Состояние и тенденции развития предпринимательства в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательская деятельность представляет собой инициативную, самостоятельную деятельность граждан без образования юридического лица, которая направлена на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под чью-то имущественную ответственность. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом, с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Содержание работы

Введение
§1. Теория предпринимательской деятельности
1.1 Понятие предпринимательства
1.2 Формы и виды предпринимательства
§2 . Этапы формирования предпринимательского сектора в Казахстане
2.1 История становления предпринимательской деятельности
2.2 Условия становления предпринимательства в Республике Казахстан
2.3 Развитие среднего и малого предпринимательства в Республике Казахстан
2. 4 Развитие крупного предпринимательства в Республике Казахстан
§3. Состояние и тенденции развития предпринимательства в Казахстане
3.1 Проблемы развития предпринимательства в Казахстане
3.2 Государственная поддержка развития предпринимательства в Республике Казахстан
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 69.44 Кб (Скачать файл)

2.2 УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ  КАЗАХСТАН

 

Начало перехода к рыночной экономике в Казахстане проходило  в условиях кризиса, обусловленного массовым разрывом торгово-экономических  связей, отсутствием координации  в проведении единой финансово-кредитной  политики, ускоренным демонтажем старой системы производственных отношений. Экономика Казахстана, в основном сориентированная на производство сырьевой продукции, имела высокую степень  интегрирования в рамках единой экономической  системы бывшего советского государства, что послужило дополнительному  усилению проблем.

Формирование предпринимательства  в Казахстане началось с первых лет  независимости - в период жесточайшего товарного дефицита, гиперинфляции, снижения жизненного уровня населения. Это было время трудных решений. В экономике преобладала государственная собственность. Полностью отсутствовала законодательная база для развития рыночных отношений. Действующие законы носили репрессивный характер по отношению к частной собственности и предпринимательской деятельности. До перехода к рыночным отношениям базовую основу экономики Казахстана составляли крупные промышленные гиганты, малый бизнес не входил в сферу государственных интересов. Однако в период трансформации плановой экономики малое и среднее предпринимательство явилось одним из главных инструментов реализации стратегического курса государства.

Казахстанское малое предпринимательство  в своем становлении за последние  десять лет уже прошло три этапа  и находится накануне вхождения  в новый, четвертый, этап. Первый и  наиболее яркий из них наблюдался еще в условиях бывшего СССР в  конце 80-х годов. Огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюджета, в целом более благоприятное положение дел в экономике обусловили отношение ветеранов к данному периоду как к «золотому веку» малого предпринимательства. Действительно, происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивались производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр.

1993- 95 год — годы шоковой  терапии — характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них. Этот факт носит феноменальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой — к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не преодоленный до сих пор.

Многие малые предприятия  появлялись на свет не в силу экономической  целесообразности, не имея какой-либо программы долговременного развития, а только из общей надежды, мечты их организаторов на достаточно абстрактную » лучшую жизнь» (в основном в стиле привлекательных трафаретов общества свободного предпринимательства и всеобщего потребления). В определенном смысле психологические ожидания скорого процветания доминировали над трезвым экономическим расчетом и даже здравым смыслом.

Именно этим объясняется  феномен бурного появления многочисленных частных мелких научных фирм в условиях очень быстрого свертывания какого-либо спроса на научную продукцию из-за острейшего инвестиционного кризиса, спада инновационной активности и фантастического дефицита бюджетов всех уровней. Психологически это явление объясняется еще и тем, что научная деятельность, личность исследователя в течение многих предшествовавших десятилетий были в состоянии явной невостребованности. Новые условия давали бывшим научным сотрудникам надежду на самостоятельный выход из того тупикового положения, в котором они находились в государственных академических, отраслевых и прочих научных учреждениях в 70-е и в 80-е годы.

В экономике Казахстана стала  прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс поглощения предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказываются первой жертвой таких поглощений. Например, в Алматы на месте еще недавно многочисленных индивидуальных торговых ларьков возникли хорошо оформленные торговые павильоны, принадлежащие той или иной крупной фирме. Менее рентабельные МП также не выдерживают экономической конкуренции со средними и крупными фирмами и вынуждены свертывать свою деятельность. В этом смысле на нынешнем этапе казахстанских реформ процессы централизации и концентрации капиталов также противостоят увеличению численности МП. Но в дальнейшем, как мы полагаем, новые крупные и средние предприятия будут самым активным образом стимулировать создание новых МП в структуре формируемых новых хозяйственно-технологических цепочек.

Начало перехода к рыночной экономике (1991 год) в Казахстане проходило  в условиях кризиса, обусловленного массовым разрывом торгово-экономических  связей, отсутствием координации  в проведении единой финансово-кредитной  политики, ускоренным демонтажем  старой системы производственных отношений. Экономика Казахстана в основном сориентированная  на производство сырьевой продукции, имела высокую степень интегрирования в рамках единой экономической системы бывшего советского государства, что послужило дополнительному усилению проблем. Поэтому динамика социально-экономического развития страны в середине 90-х годов производила тяжелое впечатление. Падал уровень жизни людей. Производство  потребительских товаров сокращалось в среднем на 20% в год. Росла безработица – около 40% в год. Происходило вымывание валютных средств из государства. Шло разрушение  старой экономической системы. Новый же рыночный механизм  еще только формировался.

Именно в этот период формируется  и четко формулируется стратегия  экономического развития государства, оформленная в послании Президента страны народу Казахстана — Стратегия  «Казахстан-2030»:  «Наша стратегия  здорового экономического роста  основывается на сильной рыночной экономике, активной роли государства и привлечении  значительных иностранных инвестиций…Чтобы не стать страной с моносырьевой ориентацией, мы еще более опережающими темпами должны развивать легкую и пищевую промышленность, инфраструктуру, нефте- и газопереработку, химию и нефтехимию, отдельные подотрасли машиностроения, конечных наукоемких производств, сферы услуг, туризм».

До перехода к рыночным отношениям базовую основу экономики  Казахстана составляли крупные промышленные гиганты; малый бизнес не входил в  сферу государственных интересов. Однако в период трансформации плановой экономики малое предпринимательство  явилось одним из главных инструментов реализации стратегического курса  государства.

За годы рыночных реформ предпринимательский сектор занял  заметное место в обществе.

Достигнута главная стратегическая цель: возможность заниматься предпринимательством стала реальной и неотъемлемой частью конституционных прав граждан республики, для чего государством созданы необходимые  условия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 РАЗВИТИЕ СРЕДНЕГО  И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В РЕСПУБЛИКЕ  КАЗАХСТАН

 

В любой стране - и Казахстан  не исключение - малое и среднее  предпринимательство являются «питательной средой» для выращивания среднего класса, без которого трудно представить  политически стабильное государство, свободную от олигархического давления экономику, достойный уровень занятости  населения, рассудительный электорат.

В казахстанском обществе изменился экономический уклад  с переходом от социалистического  способа производства к рыночным методам хозяйствования, произошла  глубокая трансформация мировоззрения  граждан. 3а годы независимости в  Республике Казахстан успешно реализованы  главные приоритеты в экономике:

- осуществлена макроэкономическая стабильность;

- завершено разгосударствление и приватизация собственности;

- насыщен потребительский рынок;

- сформировалась социальная рыночная экономика;

- создана нормативно-правовая база для развития предпринимательства всех форм собственности.

Как говорилось в предыдущем подразделе, на современном этапе  развития предпринимательства в  качестве приоритетного направления  развития страны Президентом озвучивается развитие малого и среднего бизнеса, которые являются наиболее конкурентоспособными в деле повышения научно-технологического потенциала страны. Создаются условия  для ускоренного развития малого и среднего бизнеса, эффективного взаимодействия частного предпринимательства и  государства, разрабатываются новые  подходы к формированию государственной  политики поддержки частного предпринимательства. В результате принятия программ поддержки  и развития малого и среднего предпринимательства  можно проследить тенденцию их развития.

 

Активные  субъекты малого и среднего предпринимательства 

В соответствии со статистическими  данными все зарегистрированные субъекты малого и среднего предпринимательства  делятся на действующие и активные. При этом действующие предприятия предпринимательства, представляют собой предприятия малого и среднего бизнеса, которые осуществляют или потенциально могли бы осуществлять экономическую деятельность. Активные субъекты малого и среднего предпринимательства – это предприятия, осуществляющие экономическую деятельность. В данном случае лучше всего ориентироваться на показатель активные предприятия (таблица 2).

 

Таблица 2

Количество активных субъектов  малого и среднего предпринимательства  за 2006-2011 гг.

 

Год

Всего

Предприятия МП

Предприятия СП

Индивидуальные предприниматели

Крестьянские (фермерские) хозяйства

2006

572738

47756

2678

358583

163721

2007

643376

55865

2476

415709

169326

2008

706166

58480

2364

475841

169481

2009

663374

60601

4160

428420

170193

2010

675937

66492

8712

430614

170119

2011

695635

64 94

8127

451594

171320


 

 

Подробнее рассмотрим соотношение количества активных субъектов малого и среднего бизнеса в общем его объеме, т.е. изучим, структуру малого и среднего предпринимательства. Данную структуру проследим на примере 2011г. (рисунок 1).

 

Рисунок 1 - Структура количества активных субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 октября 2011 года.

 

Исследуя  диаграмму можно сделать вывод, что индивидуальные предприниматели  занимают большую долю в малом  и среднем бизнесе – 65%, далее  следуют субъекты малого предпринимательства  – 25%. Наименьшую долю занимаю крестьянские (фермерские) хозяйства и субъекты среднего предпринимательства занимают - 9% и 1% соответственно.

Таким образом, как показывают результаты выше проведенного анализа, сегодня малый и средний бизнес обрел именно те размеры, которые  ему позволяет достичь современная  структура экономики и иные сложившиеся  по итогам реформ экономические реальности, а его подъем на уровень выше этой «планки» может быть достигнут в дальнейшем только посредством кардинальных социально-экономических изменений и сменой самой парадигмы развития страны.

 

 

2. 4 РАЗВИТИЕ КРУПНОГО  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ  КАЗАХСТАН

 

После обретения независимости  Казахстан рассматривается в  экономике как страна, поставляющая на мировые товарные рынки нефть, газ, черные, цветные, редкоземельные и  благородные металлы и урановую продукцию, так как сравнительное  экономическое преимущество характеризуется  наличием крупных запасов данных полезных ископаемых. В связи с  этим крупное предпринимательство  Казахстана получило свое развитие именно в сырьевой сфере. Интенсивное развитие производства и экспорта сырьевых ресурсов позволило национальной экономике  обеспечить высокие темпы экономического роста. Среди самых крупных предприятий  Казахстана можно назвать:

  1. АО «Орика-Казахстан» является крупнейшим предприятием химической промышленности в Казахстане.
  2. ТОО «Тенгизшевройл» – это самое крупное предприятие государства по нефтедобыче (Атырауская область).
  3. Карагандинский металлургический комбинат «Arselor Mittal SteelTemirtau», который производит 100% чугуна в Казахстане, а также готового проката черных металлов, изготавливает больше 90% стали.
  4. АО «Корпорация Казахмыс» – крупный производитель меди (Карагандинская область), которая проходит все производственные стадии.
  5. АО «Соколовско-Сарбайское ГПО» – самое крупное предприятие не только в Казахстане, но и среди предприятий стран СНГ по подготовке железорудного сырья (Костанайская область).
  6. Компания «ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз» - одна из самых крупных компаний по добыче нефти (Кызылординская область).
  7. Компания «Тургай Петролеум» – одно из крупнейших предприятий в сфере нефтедобычи (Кызылординская область).
  8. АО «Алюминий Казахстана» – единственный завод в Казахстане по производству глинозема (Павлодарская область).

Информация о работе Состояние и тенденции развития предпринимательства в Казахстане