Развитие предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение истории российского предпринимательства, начиная с той поры, когда зародились более цивилизованные торговые отношения и, когда началось производство каких-либо предметов именно для продажи, а не для собственного пользования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………….3
Глава 1: Становление предпринимательства в России…………………………………...4
1.1. Зарождение предпринимательства |конец 9-15 вв.|…………………………………..4
1.2. Предпринимательская деятельность во второй половине 15-17 вв…………………………………………...............................................................................7
1.3. Эпоха Петра – как стремительное развитие предпринимательства……………………………………...................................................12
Глава 2: Развитие предпринимательства в период 19-20 вв…………………………….15
2.1. Реформа 1861 года и ее последствия………………………………………………...15
2.2. Годы НЭПа (1921-1926) – как оживление предпринимательской деятельности……………………………………………………………………………….19
Глава 3: Понятие, сущность, функции и проблемы предпринимательства на современном этапе………………………………………………………………………………………...22
3.1.Понятие предпринимательства в наши дни………………………………………….22
3.2. Сущность и функции предпринимательства………………………………………..24
3.3. Проблемы предпринимательства в России…………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………………...32
Список литературы………………………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по предпринимательству.docx

— 63.11 Кб (Скачать файл)

Во внешнеполитических делах гости все чаще совершали  поездки за границу с послами, исполняя роль переводчиков и консультантов  по политическим и торговым делам. Это  ставило их в специфические отношения  с аппаратом государственной  власти и выделяло из среды других торговых людей 
Москвы.

В свою очередь, купеческая верхушка использовалась в интересах  объединительной политики московских князей. Официально закрепляя за московскими  гостями определенные обязанности, правительство превращало их в проводников  великокняжеской политики московских князей. Официально закрепляя за московскими  гостями определенные обязанности, правительство превращало их в верных проводников великокняжеской политики как внутри государства, так и  вне его.

В 16 в. торговля стала  принимать все большие размеры. Центром деловой активности русских  городов в 15-17 вв. становились гостиные дворы. Здесь останавливались купцы, хранились их товары и производились  торговые операции. Гостиный двор представлял  собой прямоугольную площадь, обнесенную каменной или деревянной стеной крепостного  типа с башнями на углах, и над  воротами. По внутренним сторонам стен устанавливались двух-, трехэтажные  торговые и складские помещения. Для уплаты таможенных пошлин торговцами строилась таможенная изба. Площадь  двора постепенно стала обстраиваться  магазинами, выходящими на внутренние и внешние стороны.

Правительственная политика в отношении торгово-промышленных кругов в период царствования Ивана  Грозного отличалась противоречивостью. С одной стороны, царь оказывал знаки  внимания тем представителям купечества, которые постоянно подчеркивали свою лояльность и оказывали ему  не только материальную, но и политическую поддержку. Наибольшую известность  приобрел род Строгановых, известный  своей мощью с 16 в. Основатель гигантского  хозяйства Аника Федорович Строганов (1497-1570 гг.), обосновавшийся в своем  родовом гнезде, (Сольвычегодск), смог раздавить конкурентов и подчинить  своему контролю крупнейшие соляные  промыслы страны, Кроме того, Строгановы имели железоделательный и кузнечный  промыслы, ярмарочную торговлю, занимались добычей пушнины, торговлей рыбой, иконами и другими разнообразными товарами.

Наиболее известна роль Строгановых в колонизационной  деятельности на окраинах России. Дети основателя торгового дома - Яков, Григорий и Семен образовали на путях в  Сибирь своеобразное пограничное государство, сосредоточив на его территории экономические  и политические права, пользуясь, тем, что правительство, обессиленное Ливонской  войной, не могло в должной мере контролировать новые территории.

В 1579 г. во владениях  Строгановых насчитывалось один городок, 39 деревень, починков с 203 дворами  и один основанный ими же монастырь. 
Значение деятельности представителей этого рода заключается в утверждении влияния России на сибирские земли. Отметим и другую сторону их деловой активности. Извлекая прибыли из ростовщических кабально ссудных операций с крестьянами, посадскими и торговыми людьми, гостями, Строгановы строили ремесленные предприятия с ручным специализированным трудом.

Другая сторона  политики Ивана Грозного в отношении  купечества строилась на жестком  терроре против его части в  условиях опричнины. 
Наиболее ярко это проявилось в разгроме Новгорода (1570 г.). 
Исследователями обращалось внимание на цели акции: во-первых, пополнить пустующую царскую казну за счет ограбления богатой торгово-промышленной верхушки Новгорода; во-вторых, терроризировать посад, в особенности низшие слои городского населения, подавить в нем элементы недовольства.

Так или иначе, но среди убитых гостей Новгорода оказались  представители богатых семейств, купеческие старосты. Ударом по экономике  северо-западных земель стал насильственный перевод 250 семей верхушки торгового  мира в Москву. Стремясь подчинить  себе богатых купцов, Иван 
Грозный объединил их с ремесленниками и мелкими городскими торговцами в одно сословие посадских людей. Все это свидетельствовало о том, что давление государства делало невозможным расширение самостоятельности не только купечества, но и элиты страны. Складывалась ситуация, при которой самодержавие подчиняло деятельность купечества целям феодального государства.

17 век можно назвать  рубежом, знаменовавшим начало  постепенного подрыва позиций  феодализма и одновременно роста  рыночных отношений. 
Впрочем, события конца 16-начала 17 вв. не оставляли особых надежд на успех предприимчивым людям. Лихолетье Смутного времени не создавало столь необходимой стабильности. Тем не менее, к середине 17 в. удалось преодолеть последствия общенациональной катастрофы.

Складывавшийся  всероссийский рынок обусловил  характерные черты русского купечества, все чаще выступавшего в роли скупщика. Именно скупщики завоевали господствующее положение на рынке, вытесняя непосредственных производителей.

В этот период отчетливо  проявились две формы накопления капитала. 
Ведущей стала оптовая торговля, носившая постоянный характер. Она сопровождалась скупкой купечеством товаров у непосредственных производителей, их перекупкой у других торговцев. Купечество все более активно использовало государственный и частный кредит. Товарами в оптовой торговле являлись преимущественно продукты (хлеб, соль, рыба, мясо) и сырье 
(пенька, кожа).

Второй формой накопления капитала были казенные подряды, Их выгодность была обусловлена тем, что казна  предварительно оплачивала часть причитавшейся  суммы за подряд. Эти деньги купец-подрядчик  мог вложить в любое предприятие  по своему усмотрению.

При царствовании Алексея Михайловича (1645-1676 гг.) начинается медленный рост мануфактурного производства. Первоначально крупная промышленность формировалась преимущественно  в недрах вотчинного хозяйства. 
Переход к строительству заводов с частичным использованием вольнонаемного труда осложнялся процессом укрепления крепостнических отношений. 
Правительственные мероприятия во второй половине 17 в. подготовили фундамент для последующих реформ: в 1649 г. Соборное Уложение даровало посадским общинам исключительное право на занятие торговлей и промышленностью, отняв его у слобод. В 1650-1660-е гг. была унифицирована налоговая пошлина в интересах отечественных купцов.

Таможенный устав 1653 г. и Новоторговый устав 1667 г. стали  актами российской государственности, носившими четко выраженный протекционистский  характер и означавшими позитивные перемены в политике Алексея Михайловича.

Иностранные купцы  облагались более высоким налогом  при продаже товаров на внутреннем рынке. Отмена мелких сборов, взимавшихся  с российских торговцев, способствовала развитию географии торговых связей.

Таким образом, Россию не обошло воздействие политики меркантилизма. 
Для нее, прежде всего, характерно следование формуле: богатство страны выражается в денежном капитале. Меркантилисты основное внимание уделяли внешней торговле, прибыль от которой выражалась в выгодном торговом балансе. Вместе с тем, они понимали, что основой торговли является товарная масса, поступающая на рынок, поэтому отстаивалась также и необходимость поощрения сельского хозяйства, добывающей и обрабатывающей отраслей промышленности. 
Во второй половине 17 в. в стране закладывались будущие центры предпринимательства: металлургии и металлообработки (предприятия Тульско- 
Серпуховского, Московского районов); производство изделий из дерева (Тверь, 
Калуга); ювелирного дела (Верхний Устюг, Новгород, Тихвин, Нижний 
Новгород). Однако до оформления класса предпринимателей было еще далеко.

Окончательное становление  крепостничества обусловило постоянное увеличение платежей крестьян в казну  и феодалам. Это, в свою очередь, повлекло крайне медленный спрос крепостной деревни на промысленные товары и  замедленный рост обрабатывающей промышленности. Процент торговых крестьян в общей  массе сельского населения был  не столь велик. Господство феодальных отношений затрудняло накопление средств, столь необходимых для занятия  торговлей, сковывало инициативу крестьян.

Тем не менее, крестьяне-купцы  оказывали влияние на формирование всероссийского рынка. Это проявилось в участии в торгах. Характерными чертами крестьянской торговли было наличие малого количества свободных  денежных средств, постоянная нужда  в кредите, отсутствие специализации  в определенном виде деятельности и  стабильности в положении ряде групп  торговцев. Над торговыми крестьянами  осуществлялся двойной контроль: с одной стороны, - как над крестьянами, с другой - как над группой торгово- промышленного населения.

Что касается купеческих заводов, то они оставались типичные феодальным явлением, поскольку их целью являлось облегчение товарооборота  купца путем производства товаров, не требующих больших затрат. Предпринимательская  деятельность торговых крестьян в целом  мало отличалась от функционирования капитала посадских купцов, что было обусловлено уровнем развития России конца 17 в.

Таким образом, ростки предпринимательства пробивали  с большим трудом почву феодализма. Хотя преобразовательные настроения витали в воздухе до воцарения Петра 1, однако, реализация сложнейшей задачи по укреплению экономического, военного и политического могущества России; в новых реалиях была связана  с новым этапом развития страны.

 

3. Эпоха Петра  – как стремительное развитие  предпринимательства.

В начале 18 в. в России происходят преобразования Петра I, которые  оказали серьезное воздействие  на развитие отечественного предпринимательства. Это касается в первую очередь  сферы промышленного производства. В допетровскую эпоху еще не в  полной мере сложились условия для  инвестиций капитала в промышленность. Преобразования Петра 1 резко стимулировали  этот процесс. В первой четверти 18 в. было создано около 200 
(а по некоторым подсчетам — и до 400) крупных предприятий. Они производили железо, вооружение, военное снаряжение, на верфях строились корабли. Все это использовалось для оснащения армии, которая вела более, чем двадцатилетнюю войну со Швецией. Десятки предприятий возникли и в сфере легкой промышленности. Они были ориентированы на удовлетворение потребностей верхов общества, воспринимавшего европейский быт, производили зеркала, ленты, чулки, шляпы, шпалеры, курительные трубки, сахар и т.п. 
Промышленное строительство в эпоху Петра 1 в полной мере соответствовало целям и потребностям его реформ, и решающая роль в активизации крупного предпринимательства в сфере промышленности принадлежала государству.

Что же было сделано? Многие заводы из казны передавались частным лицам. Получившие их, привлекая  свои капиталы и предпринимательские  таланты, должны были расширить производство и расплатиться с казной продукцией. Промышленникам предоставлялись беспроцентные  ссуды. Всего при 
Петре 1 было выдано около 100 тыс. рублей. Так как львиная доля продукции поступала в казну, особенно в тяжелой промышленности — тем самым государство обеспечивало этим предприятиям надежный сбыт. Владельцы заводов, их дети, мастера освобождались от податей, служб, внутренних пошлин. С конца 1710-х годов правительство принимает серьезные меры для защиты отечественной промышленности от иностранной конкуренции, проводится все более жесткая протекционистская политика. На ввоз из-за рубежа товаров, аналогичных тем, что производились на российских мануфактурах, вводились высокие заградительные пошлины. Так, первый в истории России таможенный тариф 1724 г. устанавливал пошлины в 75% на импорт железа, игл, парусины, скатертей, салфеток, некоторых видов тканей. В России не хватало знаний и технологий — правительство Петра 1 не жалело средств и льгот для привлечения иностранных специалистов на отечественные заводы и мануфактуры. 
Как и прежде, оставалась проблема обеспечения предприятий рабочей силой. 
Петр 1 не возражал против применения наемного труда, даже призывал к этому. 
Но крепостной гнет в его царствование нисколько не ослаб, а, напротив, усилился. В 1721 г. предприниматели получают право покупать к своим заводам крепостных крестьян, так появляется еще одна категория подневольных работных людей, прикрепленных к предприятиям. Заводчики получают право не возвращать оказавшихся у них беглых крестьян.

Оказав мощную поддержку  предпринимателям в организации  крупного производства, правительство  Петра 1 в известной мере ограничивало их свободу. Были созданы Берг- и  Мануфактур-коллегии, наблюдавшие за работой промышленных предприятий. Регламентировалось качество продукции, образцы которой предоставлялись  для контроля в коллегию. Специальными указами предписывалась определенная технология, например, юфть следовало  выделывать с ворванным салом, а  не с дегтем, полотна следовало  изготавливать определенной ширины. Часто регламентировалась номенклатура выпускаемой продукции, объем ее поставок в казну. Промышленники  были обязаны представлять в Мануфактур-коллегию подробные отчеты. В случае невыполнения этих предписаний они могли подвергнуться  штрафу. Если в коллегиях приходили  к выводу, что предприятие «ведется непорядочно» оно могло быть отобрано в казну, передано другому лицу.

Таким образом, исключительные усилия Петра 1 по созданию крупной  промышленности составляют его несомненную  заслугу в истории отечественного предпринимательства. Вместе с тем, очевидно, что большинство предприятий  действовали на основе подневольного  труда, многие оказались под жестким  контролем бюрократических органов.

Иногда говорят, что при Петре I для крупной  промышленности создавались 
«оранжерейные условия», она формировалась и насаждалась искусственно. При всей односторонности этой точки зрения она имеет свои резоны. Достаточно обратиться к истории деятельности семейства Демидовых, одной из самых знаменитых предпринимательских фамилий эпохи Петра I, всего 18 века.

Основоположник  династии тульский оружейник Никита Демидов покорил 
Петра своим мастерством, организаторской хваткой. В 1702 г. он получил из казны Невьянский железоделательный завод на Урале, а затем и другие предприятия. К ним были приписаны десятки сел и волостей, чтобы обеспечить их рабочей силой. В дальнейшем при непосредственной поддержке государства 
Н. Демидов и его старший сын Акинфий многократно приумножили свое достояние. Так, получив Верхотурские заводы, которые давали всего 20 тыс. пудов железа в год, Демидовы стали производить на них по 400 тыс. пудов. 
Это достигалось за счет привлечения все новой и новой рабочей силы — приписных крестьян, беглых, каторжных. Это позволяло Демидовым ставить железо в казну дешевле других предпринимателей и получать при этом огромные прибыли. В 1715 г. они преподнесли Петру 1 по случаю рождения царевича 
Петра 100 тыс. руб. младенцу «на зубок» (это стоимость целой фабрики).

Следует подчеркнуть, что карьера Демидовых— наиболее яркое и характерное воплощение проводимой тогда экономической  политики, направленной на создание крупного производства при мощной поддержке  государства с широким использованием принудительного труда. Это позволило 
Демидовым сосредоточиться на развитии столь капиталоемкого производства, как горное дело и металлургия. Они гораздо в меньшей степени, чем предприниматели предыдущей эпохи, занимались деятельностью в других сферах экономики, не накопили крупных капиталов к началу своей карьеры в сфере промышленности. Но, расширяя свои заводы, Демидовы и им подобные все в большей степени опирались на свои собственные предпринимательские способности, собственные капиталы и возможности, умело используя экономические и социальные реалии той поры, действовали жестко, не останавливаясь перед насилием, произволом и самоуправством, что вообще характерно для российской действительности того времени.

Информация о работе Развитие предпринимательства в России