Субъекты комерческой детальности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:05, реферат

Описание работы

Коммерческий сектор национального хозяйства обычно насчитывает огромное количество предприятий, которые для целей экономического анализа группируются по ряду существенных признаков. Наиболее распространенными является классификация по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.
Целью данной работы является рассмотрение различных участников коммерческой деятельности и особенностей их правового статуса при осуществлении ими прав и обязанностей.

Содержание работы

Введение 2
Понятие участников торговой деятельности 3
Виды субъектов коммерческого права 5
Организаторы товарного рынка 8
Оптовые торговые и посреднические организации 12
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

субъекты коммереческой деятельности.docx

— 57.70 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение 2

Понятие участников торговой деятельности 3

Виды  субъектов коммерческого права 5

Организаторы  товарного рынка 8

Оптовые торговые и посреднические организации 12

Список  использованной литературы 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Совокупность предприятий в  экономике образует свой сектор. Как  известно в рыночной экономике данный сектор принимает форму сектора  коммерческих организаций или предпринимательского сектора.

Коммерческие субъекты представляют собой самостоятельные хозяйственные  единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы  для осуществления своей коммерческой деятельности.

Под коммерческой деятельностью понимается деятельность по производству товаров  и оказания услуг для третьих  лиц, физических и юридических, которая  должна приносить предприятию коммерческую выгоду.

Коммерческий сектор национального  хозяйства обычно насчитывает огромное количество предприятий, которые для  целей экономического анализа группируются по ряду существенных признаков. Наиболее распространенными является классификация по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.

Целью данной работы является рассмотрение различных участников коммерческой деятельности и особенностей их правового статуса при осуществлении ими прав и обязанностей.

 

 

 

 

 

 

Понятие участников торговой деятельности

 

Коммерческая деятельность представляет собой совокупность ряда последовательно  или параллельно (одновременно) выполняемых  операций, а также отношений между  всеми ее участниками.

Под субъектами коммерческой деятельности понимают стороны, находящиеся в  деловых отношениях по производству продукции, купле-продаже их и оказанию консультативных услуг (в международной  торговле эти стороны называются контрагентами).

По традиции, сложившейся столетия назад, в качестве основной фигуры, главного субъекта торгового оборота  рассматриваются торговые общества либо отдельные торговцы. Подобное внимание к деятельности торговцев  связано с их особой ролью в  товарном обращении. С учетом этого в торговых кодексах и литературе по коммерческому праву зарубежных стран в качестве центрального при характеристике субъектов торговых отношений выделялось понятие «коммерсант». Однако с развитием товарного обращения появилась необходимость пересмотреть такой подход.

В современном торговом обороте  также активно участвуют и  играют значимую роль и другие группы лиц. Огромные масштабы и постоянное развитие торговли создали значительное разнообразие ее субъектного состава1.

В последние годы в торговой деятельности расширилось участие профессиональных торговых организаций и индивидуальных предпринимателей. Также с точки зрения отраслевой структуры товарного обращения в круг участников торговой деятельности входят организации оптовой торговли, розничной торговли, общественного питания, а также иные организации, участвующие в торговле или оказывающие услуги по продвижению товаров на рынке.

Участие огромного круга субъектов  в совершении торговых операций, различие выполняемых при этом функций  сняло необходимость использования  для обозначения участников торговой деятельности термина «коммерсант», закрепленного в зарубежных торговых кодексах. Этот термин приобрел новое значение, стал служить иным целям. Коммерсантом может называться любое лицо, осуществляющее торговлю товарами в форме предпринимательства. Вместе с тем действия в качестве коммерсанта налагают на лицо определенные обязанности.

«В большинстве зарубежных торговых кодексов состав участников торгового оборота определен достаточно детально. Например, Германское торговое уложение закрепляет четыре вида своих субъектов. Это: 1) надлежащие коммерсанты, т.е. те, кто осуществляет торговую деятельность в виде промысла; 2) коммерсанты по форме — все акционерные и хозяйственные общества, независимо от содержания деятельности; 3) коммерсанты по необходимости; 4) так называемые «неполные купцы» — мелкие товаропроизводители и торговцы. Любое лицо для совершения торговых сделок должно быть зарегистрировано в торговом реестре»2.

Однако, приведенная классификация чрезвычайно условна и мало применима.

Субъекту коммерческого права  свойственны такие признаки (особенности), которые выделяют его из общего ряда субъектов частного права. К ним можно отнести следующие:

  1. занятие торговой деятельностью (оптовая торговля, которой не могут заниматься все участники гражданского оборота);
  2. осуществление торговой деятельности на профессиональной основе;
  3. торговая деятельность имеет постоянный, устойчивый характер; лицо занимается ею систематически и извлекает из этого доход, т.е. торговая деятельность является постоянным занятием3.

 

 

Виды  субъектов коммерческого права

 

Вышеназванные участники торговой деятельности одновременно являются участниками общегражданского оборота,  однако круг этих участников полностью не совпадает с общим составом субъектов гражданского права. Отличия начинаются с того, что в торговом обороте не могут участвовать любые субъекты гражданского права. Так, физические лица, граждане не являются субъектами торгового права. Даже лица, реализующие продукцию с приусадебных участков, не признаются торговыми предпринимателями и не уплачивают налоги на доходы от продажи такой продукции.

Отдельный гражданин может стать  участником коммерческой деятельности при условии, если он получит статус индивидуального предпринимателя. Для приобретения статуса индивидуального предпринимателя гражданин должен обладать следующими признаками субъекта гражданского права:

  • правоспособностью (способность иметь гражданские права и нести обязанности);
  • гражданской дееспособностью (способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их);
  • иметь имя;
  • иметь место жительства.

 

К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения4.

В России действует общий порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств  для осуществления коммерческой и иной предпринимательской деятельности. Предпринимательские и непредпринимательские организации вправе выступать субъектами коммерческого права с момента регистрации их в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Юридические лица традиционно разделяются  на коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческие организации образуются в основном в виде хозяйственных товариществ и обществ. ГК РФ устанавливает исчерпывающий перечень видов (организационно-правовых форм) коммерческих организаций5. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций определены в ГК, Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»6 и иных федеральных законах.

В торговом обороте могут участвовать  организации любого вида как коммерческие, так и некоммерческие. Однако степень  их участия, т.е. их коммерческая правоспособность, оказывается неодинаковой. Правоспособность юридических лиц в отличие от граждан даже в рамках одной организационно-правовой формы бывает различной. Правоспособность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации. Кроме того, на отдельные виды деятельности, определяемые законом, юридическим лицам необходимо получение специального разрешения - лицензии.

Предпринимательские (или по терминологии ГК РФ — коммерческие) организации, а также индивидуальные предприниматели  в полном объеме могут участвовать  в торговом обороте.

Некоммерческие организации участвуют  в товарном обращении ограниченно. Они могут приобретать необходимые  материальные ресурсы, вправе продавать  производимые ими продукты. Однако эти организации вправе продавать  товары лишь в соответствии с уставными  целями деятельности, а не вообще заниматься торговлей. Они не вправе заключать  договоры поставки в качестве поставщиков, могут заключать при реализации товара лишь договоры купли-продажи. Существенные ограничения создаются для таких  организаций также при лицензировании, выдаче экспортных разрешений, заключении внешнеторговых контрактов и в других аспектах.

Юридические лица могут создавать филиалы и открывать представительства, они не являются юридическими лицами, а лишь наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом.

Коммерческие и некоммерческие организации могут создавать объединения в форме ассоциаций, союзов и др. Объединения являются некоммерческими организациями и содержатся за счет отчислений (взносов) их участников. Объединения образуются в целях координации деятельности их участников, для выполнения совместных программ, представительства в органах законодательной и исполнительной власти, содействия защите интересов участников. Наряду с отечественными организациями в торговом обороте участвуют коммерческие организации с иностранными инвестициями, а также иностранные юридические лица и граждане.

Наконец, в качестве самостоятельной  группы можно выделить субъекты Российской Федерации, территориальные и муниципальные образования.  Публично-правовые образования в силу п. 2 ст. 124 ГК РФ7 приравнены по статусу к юридическим лицам, поэтому также могут быть участниками торговой деятельности. Следует отметить, что государство и муниципальные образования чаще всего участвуют в коммерции опосредованно, т.е. либо через создание унитарных предприятий, либо через приобретение в государственную или муниципальную собственность пакетов акций (долей) в других коммерческих организациях8.

Организаторы  товарного рынка

 

Среди организаций-участников торговой деятельности необходимо выделить особую группу лиц - организаторы товарного  рынка. Их основная характеристика и  назначение в сфере торгового  оборота состоит не в создании условий и возможностей для совершения торговых операций другими лицами. Помимо формирования рынков такие субъекты содействуют развитию коммерции, торгово-хозяйственных  связей и др.9

Организациями, призванными  формировать товарный рынок, являются товарные биржи. Под товарной биржей согласно Закону РФ от 20.02.1992 № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам10.

Товарная биржа создается  юридическими лицами и (или) индивидуальными  предпринимателями, число которых  не может быть менее десяти. Члены (учредители) биржи участвуют в  формировании уставного капитала биржи  либо вносят членские или иные целевые  взносы в имущество биржи. Доля каждого  учредителя или члена биржи в  ее уставном капитале не может превышать 10 процентов.

Биржевые сделки не могут быть совершены от имени и за счет биржи. Товарная биржа не является участницей сделок, совершаемых в ходе биржевой торговли, и не несет ответственности за неисполнение обязательств по биржевым сделкам. Основная задача биржи — достижение возможности определения экономически обоснованных цен на важнейшие виды сырьевых товаров.

Оптовые ярмарки - важный инструмент организации оптовых продаж и закупок товаров. Ярмарка также не вправе ничем торговать от своего имени. Ее задача — создать условия для совершения торговых сделок посетителями (гостями) ярмарки, организовать проведение торгов11.

Важным достоинством ярмарок является возможность заключения на них в сжатые сроки большого числа договоров, выбора товаров по выставленным образцам, одновременного решения вопросов сбыта и снабжения. Ярмарки обеспечивают установление как прямых связей между изготовителями и потребителями товаров, так и отношений с участием посредников. В настоящее время в стране ежегодно проводится 1500-1600 ярмарок на различном уровне — от районных до всероссийских.

Оптовые продовольственные  рынки. Их задача состоит в создании условий для продажи сельскохозяйственных товаров фермерами и иными производителями для оптовых покупателей: магазинов, организаций общественного питания и др. В отличие от ярмарок оптовые рынки работают постоянно, круглогодично. Порядок и время проведения торгов определяются правилами, разрабатываемыми администрацией рынка, которая обязана создать условия для торговли и обеспечить контроль за качеством продуктов, соответствием их санитарным требованиям. Правовое регулирование деятельности оптовых рынков отсутствует. Отсутствие законодательной базы деятельности сдерживает процесс развития оптовых рынков и одновременно — самой торговли продуктами, производимыми сельскохозяйственными организациями12.

Информация о работе Субъекты комерческой детальности