Субъекты комерческой детальности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:05, реферат

Описание работы

Коммерческий сектор национального хозяйства обычно насчитывает огромное количество предприятий, которые для целей экономического анализа группируются по ряду существенных признаков. Наиболее распространенными является классификация по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.
Целью данной работы является рассмотрение различных участников коммерческой деятельности и особенностей их правового статуса при осуществлении ими прав и обязанностей.

Содержание работы

Введение 2
Понятие участников торговой деятельности 3
Виды субъектов коммерческого права 5
Организаторы товарного рынка 8
Оптовые торговые и посреднические организации 12
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

субъекты коммереческой деятельности.docx

— 57.70 Кб (Скачать файл)

Коммерческие торги выступают организаторами оптового оборота. Самые общие правила осуществления торгов предусмотрены несколькими статьями ГК РФ13. Торги осуществляются в форме конкурса или аукциона14.

Торгово-промышленные выставки служат для организации продаж изготавливаемых или впервые освоенных в производстве товаров по выставляемым образцам. На выставках устанавливаются торгово-хозяйственные связи между изготовителями и различными покупателями, осуществляется рекламный показ изделий новых видов или с улучшенными свойствами. Нормативная база организации торгово-промышленных выставок отсутствует.

Отдельного рассмотрения требуют  такие организаторы торговой деятельности, как торгово-промышленные палаты (ТПП). Особенности их правового положения определяются Законом РФ от 07.07.1993 № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации».

Согласно названному Закону торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и российских предпринимателей15. ТПП могут образовываться на территории одного или нескольких субъектов Федерации, но на одной территории может быть образована только одна торгово-промышленная палата.

Торгово-промышленные палаты выполняют  следующие задачи:

оказывают помощь российским предприятиям и предпринимателям, представляют и  защищают их интересы по вопросам, связанным  с осуществлением хозяйственной  деятельности, в том числе и  за границей;

содействуют развитию всех видов предпринимательской  деятельности с учетом экономических  интересов субъектов Российской Федерации, отраслей народного хозяйства  и предприятий;

организуют взаимодействие между  субъектами предпринимательской деятельности, их взаимодействие с государством в  лице его органов, а также с  социальными партнерами;

содействуют развитию системы образования  и подготовки кадров для предпринимательской  деятельности в Российской Федерации, участвуют в разработке и реализации государственных и межгосударственных программ в этой области;

оказывают предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационные услуги, содействуют в организации  инфраструктуры информационного обслуживания предпринимательства;

содействуют развитию экспорта российских товаров и услуг, оказывают практическую помощь российским предприятиям и предпринимателям в проведении операций на внешнем  рынке и освоении новых форм торгово-экономического и научно-технического сотрудничества;

принимают меры, в рамках предоставленных  им прав, к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции и  неделового партнерства;

содействуют урегулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями;

обеспечивают предоставление услуг, необходимых для осуществления  коммерческой деятельности иностранных  фирм и организаций;

выполняют другие задачи с учетом положений Международных договоров  Российской Федерации16.

Оптовые торговые и посреднические организации

От юридического вида следует отличать функциональный вид, определяемый местом в торговом обороте и основным содержанием деятельности. Эти различения совершенно не разработаны в правовой науке, хотя они стали уже общепринятыми  в практике.

Следует различать юридический вид (организационно-правовая форма) и функциональный вид организации. Наиболее четко функциональные различия закрепились в оптовой торговой и посреднической деятельности. Это объяснимо, поскольку на посредников приходится 75% товарооборота, как внутреннего, так и внешнего.

Торгово-посреднические организации  подразделяются на виды в зависимости  от выполняемых ими на товарном рынке  функций, характера совершаемых  операций с товаром, основных видов  используемых договоров и других оснований. Выделяют: 1) независимые оптовые торговые и посреднические фирмы, приобретающие право собственности на реализуемый с их участием товар; 2) посреднические организации, не приобретающие прав собственности на товар, а оказывающие в качестве основного вида своей деятельности услуги по доведению товара от изготовителя к потребителю; 3) специальные участники рынка, являющиеся организаторами торгового оборота.

В группу независимых посредников входят организации, приобретающие товар от своего имени и за свой счет. С учетом характера совершаемых операций среди них различают: фирмы-дилеры, торговые дома, дистрибьюторов, экспортные и импортные фирмы, стокистов (фирмы, действующие с использованием консигнационного склада), трейдеров и ряд других.

1) Дилер (от лат. «dealer» - торговец, агент) - лицо, осуществляющее биржевое или торговое посредничество за свой счет и от своего имени. Дилерами называются оптовые организации, специализирующиеся на торговле товарами определенных видов (товарных групп). При принятии на себя обязанностей продажи товаров какой-либо организации-изготовителя по соглашению с ней посредник становится дилером этой фирмы или, как чаще говорят, ее официальным дилером. Дилеры должны быть юридическими лицами. Также дилеры обладают самостоятельностью, т. е. совершают покупки и продажу товара от своего имени и за собственный счет.

Как торговый агент, он может закупать продукцию оптом и торговать  ею в розницу или малыми партиями. Обычно это агенты фирм - производителей продукции, выступающие в роли участников ее дилерской сети. С принятием  на себя обязанностей перепродажи товаров  определенной фирмы посредник становится ее «официальным дилером». Дилерские  компании - одна из наиболее распространенных разновидностей торгово-посреднических структур.

Разновидности дилеров:

универсальные (торгуют любым  товаром),

специализированные (торгуют  определенными видами товаров),

официальные (торгуют товаром  только определенного производителя),

эксклюзивные (являются единственными  представителями производителя  в данном

регионе и наделены исключительными  правами по реализации его продукции),

авторизованные (работают с  производителями на условиях договора коммерческой концессии, более известного в хозяйственной практике как франчайзинг)17.

2) Трейдеры - специализированные посредники, они совершают сделки по поручению клиентов, но от своего имени и за свой счет. В отличие от дилеров трейдерами могут быть не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели. Также трейдеры специализируются на краткосрочных сделках, коротких операциях.

3) Дистрибьютор (от англ. «distribution» - распределение) - организация, предприниматель, осуществляющие оптовую закупку и сбыт получаемого по импорту товара на территории своей страны. Отношения между экспортером и дистрибьютором основываются на дистрибьюторском договоре. Фирма может иметь собственного дистрибьютора по продаже своих товаров за рубежом, где он на основе заключенного договора является ее единственным представителем - генеральным дистрибьютором.

В коммерческой практике различают  два типа дистрибьюторов: имеющих (арендующих) склады и не имеющих (не арендующих) склады18.

Дистрибьюторов «с полным набором  услуг» называют дистрибьюторами «регулярного типа». Они выполняют коммерческую деятельность в полной мере, т.е. приобретают  товары, осуществляют их складирование, хранение, подготовку к конечному  потреблению. Они имеют высокую  степень товарной специализации. Этот тип посредников в основном распространен  на рынке машиностроения, компьютеров, телевизоров, автомобилей, запасных частей.

Дистрибьюторы «нерегулярного типа»  в основном лишь приобретают товары от постоянных производителей и их реализуют. Их называют дистрибьюторами  «с неполным (ограниченным) набором  услуг». Эта группа дистрибьюторов наиболее многочисленна, в нее входят представители малого и среднего посреднического звена, имеющего многотоварную  специализацию.

4) Торговый дом - крупная торговая организация, занимающаяся масштабными торговыми сделками по широкой номенклатуре товаров. Зачастую это многофункциональные и многопрофильные организации, осуществляющие наряду с торговыми и другие экономические функции, например, производственную деятельность по обработке, расфасовке, упаковке реализуемых товаров. Торговые дома строятся как единое юридическое лицо либо в форме контрактных объединений, т. е. связанных договорами о совместной деятельности сообществ торговых, производственных, складских, транспортных и иных организаций19.

Международными соглашениями с  участием России и нормативными актами субъектов Российской Федерации  предусматривается создание торговых домов для внешнеторговой деятельности. Такие торговые дома образуются для  содействия выходу отечественных производителей на зарубежные рынки.

В качестве достоинств торговых домов  в литературе отмечается оперативное  реагирование на изменения конъюнктуры  рынка, выполнение важных дополнительных функций в связи с производством  и сбытом товаров, объединение мелких и средних оптовых организаций, достигаемое на этой основе снижение издержек обращения, стоимости маркетинговых  исследований и рекламных мероприятий.

5) Стокист (от англ. «stock») - организация страны-импортера, осуществляющая экспортно-импортные операции на основе специального договора о консигнаций. Имеет собственные склады, покупает и продает товары от своего имени и за свой счет.

Консигнация есть разновидность договора комиссии, при котором товары после пересечения границы страны-эскпортера помещаются на склад временного хранения и по мере реализации очередной партии растаможиваются комиссионером и реализуются на внутреннем рынке страны-импортера. В России договор консигнации получил распространение и во внутренних поставках, он представляет собой симбиоз договора комиссии и договора хранения на товарном складе, специального законодательного регулирования этот договор не имеет20.

Конечно же, не очень удобно пользоваться иноязычными терминами  «дилер», «дистрибьютор», «стокист»  и др. Однако обозначать субъектов необходимо, а российских эквивалентов, синонимов при всем богатстве русского языка попросту нет.

Ко второй группе торговых посредников относятся посредники, не приобретающие права собственности  на товар, а оказывающие в качестве основного вида деятельности услуги по сведению продавцов и покупателей.

К этой группе посредников  относятся брокеры, агенты, маклеры, комиссионеры. Они занимают наиболее прочные позиции в оптовой  торговле машинами, оборудованием и  комплектующими изделиями, чем на рынке  сырья, материалов и полуфабрикатов. Во многом это обусловлено тем, что  продвижение товаров, с которыми работают данные посредники, связано  с высокими удельными издержками и сопряжено с оказанием значительных объемов дополнительных услуг.

1) Брокер (от англ. «broker») - участник рынка, биржевой работник, выступающий в роли посредника между продавцами и покупателями товаров, ценных бумаг, валюты. Действуя по поручению своих клиентов и за их счет, он получает комиссионное вознаграждение при заключении сделки. В качестве брокеров могут выступать как организации, так и индивидуальные предприниматели.

Наиболее активный тип торгового  посредничества этой группы посредников - товарный брокер. Он действует на основании  разовых поручений и строго в  пределах инструкций своих клиентов. Клиентом брокера может быть как  покупатель, так и продавец товара. Преимущества товарных брокеров: детальное  знание рынка, на котором они специализируются, владение широкими деловыми связями, оперативная  возможность качественно и полно  выполнить поручения клиентов.

2) Комиссионер - лицо, обязующееся выполнить комиссионную услугу, агент-посредник.

3)   Коммивояжер (от франц. «commis voyageur») - сбытовой посредник, разъездной представитель торговой фирмы, который по поручению фирмы ищет покупателей ее товаров, предлагая им образцы, рекламируя товар, распространяя каталоги товаров.

4)  Маклер (от нем. «makler») - посредник между продавцом и покупателем, постоянно и профессионально занятый посредничеством при покупке и продаже товаров, ценных бумаг, услуг страхования, призванный способствовать заключению сделок купли-продажи путем сведения партнеров по бизнесу. Маклеры могут участвовать на биржах, входя в состав их персонала, ведут торги в товарных секциях и регистрируют устное согласие брокеров продавца и покупателя на заключение сделки.

5)   Агент – лицо, которое на основании агентского договора обязуется по поручению представляемой организации осуществлять юридические и иные действия от своего имени и за счет организации, либо от имени и за счет организации (финансовые, судовые, риэлтовые, туристические агенты и т.д.). Их функции состоят в подыскивании покупателей для фирмы-продавца, в пользу которой работает агент. Агент проводит переговоры с возможным покупателем и сообщает информацию фирме-продавцу для заключения договора21.

К третьей группе торговых посредников  относятся специальные участники  рынка, которые не приобретают право  собственности на товар, а являются организаторами торгового оборота. К таким субъектам коммерческой деятельности относятся: товарная биржа, оптовая ярмарка, оптовый рынок, торгово-промышленная палата, коммерческие торги, торгово-промышленные выставки, оптовые продовольственные рынки. Их особенности были рассмотрены ранее, в разделе «Организаторы товарного рынка».

Информация о работе Субъекты комерческой детальности