Развитие предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение истории российского предпринимательства, начиная с той поры, когда зародились более цивилизованные торговые отношения и, когда началось производство каких-либо предметов именно для продажи, а не для собственного пользования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………….3
Глава 1: Становление предпринимательства в России…………………………………...4
1.1. Зарождение предпринимательства |конец 9-15 вв.|…………………………………..4
1.2. Предпринимательская деятельность во второй половине 15-17 вв…………………………………………...............................................................................7
1.3. Эпоха Петра – как стремительное развитие предпринимательства……………………………………...................................................12
Глава 2: Развитие предпринимательства в период 19-20 вв…………………………….15
2.1. Реформа 1861 года и ее последствия………………………………………………...15
2.2. Годы НЭПа (1921-1926) – как оживление предпринимательской деятельности……………………………………………………………………………….19
Глава 3: Понятие, сущность, функции и проблемы предпринимательства на современном этапе………………………………………………………………………………………...22
3.1.Понятие предпринимательства в наши дни………………………………………….22
3.2. Сущность и функции предпринимательства………………………………………..24
3.3. Проблемы предпринимательства в России…………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………………...32
Список литературы………………………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по предпринимательству.docx

— 63.11 Кб (Скачать файл)

Предпринимательству как новому типу антибюрократического экономического хозяйствования свойственна  творческо-поисковая, инновационная  функция, связанная не только с использованием в процессе предпринимательской  деятельности новых идей, но и с  выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей. Творческая функция предпринимательства  тесным образом связана со всеми  другими функциями и обусловлена  уровнем экономической свободы  субъектов предпринимательской  деятельности, условиями принятия управленческих решений.

В процессе становления  рыночной экономики предпринимательство  приобретает социальную функцию, проявляющуюся  в возможности каждого дееспособного  индивидуума быть собственником  дела, с наибольшей отдачей проявлять  свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция более проявляется  в формировании нового слоя людей  — людей предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической  деятельности, способных создавать  собственное дело, преодолевать сопротивление  среды и добиваться поставленной цели. В то же время увеличивается  численность наемных работников, которые, в свою очередь, экономически и социально зависят от того, насколько  устойчива деятельность предпринимательских  фирм.

Чем эффективнее  функционируют предпринимательские  организации, тем существеннее поступления  их средств в бюджеты различных  уровней и в государственные  внебюджетные социальные фонды. В то же время развитие предпринимательства  обеспечивает рост числа рабочих  мест, сокращение уровня безработицы, повышение уровня социального положения  наемных работников.

Важнейшей функцией предпринимательства является организаторская, которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении  внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских  структур, в изменении стратегии  деятельности предпринимательской  фирмы и т.д. Организаторская функция  особенно четко проявляется в  быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в  «коллективном (сетевом) предпринимательстве», в создании народных предприятий.

Следовательно, сущность предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех присущих ему функций, которые объективно свойственны цивилизованному предпринимательству, но во многом зависят от самих субъектов  предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки  и регулирования предпринимательства.

3.3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

 

В своей деятельности малый  бизнес сталкивается с очень большим  количеством проблем,  которые  тормозят его развитие.  Осознавая  всю важность роли,  которую играет малое  предпринимательство в  Российской экономике в данный период времени,  властные структуры не могут не поддержать предпринимателей. В реформировании российской экономики  еще со времен перестройки малые  предприятия взяли на себя роль создателя  почвы для новой системы хозяйствования.  Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса.  И вполне закономерно,  что к настоящему времени,  по официальным данным, на долю частных  субъектов малого предпринимательства  в общем количестве частных, государственных  и муниципальных, общественных МП приходится 84 %. Малые предприятия,  располагая 3,4 % стоимости основных средств экономики  России и 14 %  числа занятых,  производят лишь 12 % ВВП. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых  внутренних возможностях развития малого предпринимательства.  Выделяется два  вида проблем, отрицательно влияющих на предпринимательство: общие проблемы, или проблемы макроуровня, и проблемы организации малого предприятия. Среди  общих проблем выделяются несовершенство законодательства,  несовершенство налоговой системы, несовершенство финансово-кредитной системы,  небезопасность деятельности предприятия со стороны  разных участников рыночной сферы,  отсутствие систем государственной  и общественной поддержки малого бизнеса.  Так, по оценкам Госкомстата  совокупные изъятия в разные бюджеты  в виде более чем 40 налогов и  обязательных платежей достигают 90 % балансовой прибыли предпринимательских структур, а в некоторых случаях превышают 100 %.  Эта ситуация вынуждает предпринимателей искать способы уклонения от налогов  – ведение двойной бухгалтерии, уход в «теневой» бизнес и пр. Как свидетельствует практика, низка  эффективность использования средств,  выделенных Федеральным Фондом поддержки  МП. В механизме использования  данных средств прослеживается отсутствие четкого порядка их расходования, кроме того, имели место случаи нецелевого использования государственных  средств. Вновь созданный Комитет  поддержки малых предприятий  и предпринимательства при Госкомимуществе  РФ имеет ограниченные возможности  и неясность его распорядительского статуса. На стадии организации малого предприятия предпринимателя на каждом шагу ожидают препятствия. Наиболее серьезные, по мнению предпринимателей:  поиск перспективной области  деятельности, где хотя бы на первом этапе работы будет спрос на продукцию (поиск свободной ниши на рынке); поиск партнеров; недостаточность  стартового капитала;  сложность,  отсутствие четкого алгоритма процесса регистрации предприятия,  несовершенство системы лицензирования. В процессе лицензирования необходимо получить заключение противопожарной службы, где очередь  на несколько месяцев; несовершенство процедуры сертификации.  Для  выпуска ряда товаров и оказания услуг требуется довольно продолжительная (2,5–3 недели) по времени сертификация товара.  Очевидно,  что всесторонняя поддержка производства и предприятий-производителей является самой важной задачей местных  властей.  Государство и местные  власти обязаны в меру своих возможностей проводить покровительственную  политику в отношении предприятий  производителей,  всячески способствуя  их возникновению и развитию на территории города и области. Формами поддержки  предприятий-производителей со стороны  местных властей должны стать:  организационная помощь в скором и эффективном решении всех вопросов,  поднимаемых предприятиями-производителями  во властных структурах,  создание равных и справедливых условий их конкуренции  за пользование государственными  (муниципальными)  ресурсами; экономическая  поддержка предприятий-производителей в виде налоговых освобождений и  льгот, налоговых кредитов для закупки  нужного оборудования и запуска  производства, поддержки новых производств;  информационная поддержка предприятий-производителей. Итак,  развитие предпринимательской деятельности в России –  сложный и противоречивый процесс,  имеющий ряд специфических особенностей,  которые необходимо учитывать. Правительство РФ предприняло очередные шаги в улучшении рыночной атмосферы для предпринимательства. В частности, в налоговой области – увеличен размер доходов для перехода работы малого бизнеса по УСН; восстановлена система налогообложения в виде патента;  расширен перечень видов предпринимательской деятельности по ЕНВД.  В рамках легализации занятости на малых предприятиях внесены поправки в Трудовой кодекс, установившие право индивидуальных предпринимателей вести трудовые книжки своих сотрудников,  а также отменившие процедуру регистрации трудовых договоров в местных органах власти.  Положительным явилось также сокращение перечня лицензируемых видов деятельности и уменьшение перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации на 300 позиций, отмена обязательного использования ККТ предприятиями, работающими по ЕНВД. Среди показателей оценки степени работы правительства в сфере организации поддержки развития малого  предпринимательства называются рост количества субъектов малого предпринимательства на 5–10 % ежегодно (то есть на 50–70 тыс.), увеличение числа занятых в этой сфере на 5–7 % в год (то есть на 400 тыс. рабочих мест) Ставится также задача увеличения до 20 % доли малого предпринимательства в ВВП РФ3.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История российского  предпринимательства охватывает более  тысячи лет. 
Его летопись – это, прежде всего, летопись становления русской государственности, поскольку политическое освоение гигантских территорий 
Российским государством шло параллельно с их экономическим освоением русскими предпринимателями. Русские предприниматели сохраняли самобытные черты, несли в себе ценности национального сознания и русской культуры.

Еще в Древней  Руси вокруг городов возникало множество  торговых и промысловых поселений. Эти места получили названия погостов. На погостах совершались сделки, заключались  договоры, именно здесь зародилась традиция ярмарочной торговли.

Древние купцы не были выведены в отдельное сословие, поскольку предпринимательством и  торговлей в то время занимались все слои населения, в том числе  князья и бояре. Однако уже в 11-12 вв. за убийство купца полагалось гораздо  более строгое наказание, чем  за простого человека: ведь именно торговля приносила городам богатство  и процветание. И в первом русском  своде законов «Русская Правда»  торговой, предпринимательской деятельности было отведено важное место. В «Русской Правде» строго разграничивались понятия  отдачи имущества на хранение и займа, простого займа и отдачи денег  в рост из определенного условного  процента, займа – от торговой комиссии и вклада в торговое компанейское предприятие из неопределенного  барыша или дивиденда.

В эпоху Ивана  Грозного «флагманом» российского  предпринимательства становится род  Строгановых, купеческие корни которого уходят еще в Новгород 
15 века. Особое значение приобрела торговля Строгановых с народами Урала и 
Приуралья, посредством которой, по сути дела, началось активное освоение русскими людьми Урала и Сибири.

Уже в 16-17 вв. Россия обладала сильно развитой торговой сетью. 
Именно в то время начался интенсивный обмен товарами между отдельными районами страны – своего рода прообраз всероссийского рынка. В 17 веке из 
Москвы брали начало шесть основных торговых путей – Беломорский 
(Вологодский), Новгородский, Поволжский, Сибирский, Смоленский и 
Украинский, - составлявших экономическую инфраструктуру страны.

Развитие предпринимательства  в России носило в значительной степени  преемственный характер. Три четверти купеческих родов, не достигших ста  лет, возникли в середине – второй половине 18 века и действовали вплоть до конца столетия. Все эти фамилии  перешли в 19 век. В общем их всех купцов, которые дожили до 1917 года, большая  часть имела предпринимательские  корни в 17 веке, а то и глубже.

К середине 17 века торговые связи приобрели государственный  характер. 
Усилилась связь купеческого капитала с внутренним промышленным и сельскохозяйственным производством. Иностранным купцам разрешалось вести только оптовую торговлю. Таким образом, торговые уставы ограждали русских торговцев от иностранной конкуренции и одновременно увеличивали размер поступлений в казну от сбора пошлин.

Сын царя Алексея  Михайловича, великий реформатор Петр 1 впервые открыл дорогу индустриальному  предпринимательству. На этот путь вполне естественно вступили выходцы из тех самых трудовых низов, которые  получили свою подготовку в области  так называемых «народных» ремесленно-кустарных  промыслов Московской Руси. Вот почему большая часть русских предпринимателей петровского времени вышла, как  и в более поздний период, из крестьян или посадских людей, тогда  как в западноевропейских – из дворян. И это прежде всего самые  выдающиеся фамилии русских предпринимателей – Морозовы, Рябушинские, Прохоровы, Зимины, Коншины, 
Балины, Горбуновы. По сути, промышленность в России «выросла» из торговли.

Поддерживание народной инициативы и предприимчивости в 18 веке шло по пути отмены ограничений. Если при Петре еще существовали некоторые ограничения и стеснялась свобода торговли, то уже при Екатерине II упраздняется получение «разрешительных  указов на открытие нового предприятия  и устройство всякого рода промышленных заведений объявлено совершенно свободным для всех». Одновременно было объявлено об уничтожении монополий («за вредни») и введении полной свободы  торговли. Этот период был отмечен  исключительной яркостью по необычайной  интенсивности процесса индустриализации и по роли в нем частного предпринимательства. Купцы были разделены на гильдии  с соответствующими привилегиями. Опора  на лучшие качества русского предпринимателя  и работника, использование инициативы и предприимчивости дали поразительные  результаты, которые с полным основание  можно назвать промышленной революцией. Количество промышленных предприятий  только за 18 век увеличилось в 10-12 раз. По ряду экономических показателей 
Россия вышла на самые передовые рубежи. Прежде всего, это относится к металлургической промышленности. В промышленности сложилось своего рода разделение сфер предпринимательства – с одной стороны, развитие крупной промышленности; с другой стороны – бурный рост мелкой крестьянской и кустарно-ремесленной промышленности.

Особый этап развития российского предпринимательства  приходится на конец 19-20 вв. он связан с  коренной структурной перестройкой российского торгового и промышленного  потенциала. В стране наблюдается  подъем созидательного энтузиазма. Происходит обновление предпринимательства. 
Лидерство в деловом мире начинает постепенно переходить от фабрикантов традиционных отраслей (текстильных, переработки сельскохозяйственных продуктов и т.д.) к фабрикантам передовых технологий – машиностроения и металлообработки. Наблюдается гигантское усиление роли банков и страховых учреждений. Русские предприниматели осуществляют коренное техническое перевооружение промышленности. Доля производственного накопления в конце 19 
- начале 20 века составляла 15-20% национального дохода. Капитальные вложения в промышленность росли гигантскими темпами. Ускоренными темпами механизировалось производство. Отечественные предприниматели определяли всю промышленную политику России. Иностранцы, как правило, допускались лишь в те отрасли, куда отечественная буржуазия еще побаивалась вкладывать свои капиталы. В этих условиях русский рубль был устойчивой конвертируемой валютой, которую высоко ценили иностранцы.

На современном  этапе положение российского  предпринимательства изменилось. Русский  рубль уже не является устойчивой конвертируемой валютой, отечественная  продукция не выдерживает иностранной  конкуренции. 
Чтобы российское предпринимательство опять поднялось на тот же уровень, что в 19-20 вв. нужно усовершенствовать законодательство и усилить контроль за его выполнением, развить формы сотрудничества в деловом мире, установить льготное кредитование и налогообложение приоритетных сфер экономики, разработать муниципальные программы по развитию предпринимательства.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 
1. Бовыкин В.И., Журавлев В.В.,Петров  Ю.А. Сорокин А.К. Предпринимательство  и предприниматели России: От  истоков до начала 20 века. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 1997 
2. Под ред. Лапусты М.Г. Предпринимательство: Учебник. – М.: «Инфра-М», 2000 
3. Поткина И.В. История предпринимательства России. – М.: 1992 
4. Радионова Н.В., Читанава О.О., Алексий П.В., Агапеев В.Е.

Предпринимательство: Социально экономическое управление. – М.:«Единство», 2002 
5. Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства. – М.: «Новая школа», 1993 
6. Соловьева А.М. Промышленная революция в России в 19 веке. – М.: 1990.

7 www.rae.ru

 


Информация о работе Развитие предпринимательства в России