Технологическое развитие потенциала предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2012 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка рекомендуемой технологической стратегии в соответствии с целями и задачами в функциональной сфере деятельности
Для достижения поставленной цели и всестороннего изучения темы исследования в курсовом проекте были поставлены следующие задачи:
1. определить сущность технологического потенциала и его роли в инновационном процессе;
2. охарактеризовать структуру технологического потенциала предприятия ООО «СГК-Бурение»;
3. Определить возможные варианты технологической стратегии

Содержание работы

Стр.
Введение


1. Оценка имеющегося технологического потенциала предприятия и долгосрочных тенденций технологического развития в нефтедобыче

2. Выдвижение вариантов технологического развития организации

2.1. Оценка стратегических потребностей в области обновления техники и технологии

2.2. Определение возможных вариантов технологической стратегии

3. Рекомендуемая технологическая стратегия в соответствии с целями и задачами в функциональной сфере деятельности

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Мояяя курсовая по стратегическому планированию по моему.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Условиями изменения технологии на предприятии являются: 

- наличие средств, позволяющих внести изменения в состав и организацию работы оборудования или дающих возможность получения кредита;

- наличие готовых к внедрению научно-технических и организационно-технических разработок; изменение технологической среды на предприятиях отрасли; исчезновение с рынка исходных ресурсов для производства продукции при сохранении спроса на нее;

- резкое падение спроса на традиционную продукцию предприятия. 

При этом первые два условия являются необходимыми, последние три приводят к изменению технологии только при наличии первых. В зависимости от способов и степени интенсивности реагирования на перечисленные факторы предприятия разделяются на четыре типа, условно называемые «технологическими», «конъюнктурными», «маркетинговыми» и предприятиями «технологической атаки» (технологических скачков).

Предприятия «технологического» типа функционируют на основе системы базовых технологических процессов, замена которых привела бы к изменению самого профиля предприятия и по существу – к организации нового предприятия (даже при сохранении юридического лица). Эволюционное изменение технологии для таких предприятий может быть лишь результатом длительных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

Взаимодействие с рынком, учет рыночных запросов здесь может проявляться в изменении количественных параметров продукции, расширении или сужении ее ассортимента, улучшении качества. Разумеется, ценовая конкуренция могла бы привести к мероприятиям по сокращению внутренних издержек.

По существу взаимодействие предприятия технологического типа с товарным рынком носит односторонний характер «предприятие – рынок».

Однако координация НИОКР со сбытовыми службами была неудовлетворительной, в результате чего реализация продукции, основанной на этих разработках, снизилась, финансовое положение таких компаний стало ухудшаться. К концу 50-х годов надежды на получение крупных прибылей технологическим путем окончательно рухнули. Эволюционное изменение технологии компании, основанное на достижениях науки, не обеспечивало рост прибыли.

Вместе с тем многие компании в погоне за удовлетворением спроса потребителя потеряли свое «технологическое лицо», в результате чего конкуренция стала приводить к резкому ухудшению конъюнктуры и уменьшению их прибылей: все компании делали одно и то же и примерно одинаковыми способами. Между тем для коммерческого успеха необходимо, чтобы потребность удовлетворялась данным предприятием уникальным образом, дабы не подвергать себя угрозе со стороны конкурентов.

Когда жизненный цикл технологии заканчивается, один конкурент приближается к пределу возможностей своей технологии, в то время как другие (возможно, с меньшим опытом) изучают новые альтернативные технологии. Периоды перехода от одной группы продуктов (технологии) к другой и есть технологические разрывы. Переход от электронных ламп к полупроводникам, от винтовых самолетов к реактивным, от натуральных моющих средств к синтетическим и т.д. – это примеры технологических разрывов (скачков).

Появление новых знаний, на которых базируются новые технологии, зачастую происходит вне поля влияния и даже поля зрения ведущих в данный момент компаний. Возникает повод для технологической атаки, которая часто приводит к успеху.

Чтобы этого не происходило, крупные фирмы должны не дожидаться, пока из-за их плеча появится вооруженный новыми знаниями потенциальный конкурент, а организовывать самостоятельный поиск в новых областях. Заметим, что этот поиск может вестись как в сфере научных разработок, так и в сфере «человеческого фактора» – людей, способных стать генераторами новых (и опасных для компании) знаний. «Поглотив» такого человека, компания может дать ему возможность продолжать исследования или не делать ничего, минимизируя в обоих случаях размер и скорость приближения опасности. Изобороняющегося предприятие с такой стратегией превращается в атакующее. (Описание подобного процесса, протекающего, правда, не в промышленной сфере, приведено в «Театральном романе» М.Булгакова.)

В настоящее время в промышленности России имеется достаточное количество предприятий технологического типа, в последние годы образовалось значительное число предприятий конъюнктурного типа, многие предприятия стремятся приобрести черты предприятий маркетингового типа. Предприятий четвертого типа – технологической атаки – в нашей промышленности, как уже говорилось, практически нет (к ним с большой натяжкой могут быть отнесены крупнейшие предприятия аэрокосмической отрасли). Даже однократный переход на новую технологию не рассматривается предприятиями как приоритетное направление развития (по данным обследования Российского фонда поддержки кадров летом 1996 г., лишь 6,8% руководителей предприятий относят технологические инновации к приоритетным). Между тем без создания таких предприятий Россия не сможет занять достойное место в современном индустриальном мире.

Сейчас для подъема экономики страны, прежде всего реального производства, необходима активизация деятельности предприятий первого типа и создание предприятий технологической атаки. Первые обеспечивают спрос на рынке эволюционных технологий, вторые за счет конкурентной борьбы и внутрифирменного конкурентного предпринимательства (интрапренерства) стимулируют спрос на рынке «революционных» технологий, т.е. на рынке технологических скачков.

В этой связи возникает много разнообразных проблем. За последние годы практически все предприятия вынуждены были радикально сократить объемы опытно-конструкторских, технологических и научно-исследовательских работ. Соответствующие отделы на предприятиях ликвидированы или сведены к минимуму, финансирование сторонних НИОКР близко к нулю. Финансовых средств, необходимых для реанимации прикладной науки, государство не имеет. Как же выйти из сложившегося положения? В ряде случаев выход лежит на путях стратегической концентрации, т.е. согласования компонент комплексной стратегии на решении технологических задач восстановления (создания) полного воспроизводственного цикла в части (инновационного) воспроизводства технологии.

В комплексной стратегии предприятия необходимы мероприятия, направленные на:

·   включение в структуру предприятия инновационных подразделений (организационная стратегия, стратегия реструктуризации); 

·   укрепление связей предприятия с научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими и проектными организациями, в том числе связей договорного типа, освобождая при определенных условиях соответствующие затраты от налогообложения в составе прибыли, и связей интеграционного типа, поощряя формирование финансово-промышленных групп с участием таких организаций (интеграционная стратегия); 

·   участие банковских структур в реструктуризации и обновлении промышленности путем выдачи специальных «инновационных кредитов» на льготных для предприятия условиях, но при строгом контроле за выполнением инновационных планов. Для этой цели следует разработать методику подготовки «инновационного бизнес-плана», соответствующим образом модифицировав структуру и методику бизнес-планов проектного и прогнозного типов. Банки, осуществляющие такую деятельность в достаточных масштабах, могут пользоваться особыми преференциальными условиями деятельности (финансово-инвестиционная стратегия, );

·   приоритетное использование (в тех случаях, когда это возможно) в инновационном процессе на предприятиях отечественных, в том числе собственных, технологических разработок и отечественного оборудования вместо приобретения зарубежной техники.

 

 

 

 

 

3.Рекомендуемая технологическая стратегии в соответствии с целями и задачами в функциональной сфере деятельности.

 

Основными целями предприятия ООО «СГК-Бурение» являются:

 

     занять в отрасли лидирующее положение в области технологии;

     добиться максимального использования имеющихся сырьевых, людских и финансовых ресурсов;

     повысить прибыльность своих операций;

     добиться максимально возможного уровня занятости.

В результате деятельности деловая политика определенного предприятия ООО «СГК-Бурение» превращается в конкретный план действий по ее осуществлению, который включает три этапа:

1.                  установление своевременных четких количественных показателей, которых собирается достичь фирма в результате своей основной цели деятельности;

2.                  определение основных стратегических направлений и действий, которые предприятие должно осуществлять для достижения поставленных целей. При этом во внимание принимается два основных фактора:

                    каким образом и в какой степени на предприятие в процессе его деятельности будут воздействовать внешние факторы;

                    каковы имеющиеся слабые стороны предприятия и его внутренние возможности. В какой степени будут преодолены первые, а вторые потенциально использованы;

3.                  разработка гибкой системы долгосрочного планирования, вписывающейся в структуру деятельности предприятия (определение стратегии, которая обеспечит достижение поставленных целей).

В соответствии с целями и задачами в функционально сфере деятельности предприятию ООО «СГК - Бурение» можно порекомендовать следующую технологическую стратегию:

Необходимо стремится в средне и долгосрочных перспективах к расширению спектра выполняемых работ по обустройству скважин, изменения стоимости оборудования и материалов, необходимости обеспечения технического перевооружения компании.

Ужесточение конкуренции на внутреннем рынке вынуждает руководителей ООО «СГК-Бурение» принимать дополнительные меры по повышению конкурентоспособности продукции. Во-первых, это внедрение современных технологических процессов бурения. Одним из путей повышения конкурентоспособности оказываемых услуг является снижение энергетических затрат при строительстве скважин .

Необходимо отметить, что применение более эффективных организационных и строительных технологий при проведении реконструкции, позволит снизить сроки строительства. А продуктивная работа маркетологов, совместно с ускорением темпов освоения новых мощностей добавит к этому еще и снижение сроков освоения. Что вкупе даст гораздо меньшее время замораживания капитала, а значит и большую отдачу.

Дополнительную ценность инвестиционному проекту (в случае его реализации) придают нижеуказанные пункты:

                 востребованность высокого научного потенциала;

                 внедрение современных ресурсосберегающих технологий производства;

                 улучшение экологических показателей;

                 повышение конкурентоспособности завода вследствие проводимой диверсификации, в том числе из-за значительно меньшей, нежели устоявшиеся запланированной цены реализации продукции;


Заключение

 

В заключении, необходимо отметить, что со все большим ускорением в странах с рыночной экономикой темпов научно-технического и социально экономического развития, усилением элементов неопределенности и непредсказуемости во внешних отношениях большинство компаний стремятся перейти от потокового внутрифирменного к стратегическому планированию. Выработка и реализация фирменной стратегии, которая могла бы лучше соответствовать быстро изменяющимся внешним условиям, стала исключительно важной частью деятельности руководства большинства компаний. Поскольку реализация процесса стратегического планирования позволяет руководству компании четко увидеть и продумать перспективу жизнедеятельности предприятия, определить его стратегические преимущества перед другими компаниями заранее. Проводя аналитическую работу, направленную на создание информационной базы для выработки стратегии развития фирмы, менеджеры имеют уникальную для старых методов планирования возможность значительного снижения влияния факторов неопределенности на работу организации.

Некоторые предложения по использованию внутреннего потенциала, устранению слабых сторон рассматриваемой организации, а также направленные на предупреждение внешних угроз и своевременное использование благоприятной внешней обстановки были рассмотрены при формировании возможной стратегии развития ООО «СГК-Бурение». В третьей главе даны рекомендации по поводу технологической стратегии организации, путей оптимального использования внутрипроизводственных резервов

Однако, важно заметить, что самая талантливая стратегия и проработанные проекты могут быть загублены в результате неумелой их реализации. Поэтому крайне важным представляется проведение реорганизации предприятия с целью обеспечения адаптации его возможностей к выбранной стратегии. Этого можно достичь, непременно используя накопленный отечественными специалистами опыт по реинжинирингу и реструктуризации. Рекомендуется обратить внимание на консалтинговые агентства, которые могут помочь заводу перейти на новый уровень развития.

 


Список использованных источников

Информация о работе Технологическое развитие потенциала предприятия