Сущность предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 21:48, реферат

Описание работы

Целью данной работы является определение понятия «Предпринимательство». Провести анализ его исторического пути и роли в социально-экономическом развитии общества, включая развитии Российского предпринимательства.
Задачи для достижения цели:
исследовать сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности (выявить отличительные черты, субъекты предпринимательства, условия необходимые для развития предпринимательства);
выявить основные виды и формы предпринимательской деятельности;
выявить пути развития предпринимательства в России

Содержание работы

Введение 2
1. Сущность предпринимательства. 4
1.1.Предпринимательство и его основные признаки. 4
1.2. Основные виды и формы предпринимательской деятельности 7
1.3.Функции предпринимательства. 11
1.4.Предпринимательство как экономический ресурс. 12
2. Развитие предпринимательства в России. 13
3. Нормативно-правовые основы предпринимательства 15
4. Роль в социально-экономическом развитии общества. 17
Заключение. 21
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

Suschnost_predprinimatelstva_i_ego_rol_v_sotsia.docx

— 71.79 Кб (Скачать файл)
  • концерны;
  • ассоциации;
  • консорциумы;
  • синдикаты;
  • картели;
  • финансово-промышленные группы;
  • холдинги.

Производственное предпринимательство можно назвать ведущим видом предпринимательства. Здесь осуществляется производство продукции, товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные духовные ценности.[7,C 25]

В условиях перехода к рыночной экономике эта сфера деятельности претерпела наибольшие негативные изменения:

  • распались хозяйственные связи;
  • нарушилось материально-техническое обеспечение;
  • упал сбыт продукции;
  • резко ухудшилось финансовое положение предприятий.

Вследствие этого широкому развитию производственного предпринимательства, особенно в сфере малого бизнеса, в ближайшие годы предстоит уделить наибольшее внимание.

Коммерческое предпринимательство характеризуется, прежде всего, тем, что определяющую роль в нем играют товарно-денежные, торгово-обменные операции. Они выражают основное содержание коммерческого предпринимательства. Суть этого вида предпринимательства представляют операции и сделки по купле-продаже, то есть перепродаже товаров и услуг.[5, C 14]

К числу особых видов коммерческого предпринимательства относится финансовое (финансово-кредитное), где объектом купли-продажи является весьма специфический товар — деньги, валюта, ценные бумаги. В условиях данного вида предпринимательства деньги и ценные бумаги служат основным объектом товарно-денежных отношений, превращая их в денежно-денежные, валютно-денежные. По сути, мы имеем дело с продажей одних денег за другие в прямой или косвенной форме.[5, C 20]

В последние десятилетия во всех развитых странах мира выделяется, обособляется самостоятельный вид предпринимательства – консультативный (консалтинг). Консалтинг выделен статистикой в отдельную отрасль. В США в этой отрасли занято около 700 тыс. человек, а годовой объем услуг составляет порядка 50 млрд долларов. Ни одно серьезное экономическое и управленческое решение не только в экономически развитых, но и в развивающихся странах не принимается без использования консультантов.

В России в настоящее время насчитывается несколько сотен частных консалтинговых фирм (для сравнения: в небольшой Голландии их насчитывается более 2000).[8, C 15]. Сопоставляя уровень его развития в нашей стране и в других экономически развитых странах, можно сделать вывод, что в ближайшие годы этому виду предпринимательской деятельности предстоит стремительное развитие в России.

Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы предприятия. Выбор формы зависит частично от личных интересов и профессии предпринимателя.

 Но в основном он определяется объективными условиями:

  • сферой деятельности;
  • наличием денежных средств;
  • достоинством тех или иных форм предприятий;
  • состоянием рынка.

Форма предпринимательства — это система норм, определяющая внутренние отношения между партнерами по предприятию, с одной стороны, и отношения этого предприятия с другими предприятиями и государственными органами — с другой.[9, C 188]

Существуют следующие основные формы предпринимательства:

  • индивидуальные,
  • коллективные,
  • корпоративные.

 

Указанные формы, в свою очередь, классифицируются на:

  • малые
  • средние;
  • крупномасштабные.

Индивидуальные формы без образования юридического лица в виде предприятия относятся к инициативному индивидуальному предпринимательству. Капитал предпринимателя не выделяется из его личного имущества. Риск распространяется на все его достояние. В целом индивидуальное предпринимательство занимает незначительное место в производственном секторе. Оно базируется главным образом на ручном труде и универсальных малопродуктивных средствах производства и в недостаточной степени использует научно-технический прогресс.

 

1.3.Функции  предпринимательства.

Важнейшими чертами предпринимательства является риск, мобильность и динамичность.

Сущность предпринимательства раскрывается через следующие функции:

  • предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов производства для создания товаров (работ, услуг) с целью получения прибыли;
  • предприниматель есть организатор производства. Определяет стратегию и тактику поведения фирмы, принимает ответственность за их проведение;
  • предприниматель - это новатор, так как внедряет новые нетрадиционные приемы, и способы увеличения прибыли;
  • предприниматель - это человек, не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения цели.

Характеризовать предпринимательскую деятельность, можно так, что он (предприниматель) готов взяться за всё, что потребитель готов платить деньгами.

Прежде чем реализовать товар, предпринимателю его необходимо либо получить от других, либо сделать самому, а лишь потом реализовать. [6, С.60].

 

1.4.Предпринимательство  как экономический ресурс.

Предпринимательство можно определить как экономический ресурс, в состав которого включаются предприниматели (владельцы предприятий, менеджеры, не являющиеся собственниками предприятий, организаторы бизнеса, сочетающие в одном лице владельцев и управляющих), предпринимательская инфраструктура, а также предпринимательская этика и культура.

Благодаря предпринимательству приходят во взаимодействие прочие экономические ресурсы – труд, капитал, земля, знание и информация. Инициатива, риск и умение предпринимателей, помноженные на рыночный механизм, позволяют с максимальной эффективностью использовать все прочие экономические ресурсы, стимулировать экономический рост.

Предпринимательская способность как ресурс имеет свою специфическую оплату – предпринимательский доход. В реальной хозяйственной жизни его трудно выделить, тем не менее, это не абстрактная экономическая категория. Предпринимательский доход – это та плата, которую получает предприниматель за свою организаторскую работу по объединению и использованию ресурсов, за риск убытков от использования этих ресурсов и за хозяйственную инициативу.

В экономической теории предпринимательский доход делят на две части – нормальную прибыль и экономическую прибыль. К первой относят как бы гарантированный доход предпринимателя, своего рода его заработную плату. Ко второй – плату за риск, инновации. Величина предпринимательского дохода колеблется, прежде всего, за счет второй составляющей.

Расширение и совершенствование предпринимательской деятельности прямо связано с возрастанием значения функций, выполняемых организаторами бизнеса.

Первая функция – ресурсная. Для любой хозяйственной деятельности необходимы объективные факторы (средства производства) и субъективные, личные (работники со своими знаниями и умениями). Вторая функция – организаторская. Ее существо: обеспечить такое соединение и комбинирование факторов производства, которое лучше всего способствует достижению поставленной цели. Третья функция предпринимателей – творческая, связанная с организационно-хозяйственным новаторством. Значение этой функции для бизнеса резко возросло в условиях современного научно-технического прогресса и развития неценовой конкуренции. В связи с усилением функции, связанной с инновациями (внедрением новинок в производство), создается новый экономический климат для предпринимательства. Быстро растет рынок научно-технических разработок или венчурного бизнеса, занятого внедрением новинок техники и технологий. Совершенствуется информационная инфраструктура предпринимательства – расширяется доступ к полезной информации в государственных органах, укрепляются патентно-лицензионные службы, развивается сеть банковых информационных данных, накапливаемых с помощью электронно-вычислительных машин, и др.[10, C 134]

 

2. Развитие предпринимательства в России.

 

Становление современного российского предпринимательства совпало с волной возрождения в 80-х годах предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование адекватных рыночной экономике хозяйственных субъектов в России происходило двумя способами. Во-первых, преобразование прежних государственных предприятий либо в приватизированные акционерные общества, либо в реорганизованные предприятия государственного сектора. Во-вторых, открытие новых частных предприятий.

Ко времени радикальных рыночных реформ преобладавшие в стране предприятия советского типа совершенно не были готовы к коренному изменению характера своей деятельности.

Во-первых, производственная база советских предприятий была ориентирована не на гибкую смену ассортимента выпускаемой продукции в соответствии со спросом, а на стабильное производство однородной продукции в больших масштабах.

Во-вторых, с переходом к рынку предприятия столкнулись с острым дефицитом оборотных средств.

В-третьих, организационная структура и кадровый состав предприятий не соответствовали задачам перехода к рыночной экономике. Отсутствие у многих предприятий развитых рыночных служб и собственной снабженческой и сбытовой сети было одним из факторов, вызвавших разрыв прежних хозяйственных связей.

Выходом из этих трудностей стала реструктуризация предприятий – комплекс мер, направленных на повышение экономической эффективности и рыночной конкурентоспособности. Реструктуризация наиболее важна для крупных государственных предприятий, испытывающих наибольшие трудности при рыночной трансформации. Различают организационную и финансовую реструктуризацию.

Организационная реструктуризация - это комплекс мер, направленных на приближение размеров предприятий к требованиям конкурентной рыночной среды. В этот комплекс могут входить дробление крупных предприятий с разделением основных видов деятельности, превращение неконкурентоспособных производств и сокращение излишних рабочих мест. В России организационная реструктуризация получила ограниченное распространение.

Финансовая реструктуризация – это меры по финансовому оздоровлению предприятий, включающие урегулирование задолженности путем банкротств, продажи активов, достижения договоренности с кредиторами по погашению долгов.

С точки же зрения становления новых предприятий одной из основополагающих проблем на начальном этапе реформ было отсутствие правового поля предпринимательства. Так Гражданский кодекс, регламентирующий базисные основы предпринимательской деятельности, появился только в 1994 г.

 

В настоящий момент значительной степени развитие предпринимательства сдерживается следующими обстоятельствами:

  • наличие административных барьеров в виде лицензий, патентов, расходов, связанных с регистрацией бизнеса. Несмотря на то, что суммы, необходимые для открытия нового предприятия или регистрации гражданина в качестве предпринимателя не являются запредельными, именно наличие бюрократических процедур связанных с приобретением статуса легального участника рынка зачастую затрудняет принятие решений о предпринимательской деятельности. Также не способствует развитию бизнеса и наличие многочисленных контролирующих органов, проверяющих предпринимательскую деятельность уже на этапе функционирования;

  • сложности с первоначальным капиталом, с поиском источников заемного капитала для начинающих предпринимателей, отсутствие государственного финансирования и субсидий для малого бизнеса не позволяет реализовать ряд предпринимательских идей;

  • высокая степень монополизации рынка, его сохраняющаяся криминализация в отдельных секторах отпугивают потенциальных начинающих предпринимателей;

  • отсутствие эффективной правовой системы, институтов защиты прав собственников, сращивание крупного бизнеса и власти на основании как старых постсоветских связей, так и уже сложившихся «отношений» в течение периода реформ не позволяют занять нишу вновь выходящим на рынок предприятиям вследствие уже сложившегося переделы собственности, отсутствия «отношенческого капитала» (связей) и деловой репутации, необходимых для финансирования деятельности за счет заемных средств.

Все вышеперечисленные обстоятельства не позволяют бурно развиваться малому и среднему бизнесу, индивидуальному предпринимательству в соответствие с имеющимся творческим потенциалом. В этом плане одной из наиболее существенных задач государства является создание новых и укрепление действующих институтов, способствующих развитию предпринимательства, в частности правовой системы, системы регистрации и контроля предпринимательской деятельности, системы консультативной и финансовой поддержки начинающих предпринимателей, организации «бизнес - инкубаторов» и т.д.[11]

 

 

3. Нормативно-правовые  основы предпринимательства

 

Основными законами, регулирующими предпринимательство в России, является новый Гражданский кодекс РФ и закон 1990 года «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Вышеуказанным документом определяются права и обязанности предпринимателя, а также гарантии предпринимательской деятельности, которые объединяются в едином понятии - правовое положение.

Информация о работе Сущность предпринимательства