Состояние и тенденции развития предпринимательства в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательская деятельность представляет собой инициативную, самостоятельную деятельность граждан без образования юридического лица, которая направлена на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под чью-то имущественную ответственность. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом, с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Содержание работы

Введение
§1. Теория предпринимательской деятельности
1.1 Понятие предпринимательства
1.2 Формы и виды предпринимательства
§2 . Этапы формирования предпринимательского сектора в Казахстане
2.1 История становления предпринимательской деятельности
2.2 Условия становления предпринимательства в Республике Казахстан
2.3 Развитие среднего и малого предпринимательства в Республике Казахстан
2. 4 Развитие крупного предпринимательства в Республике Казахстан
§3. Состояние и тенденции развития предпринимательства в Казахстане
3.1 Проблемы развития предпринимательства в Казахстане
3.2 Государственная поддержка развития предпринимательства в Республике Казахстан
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 69.44 Кб (Скачать файл)

Также следует сказать, что  крупные предприятия развиваются  и в сфере образования, здравоохранения, в социальной сфере.

2.3.1 Действующие юридические лица крупного предпринимательства в период 2006 - 2011 гг.

К действующим юридическим  лицам относятся:

  • юридические лица, в настоящий момент осуществляющие экономическую деятельность, т.е. активные;
  • новые юридические лица или недавно зарегистрированные и еще не осуществляющие экономическую деятельность;
  • юридические лица, временно не осуществляющие экономическую деятельность.

В период с 2006 по ноябрь 2011 гг. в Республике наблюдается постоянный рост действующих субъектов крупного предпринимательства. Так в ноябре 2011 г. их число составило 2268 единиц, что на 14,55% выше, чем в 2006 г. (рисунок 2).

 

 

Рисунок  2 - Действующие юридические лица крупного предпринимательства в период 2006 - 2011 гг.

 

Детально можно рассмотреть  структуру отраслей промышленности на примере 2011 г. По состоянию на 1 ноября 2011г видно, что наибольшую долю занимает обрабатывающая промышленность – 51%. Далее  следуют горнодобывающая промышленность и разработка карьеров – 19%, производство продуктов питания – 10%, металлургическая промышленность – 8%. Наименьшую долю промышленности занимают такие отрасли, как производство табачных изделий, бумаги и бумажной продукции, резиновых и пластмассовых  изделий, каждый занимает по 1% (рисунок 3).

 

 

Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров

Производство текстильных  изделий

 

Добыча угля и лигнита

 

Производство одежды

 

Добыча сырой нефти  и природного газа

 

Производство бумаги и  бумажной продукции

 

Обрабатывающая промышленность

 

Производство кокса и  продуктов нефтепереработки

 

Производство продуктов  питания

 

Производство продуктов  химической промышленности

 

Производство напитков

 

Производство резиновых  и пластмассовых изделий

 

Производство табачных изделий

 

Металлургическая промышленность


 

Рисунок 3 – Структура действующих юридических лиц по отраслям промышленности по состоянию на 1 ноября 2011гг.

 

 

Не смотря на то, что Казахстан  аккумулирует в себе крупный потенциал  топливного и минерального сырья  развитие крупного предпринимательства  малопривлекательно для инвестиций в сырьевые отрасли промышленности. Это делает экономику уязвимой и  чувствительной к изменениям конъюнктуры  на рынке сырьевых ресурсов.

Мировой опыт показывает, что  некоторые страны, богатые сырьевыми  ресурсами, не достигают устойчивого  экономического развития и остаются в большой зависимости от изменения  конъюнктуры на мировых товарных рынках сырья. Имея значительные доходы от сырьевых секторов экономики, государство  и частный сектор не имеют стимулов к развитию новых отраслей экономики. В то же время страны с незначительными  или скудными ресурсами, находясь на грани выживания, постоянно предпринимают  попытки развития новых секторов экономики. Однако в долгосрочной перспективе  запасы сырья исчерпываются, что  порождает значительные проблемы в  плане устойчивого развития после  полной отработки месторождений  полезных ископаемых.

Констатируя прогресс в области  структурно-институциональных реформ, повышения надежности финансового  сектора и ускоренные темпы роста  экспортного потенциала страны, необходимо отметить, что отрасли промышленности, а также отрасли, оказывающие  услуги производственного характера, не получают должного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3. СОСТОЯНИЕ И  ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В КАЗАХСТАНЕ

 

3.1 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ

Развитие предпринимательства  в Республике Казахстан сталкивается с различными проблемами, которые  характерны для свободных рыночных отношений. Одной из таких проблем  является злоупотребление правом осуществления  свободной конкуренции.

11 июня 1991 года в РК, с  учетом мирового опыта в дан ной области, был принят первый специальный антимонопольный закон "О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности". Это свидетельствует о признании законодателем необходимости "поддержания и защиты самой конкуренции, являющей собой внутренний двигатель всей рыночной системы".8 Не отрицая ценности данного закона, нам бы хотелось от- метить, что необходимо принятие нового закона, так как с 1991 года многое изменилось в экономической жизни государства, возникли отношения, которые не охватываются вышеуказанным законодательным актом. К примеру в ст. 9 Закона КазССР "О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности" перечисляется только пять форм недобросовестной конкуренции, но на практике таких форм недобросовестной конкуренции значительно больше. К примеру, такие формы как:

- недобросовестная предпринимательская  деятельность; - дискредитация предпринимательской  деятельности; - недобросовестные соглашения  конкурентов; - копирование внешнего  и оформление чужого товара; - групповой байкот; - ценовой сговор; - слияние конкурентов, результатом которого является возникновение монополиста или ограничение конкуренции.

  • отсутствие у большей части субъектов предпринимательства достаточных финансовых ресурсов для обеспечения собственных инвестиционных и оборотных потребностей, что является одной из наиболее сложных проблем, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства. Банки в силу низкой залогоспособности данного предпринимательства вынуждены переносить стоимость риска на кредиты путем увеличения процентной ставки по займам. В то же время недостаточный уровень фондовооруженности предприятий малого и среднего бизнеса не способствует повышению экономической эффективности этого сектора из-за своей низкой производительности труда, что и сдерживает кредитование малого и среднего предпринимательства под залог основных средств;
  • несовершенство существующих или отсутствие четких норм в законодательстве страны, регулирующих деятельность предпринимательства, что приводит к увеличению административных барьеров. Недостаточная скоординированность инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства привела к тому, что при входе на рынок предприниматель несет большие издержки, обусловленные необходимостью налаживания и поддержки отношений со всеми контрагентами во внешней и внутренней среде. Во внешней - это взаимоотношения с государственными органами, финансово-кредитными организациями, поставщиками, потребителями и конкурентами; во внутренней - выбор вида деятельности и организационно-правовой формы; формирование уставного капитала в необходимом размере; подбор кадров и управление персоналом; поиск команды партнеров и знание рынка.

Немаловажно выделить и такие  проблемы в развитии предпринимательства, как:

  • отсутствие эффективного механизма кооперации с крупными предприятиями, условий для развития франчайзинга;
  • отсутствие у начинающих предпринимателей знаний и навыков работы в рыночных условиях, их правовая неосведомленность;
  • бюрократизм, коррупция, вымогательство;
  • слабость и фрагментарность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
  • жесткая налоговая и таможенная политика, особенно в вопросах администрирования;
  • повышенная чувствительность малого и среднего предпринимательства к экономическим изменениям.

Во многих регионах продолжают оставаться нерешенными проблемы квалификации предпринимателей и их обучения. Наблюдается  острый дефицит квалифицированных  кадров для малого бизнеса в области  инженерно-технических и рабочих  специальностей. В этой связи наиболее актуальным представляется необходимость  углубления экономических, правовых и  институционально-структурных реформ путем систематизации работы по поддержке  малого предпринимательства на основе опыта предыдущих лет.

Осознавая всю важность роли, которую играет предпринимательство  в казахстанской экономике в  настоящее время, властные структуры  не могут не поддержать предпринимателей. Государственная поддержка, направленная на преодоление вышеназванных проблем  рассматривается в следующем  подразделе данной курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В            РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

 

Для того чтобы предпринимательство  развивалось, необходимо, чтобы государство  оказывало ему содействие. Государственное  регулирование крупного предпринимательства, как особого типа бизнеса, направлено на снижение рисков, связанных с  его функционированием. Так как  наибольшие риски для общества создает  способность крупных фирм к монополизации  производств и отраслей, государственное  регулирование крупного предпринимательства  в основном ограничено проблемами монополизации, направленное на ограничение слияния  крупных фирм, манипулирование ценами, различными формами дискриминации  небольших фирм, не использование  патентов. Государственная поддержка  малого и среднего предпринимательства  также направлена на снижение рискованности  данного бизнеса. В общем, государство  осуществляет поддержку предпринимательства  по следующим направлениям:

- создание льготных условий использования субъектами предпринимательства государственных финансовых, статистических, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

- установление упрощенного порядка государственной регистрации субъектов предпринимательства, лицензирование их деятельности, сертификация их продукции;

- устранение правового режима благоприятствования для субъектов предпринимательства, включающего в себя льготный режим налогообложения, уплаты таможенных пошлин;

- создание системы привлечения и использования инвестиций, включая иностранные, для поддержки и развития предпринимательства;

- принятие специальных программ кредитования субъектов предпринимательства с определением финансовых источников;

- предоставление преференций субъектов предпринимательства при размещении государственных закупок на производство продукции, выполнение работ, услуг;

- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства, включая развитие их торговых, научно-технических, производственных и иных связей с зарубежными партнерами;

- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов предпринимательства.

Важно отметить, что для  эффективного функционирования предпринимательства  необходимо развитие законодательной  и нормативной базы, регулирующей его деятельность. Так, коренные преобразования в экономике всегда вызывают существенные перемены в социальной сфере.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономика любого общества представляет собой совокупность различных  видов деятельности, результатом  которой является создание материальных благ и их движение к потребителю. Эта деятельность осуществляется на основании взаимодействия производительных сил и производственных отношений, характеризующихся их проникновением и взаимовыражением. Бизнес тоже деятельность, исторически возникшая в процессе развития общества.

В настоящее время многое говорится о возрождении Казахстанского предпринимательства. Однако, если быть точным, то, что сегодня происходит в социально-экономической жизни Казахстана, есть попытка вторичного возрождения предпринимательства в нашей стране. Основа для становления и развития предпринимательства была заложена еще в ходе реализации государственных программ развития и поддержки предпринимательства, начиная с 1992 года. Сегодня предпринимательская деятельность в Казахстане бурно развивается, основываясь на государственной поддержке ее роста. Решение важнейших проблем, обеспечивающих развития предпринимательства заложено в Государственной программе развития и поддержи предпринимательской деятельности, утвержденной Указом Президента РК от 7 мая 2001г. №597. Одним из приоритетов, обозначенных в Указе Президента РК «О мерах по реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года», является развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства в стране. Так же решение многих проблем, связанных с предпринимательством в РК, нашли свое отражение в послании Президента от 29.01.2010г.

В настоящее время предпринимательство  в РК получает развитие в разнообразных  видах. Особого внимания требует  развитие внутреннего рынка, поддержка  малого и среднего предпринимательства.

Информация о работе Состояние и тенденции развития предпринимательства в Казахстане