Развитие малых предприятий в условиях современной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение процесса выработки целей и стратегии развития фирмы.
Задачами курсовой работы является определение понятий цели и стратегии развития фирмы, инструментов используемых при их выработке, а также их роль в функционировании организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты выработки целей и стратегии развития предприятия…………………………………………………………………………4
1.1 Понятие предприятия, цели и направления деятельности………………4
1.2 Классификация выработки целей предприятия………………………......7
1.3 Сущность, принципы и основные этапы стратегического развития предприятия…………………………………………………………………….11
2 Организационно-экономическая характеристика предприятия…………….19
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «КОМБИНАТ КООПЕРАТИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ» КАЛИНИНСКОГО РПС……...19
2.2 Характеристика экономических показателей предприятия ООО «КОМБИНАТ КООПЕРАТИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ» КАЛИНИНСКОГО РПС………………………………………………………..….20
3 Планирование развития предприятия ООО «КОМБИНАТ КООПЕРАТИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ» КАЛИНИНСКОГО РПС……...27
3.1 Выработка целей развития предприятия ООО «Комбинат Кооперативной Промышленности» Калининского РПС………………………...27
3.2 Стратегия развития предприятия ООО «Комбинат Кооперативной Промышленности» Калининского РПС…………………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..33

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 69.89 Кб (Скачать файл)

-цели должны быть совместимыми во времени. Долгосрочные цели соответствуют миссии, а краткосрочные - долгосрочным;

-цели не должны быть противоречивыми, как на уровне "стратегического треугольника", так и для различных подразделений. Это означает, что не должны противоречить друг другу цели, относящиеся к прибыльности и к установлению конкурентной позиции; или цели усиления позиции на существующем рынке и цели проникновения на новые рынки, цели повышения мотивации работников и публичной благотворительности и т. д.;

-цели должны быть гибкими, т. с. их следует устанавливать таким образом, чтобы они оставляли возможность для их корректировки в соответствии с изменениями, происходящими во внешнем окружении фирмы;

-для достижения каждой цели должен быть определен срок (неделя, месяц, год и т. д.).

Таким образом, все цели можно  классифицировать по трем основным признакам: по срокам, по исполнителю и по конечному  показателю.

В практике хозяйствования при определении целей руководство  предприятия всегда на первое место  ставит прибыль. Прибыль можно рассматривать:

-как разницу между результатом деятельности и затратами на нее;

-как отдачу на инвестируемый капитал;

-как процент от оборота (общих продаж).

Если говорить о стратегической цели предпринимательской деятельности, то она выражается в максимизации прибыли. Это некоторый общепринятый ориентир любой коммерческой деятельности, в своем роде идеальный ориентир. Но в реальности прибыль не всегда является единственной целью предприятия. Предприятие функционирует, в конечном итоге, не ради денег, а ради принесения какой-либо выгоды потребителям. Любые  заработанные деньги нужно куда-то вкладывать. Поэтому наряду с прибылью к корпоративным целям относятся  рост предприятия (или бизнеса), а  также поддержание непрерывности  деятельности. Достижение этих целей  входит в противоречие с целью  максимизации прибыльности, так как  на развитие и рост требуется вложение денежных средств, и отдача (прибыльность) вложений может быть отложена на длительный период.

Максимизация прибыли, рост и непрерывность деятельности являются стратегическими целями всей компании. Стратегические цели позволяют компании заранее создать фундамент для  производства новых товаров и  услуг, произвести необходимые разработки и подготовить организацию к возможным изменениям во внешней среде. Стратегические цели становятся определенным предвидением тех изменений, которые могут произойти во внешней среде. Тактические цели обычно являются продолжением (экстраполяцией) существующих тенденций с учетом предполагаемых изменений. Например, плановые объемы на следующий период могут быть установлены на основе продаж предыдущего периода с учетом сезонного колебания спроса или с учетом того, что на рынок вышел новый производитель товара. Оперативные цели служат основой для разработки конкретных показателей потребности предприятия в оборотных средствах, рабочей силе или другого вида ресурсах. Так, например, в образовательном учреждении может осуществляться прием слушателей на курсы четыре раза в год, таким образом, оперативные цели устанавливаются на 4 месяца.

 

1.3 Сущность, принципы и  основные этапы стратегического развития предприятия.

 

Стратегическое управление представляет процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Он включает постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений  с внешней средой, которые позволяют  организации добиваться поставленных задач.

Выделяют два основных конечных продукта стратегического  управления.

Один из них - потенциал  организации, который обеспечивает достижение целей в будущем.

Другим конечным продуктом  стратегического управления является внутренняя структура и организационные  изменения, обеспечивающие чувствительность организации к переменам во внешней  среде. B предпринимательской организации  это предполагает наличие способности  своевременно обнаружить и правильно  истолковать внешние изменения, а также руководить ответными адекватными действиями, которые предполагают наличие стратегических возможностей для разработки, испытаний и внедрения новых товаров и услуг, технологий, организационных изменений. Потенциал организации и стратегические возможности определяются ее архитектоникой и качеством персонала.

Архитектонику организации  составляют: технология, производственное оборудование, сооружения, их мощности и возможности; оборудование, его  возможности и мощности по переработке  и передаче информации; уровень организации  производства; структура власти, распределение  должностных функций и полномочий принимать решения; организационные  задачи отдельных групп и лиц; внутренние коммуникации и процедуры; организационная культура, нормы  и ценности, которые лежат в  основе организационного поведения.

Качество персонала определяется: отношением к изменениям; профессиональной квалификацией и мастерством  в проектировании, анализе рынка  и т.п.; умением решать проблемы, относящиеся  к стратегической деятельности; умением  решать вопросы, относящиеся к проведению организационных изменений; мотивацией участия в стратегической деятельности и способностью преодолевать сопротивление.

В коммерческой организации  руководитель, занимающийся стратегическими  проблемами, обеспечивает постоянный потенциал прибыльности. Его задачи состоят в том, чтобы выявить  необходимость и провести стратегические изменения в организации; создать  организационную архитектонику, способствующую стратегическим изменениям; подобрать  и воспитать кадры, способные  провести стратегические изменения  в жизнь.

Система управления коммерческой организацией включает два взаимодополняющих  вида управленческой деятельности - стратегическое управление, связанное с развитием  будущего потенциала организации, и  оперативное управление, реализующее  существующий потенциал в прибыль. Стратегическое управление требует  предпринимательского организационного поведения, а оперативное управление функционирует на базе приростного поведения. В последнее время организации в большей степени испытывают нужду в одновременном использовании обоих типов, поведения, для чего им необходимо создавать такую структуру своей архитектоники, которая бы позволила успешно развивать и предпринимательский, и приростный стили организационного поведения.

Выделяют три группы объектов стратегического управления: организации, стратегические хозяйственные подразделения (СХП) и функциональные зоны организации.

В качестве объекта стратегического  управления организация рассматривается  как открытая комплексная социально-экономическая  система, представляющая совокупность структурных подразделений (стратегических хозяйственных подразделений). Стратегическое хозяйственное подразделение - это  направление или ряд смежных  направлений деятельности организации, самостоятельное рыночно ориентированное  хозяйственное подразделение, которое  может выступать полноценным  конкурентом на своем сегменте рынка, имеет свой круг поставщиков, потребителей и конкурентов. Оно возглавляется  директором, который несет полную ответственность за стратегическое развитие и текущую деятельность СХП. Функциональная зона организации - это сфера деятельности, организационно представленная функциональными структурными подразделениями, которые специализируются на выполнении определенных функций  и обеспечивают эффективную деятельность как отдельных СХП, так и организации  в целом.

Стратегическое управление затрагивает широкий круг ведущих  организационных решений по поводу проблем, ориентированных на будущее, связанных с генеральными целями организации и находящихся под  воздействием неконтролируемых внешних  факторов. Предметом стратегического  планирования и управления являются:

1. Проблемы, прямо связанные  с генеральными целями организации.  Генеральные цели ориентированы  в будущее и, как правило,  направлены на повышение эффективности деятельности организации путем обеспечения взаимосвязи целей, ресурсов и результатов. Поэтому решения о создании новых или ликвидации старых производств, освоении новой продукции, технологии или новых рынков носят стратегический характер. Решения, относящиеся к экономии материальных, энергетических или трудовых ресурсов, имеют частный характер и не относятся к стратегическим.

2. Проблемы и решения,  связанные с каким-либо элементом  организации, если этот элемент  необходим для достижения целей,  но в настоящий момент отсутствует  или имеется в недостаточном  объеме. В практике стратегического  управления решение относится  к стратегическим проблемам, если  планируется разработка и выпуск  новой продукции, приобретение  нового для организации технологического  оборудования, приглашение нового  персонала (новых специалистов) и  т. п.

3. Проблемы, связанные с  неконтролируемыми внешними факторами.  Проблемы стратегического управления  чаще всего возникают в результате  воздействия многочисленных внешних  факторов. Поэтому, чтобы не ошибиться  в выборе стратегии и направлении  развития, важно определить, какие  экономические, политические, научно-технические,  социальные и другие факторы  оказывают влияние на будущее  организации. Организация постоянного  мониторинга внешней среды - важное  условие эффективности и конкурентоспособности  организации.

В настоящее время выделяются два направления развития стратегического  управления.

Первое - "регулярное стратегическое управление" - является дальнейшим логическим развитием стратегического планирования и состоит из двух взаимодополняющих подсистем: подсистемы анализа и планирования стратегии и подсистемы реализации стратегии. По существу суть этого направления - управление стратегическими возможностями организации. Это направление получило наибольшее распространение в силу того, что более глубоко и полно разработано.

Второе направление развития стратегического управления называют "стратегическим управлением в  реальном масштабе времени" и связывают, как правило, с решением неожиданно возникающих стратегических задач. Оно развивается в тех отраслях, где изменения во внешнем окружении  происходят с такой частотой и  порой так непредсказуемы, что  требуют немедленной адекватной реакции и организации просто не остается времени на пересмотр  своей стратегии.

Разработка стратегии  организации начинается с определения  основных ориентиров предпринимательской  деятельности (так называемой ее философии) и оглашения соответствующего послания, в котором сообщается о ее предназначении (миссии). Исходя из этого устанавливается  форма реализации стратегии и  делается ее окончательный выбор.

Философия организации включает в себя следующие элементы:

- основной замысел, отражающий  цели организации, ее стратегию  и направленность деятельности;

- описание организации  - ее история, параметры, возможности  и преимущества, стратегические  цели и способы их реализации  в современных условиях, мотивы  деятельности, девиз;

- философия заказчиков - целевые группы, их интересы, сбытовая  политика;

- внутриорганизациинная  политика - основы управления организацией, информационно-коммуникационная система,  система оплаты труда, пути  повышения квалификации работников, инновационная и социальная политика, соблюдение этики менеджмента;

- связи с партнерами - капиталовложения, финансовая политика, снижение уровня риска, распределение  прибыли;

- отношение с другими  организациями - выполнение обязательств, обеспечение стабильности в работе, охрана окружающей среды, вложения  в развитие региона.

Предпринимательская философия  в сочетании с мотивационной  идеей определяет основные направления  развития организации. Послание, устанавливающее  границы деятельности, обычно публикуется  в печати. В нем указывается  область деятельности, отвечающая запросам потребителей, описываются рынки  сбыта продукции и технология ее изготовления. Послание также может  содержать изложение способов финансирования организации, осуществления инноваций, перечень прав работников и акционеров и т.п.

Принципы и основополагающие моменты предпринимательской стратегии  являются неотъемлемой частью "паблик рилейшнс" (общественных связей) организации. Они отражают этику ее менеджмента, которой придается большое значение при установлении ее рейтинга.

В соответствии с этической  направленностью различают следующие  виды стратегии:

- ориентированную на акционеров - максимальный учет интересов  всех акционеров;

- привилегированную - ориентация  в основном на интересы менеджеров  и менеджмента;

- ограничительную - максимальный  учет интересов узкой группы  акционеров или отдельных работников;

- социально-гармоничную  - стремление в первую очередь  обеспечить социальную гармонию  в трудовом коллективе;

- жесткую - ошибочное целеполагание  обусловливает конфликты среди  менеджеров и ведет к изменению  целевых установок акционеров;

- персонифицированную - создание  условий для наиболее полной  реализации индивидуальных проектов  и процветания всех членов  организации.

Подобные этические принципы находят отражение главным образом  в американском и японском менеджменте. Вместе с тем они завоевывают  все большую популярность и в  Европе, прежде всего в управлении крупными организациями. Ведущие консультационные и рейтинговые организации обычно оценивают уровень менеджмента  той или иной организации в  соответствии с так называемой концепцией 7С (структура организации, стратегия, система управления, стиль деятельности, сноровка (мастерство), состав кадров, стратегические цели).

Информация о работе Развитие малых предприятий в условиях современной экономики