Сущность предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 10:00, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство - это поиск новых сфер рационализации и выгодного вложения ресурсов, осуществление новых комбинаций в производстве, движение на новые рынки, создание новых продуктов. Оно нацелено на получение прибыли сверх среднего уровня путём наиболее полного удовлетворения потребностей на основе достижения успеха и лидерства в той или иной сфере экономической деятельности в создании новой продукции и технологии, в производстве или маркетинге. Неотъемлемой частью предпринимательства являются предвидение, обоснованный риск и стратегическое управление.

Содержание работы

-Введение………………………………………………………………………………………. стр.2
-1. Сущность предпринимательства ……………………………………………… стр.4
-2. Методы управления предпринимательством…………………………. стр. 6
-3. Понятие, цели и задачи предпринимательства ………………………стр.10
-4.Функции управления………………………………………………………………….. стр.20
-Заключение …………………………………………………………………………………….стр.27
-Список использованных источников ……………………………………………..стр.28

Файлы: 1 файл

курсовая работа 1.docx

— 60.21 Кб (Скачать файл)

В числе организационно-правовых форм  предпринимательства различают товарищества, общества, кооперативы. К основным организационно-экономическим формам можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы (ФГП), холдинги.

 

Производственное  предпринимательство

Производственное  предпринимательство можно назвать ведущим видом  предпринимательства. Здесь осуществляется производство продукции, товаров, работ, оказываются услуги. К производственному  предпринимательству относятся инновационная, научно-техническая деятельность, непосредственно производство товаров и услуг, производственное их потребление, а также информационная деятельность в этих областях.

Любой  предприниматель, вознамерившийся заняться производственной деятельностью, прежде всего, должен определить, какие конкретно товары он будет производить, какие виды услуг оказывать. Затем  предприниматель приступает к маркетинговой деятельности. Для выявления потребности в товаре он вступает в переговоры с потенциальными потребителями – покупатели товаров, с оптовыми или оптово- розничными торговыми организациями. Формальным завершением переговоров может служить контракт, заключенный между  предпринимателем и будущими покупателями товара. Такой контракт позволяет свести к минимуму  предпринимательский риск. В противном случае  предприниматель начинает производственную деятельность по выпуску товара, имея лишь устную договоренность. В условиях сложившихся рыночных отношений на Западе устная договоренность, как правило, служит надежной гарантией и в последующем, при необходимости, может быть оформлена в виде контракта, сделки. Значительно сложнее положение в нашей стране. В условиях лишь формирующихся рыночных отношений надежность устной договоренности очень невелика, а риск существенно высок.

Следующий этап производственного  предпринимательства -приобретение или аренда факторов производства. К факторам производства относятся производственные фонды, рабочая сила и информация.

Производственные фонды подразделяются на основные и оборотные.

Для начала производственной деятельности  предпринимателю надо иметь необходимый сторонний капитал. Если такого капитала нет, то он обращается в коммерческий банк или к какому-либо обладателю свободных денежных средств за получением кредита. Можно избрать и другой путь – получение  предпринимателем факторов производства (помещений, оборудования, сырья, материалов, информации и др.) в кредит. Однако в любом случае  предприниматель должен будет вернуть кредитору денежную сумму, полученную в кредит факторов производства плюс проценты за пользование кредитом.

 

Денежные субсидии, как правило, на льготных условиях могут и должны предоставлять  предпринимателю, особенно начинающему, государственные структуры. Однако на практике малому  предпринимательству не выделяют даже тех средств, что заложены в бюджете страны на эти цели.

В производственной  предпринимательской деятельности косвенно участвуют федеральные и муниципальные финансовые органы, налоговая инспекция, налоговая полиция. Они выполняют чисто фискальную функцию, изымая у  предпринимателя в федеральный и местный бюджеты налоги, обязательные платежи, отчисления, штрафы, пошлины и т.п.

Коммерческое  предпринимательство

 

Коммерческое  предпринимательство характеризуется тем, что его содержание составляют товарно-денежные, торгово-обменные операции, т.е. имеет место перепродажа. В качестве исходной стадии технологии стоит выбор – что покупать, что перепродавать и где цена реализации должна быть выше закупочной цены, спрос на предполагаемый товар должен быть достаточным.

Полем деятельности коммерческого  предпринимательства служат товарные биржи и торговые организации. Товарная биржа - это разновидность оптового товарного рынка без  предпринимательского осмотра покупателем образцов и заранее установленных минимальных партий товаров. На товарной бирже добровольно объединяются коммерческие посредники и их служащие для проведения торговых операций по совместно разработанным и соблюдаемым правилам. Цель такой биржи – создать механизм управления свободной конкуренцией и с её помощью, с учётом изменения спроса и предложения, выявить реальные рыночные цены.

Товарная биржа – наиболее развитая форма регулярно функционирующего оптового рынка массовых заменителей товаров (зерна, угля, металла, нефти, леса и т.д.), продающихся по стандартам. Подробные биржи много лет действуют во всех экономически развитых странах. Классическими примерами служат такие специализированные товарные биржи, как Лондонская (цветные металлы), Ливерпульская (хлопок), Сингапурская (каучук) и др.

Помимо проведения обычной торговли с фактическими поставщиками товаров на товарных биржах широко распространено заключение соглашений при так называемых фьючерских сделках. Такие сделки предполагают уплату денежной суммы за товар по цене, установленной в контракте, через определённый срок после заключения сделки.

Товарные биржи выполняют следующие основные функции:

- оказание посреднических  услуг по заключению торговых  сделок;

- упорядочение товарной  торговли, регулирование торговых  операций и разрешение торговых  споров;

- сбор и публикацию  сведений о ценах, состоянии производства  и других факторах, оказывающих  влияние на цены.

 

Большую часть оборота товарных бирж составляют сделки не с наличным товаром (так называемые кассовые сделки), а с будущим товаром или по договорам поставки (срочные сделки). Товарные биржи могут быть закрытыми или открытыми. В торгах на закрытых биржах могут принимать участие только брокеры – биржевые посредники между покупателем и продавцом, а в торгах на открытых биржах участвуют также посетители. По характеру биржевых операций товарные биржи подразделяются на биржи реального товара и фьючерсные, на которых осуществляются лишь фьючерсные сделки.

Операции по купле-продаже товаров и услуг. Основное содержание коммерческого  предпринимательства составляют операции и сделки по купле-продаже, другими словами, по перепродаже товаров и услуг. Общая схема коммерческого  предпринимательства в определенной мере аналогична схеме производственно- предпринимательской деятельности. Однако в отличие от нее здесь вместо материальных ресурсов приобретается готовый товар, который затем реализуется потребителю. Таким образом, вместо производства продукции имеют дело с получением готового продукта.

В общем виде программа любой коммерческой сделки включает:

- наем работников для  выполнения торгово-посреднических  услуг (закупки товаров, его транспортировки, продажи, проведения рекламной работы, оформления необходимых документов);

- приобретение или наем  помещений, складов, баз, торговых точек, необходимых для хранения и  реализации товара;

- закупку товара для  последующей его продажи;

- привлечение денежных  средств в кредит для финансирования  сделки и последующий возврат  кредита и процентов за пользование  им;

- получение и оплату  услуг сторонних организаций  и лиц, выполняющих посреднические  функции;

-получение или приобретение  необходимой информации, требуемой  для планирования, оформления и  регулирования сделки;

- реализацию товаров покупателю  и получение выручки;

- регистрацию сделки, выплату  налогов и платежей федеральным  и муниципальным финансовым органам.

Все важнейшие мероприятия коммерческой сделки увязываются между собой по срокам, и, где это, возможно, предусматривается параллельно-последовательная методика проведения операций. В заключение разрабатывается бизнес-план и укрупненный координационный план действий. Для крупных и продолжительных сделок рекомендуется разработать план-график выполнения работ с указанием сроков и исполнителей.

 

Финансовое  предпринимательство

 

Как уже ранее говорилось, что основное поле деятельности финансового  предпринимательства представляют коммерческие банки и фондовые биржи.

Коммерческий банк – это финансово-кредитное учреждение акционерного типа, кредитующее на платной основе преимущественно коммерческие организации и осуществляющее приём денежных вкладов (депозитов) и другие расчётные операции по поручению клиентов. Источник доходов коммерческого банка – разница между процентными ставками депозитных (привлечённых) и ссудных средств.

Операции коммерческих банков делятся на три группы: пассивные (привлечение средств); активные (размещение средств) и комиссионно-посреднические (выполнение различных операций по поручению клиентов с уплатой комиссии).

Особенность деятельности коммерческих банков в России состоит в том, что они привлекают средства предприятий на значительные сроки, а дают взаймы на относительно короткие сроки. Эти банки подвержены риску коммерческого характера, так как обязаны выплатить своим кредиторам деньги в заранее определённый срок с установленными процентами. Поскольку предоставленные коммерческим банком кредиты могут быть по тем или иным причинам не возвращены вовремя, банк должен иметь определённые резервы.

Другая особенность коммерческих банков в современной России заключается в том, что большинство из них не имеют возможности предоставлять значительные долгосрочные кредиты, поскольку чаще всего не располагают необходимыми средствами. Не случайно доля долгосрочных кредитов, выданных коммерческими банками, составляет лишь 3% всех активов. Между тем главным источником доходов коммерческих банков экономически развитых стран служат долгосрочные кредиты. Отсюда и неустойчивость доходов коммерческих банков России, а нередко и их банкротство.

Под фондовой биржей понимается организационно оформленный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг, способствующий повышению мобильности капитала и выявлению реальной стоимости активов.

Принцип функционирования фондов биржи базируется на оперативном регулировании спроса и предложения. Здесь проводятся так называемые котировки ценных бумаг. Они состоят в регулярной оценке специалистами котировочного отдела биржи курсов покупателей и курсов продавцов по всем ценным бумагам, которые проходят через биржу. При этом текущие курсы постоянно демонстрируются на световом табло биржи и регулярно публикуются в специальных бюллетенях. Текущие курсы показывают, по какой цене в данный момент на данной бирже можно купить или продать определённые акции. Эти цены, пересчитанные по специальной формуле, служат основной для получения индексов биржевой активности – своеобразных барометров экономической конъюнктуры.

 

Консультативное  предпринимательство

 

 Консультант – это  специалист в определённой области, дающий советы по вопросам  своей специальности. В зарубежной  практике коммерческая; платная  консультация по вопросам управления  получения название консалтинг. По определению Европейской федерации  ассоциаций консультантов по  экономике и управлению, менеджмент-консалтинг  заключается в предоставлении  независимых советов и помощи  по вопросам управления, включая  определение и оценку проблем  и/или возможностей, рекомендацию  соответствующих мер и помощь  в их реализации.

Первые консультационные компании по управлению появились более 100 лет тому назад.

Консультантов по управлению привлекают для того, чтобы снять неопределённость, возникающую на разных стадиях процесса подготовки, принятия и реализации ответственных управленческих решений. Именно ростом неопределённости и сложности среды бизнеса обусловлен громадный рост спроса на консалтинговые услуги в мире за последние 10 лет. Все эти годы среднегодовые темпы роста объема продаж в этой отрасли более чем в 2 раза превышали средние темпы роста бизнеса в целом.

В промышленно развитых вложения средств в интеллектуальный капитал в форме консалтинговых услуг считаются не менее эффективными, чем вложения в новое оборудование или в передовую технологию. В России в современных условиях подобного отношения к консалтингу не наблюдается. Более того, имеющийся интеллектуальный потенциал в области экономики и управления используется далеко не полностью. Наблюдается парадоксальная ситуация: большинство предприятий находится в тяжёлом экономическом положении по причинам нередко организационно-управленческого характера, неприспособленности к рыночным условиям и не использует при этом имеющийся интеллектуальный потенциал.

Те руководители, которые своевременно прибегли к помощи консультантов, уже ощутили пользу и экономический эффект финансово-хозяйственного анализа, разработки программ оздоровления, активного маркетинга, разработки инвестиционной и финансовой политики.

Консалтинговые услуги могут осуществляться и в форме устных разовых советов. Однако чаще всего они предоставляют в виде консалтинговых проектов, включающих следующие основные этапы управления:

- выявление проблем (диагностику);

- разработку решений, проекта;

- осуществление решений, проекта.

Заключительный этап в зависимости от объёма проекта может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев. Иногда контакты с клиентом могут быть и многолетники.

Методы консультирования могут быть различными. Наиболее известны три их вида: экспертное, процентное и обучающее.

Экспертное консультирование – наиболее пассивная форма консалтинга. Здесь консультант самостоятельно осуществляет диагностику, разрабатывает решения и рекомендации по их внедрению. Клиент при этом лишь обеспечивает консультанта необходимой информацией.

 

При процентном консультировании специалисты консалтинговой фирмы на всех этапах разработки проекта активно взаимодействуют с клиентом, побуждая его высказать свои идеи, предложения. Консультанты вместе с клиентом анализируют проблемы и разрабатывают предложения.

Главная задача специалистов обучающего консультирования – подготовить почву для возникновения идей и выработки решений. С этой целью они проводят у клиента лекции, семинары, разрабатывают для него учебные пособия, предоставляя тем самым всю необходимую теоретическую и практическую информацию. На практике в чистом виде ни один из перечисленных методов консультирования не применяется; как правило, используются комбинации всех трёх методов.

Информация о работе Сущность предпринимательства