Развитие малых предприятий в условиях современной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение процесса выработки целей и стратегии развития фирмы.
Задачами курсовой работы является определение понятий цели и стратегии развития фирмы, инструментов используемых при их выработке, а также их роль в функционировании организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты выработки целей и стратегии развития предприятия…………………………………………………………………………4
1.1 Понятие предприятия, цели и направления деятельности………………4
1.2 Классификация выработки целей предприятия………………………......7
1.3 Сущность, принципы и основные этапы стратегического развития предприятия…………………………………………………………………….11
2 Организационно-экономическая характеристика предприятия…………….19
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «КОМБИНАТ КООПЕРАТИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ» КАЛИНИНСКОГО РПС……...19
2.2 Характеристика экономических показателей предприятия ООО «КОМБИНАТ КООПЕРАТИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ» КАЛИНИНСКОГО РПС………………………………………………………..….20
3 Планирование развития предприятия ООО «КОМБИНАТ КООПЕРАТИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ» КАЛИНИНСКОГО РПС……...27
3.1 Выработка целей развития предприятия ООО «Комбинат Кооперативной Промышленности» Калининского РПС………………………...27
3.2 Стратегия развития предприятия ООО «Комбинат Кооперативной Промышленности» Калининского РПС…………………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..33

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 69.89 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1 Теоретические аспекты  выработки целей и стратегии развития предприятия…………………………………………………………………………4

1.1 Понятие предприятия, цели и направления деятельности………………4

1.2 Классификация выработки целей предприятия………………………......7

1.3 Сущность, принципы и основные этапы стратегического развития предприятия…………………………………………………………………….11

2 Организационно-экономическая  характеристика предприятия…………….19

2.1 Общая характеристика предприятия ООО «КОМБИНАТ КООПЕРАТИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ» КАЛИНИНСКОГО РПС……...19

2.2 Характеристика экономических  показателей предприятия ООО  «КОМБИНАТ КООПЕРАТИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»  КАЛИНИНСКОГО РПС………………………………………………………..….20

3 Планирование развития предприятия ООО «КОМБИНАТ КООПЕРАТИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ» КАЛИНИНСКОГО РПС……...27

3.1 Выработка целей развития предприятия ООО «Комбинат Кооперативной Промышленности» Калининского РПС………………………...27

3.2 Стратегия развития предприятия ООО «Комбинат Кооперативной Промышленности» Калининского РПС…………………………………………..29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..33

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….....34

 

        ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данной темы определена, прежде всего, тем, в какое время мы живём. Успех любого предприятия напрямую зависит от грамотной экономической политики, разработки целей, методов их достижения и стратегий развития организации на ближнюю и дальнюю перспективы. Немаловажным пунктом так же является оценка потенциальных возможностей предприятия и обеспеченность его соответствующими ресурсами.

Цели предприятия определяют концепцию ее развития и основные направления деловой активности. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал фирмы и ее производственно-сбытовые возможности.

Цели организации - результаты, которых стремится достичь организация, и на достижение которых направлена ее деятельность.

Процесс стратегического  планирования является инструментом, который помогает руководству фирмы  принимать правильные стратегические решения, и корректировать в соответствии с ними повседневную жизнь организации.

Стратегическое планирование - это набор решений и действий, осуществляемый руководством фирмы  для достижения целей организации.

Целью курсовой работы является изучение процесса выработки целей  и

стратегии развития фирмы.

Задачами курсовой работы является определение понятий цели и стратегии

развития фирмы, инструментов используемых при их выработке, а  также их

роль в функционировании организации

 

1 Теоретические аспекты  выработки целей и стратегии развития предприятия

 

1.1 Понятие предприятия, цели и направления деятельности

 

В условиях рыночных отношений предприятия являются основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. 

Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий  субъект, который производит и реализует  продукцию, выполняет работы промышленного  характера или предоставляет  платные услуги.

Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную  систему учета и отчетности, самостоятельный  бухгалтерский баланс, расчетный  и другие счета, печать с собственным  наименованием и товарный знак (марку).

Каждое предприятие подразумевает  наличие цели, направления и путей  развития производства.

По цели и характеру  деятельности можно выделить два  вида предприятий: предпринимательские (коммерческие) и непредпринимательские (некоммерческие), существование которых  обеспечивается бюджетным финансированием  государства.

Существуют различные  факторы, в соответствии, с которыми предприятия подразделяются на группы. Наиболее существенны следующие факторы классификации:

-используемые ресурсы,

-отраслевая принадлежность,

-местоположение,

-размер предприятия,

-форма собственности,

-организационно-правовая форма.

Предприятия могут быть отнесены к малым, средним или крупным  в зависимости от следующих факторов: количество работников, годовой оборот, размер основного капитала, количество рабочих мест, затраты на оплату труда, использование исходных материалов и т. д,

Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия  является получение максимально  возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются  социальные и экономические запросы  трудового коллектива и владельцев средств производства.

На основе общей миссии предприятия формируются и устанавливаются  общефирменные цели, которые определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой и должны быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, досягаемыми и взаимно поддерживаемыми.

Основными целями предприятия  могут быть:

-завоевать или удержать большую долю какого-либо рынка для своего товара;

-добиться более высокого качества своего товара;

-занять в отрасли лидирующее положение в области технологии;

-добиться максимального использования имеющихся сырьевых, людских и финансовых ресурсов;

-повысить прибыльность своих операций;

-добиться максимально возможного уровня занятости.

Каждое предприятие - это  сложная производственно-экономическая  система с многогранной деятельностью. В результате деятельности деловая политика определенного предприятия превращается в конкретный план по ее осуществлению. Существует 3 этапа формирования плана действий предприятия:

1) установление своевременных четких количественных показателей, которых собирается достичь фирма в результате своей основной цели деятельности;

2) определение основных стратегических направлений и действий, которые предприятие должно осуществлять для достижения поставленных целей. При этом во внимание принимается два основных фактора:

-каким образом и в какой степени на предприятие в процессе его деятельности будут воздействовать внешние факторы;

-каковы имеющиеся слабые стороны предприятия и его внутренние возможности. В какой степени будут преодолены первые, а вторые потенциально использованы;

3) разработка гибкой системы долгосрочного планирования, вписывающейся в структуру деятельности предприятия (определение стратегии, которая обеспечит достижение поставленных целей).

В практике хозяйственности  каждое предприятие (фирма) как сложная  производственно — экономическая  система осуществляет много конкретных видов деятельности, которые, исходя из критерия родственности, можно объединить в отдельные основные направления.

Основными направлениями  предприятия являются:

-маркетинговая деятельность (изучение рынка товаров, услуг);

-производственная (обоснование объема выпуска продукции в соответствии с потребностями рынка, обеспечение материально-техническими ресурсами и т.д.);

-послепродажный сервис (организация гарантийного ремонта, сервисного обслуживания клиентов);

-инновационная (научно-технические разработки, технологическая подготовка производства);

-экономическая (планирование, учет, отчетность, ценообразование, внешнеэкономическая деятельность, финансирование);

-социальная (управление персоналом - профессиональная подготовка кадров, создание надлежащих условий труда и отдыха работников.

 

 

1.2 Классификация выработки целей предприятия.

 

При определении целей  важно иметь в виду, что цель - это интегральный показатель, достижение которого зависит от заданного срока, от уровня исполнения, типа конечного результата.

Цель предприятия - это  желаемое состояние, которого можно  достичь скоординированными усилиями всех сотрудников в заданный промежуток времени.

В стратегическом управлении выделяют три типа целей, которые  должны быть согласованы в рамках процесса планирования. В теории управления их принято называть целями "стратегического треугольника".

Это:

-корпоративные цели. Эти цели главным образом связаны с требованиями, которым должны удовлетворять все хозяйственные подразделения, с границами организации в целом, с финансовыми целями, с желаемым географическим распределением деятельности, с позицией, занимаемой компанией в отношении социальной ответственности, и т. д. Корпоративные цели - это следствие и реальное воплощение миссии;

-цели предпринимательской деятельности. Они касаются желаемого уровня прибыльности (величина прибыли, рентабельности, дохода на акцию) и конкурентоспособности (доля рынка, положение в отрасли);

-функциональные цели. Это производные цели функциональных подразделений, интегрирующие их деятельность на достижение как корпоративных целей, так и целей предпринимательской деятельности. Сюда чаще всего относятся цели в области: производительности (издержки на единицу продукции, материалоемкость, отдача с единицы мощностей, др.), финансовых ресурсов (например, структура капитала, движение денег, размеры оборотного капитала), НИР и ОКР (в том числе: сроки внедрения новой технологии, оборудования, продукта, затраты на НИР и ОКР, качество), человеческих ресурсов (квалификация, текучесть кадров, организационное знание), организационного потенциала (время проведения организационных изменений).

Цели "стратегического  треугольника" - это цели верхнего уровня, относительно которых строится иерархическая система целей по подразделениям предприятия.

Существуют три основные характеристики, которые определяют как саму цель, так и те усилия, которые требуются от работника  по ее достижению: сложность, специфика  и приемлемость.

1. Сложность цели отражает уровень профессионализма, необходимый для ее достижения. Чем выше квалификация работника, тем чаще он определяет свою деятельность как систему результатов, которую должен обеспечить. Сложность целей определяется процессом ее достижения. Например, для технической службы может быть поставлена цель - обеспечить заданное качество товара. При наличии технической документации достижение этой цели не является чем-то особенно сложным. Если технической документации нет, то сложность достижения цели возрастает.

2. Специфика цели отражает количественный результат. Специфика подразумевает соответствие процесса достижения цели должностным обязанностям исполнителя. С развитием рыночных отношений у предприятий стати появляться рыночные (маркетинговые) цели. Соответственно, для осуществления этих целей первоначально привлекались специалисты отделов сбыта, которые не в полной мере понимали специфику изменившейся ситуации на рынке: конкуренция, товары-заменители, инфляция и т. Д.

Целью предприятия на рынке  стало достижение определенной рыночной доли, в отличие от прежней цели - выполнение плана. Понимание, что такое  доля рынка, как ее определять и как влиять на нее, у многих предприятий отсутствует до сих пор. Для достижения этих целей необходимо новое знание и его структурная поддержка. Для этого вводятся маркетинговые структуры.

3. Приемлемость цели отражает  степень восприятия работником  цели, которая перед ним поставлена. Человек всегда оценивает те  трудозатраты, которые ему необходимы  для достижения цели, и то, что  он получит в результате. Если  выгоды для него нс очевидны, то цель может быть и не  принята, а значит, и не достигнута. Таким образом, приемлемость цели  напрямую зависит от мотивации  сотрудника на ее выполнение.

При определении целей  так же необходимо принимать во внимание следующие базовые требования:

-нельзя определить цель без наличия достаточного количества достоверной информации об объекте;

-нецелесообразно пользоваться только каким-либо одним способом определения целей, особенно если это стратегические цели;

-цель должна быть четко описана, и далее необходимо убедиться в том, что она правильно понята теми, кому ее предстоит выполнять;

-цель должна быть конкретной и измеримой, т. е. иметь количественный показатель результата (например, объем реализации, количество новых клиентов, периодичность представления информации);

-цель должна быть достижимой в заданный период времени. Исполнитель должен быть уверен в том, что сможет достичь результата, т. е. должны быть выделены ресурсы (административные, финансовые, трудовые) для достижения цели;

Информация о работе Развитие малых предприятий в условиях современной экономики