История развития предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 12:47, реферат

Описание работы

Предпринимательство - это особый вид деятельности. Его неизменными условиями являются: ограниченность ресурсов, конкурентная борьба, неопределенность ситуации. Главными инструментами предпринимателя являются: бережливость, кооперация, инновации. Между работником, менеджером и предпринимателем нет антагонизма, речь не идет о “классовых врагах” - скорее, о людях, стоящих на разных ступенях экономической эволюции.
Предпринимательская деятельность всегда и везде ведется в одинаковых условиях.
• Ограниченность ресурсов – фундаментальный экономический закон. У людей безграничное количество потребностей, но ограниченное количество возможностей для их удовлетворения.
• Конкурентная борьба – основа экономических отношений.

Содержание работы

Введение
1. Исторические корни российского предпринимательства
2. Современное российское предпринимательство. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике страны
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Муковня Т. 52 эк.docx

— 24.52 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО Оренбургский государственный  аграрный университет

 

 

 

Экономический факультет

Кафедра Организации производства и

моделирования экономических  систем

 

 

 

 

Реферат

на тему: «История развития предпринимательства в России»

 

 

 

 

Выполнила: студентка 52 группы

специальности « Экономика  и 

управление на предприятии»

Проверила:

Оренбург-2013

 

Содержание

Введение

1. Исторические корни российского предпринимательства

2. Современное российское предпринимательство. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике страны

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Предпринимательство - это  особый вид деятельности. Его неизменными  условиями являются: ограниченность ресурсов, конкурентная борьба, неопределенность ситуации. Главными инструментами предпринимателя  являются: бережливость, кооперация, инновации. Между работником, менеджером и предпринимателем нет антагонизма, речь не идет о “классовых врагах” - скорее, о людях, стоящих  на разных ступенях экономической эволюции.

Предпринимательская деятельность всегда и везде ведется в одинаковых условиях.

• Ограниченность ресурсов – фундаментальный экономический  закон. У людей безграничное количество потребностей, но ограниченное количество возможностей для их удовлетворения.

• Конкурентная борьба –  основа экономических отношений. Ограниченные ресурсы стремятся получить все. Но в силу объективных законов, получить их смогут только некоторые. Между людьми (компаниями, отраслями) разгорается  борьба.

• Неопределенность ситуации – суровая экономическая реальность. Множество принимаемых решений  заставляют ситуацию непрерывно меняться. Поскольку никто не в состоянии  контролировать решения, принимаемые  всеми субъектами, экономическая  реальность по определению неопределенна, а, следовательно связана с риском.

Было бы крайне наивно полагать, что за тысячи лет экономической  деятельности предприниматели не выработали специфических инструментов, позволяюзщих эффективно работать в достаточно суровых и жестких условиях.

 

• Бережливость стала ответом  на ограниченность ресурсов – всегда и во всем предприниматели подсчитывают в какую стоимость им обойдется то или иное мероприятие и сколько они получат взамен.

• Кооперация позволила  победить конкуренцию – прекрасно  подобранная команда, связанна доверием, способна бесконечно долго противостоять  даже значительно более сильному, но разобщенному конкуренту.

• Инновации сразили неопределенность – на рыночную неопределенность, мы отвечаем бешеной креативностью, чем сложнее ситуация, тем напряженнее мы думаем, тем более неожиданными являются наши решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Исторические корни российского предпринимательства

Потребность в развитии торговых отношений в разных частях русских  земель была различна. Богатый юг получал  все необходимое за счет собственного земледелия, скотоводства, охоты, рыболовства, бортничества и т. д. Долгое время  южные земли довольствовались меновой  торговлей, получая взамен продукты сельского хозяйства, меха, скот (в  основном коней). С юга на север  постоянно везли хлеб, в обратном направлении в обмен на хлеб –  новгородские ремесленные изделия. Этим занимались не князья и дружинники, а посадские торговые люди. Торг, т. е. торговая площадь города, был  центром общественной жизни, где  не только торговали, но и давали объявления об украденном имуществе и т. д. Русская  торговля с древних времен находилась в тесной связи с церковью. В  соборах хранились важнейшие  документы, относившиеся к области  внешней и внутренней торговли; по Уставу Владимира церковь стала  хранительницей весов и мер. Всякими  торговыми делами ведал торговый суд из трех представителей – тысяцкого  от житьих или зажиточных граждан и двух старост торговой и гостиной сотен. Русские купцы должны были следовать нравственным правилам, которые гласили:

 – соблюдайте полностью  меру и не будьте из числа  недомеривающих;

 – взвешивайте верными  весами;

 – не уменьшайте  людям их вещей и не ходите  по земле, распространяя нечестие.

В XI–XII вв. получила распространение  как оптовая, так и розничная  торговля продукцией ремесла, сельского  хозяйства, промыслов. В ней использовались и натуральный обмен (по схеме  «товар на товар»), и товарно-денежные операции (по принципу «товар – деньги – товар»), в том числе, кредит и предоплата за товары; распространяется окладничество купцов. В отличие от стран Западной Европы древнерусское ремесло не имело цеховой организации, но существовали купеческие объединения. В Южной Руси упоминаются «гречники», торговавшие с Византией, «залозники», ездившие на Кавказ.

 Постепенно сформировались  местные рынки (город и близлежащая  сельская округа), областные (в  границах княжеств) и межобластные  рынки. В XII-ХIII вв. образовались  четыре крупнейших межобластных  рынка: 1) Северо-Западная Русь (Новгород, Псков, Полоцк, Витебск, Смоленск  п др.); 2) Северо-Восточная Русь (Ростов, Суздаль, Владимир-на-Клязьме, Тверь и др.); 3) Южная Русь (Киев, Чернигов, Переяславль-Южнорусский и др.); 4) Юго-Западная Русь (Владимир-Волынский, Галич, Перемышль и др.). Их функционирование было обусловлено различными естественно-географическими условиями, начавшейся специализацией районов, огромной протяженностью территории Руси. Они отличались по источникам поступления и ценам на товары. Важнейшими статьями межобластной торговли являлись хлеб и соль, цены на них значительно колебались, особенно во время неурожаев и торговых блокад, во время междоусобиц.

 Торговля любой страны, как известно, делится на два  вида: внутреннюю и внешнюю. Специфическая  особенность старинной торговли  на Руси заключается в том,  что чем дальше мы углубляемся  в историческое прошлое России, тем более внутренняя торговля  отодвигается на второй план, и тем заметнее преобладает  над ней торговля внешняя. Причем, преобладание внешней торговли  было подавляющим, а это означает, что «вокруг России всегда  во все время ее исторического  существования были налицо народности  с более развитыми потребностями, чем она сама».[Этот вывод объясняет многое в экономическом поведении русского торгового люда.

Общеизвестно, что до наступления  капитализма существовало два вида капитала – купеческий и ростовщический, а в сфере обращения предпринимательство  появляется раньше, чем в сфере  производства.

 

   Эта закономерность  на Руси усиливалась тем обстоятельством,  что Русь находилась на транзитных  путях между Западом и Востоком  – по Волге и Днепру. Некоторые  видные историки, в том числе  и В. О. Ключевский, считали,  что даже зарождение российской  государственности связано с  транзитной торговлей.

 Можно выделить два  ее этапа:

   1. В XIII–X вв. торговля  шла по Волге и Каспию с  обширным Арабским Халифатом,  с Багдадом – столицей халифов.

   2. С середины X в.  направление торговли меняется: товары перемещаются через Византию  знаменитым путем «из варяг в греки», по Днепру, а не по Волге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Современное  российское предпринимательство.  Роль малого и среднего предпринимательства  в экономике страны

В современном российском обществе к числу важнейших факторов, оказывающих определяющее воздействие  практически на все стороны жизни  и деятельности человека, относится  переход от централизованной, административно  управляемой экономики к рыночной и, как следствие, распространение  влияния глобализации экономики  по всей территории.

Глобализация стала важным реальным аспектом современной мировой  системы, она затрагивает все  области общественной жизни, включая  экономику, политику, социальную сферу, безопасность и др. Мировое сообщество сегодня превращается в единую глобальную систему, ибо все государственные  структуры оказались в ситуации всеобщей взаимосвязи. И поэтому  положение и судьба любого конкретного  общества во многом зависит от его  места во всемирном разделении труда  в мировой системе.

Глобализация содержит как  позитивные, так и негативные аспекты. Её позитивное влияние связано с  эффектом конкуренции, к которой  она неизбежно ведет. В современных  рыночных условиях резко возрастает роль конкуренции, как движущей силы, вынуждающей постоянно искать новые  пути и инструменты повышения  своей конкурентоспособности. Конкуренция  между предприятиями, выпускающими одни и те же виды продукции и  оказывающими одни и те же виды услуг  населению, является важнейшим рычагом, влияющим на эффективность результатов  рыночной экономики.

Малое предприятие – это  фирма, которая не доминирует в своей  области, а хозяин – это независимый  владелец, осуществляющий руководство  малым числом подчинённых в сравнении  с другими фирмами той же отрасли.

Средние предприятия проходят по границе малых и крупных  фирм. Как правило, под средним  понимают предприятие, которое управляется  менеджером, находящимся под контролем собственников-акционеров и подпадает под верхнюю границу предельных значений, установленных для малого предпринимательства.

Малые и средние предприятия  являются традиционной и важной частью экономики практически всех стран, в том числе и индустриально  развитых. Естественно, что развитие малых предприятий в различных  странах имеет свои особенности, вытекающие из исторических традиций, а также сложившейся роли и  места небольших предприятий  в экономике страны. И, как правило, зависит от достигнутого уровня концентрации и индустриализации экономики, а  также от целей, стоящих перед  сферой малого и среднего предпринимательства  в новых социально-экономических  условиях.

Малое и среднее предпринимательство  – это не только источник средств  существования, но и средство раскрытия  творческих и интеллектуальных возможностей людей.

Предпринимательство – это  система хозяйствования, основой  которой выступает комплекс природных, материально-технических, трудовых и  интеллектуальных ресурсов, объединённых для получения предпринимательского дохода на инновационной и рисковой основе.

Предпринимательство ‑ это совершенно новый тип бизнеса, основанный на инновационном поведении собственника предприятия, обладающего глубоким мышлением, базирующимся на высоком интеллектуальном капитале. Предпринимательство имеет корни со времен купечества, именно их именовали предпринимателями и сравнивали с финансистами. Предпринимательство характеризовалось как служение обществу, при этом отличалось духом нестяжательства, идеала трудолюбия, служения высокой духовности и благотворительности.

Предпринимательство представляет собой один из ключевых элементов  экономической жизни всякого  обществ, а не только рыночного образца. Во всяком случае, отказ от принципов  социалистического хозяйствования, его методов, наработок, навыков  автоматически не привёл к коренному  повороту жизни населения, 70% которого прозябает в настоящее время  за чертой бедности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Процесс становления предпринимательства  в России носит сложный характер. Тем не менее, предпринимательство  в складывающихся рыночных условиях постепенно становиться заметным экономическим  явлением, а сами предприниматели  утверждаются в качестве нового для  российского общества типа хозяйствующего субъекта.

Наличие в любом обществе условий для предпринимательства, существование в таком обществе предпринимательского корпуса — это не только дань моде. Это и показатель уровня экономической свободы граждан, и отражение понимания прогрессивного характера предпринимательства со стороны представителей властных структур, определяющих, разрабатывающих и реализующих экономическую политику, в том числе и в отношении предпринимательства.

Предприятия малого бизнеса  играют решающую роль в таких сферах экономики как бытовое обслуживание населения, консультационные услугу, технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин, торгово-закупочные операции, посредническая деятельность.

Каждый предприниматель  должен найти себя в хозяйственном  пространстве- времени, найти свою хозяйственную нишу. Другими словами предпринимателю нужно обладать информацией об «общем климате предпринимательства»: условия и возможности вложения денег в различных отраслях или регионах, государственная поддержка предпринимательства, состояние рынка (спрос и предложение), мера насыщения отраслей или регионов предпринимательской инициативой и деятельностью. Все это «внешние» условия предпринимательской деятельности, они как бы заранее заданные, и самими предпринимателями не определяются.

 

Список использованной литературы

1. http://bishelp.ru/svoe_delo/ocenka/2704predprinimatel.php

2. http://historylib.org/historybooks/Alla-Aleksandrovna-Timofeeva_Istoriya-predprinimatelstva-v-Rossii-uchebnoe-posobie/5

3. http://www.creativeconomy.ru/articles/3062/

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе История развития предпринимательства в России