Сущность предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:29, реферат

Описание работы

Содержание предпринимательства не может быть сведено к какому-либо одному из присущих ему признаков. Анализ экономической природы предпринимательской деятельности показывает, что она представляет собой особый тип хозяйственного поведения, содержательная сторона которого состоит в способности хозяйствующего субъекта реагировать на потенциальный источник выгоды, то есть увидеть и реализовать открывшиеся возможности. Притом способности, обусловленной не личностными чертами предпринимателя, а теми особыми отношениями, в которые он вступает в процессе движения к своей цели.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 31.68 Кб (Скачать файл)

1.1. Сущность предпринимательства

История доказала, что предпринимательство всегда будет важнейшей частью экономической системы цивилизованного общества. Поэтому переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает развитие предпринимательства.

Содержание  предпринимательства не может быть сведено к какому-либо одному из присущих ему признаков. Анализ экономической  природы предпринимательской деятельности показывает, что она представляет собой особый тип хозяйственного поведения, содержательная сторона  которого состоит в способности  хозяйствующего субъекта реагировать  на потенциальный источник выгоды, то есть увидеть и реализовать  открывшиеся возможности. Притом способности, обусловленной не личностными чертами  предпринимателя, а теми особыми  отношениями, в которые он вступает в процессе движения к своей цели.

Поскольку указанные отношения – условия  конкурентного взаимодействия с  другими предпринимателями, то содержательный момент предпринимательской деятельности трансформируется в стремление предпринимателя к созданию для себя лучших условий хозяйствования, что находит свое выражение в обретении конкурентных преимуществ. Следовательно, можно предположить, что стремление к созданию новых или укреплению имеющихся конкурентных преимуществ является одним из свойств предпринимательства. Причем таким свойством, которое, с одной стороны, раскрывает содержательную сторону предпринимательской функции – завоевание преимуществ, с другой же – отражает специфичность предпринимательства как типа хозяйственного поведения – борьбу за лучшие условия хозяйствования.

Сущность  предпринимательства, по мнению автора книги « Основы национальной экономики» заключается в борьбе за конкурентные преимущества ради получения материальной (коммерческой) выгоды. За словом "предпринимательство" стоит "дело", предприятие, производство продукта (полезной вещи) или услуги (невещественного продукта). Часто предпринимательскую деятельность называют бизнесом.

Установление  сущности предпринимательства поможет  дать его определение как экономической  категории.

Предпринимательство – это инициативная, связанная  риском и направленная на завоевание и удержание конкурентных преимуществ деятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собственности.

Из  этого определения можно сделать  несколько выводов:

  • Во-первых, предпринимательство может полностью себя реализовывать только при наличии конкуренции;
  • Во-вторых, достижение цели предпринимательской деятельности (получение выгоды) – это результат реализации конкурентных преимуществ.

Предпринимательство - неотъемлемая часть хозяйственной  деятельности руководителей и специалистов предприятий. Коммерческих и финансовых организаций. Однако до самого последнего времени эта важнейшая функция  управления экономикой очень слабо  освещалась не только в российской, но и в зарубежной литературе. Наука  стороной обошла этот активный вид  человеческой деятельности, отдав его  на откуп народному творчеству. С целью оказать помощь предпринимателям американские специалисты Роберт Хизрич и Майкл Питерс написали серию книг под общим названием «Предпринимательство» - некоторое подобие учебника для начинающих.

При этом, как отмечают авторы, они столкнулись  с отсутствием четкого определения  этого понятия. Что такое предпринимательство? Изучив вопрос, начиная со средних  веков, Хизрич и Питерс пришли к выводу что «предпринимательство - это процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель - это человек, который затрачивает на это все силы, и берет на себя весь риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым». Подобное определение с явной окраской романтизма вряд ли дает достаточно точное представление о предпринимательстве. Главная задача всякого предпринимателя, заключается в получении дохода на вложенный труд и капитал.

В Законе Российской Федерации «О предприятии  и предпринимательской деятельности»  отмечается, что «предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную  деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли». Вероятно, справедливо, что этот закон  не применяется по отношению к  юридическим лицам, гражданам и  их объединениям, занимающимся деятельностью, не преследующей цели получения прибыли. Предпринимательская деятельность в этом Законе взаимосвязана с  деятельностью предприятия, вследствие чего «статус предпринимателя приобретают  посредством регистрации предприятия». Однако в Гражданском кодексе  РФ предусматривается индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица, которая осуществляется в рамках общих правил предпринимательства, регулирующих деятельность юридических  лиц. В современном мире предприниматель - это человек, способный понять перспективу и потребности рынка и сочетать это понимание со знаниями в области управления производством и использованием производственных ресурсов в расчете на получение дохода.

Открыть свое дело предприниматель может  в любой сфере экономики, приносящей доход. Наиболее привлекательными из них, с точки зрения предпринимателя, можно считать: производство; коммерцию; финансы; интеллектуальный комплекс. Главное  содержание предпринимательства в  сфере производства заключается  в нахождении и формировании спроса на продукты (выполненную работу, оказанные  услуги) и удовлетворении его путем  изготовления (создания) и продажи  продуктов (выполненных работ, оказанных  услуг) в качестве товара. Безразлично, сам ли предприниматель организует производство этих товарок или выступает  в качестве посредника между производителем и потребителем. Отличает предпринимательскую  деятельность от других некоммерческих структур, прибыль, получаемая как разница доходами и затратами предпринимателя.

Предпринимательская деятельность имеет высшие цели. Это  цели вызвавшие необходимость, ее проведения. Из множества высших целей, выделяют две первоочередные. Первая - деятельность ради получения прибыли путем  наполнения рынка товарами, услугами, продукцией. Вторая - снижение затрат при  удовлетворении конкретных заказов.

Характерным признаком предпринимательских  экономических отношений является хозяйственный риск. Риск постоянно сопутствует бизнесу. Риск формирует особый способ мышления и поведения, психологию предпринимателя. Условия существования требуют от него высокой деловитости и динамизма, духа соперничества. Взлеты и падения неизбежны на этом пути. По оценке специалистов, из ста проходящих проверку новых идей реальное применение находят не более двух. По словам Джеймса Бэрка из компании "ДЦ", одно из правил его фирмы гласит: "Вы должны быть готовы к неудаче". Право на ошибку обязывает осуществить все возможное для предупреждения неоправданного риска.

Не  всякий мелкий бизнес является предпринимательским. Чтобы быть предпринимательским, предприятие  должно обладать особыми свойствами вдобавок к тому, что оно небольшое и новое. Предпринимателя характеризует то, что он пытается создать что-то новое и отличное от уже имеющегося, изменяет и преобразует ценностные установки.

Еще один характерный признак предпринимательства  заключен в его принадлежности к  относительно кратковременным, тактическим  способам действия. Предпринимательство  в узком смысле слова не относится  непосредственно к экономической  стратегии, рассчитанной на долговременный период. Однако и в стратегических проектах могут присутствовать предпринимательские  идеи и отдельные очаги предпринимательства. Так, к примеру, если долговременный проект ставит своей основной целью  получение прибыли, сопряжен с риском и ответственностью, основан не на тривиальных идеях, его правомерно считать предпринимательским. Однако в большинстве случаев предпринимательские  действия вписываются в относительно кратковременные сделки.

Предпринимательская деятельность представляет собой совокупность последовательно или параллельно  осуществляемых сделок, каждая из которых  ограничена сравнительно непродолжительным, четко очерченным временным интервалом. Сделка - основной кирпич, из которого строится предпринимательское здание.

При этом под сделкой понимается основанное на письменном договоре или устном соглашении взаимодействие двух или нескольких хозяйствующих субъектов в интересах получения взаимной выгоды. Гражданский кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 21 октября 1994 г. и одобренный Советом Федерации, определяет сделку следующим образом: "Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей".

Обобщая все выше изложенное, можно выделить необходимые (базовые) и возможные (вторичные) свойства предпринимательства. К необходимым (базовым) следует отнести организационно-хозяйственное новаторство и экономическую свободу. Другие характеристики (риск, принятие решений, владение ресурсами, лидерство и т.д.) являются возможными (вторичными) свойствами предпринимательства.

1.2. Факторы, влияющие на развитие  предпринимательства

На  современном этапе развития экономики  можно выделить основные факторы, оказывающие  влияние на развитие предпринимательства, и выявить их основные черты. Влияние  этих факторов происходит комплексно, и в зависимости от того будет  оно положительным или отрицательным, зависит дальнейшее развитие предпринимательской деятельности, роль предпринимательства в экономике страны, региона или города. А.В. Порохин в своей статье указывает следующие факторы:

  • Концентрация производства (конкуренция, монополия). Конкуренция является одним из важных стимулов развития предпринимательства, обеспечивая рыночное соперничество, при котором предприниматель стремится не только сохранить, но и расширить производство, совершенствуя технику, технологию, повышая качество своей продукции, снижая затраты на производство, расширяя ассортимент продукции. Таким образом, конкуренция является двигателем экономического прогресса. В поддержку конкуренции в разных странах мира прилагаются антимонопольные законодательные акты. Первый подобный закон был принят в США в 1890 году и получил название Антитрестовского закона Шермана. Суть его сводилась к запрещению монопольных объединений и различных сговоров, направленных на ограничение торговли.

Антипод конкуренции –  монополия, которая возникает на основе концентрации производства, а  также сбыта определённой продукции. Монополия является серьёзным препятствием для развития предпринимательства, поскольку при монополии снижается  качество продукции, игнорируются достижения НТП, искусственно увеличиваются цены, обеспечивая сверх прибыли монополистам, снижается эффективность производства, устраняются конкуренты, что вызывает разрушение рынка.

  • Государственное регулирование экономики (налоговая политика, нормативные правовые акты, государственный бюджет). Изменения налоговой базы, ставок, льгот и скидок, регулирующие предпринимательскую деятельность, будет зависеть уровень предпринимательской инициативы. В случае снижения налогов и сборов активность предпринимателей будет увеличиваться и, наоборот, в случае увеличения уменьшаться. Таким образом, налоговые послабления со стороны государства способствуют развитию предпринимательства.

Посредством нормативных  правовых актов государство регулирует предпринимательскую деятельность. Благоприятными факторами развития предпринимательства являются такие законодательные акты, как упрощённая и ускоренная процедура открытия и регистрации предприятий, создание центров поддержки предпринимательства, антимонопольное законодательство, разработка и осуществление программ, стимулирующих экономический рост.

Государство регулирует предпринимательскую  деятельность через бюджет путём  предоставления государственных заказов  фирмам, выдачи ссудного процента. С  сокращением государственных заказов предпринимательская активность идёт на убыль, а с увеличением, соответственно, способствует плодотворному развитию предпринимательства. При понижении ссудного процента  предприниматель стремится воспользоваться «дешёвыми» деньгами и вкладывает их в производство, способствуя увеличению темпов экономического роста. При увеличении ссудного процента падает предпринимательская активность, и снижаются темпы роста.

  • Финансово-кредитная политика. Целью финансово-кредитной политики является финансирование и инвестирование предпринимательства. Потребности предпринимателя в денежных средствах должны удовлетворяться за счёт получения кредитов в банке. Льготное кредитование и выдача без процентных ссуд на долгосрочный период увеличивает предпринимательскую активность, позволяет предпринимателю вкладывать дополнительные финансовые средства в производство, что способствует положительной динамики развития предпринимательства. Финансовая поддержка также может осуществляться и при помощи фондов поддержки предпринимательства, бюджетов всех уровней, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества. В свою очередь государство должно предоставлять определённые налоговые льготы финансово-кредитным учреждениям, осуществляющим льготное кредитование, выдачу беспроцентных ссуд, факторинговые и лизинговые операции, то есть способствовать положительной тенденции развития предпринимательства.
  • Научно-технический прогресс. Научно-технический прогресс является одним из основных факторов повышения эффективности предпринимательской деятельности. Уровень развития предпринимательства будет зависеть от того «в ногу ли со временем» идёт предприниматель. Достижения НТП позволяют совершенствовать технику и технологию производства, выбирать наиболее целесообразную организацию  производства,  следовательно, оказывать положительное влияние на развитие предпринимательства. Пренебрежение и отказ от научно-технического прогресса снижает конкурентоспособность фирмы, ухудшают её экономические показатели (прибыль, рентабельность, издержки производства, себестоимость, производительность и т. д.) и отрицательно сказываются на развитии предпринимательства.
  • Кризисные явления. Для экономики характерна цикличность, то есть повторение кризисов примерно один раз в десять лет. Различные кризисы (промышленные, аграрные, машиностроительные, денежные, кризисы, связанные с перепроизводством продукции и т. д.) пагубно влияют на рост экономики и отрицательно сказываются на развитии предпринимательства. Продолжительность кризиса колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет. При кризисах характерно сокращение производства, безработица, инфляция.
  • Структура предпринимательства. Структура предпринимательства формируется под влиянием спроса и предложения на определённую продукцию и услуги. На то какая сложиться структура предпринимательства влияет и государство через законодательные акты, налоговую политику, государственный бюджет, поддерживая тот или иной вид предпринимательской деятельности. Потребности общества, в какой-то степени, удовлетворяются предпринимателем посредством производства необходимых товаров и оказание всевозможных услуг.
  • Информация. Информация играет важную роль в развитии предпринимательской деятельности. Предприниматель, владеющий точной информацией, полученной в короткие сроки, способен принимать более эффективные управленческие решения. Следовательно, чем полнее и достовернее будет информационная база предпринимателя, тем эффективнее сможет развиваться его предприятие. Можно сделать вывод, что полнота, точность, и оперативность получения информации предпринимателем приводит к положительной тенденции   развития  предпринимательства, а её отсутствие не только не развивает, но и тормозит дальнейший рост предпринимательской деятельности.
  • Географическое положение страны, региона и города. Зачастую предпринимательство формируется и получает дальнейшее развитие в зависимости от географического положение страны, региона и города. В каких-то странах приоритетное развитие получают такие отрасли, как туризм, торговля, промышленность, посредническая, финансовая деятельность и др. Географическое местоположение предприятия в какой-то мере влияет и на структуру предпринимательства.

Информация о работе Сущность предпринимательства