Теоретические основы организации культуры предпринимательства в сфере коммерции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Организационная культура представляет набор наиболее важных предположений, ценностей и символов, разделяемых членами организации.
Развитие организационной культуры предполагает ее формирование, поддержание и изменение. На формирование культуры в организации оказывает влияние культура общества/народа, внутри которого данная организация функционирует.
Организационная культура поддерживается тем, чему уделяется внимание, тем, как оценивается и контролируется деятельность членов организации, способами реагирования на критические ситуации - моделированием ролей и обучением персонала, критериями мотивации, а также критериями в кадровой работе. Соблюдение ритуалов, обрядов и традиций также способствует поддержанию организационной культуры.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 46.39 Кб (Скачать файл)

Подытоживая сказанное, можно предложить следующее  определение правовой основы: это  одна из основ общества и государства, которая посредством отражения, закрепления и реализации интересов  российских граждан упорядочивает  экономические, социальные, политические и духовные процессы, придает им юридически гарантированную оптимальность  функционирования и развития. 

 


1.3.В современном обществе роль бизнеса и предпринимательства уже не ограничивается лишь созданием рабочих мест, материальных ценностей и извлечением прибыли. Достигнув в своем развитии определенного уровня бизнес должен ставить перед собой новые задачи. И чем бизнес цивилизованнее, тем больше становится его участие в социальной жизни своего города, региона, государства.

Общество, оценивая деятельность предпринимательской организации, рассматривает не только производственные и финансовые показатели, но и то, как организация ведет свою деятельность, заботится о собственных работниках, насколько ее деятельность соответствует интересам других участников рынка, жителей территорий ее присутствия, а также общества в целом.

Социальная ответственность представляет собой реализацию не только своих экономических интересов и целей, но и воздействия деловой активности на собственный персонал, потребителей и организации, совместно с которыми осуществляется та или иная деятельность.

Социальная ответственность - это обдуманная, взвешенная деятельность. Проявляется она в долгосрочном участии в конкретных проектах, направленных на улучшении мира вокруг. Это некий вклад. Какой бы сильной не была коммерческая структура, она не может существовать вне своей среды. А среда - это город, страна, люди, которые там живут.

Следовательно, социальная ответственность - это своеобразный вклад организации в собственный фундамент. Однако сегодня предпринимательские организации осознанно или нет, игнорируют свою ответственность перед своими работниками и задачами, которые они выполняют в обществе.

В связи с этим, в настоящее время проблема социальной ответственности бизнеса превращается в весьма актуальную.

Проблема развития социальной ответственности бизнеса в России на современном этапе особенно актуальна и имеет первостепенное значение. Однако еще не вполне окрепшее Российское государство не в состоянии выполнить все свои социальные функции. Расходы федерального бюджета на образование, здравоохранение и другие социальные нужды составляют около 20 процентов. Этого явно не достаточно. Однако на сегодняшний день в России формируется новый экономически активный слой, способный разделить с государством бремя социальной ответственности. Это предпринимательский бизнес.

Трансформационные процессы, происходившие в России с 90-х годов прошлого века, инициировали внимание общественности к феномену предпринимательства как к источнику развития экономической и социальной сферы общества. Предприниматель стал одним из главных действующих субъектов рынка, поскольку без творческого подхода к организации производства, использования новых комбинаций, смелого и рискованного подхода к организации нового дела невозможно получить прибыль в условиях рыночной экономики.

Принципиальными характеристиками предпринимательской деятельности являются: принятие предпринимателем на себя риска осуществляемой им деятельности и получение прибыли. Принятие риска напрямую означает ответственность предпринимателя за ведение своего дела. Предприниматель ответственен за успех предприятия, за предоставление рынку необходимого товара, за качество товара, за соблюдение законов и договоренностей с партнерами, инвесторами, работниками и государством. Тема социальной ответственности бизнеса неразрывно связана с задачами построения в России институтов гражданского общества. Уже сейчас многие исследователи отмечают, что в России есть тенденция завершения стадии первоначального накопления капитала. Практика многих предприятий показывает, что социальная защищенность работников, их благосостояние становятся фактором роста производительности труда, обеспечения стабильности и роста производства.

Социальная ответственность бизнеса подразумевает определенный уровень развития предприятия и добровольный отклик на социальные проблемы общества. Этот отклик означает соблюдение законодательно установленных норм и правил и осуществление деятельности сверх этих требований. Именно такой подход предпринимателя к своей деятельности позволит совершить коренные изменения в сложной социально-экономической ситуации, в которой находится сейчас Россия. Общественность ожидает от современных предпринимателей не только высоких экономических результатов, но и существенных достижений с точки зрения социальных целей общества. Кроме того, социальные действия предприятий, улучшающие жизнь местного населения, устраняют необходимость государственного регулирования и могут быть использованы в собственных интересах предприятий. В обществе благополучном с социальной точки зрения улучшаются условия для деятельности бизнеса.

Социальная ответственность бизнеса - обоюдное явление, определяющее взаимные обязательства всех субъектов соцально-экономических и трудовых отношений. Со стороны предпринимателя социальная ответственность выражается в стремлении найти компромисс между получением прибыли и заботе об интересах своего персонала и общества в целом.

Так, по словам Е.Д. Малинина, социальная ответственность предпринимателя предполагает его воздержанность от осуществления деятельности, направленной не на благо общества. В своей работе ученый пишет, «социально ответственный предприниматель будет заниматься не всякой деятельностью, приносящей (пусть даже высокую) прибыль. Он ищет и находит на рынке нишу, которая, с одной стороны, привлекает его своей прибыльностью, с другой - она направлена на удовлетворение здоровых общественных потребностей».Малинин Е.Д. Организационная культура и эффективность бизнеса. - М.: Издательский дом Российской академии образования, 2004, с. 304. В свою очередь социальная ответственность наемного работника заключается в его отказе от девиаций и ненормативного поведения в процессе выполнения им трудовой деятельности у данного предпринимателя.

По мнению самих предпринимателей, суть социальной ответственности - в выполнении бизнесом своих основных функций (выплата достойной заработной платы, уплата налогов, создание рабочих мест), а не в принятии на себя бремени решения социальных проблем страны и регионов (считают 60% против 39%). Социальная ответственность должна строиться на принципах добровольности, никакое принуждение или «привлечение» к ней, в том числе со стороны государства, недопустимо (60% против 36%). Кроме того, в бизнес-сообществе утвердилось понимание социальной ответственности как компенсации обществу за неравномерное распределение доходов - 50% предпринимателей (против 31%) разделяют мнение, что даже если высокие доходы являются результатами усилий отдельных людей, ими все равно следует делиться с обществом. При этом отношение предпринимателей к вопросу о пиаре их социальной активности неоднозначно - среди опрошенных оказалось примерно одинаковое количество как тех, кто считает, что бизнес должен широко информировать общественность о социальных программах, улучшая тем самым свою репутацию, так и тех, кто придерживается противоположного мнения (47% и 45%, соответственно).

Относительное большинство (47%) высказывается за избирательный подход, при котором ответственность за решение тех или иных социальных проблем должны брать на себя только крупные компании, а малый бизнес не только не должен демонстрировать социальную активность, но сам нуждается в помощи. Однако немало (38%) и тех, кто считает социальную ответственность задачей, в равной степени актуальной для всех представителей бизнес-сообщества. Чаще других о необходимости дифференцированного подхода к вопросу о социальной ответственности бизнеса говорят представители малого бизнеса (54% против 31%), мнения представителей среднего и крупного бизнеса делятся примерно поровну (44% против 40% и 43% против 41%).

В России в условиях нынешних рыночных отношений особо остро стоит вопрос относительно способности отечественного предпринимателя взять на себя, а главное, справиться с этой социальной ответственностью. Однозначно ответить на данный вопрос невозможно, тем не менее, большая часть отечественных социологов придерживается точки зрения, что сегодня российский предприниматель склонен ставить свои личные интересы выше общественных. «Российский бизнес в наши дни - это преимущественно социально безответственный бизнес, не преодолевший пока в себе примитивную алчность и нравственную неразборчивость». Маслов В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры. - М.: Финпресс, 2004, с. 211.

Характерно, что данный вывод подтверждается и статистикой. При этом социологи отмечают, что общественное мнение в России формируется сегодня не в пользу предпринимателей. По большинству позиций ожидания населения расходятся с теми действиями, которые осуществляют крупные российские бизнесмены и корпорации. В то время, как россияне ожидают от бизнеса существенных вложений в социальную сферу, большинство компаний, по мнению опрошенных, стремятся ограничиться только видимостью социальной ответственности - прежде всего, меценатской деятельностью, воспринимаемой большинством наших соотечественников скорее как подачка, нежели как исполнение бизнесменами своего долга перед обществом. В результате все более распространенным становится мнение о том, что бизнес в России «паразитирует», работает во вред стране.

Так, только «9% респондентов из 1200 опрошенных полагают, что большинство компаний в России ведет себя социально ответственно, и 43% - что немногие или никто». Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. Социальная ответственность предпринимателя: от идеи к российской реальности. // Управление персоналом № 7, 2004, с.43 «Защитниками» бизнеса выступают в основном молодежь (18-34 года) и лица с высокими доходами. «Срединная» же Россия настроена к бизнесу и его социальным программам наиболее скептично. Этот факт однозначно свидетельствует о существующем недоверии различных слоев общества мелкому и среднему бизнесу. К тому же 59% россиян полагают, что весь или почти весь бизнес в стране «паразитирует» на обществе и не заботится о благе страны. Лишь 7% верят в то, что российские предприниматели достойно исполняют свою ответственность перед обществом.

Население и предприниматели по-разному понимают социальную ответственность бизнеса. Так, наиболее важными направлениями участия бизнеса в решении социальных проблем большинство опрошенных предпринимателей называют создание новых рабочих мест (58%) и предоставление дополнительных социальных гарантий работникам своих предприятий (51%), а также организацию повышения квалификации и переобучения работников (44%). Во второй эшелон актуальных для бизнеса видов социальной деятельности, вошли направления, традиционно имеющие высокий уровень пиар-отдачи - материальная помощь представителям социально уязвимых групп населения, развитие материальной базы объектов социальной и культурной инфраструктуры, денежное поощрение талантливым деятелям науки и культуры (30-41%). На периферии интересов бизнеса находятся направления социальной работы, связанные с поддержкой развития институтов гражданского общества (улучшение ситуации в области прав человека, поддержка социальных инициатив граждан и общественных организаций), а также деятельность, являющаяся визитной карточкой многих социально ответственных зарубежных компаний - сокращение дискриминации в сфере труда, ликвидация принудительного и детского труда (5-7%).

Само население ждёт от бизнеса прежде всего материальной помощи малоимущим, инвалидам и другим социально-уязвимым группам (53%) и только потом - создания новых рабочих мест (43%); сначала развития материальной базы здравоохранения, образования и науки, культуры, спорта (39%), а затем социальных гарантий работникам предприятий (28%).

Фигура предпринимателя ассоциируется со стремлением к наживе любой ценой, в том числе за счет ущемления интересов и дезориентации других категорий граждан и в первую очередь наемных работников. На многих предприятиях малого и среднего бизнеса уже стало «доброй практикой», использование «серых» схем оплаты труда, нарушение норм нормальной продолжительности рабочего времени, работа персонала в условиях, не отвечающих нормам охраны труда. Так же «в экономике современной России распространение получили деформированные, противоправные трудовые отношения в форме сговора». Г.К. Копейкин, В.К. Потемкин. Менеджмент экономической безопасности. - СПб: Терция, 2004. с. 90

Отмечено, что социальная ответственность предпринимателя начинается не с создания благоприятного образа компании в глазах общественности, а с построения взаимовыгодных, доверительных отношений со своим персоналом. При этом основным индикатором состояния данных отношений выступает степень лояльности работников к организации. Однако, опираясь на данные социологического исследования, можно сделать вывод о низкой степени лояльности персонала данных организаций. Так, на вопрос о причинах смены работы, 34,46% респондентов ответили, что, не задумываясь, поменяют место работы, если бы им предложили более высокую заработную плату. 29,76% опрошенных потенциальной причиной смены работы видят более хорошие отношения с руководством новой организации, при этом лишь 3,92% процента ответили, что при любых условиях не намерены менять данное место работы.

Интересен и такой факт, что основным мотивом к труду именно в этой организации у работников являются мнение о высоком профессионализме своих коллег (32,81%) и добрые взаимоотношения с коллегами (24,86%). При этом лишь 5,54% опрошенных видят основным мотивом к труду профессионализм своих руководителей и 6,5% респондентов отмечают хорошее отношение к сотрудникам со стороны руководства.

Высказывая множество факторов, влияющих на формирование безответственного поведения отечественных предпринимателей, В.И.Маслов выделяет основную причину данного процесса. И сводится она к тому, что большая часть отечественного руководства в процессе своего становления не имела достаточного социального воспитания и обучения. По словам ученого, «большинство руководителей высшего уровня в России - это молодые люди в возрасте от 25 до 38 лет. Их моральные нормы формировались в период ломки традиционных ценностей и криминализации страны. В этих условиях многие молодые люди мечтали стать предпринимателями, не считаясь с моральными нормами, ради получения больших и скорых денег. В это период каждый второй молодой человек мечтал стать предпринимателем и иметь собственное дело. При этом 33% молодых людей были убеждены, что хороши любые доходы; 20% считали, что взятка - нормальный способ зарабатывания денег, а каждый десятый готов был идти на грабёж». Маслов В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры. - М.: Финпресс, 2004, с. 208

Информация о работе Теоретические основы организации культуры предпринимательства в сфере коммерции