет товар и продаёт его торговому предприятию по определённой цене. В свою очередь торговое предприятие продаёт этот товар покупателю по цене, регулируемой рынком.

Вхождение в рынок – сложный и многофакторный процесс, охватывающий все стороны коммерческой деятельности торгового предприятия. С этих позиций профессора Ю.А. Аванесов и Е.В. Васькин дают следующую трактовку коммерческой деятельности: «Цель коммерческой деятельности – максимизация выгоды (дохода, прибыли). Достижение этой цели должно постоянно сопровождать весь процесс коммерческой деятельности с каждым контрагентом по каждому конкретному поводу в конкретных условиях». Авторы выделяют три компонента коммерческой деятельности: производство продукции; коммерция (торговля); коммерческое посредничество. [Аванесов Ю.А., Васькин Е.В. Основы коммерции: Учебник. – М.: ТОО «Люкс-Арт», 1999. с. 10].

Более широкое толкование сущности коммерческой деятельности дал профессор Б.А. Райзберг: «Сейчас термин «коммерческая деятельность» стал толковаться расширительно и означает не только непосредственно торговую, но и другие виды предпринимательской деятельности». [Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 1997. 538 с.]. Далее автор конкретизирует, что при простой формуле торговой сделки: «товар – деньги» при продаже и «деньги –товар» при покупке – реальная картина коммерческого бизнеса более сложная. Коммерческое предпринимательство включает поиск, закупку конкретного товара, обеспечение его сохранности, транспортировку к месту продажи, продажу и послепродажное обслуживание. Процесс торговли предполагает, по мнению Райзберга, и документальное оформление сделок. Таким образом, коммерческая деятельность охватывает торговую деятельность и разнообразные виды предпринимательства, связанные со сбытом, перепродажей товаров и предоставлением услуг.

Все составляющие коммерческой деятельности: закупочная деятельность, хранение, распределение товаров с присущими им элементами – представляют коммерческую деятельность как систему:

Рис. 1 Система коммерческой деятельности торгового предприятия [Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли: Учебник, М. 2002, с.50]


 

К основным функциям коммерческой деятельности торговых предприятий, по мнению Виноградской А.М., относятся: изучение спроса и конъюнктуры, поиск и выбор приемлемых поставщиков, установление хозяйственных связей, закупка товаров, разработка ассортиментной политики, организация и проведение ярмарок, выставок-продаж, осуществление контроля над выполнением договора, оптовая реализация, стимулирование закупки и продажи товаров, организация поступления товаров, оперативное маневрирование товарными ресурсами. К второстепенным относятся: реклама товаров и услуг, совершение импортно-экспортных операций, предоставление сервисных услуг покупателям. [Виноградська А.М. Основи підприємництва, К.: 2005 с. 101].

1.2 Особенности  организации предпринимательства  в торговле

Предпринимательская деятельность в торговле имеет свои характерные особенности. Среди них: большой удельный вес оборотных средств; наличие широкого ассортимента товаров, услуг для реализации покупателям; большая территориальная рассредоточённость предприятий; отсутствие централизованных структур; высокая степень конкуренции между субъектами предпринимательства; большой удельный вес субъектов малого бизнеса, в том числе частных предпринимателей.

Мнение О.М. Мороза совпадает с мнением Б.А. Райзберга о том, что в современных условиях коммерческая деятельность вышла за грани непосредственной торговли: «Для коммерческого предприятия также характерно объединение функций производства и торговли. Про это свидетельствует опыт работы больших предприятий, у которых есть своя сеть фирменных магазинов. Последнее не случайно, поскольку система маркетинга, присущая рыночной экономике, предусматривает реализацию полного жизненного цикла товара, начиная с идеи его зарождения и заканчивая поставкой конечному потребителю, например, в специализированном магазине». [Мороз О.М., Невмержицька В.І. Основи підприємництва: Підручник, К.: 2005 с. 25-26].

Коммерческий бизнес играет значительную роль в активизации экономических процессов, в частности: обеспечивает установление сбалансированного рынка, способствует формированию оптимальных пропорций между производством и смежными сферами, выявляет спрос на товары, стимулирует производственное предпринимательство, осуществляет эффективный товарооборот, удовлетворяет потребности населения в товарах и услугах, стимулирует деятельность субъектов рынка, делает соответственный взнос в формирование доходов государственного и местного бюджетов за счёт уплаты налогов. Кроме этого, предпринимательство в сфере торговли позволяет всем участникам коммерческого оборота выгодно сотрудничать на основе планирования, заключения, реализации торговых операций, закладывает основу для формирования производственных программ и перспективных направлений касательно выпуска продукции по количественным и качественным параметрам, ассортиментной структуре. А это, в свою очередь, свидетельствует о том, что коммерция определяет экономическое состояние промышленного предприятия, его успех на товарном рынке. Если произведённая продукция не будет реализована в сфере торговли в намеченных объёмах, это будет негативно влиять на хозяйственно-финансовую деятельность промышленных предприятий.

В торговле, как сфере товарного обращения, осуществляется большой комплекс разных процессов и операций. По характеру функций, которые исполняются в сфере товарного обращения, процессы и операции, которые совершаются в коммерции, можно разделить на два вида: производственные или технологические и коммерческие (только торговые).

Технологические процессы связаны с движением товаров и являются продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортировка, хранение, упаковка, фасовка, сортировка). Эти процессы отображают механизм управления материальным потоком грузов с включением производственно-технологических операций, которые сопровождают организацию продвижения товаров от производителя до конечного потребителя.

Коммерческие процессы – это процессы, связанные со сменой формы стоимости, то есть с куплей-продажей товаров. К коммерческим процессам относят и такие торговые процессы, которые обеспечивают нормальное функционирование торгового механизма, в частности: организацию рыночных исследований, оценку инфраструктуры основных конкурентов, установление партнёрских отношений и др. [Виноградська А.М. Основи підприємництва, К.: 2005 с. 101]. Также Виноградська А.М. указывает, что кроме этих основных в торговой сфере важными являются такие процессы: доставка товаров домой, их установка, приём заказов, сервисное послепродажное обслуживание.

С учётом рыночных условий хозяйствования и расширения сущности хозяйственно-торговой деятельности субъектов предпринимательства в Украине к основным этапам предпринимательской деятельности в торговле следует отнести:

- изучение  спроса, предложения и конъюнктуры  рынка;

- поиск и  выбор поставщиков;

- установление  хозяйственных связей, заключение  и регистрация коммерческих соглашений;

- приобретение  или аренда складских помещений, торговых точек;

- закупка товаров;

- формирование  ассортимента товаров;

- организация  и проведение ярмарок и выставок;

- реклама;

- заём денежных  средств в кредит, уплата процента;

- получение  и уплата услуг других организаций, посредников;

- сервисное  обслуживание потребителей;

- реализация  товаров покупателям;

- уплата налогов. [Мороз О.М., Невмержицька В.І. Основи  підприємництва: Підручник, К.: 2005 с. 25].

Как можно заметить основные этапы предпринимательской деятельности в торговле, по мнению Мороза О.М. и функции коммерческой деятельности, по мнению Виноградской А.М. достаточно схожи, что даёт возможность сделать вывод о тождественности и тесной взаимосвязи понятий торговля и коммерческая деятельность и о широте последнего.

Рассмотрим более детально основные этапы предпринимательской деятельности в торговле:

Стоит отметить, что коммерческая деятельность, осуществляемая структурами, занимающимися оптовой торговлей, в значительной степени отличается от коммерческой деятельности розничных торговых предприятий. Это особенно характерно для операций, связанных с формированием ассортимента и продажей товаров.


 

Предпринимательство в сфере торговли осуществляется на основе таких принципов:

- организационно-хозяйственная  независимость – самостоятельность  и свобода выбора субъектами  хозяйствования организационно-правовых  форм и видов торговой деятельности, характера отношений с другими  субъектами рынка, специализации  и ассортиментного профиля торговых  предприятий, методов обслуживания  покупателей;

- открытость  – доступность торговых услуг  для всех категорий потребителей, приоритетное рассмотрение их  интересов, избежание дискриминации  покупателей;

- цивилизованность  – высокий уровень торгового  обслуживания;

- самоокупаемость  – возвращение субъектами хозяйствования  расходов в процессе торговой  деятельности, предотвращение банкротства  и финансовой недееспособности  предприятий;

- конкурентоспособность  субъектов хозяйствования – эффективное  функционирование в условиях  конкурентной среды и конкурентной  борьбы при условии не нарушения  антимонопольного законодательства;

- регулируемость  – соответственное реагирование  торговой сферы на влияние  координирующих и корректирующих  внешних факторов через систему  правовых, научно-технических, инвестиционных, других механизмов государственного  регулирования;

- суровая материальная  и финансовая ответственность  контрагентов за выполнением  взятых обязанностей.

Сущность торговой операции состоит в том, что сначала предприниматель закупает товар Т у собственника (чаще производителя). Он уплачивает за купленный товар его собственнику денежную сумму Гз, которая зависит от количества товара и его цены за единицу. Далее предприниматель продаёт товар покупателю и получает соответственную денежную сумму Гр. Из суммы выручки от реализации товара отчисляются расходы на оплату наёмных рабочих, транспортировку, содержание торгового помещения, аренду, расходы на хранение товаров, амортизацию, рекламу, налоги и др.

Общая схема совершения предпринимательства в сфере торговли:

Т Т

Гз Гр

Условные обозначения:

Т – товар;

Гр – плата за купленный товар;

Гз – соответственная сумма от реализации товара. [Донець Л.І., Романенко Н.Г., Основи підприємництва, Д.: ДонНУЕТ 2005, с.50]


 
Понятие правовой основы вошло в отечественную  теорию и практику, когда наметился закат советской власти и пришло слишком запоздалое осознание необходимости существенного повышения роли правового фактора в жизнедеятельности общества, включая его руководящую и направляющую силу — правящую коммунистическую партию. Сейчас это понятие широко используется в российском государственно-правовом строительстве. Однако до сих пор не определены общепризнанные объем и содержание правовой основы, четко не очерчены круг отражаемых ею общественных отношений и ее место в ряду сложившихся правовых категорий.

Наиболее  распространена точка зрения, в соответствии с которой правовая основа отождествляется  с правом в его государственно-официальной  форме, т. е. с системой действующих  норм права, закрепленных в законах, нормативных указах Президента РФ и  постановлениях Правительства РФ, федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления. С такими взглядами на правовую основу вообще и правовую основу предпринимательства, в частности, согласиться нельзя. Они не только обедняют основу, но и  ослабляют ее, создают лишь иллюзию  государственной заботы о правовой основе, когда функции государственных  органов и органов местного самоуправления свелись бы к принятию все новых  и новых нормативных актов  без обременения себя ответственностью за исполнение принимаемых решений.

Правовая  основа как понятие охватывает и  нормативно-правовую базу предпринимательства, и весь правовой механизм реализации юридических норм, регулирующих предпринимательскую  деятельность. Структура правовой основы предпринимательства представляет собой диалектическое единство права, законности и правопорядка. Право, законность, правопорядок — главное, своего рода костяк в правовом регулировании  общественных отношений. Объединенные в более общее понятие, они  связывают в одно целое основные элементы правового регулирования: исходный пункт (правовые нормы), процесс реализации правовых предписаний (законность) и его конечный результат (правопорядок). Право, как мы видим, есть необходимая предпосылка, опора, на которой разворачивается и действует механизм законности, формируется правопорядок. Без права не могут возникнуть ни законность, ни правопорядок, оно есть их основа.

Информация о работе Теоретические основы организации культуры предпринимательства в сфере коммерции