Регистрация предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 13:20, контрольная работа

Описание работы

1. С позиций целей правового регулирования регистрационный режим предпринимательской деятельности должен включать в себя следующие компоненты:
а) определение форм этой деятельности, подлежащих регистрации;
б) создание и установление правового статуса органов государства, осуществляющих государственную регистрацию указанной деятельности;
в) разработку процедуры и правил регистрации предпринимательства, образцов документов, установление прав и обязанностей в этой сфере;
г) установление ответственности и правил ее реализации в сфере реги-страции предпринимательства.

Файлы: 1 файл

Регистрация предприят.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

По мнению Высшего Арбитражного Суда РФ, в этом случае организация или гражданин-предприниматель должны признаваться зарегистрированными с момента истечения месячного срока, предусмотренного п. 4 ст. 34 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» для принятия решения о регистрации. По просьбе истца в решении арбитражного суда может быть указана более поздняя дата. Кроме того, в резолютивной части решения арбитражного суда целесообразно обязывать соответствующий государственный орган выдать в определенный судом срок свидетельство о регистрации, что позволит в случае неисполнения соответствующего решения применить ответственность, предусмотренную ст. 151 АПК РФ 1992 г.

Акт местной администрации о  регистрации предприятия, учрежденного за пределами подведомственной ей территории, должен признаваться недействительным .

Согласно п. 1 ст. 34 Закона РСФСР  «О предприятиях и предпринимательской деятельности» регистрация предприятия осуществляется по месту его учреждения. Местом учреждения, в свою очередь, считается заявленный в учредительных документах юридический адрес предприятия.

8. Предприниматели, осуществляющие  денежные расчеты с населением, на стадии легитимации должны зарегистрировать в налоговых органах контрольно-кассовую машину (ст. 4 Закона РФ от 18 июня 1993 г. «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением»).

Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 г. в редакции от 17 января 1999 г. утвержден Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин. При этом органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешено принимать решения об ограничении действия указанного перечня на соответствующей территории.

Подлежат регистрации не только средства индивидуализации самого лица (фирменное наименование), но и товаров, работ, услуг. Регистрация осуществляется в соответствии с Законом РФ от 23 сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», а также специальными правилами Комитета по патентам и товарным знакам (например, Правила составления, подачи и рассмотрения на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные Роспатентом 29 ноября 1995 г.). Подлежат регистрации также отдельные права на имущество и отдельные виды имущества, используемые в предпринимательской деятельности.

Регистрируются и права  предпринимателей, в частности право на ведение того или иного вида деятельности. Это происходит в тех случаях, когда хозяйствующий субъект получил лицензию в одном субъекте РФ, а осуществляет деятельность в другом, о чем будет более подробно сказано в следующем параграфе. Здесь же остановимся только на регистрации лицензий. Например, в Москве она осуществляется в соответствии с распоряжением мэра Москвы от 4 ноября 1997 г. № 861-РМ, которым утверждено соответствующее Временное положение. Регистрации подлежат:

а) лицензии на осуществление видов  деятельности, лицензирование которых отнесено действующим законодательством к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и осуществляется на территории города Москвы;

б) лицензии на осуществление видов  деятельности, лицензирование которых  отнесено действующим законодательством  к компетенции органов исполнительной власти Российской Федерации, если лицензирование данных видов деятельности осуществляется органами исполнительной власти города Москвы на основании соглашения о делегировании полномочий и регистрация предусмотрена указанным соглашением.

Лицензирование  деятельности

1. В российском праве  понятие «лицензирование предпринимательской деятельности» едва ли не впервые появилось 2 декабря 1990 г., когда были приняты Законы РСФСР «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке РСФСР (Банке России)». Несколько позже (25 декабря) общая норма, предусматривающая лицензирование предпринимательской деятельности, появилась в п. 4 ст. 21 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Эта норма устанавливала, что отдельные виды предпринимательской деятельности могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии). Предполагалось, что перечень видов деятельности будет определен Правительством РФ или Правительствами входящих в нее республик.

В дальнейшем по мере появления и  развития отдельных видов деятельности государство вводило, причем иногда с большим опозданием и как бы задним числом, их лицензирование. Так произошло с биржами, правило о лицензировании которых появилось сначала 20 марта 1991 г., а затем было развито в специальном акте 31 мая 1991 г. Далее было предусмотрено специальное или дополнительное лицензирование биржевой деятельности на рынке ценных бумаг, по поводу которого действует Положение, утвержденное Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг 19 сентября 1997г.

Новым шагом в правовом регулировании лицензирования предпринимательской деятельности стал Федеральный закон от 15 сентября 1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями от 26 ноября 1998 г.). Этот нормативный акт содержит основные понятия и подходы к лицензированию большинства видов предпринимательской деятельности. Но необходимо иметь в виду, что он не является всеобъемлющим. Вне сферы регулирования анализируемого закона остались внешнеторговая деятельность, таможенная деятельность, деятельность по охране окружающей среды, деятельность, связанная с использованием природных ресурсов. Не распространяется этот акт и на отношения, возникающие в связи с использованием результатов интеллектуальной деятельности, а также на порядок лицензирования конкретных видов деятельности, лицензирование которых установлено ранее вступившими в силу иными федеральными законами. К числу последних видов деятельности относятся банковская, страховая, биржевая и др.

Закон провозгласил основные принципы осуществления лицензирования:

- защита  свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства;

- обеспечение  единства экономического пространства  на территории Российской Федерации;

- утверждение  единого перечня лицензируемых  видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

- гласность и открытость  лицензирования;

соблюдение законности при осуществлении  лицензирования. При этом под лицензированием понимаются мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих их наличие, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. В приведенном определении, пожалуй', можно считать не вполне удачным указание на происходящие процедуры как мероприятия, поскольку последний термин предполагает разовые действия, тогда как лицензирование представляет собой постоянно осуществляемую деятельность органов государства.

В этой деятельности отчетливо прослеживаются два параллельных направления: выдача лицензий и контроль за соблюдением лицензионных требований и условий.

2. Под лицензией понимается разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности. Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Лицензия должна содержать следующие реквизиты:

  • наименование органа, выдавшего ее;
  • наименование, юридический адрес и регистрационные реквизиты ее владельца;
  • разрешенный вид деятельности;
  • область действия лицензии;
  • особые условия осуществления лицензируемой деятельности (в случае необходимости);
  • регистрационный номер, дату и сроки начала и окончания действия лицензии.

 

Содержанием последней является перечень полномочий, составляющих компетенцию хозяйствующего субъекта. Его определение вызывает некоторые вопросы. В частности, нуждаются в уточнении пределы усмотрения органов управления в установлении этого перечня. Известно, что должностные лица по собственному разумению вычеркивают или вписывают в выдаваемую лицензию отдельные направления деятельности. Это представляется недопустимым. Полагаем, что в лицензию должны включаться по просьбе хозяйствующего субъекта все виды не запрещенных законом операций в пределах данного направления деятельности, для ведения которых этот субъект представил необходимые обоснования.

Целесообразность может проявляться  только в количественных параметрах деятельности и лишь в тех случаях, когда это предусмотрено правовыми актами, что и должно быть отражено в условиях лицензии. Лицензионные условия — это совокупность установленных норм и правил, выполнение которых обязательно для получения и дальнейшего владения лицензией на осуществление лицензируемого вида деятельности.

Одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение   законодательства   РФ,   экологических,   санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

В отношении лицензируемых видов  деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний или специальных условий в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности, — к работникам юридического лица или гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем, а также требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, в котором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности. Перечень дополнительных лицензионных требований и условий в отношении лицензируемого вида деятельности определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Деятельность, на осуществление которой  лицензия выдана федеральными органами государственной власти, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться на территории данного субъекта РФ. На территориях иных субъектов Российской Федерации такая деятельность может осуществляться при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ, если иное не установлено федеральными законами, вступившими в силу до момента вступления и силу Федерального закона от 25 сентября 1998 г.

Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем три года. Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Правда, по заявлению соискателя лицензии она может быть выдана и на срок менее чем три года.

Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности. В таком продлении  может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условии.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган:

— заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке для юридического лица; фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина, — для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять, и срока, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности;

— копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии пг заверены нотариусом) — для юридических лиц;

— копию свидетельства о государственной  регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) — для индивидуальных предпринимателей;

— справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;

— документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии.

В зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании конкретного вида деятельности может быть пред. усмотрено представление иных документов, подтверждающих соответствие соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям.

Лицензирующий орган принимает  решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий  тридцати дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами. Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

- наличие в документах, представленных  соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

— несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

3. Применительно к лицензированию отдельных видов предпринимательской деятельности одним из самых сложных является вопрос об основаниях признания той или иной деятельности подлежащей лицензированию. Анализируемый закон предлагает критерии для решения вопроса о том, подлежит ли данный вид деятельности лицензированию. В качестве одного из них рассматривается возможность нанесения ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и Опасности государства, а другого — если регулирование не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Названные признаки вряд ли можно  считать достаточными, хотя в целом  они зафиксировали определенные направления совершенствования  законодательства в этой области. Можно  утверждать что закон установил два вида содержательных критериев: а) вредоносность для граждан и государства; б) методическую несостоятельность иных мер. Если в отношении первого критерия еще возможна дальнейшая операциональная характеристика путем указания на определенные права и блага, то второй критерий вряд ли в принципе доказуем.

Информация о работе Регистрация предприятий