Разработка стратегии развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта – систематизация и углубление теоретических знаний по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности», приобретение практических навыков разработки стратегии предприятия, формирование стратегического маркетингового мышления, понимания функционирования предприятия как сложной открытой рыночной системы.
Предметом исследования выступает предприятие ОАО «Курганский комбинат хлебопродуктов».

Содержание работы

Введение
1 Краткая характеристика предприятия
2 Стратегический анализ ситуации
2.1 Анализ макроокружения предприятия
2.2 Характеристика состояния и перспектив развития отрасли
2.3 Анализ конкурентной среды в отрасли
2.3.1. Оценка возможности появления новых конкурентов
2.3.2. Определение характера влияния потребителей продукции
на интенсивность конкуренции
2.3.3. Оценка угрозы со стороны товаров-заменителей
2.4 Анализ конкурентов и их возможных действий
2.5 Анализ использования потенциала предприятия, его сильные и слабые стороны
2.6 Совместное изучение внешней и внутренней среды предприятия
3. Формирование ориентиров движения
3.1 Видение предприятия
3.2 Миссия предприятия
3.3 Стратегические цели развития предприятия
4. Формирование иерархии стратегий предприятия
4.1 Разработка общей стратегии
4.1.1 Модель И. Ансоффа «Товар/рынок»
4.2 Разработка функциональных стратегий предприятия
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая по планированию по хлебокомбинату.doc

— 429.50 Кб (Скачать файл)

 

      Интегральная оценка влияния факторов макроокружения может быть получена следующим образом:

                                                                     (1)

где  Бi – балльная оценка влияния фактора i;

      γi – коэффициент значимости фактора i  ( );

        n – количество рассматриваемых факторов.

         Интегральная оценка влияния факторов макроокружения на ОАО «Курганский комбинат хлебопродуктов » равна 0,205. Полученный результат свидетельствует о том, что новые возможности перекрывают новые угрозы. Однако абсолютное значение интегральной оценки не велико, поэтому нельзя говорить о наличии больших возможностей для бизнеса.

         В результате анализа определен состав наиболее важных влияющих факторов. Прежде всего, это факторы экономические и технологические. Тенденции их развития, характер влияния на деятельность предприятия, возможные ответные действия представлены в таблице 5.

 

  • Характеристика состояния и перспектив развития отрасли

  •  

     

             Состояние рыночной среды в отрасли может быть представлено значениями технических и экономических характеристик, важнейшими из которых являются:

    -товары (работы, услуги);

    -размер рынка (количество и стоимость проданных товаров);

    -темпы роста рынка;

    -фаза развития спроса;

    -уровень удовлетворения спроса;

    -количество и  структура конкурентов;

    -количество и структура покупателей;

    -величина входных барьеров;

    -характер вертикальной интеграции;

    -степень дифференциации продукции;

    -суммарные производственные мощности;

    -уровень заработной платы по  отрасли;

    -размер инвестиций, в том числе государственных;

    -уровень отраслевой себестоимости, цены, рентабельности и др. показатели.

             Определение  возможных направлений развития  отрасли ее главных движущих  сил, а также оценка их влияния  на предприятие. В качестве движущей силы отрасли могут выступать:

    -продуктовые инновации;

    -технологические инновации;

    -маркетинговые (управленческие) инновации;

    -вход в отрасль или выход  из нее крупных конкурентов;

    -долговременное изменение спроса; 

    -изменения в государственной  политике в отношении отрасли;

    -изменения в уроне отраслевых  издержек и эффективности.

             Изучение этих характеристик, выявление тенденций их развития дает важную информацию для определения возможных направлений развития отрасли.

             Отрасль характеризуется высокой интенсивностью конкуренции: в мукомольно-крупяной промышленности Российской Федерации в настоящее время насчитывается более 10 тыс. предприятий. Их количество увеличивается, что связано в основном  с дроблением крупных  предприятий на более мелкие акционерные общества, а также созданием большого числа новых предприятий. Продукция потребляется покупателями, находящимися как в Курганской области, так в разных регионах России.

             Размер рынка можно определить количеством выработанной продукции, а именно около 92976 тонн.  Доля рынка ОАО «ККХП» 0, 9%.

             В отношении направлений технологических изменений можно отметить следующее: усложнение оборудования, совершенствование технологий производства и самого продукта. Средний уровень загрузки производственных мощностей около 75%.

             Имеются значительные барьеры входа и выхода. Координирующий организацией является “ Зерновой союз ”, объединяющий на добровольной основе значительную часть предприятий данной отрасли и призванный защищать их интересы.

             Итак, привлекательность отрасли высокая. Отрасль немонополизированная, растущая. Для участия в ней необходим опыт работы в данной отрасли и выжить здесь может только то предприятие, которое имеет собственные разработки (технологические, маркетинговые, продуктовые).

             Анализ состояния рыночной среды в отрасли позволил выявить главные движущие силы и оценить их влияние. В качестве движущих сил отрасли выступают технологические, продуктовые и маркетинговые инновации, а также изменение издержек. Это связано со специфичностью продукции, необходимостью в первую очередь удовлетворить потребности рынка. Наиболее существенное влияние оказывает обновление продукта в соответствии с пожеланиями покупателей на основе новых технологий.

     

      1. Анализ конкурентной среды в отрасли

     

             Для анализа конкурентной среды в отрасли может быть использована модель М. Портера (рисунок 4).

     

     

    Рисунок 4 – Структура конкурентной среды предприятия (модель пяти конкурентных сил М. Портера)

     

             Изменения каждой из пяти сил и предопределяют, в конечном счете, прибыльность предприятий и отраслей. В тех областях, где действия этих сил оказываются благоприятными, возможно достижение высокой рентабельности вложенного капитала. В тех же отраслях, где действия нескольких или одной сил неблагоприятны, предприятиям очень нелегко долгое время сохранять высокие прибыли.

             Пять сил конкуренции определяют не только цены продукта (товара), но и расходы, которые им приходится нести, а также размеры инвестиций, необходимые для поддержания своей конкурентоспособности.    

     

        1. Характеристика государственной политики в области регулирования конкуренции

     

             При оценке  государственной политики, регулирующей  конкуренцию на конкретном товарном рынке, необходимо рассмотреть во взаимосвязи воздействие государства как непосредственно на субъекты исследуемого товарного рынка, так и их взаимосвязи. В качестве анализируемых факторов, определяющих характер государственного регулирования конкуренции, выделяется ряд важнейших элементов государственной политики. К ним относятся:

    -антимонопольная политика;

    -финансовая политика;

    -регулирование экспорта и импорта  продукции;

    -участие государства в производстве  и реализации продукции отрасли;

    -государственная стандартизация;

    -патентно-лицензионная политика;

    -социальная защита потребителей.

             Для рассматриваемой  отрасли имеют значение государственная стандартизация (продукции; технологий; условий безопасности и экологичности производства), патентно-лицензионная политика (законодательно закрепляет исключительные права на открытия, изобретения, рационализаторские предложения и другую интеллектуальную собственность) и социальная защита потребителей, реализующаяся с помощью законодательно закрепленных прав потребителей, организации союзов потребителей и другие средства создания равных условий хозяйствования.

        1. Оценка возможности появления новых конкурентов

     

             Появление новых конкурентов на рынке приводит к перераспределению (уменьшению) долей рынка, принадлежавших ранее предприятиям, работающим в отрасли. Ввод новых производственных мощностей влечет за собой обострение конкуренции и, как следствие, – уменьшение цен и снижение рентабельности. Реальность такой угрозы зависит от уровня «входного барьера» в отрасль и реакции действующих предприятий на появление новых конкурентов.

             Наибольшее значение имеет, как правило, конкуренция между существующими предприятиями. Как уже отмечалось выше, в отрасли действует множество  предприятий. Это ОАО “ Пермский мукомольный завод”, “ Омский мукомольный завод ”, в Курганской области: Звериноголовское ХПП, Юргамышское ХПП, Каргапольское ХПП, Мишкинское ХПП, ООО ” Хлеб Зауралья”, Хлебокомбинат Курганского ОРС Челябинского ДЦРС “ РЖД ”, Кетовский Хлебокомбинат,  ОАО “ Курганхлебпром”.

             Интенсивность конкуренции в отрасли высока, особенно между средними предприятиями. Это определяется не только их близостью в своих конкурентных позициях, но и относительно медленным ростом отрасли, высоким уровнем постоянных издержек, высоким уровнем как входных, так и выходных барьеров. Барьеры выхода определяются сложностью переориентации на другое производство из-за уникальности технологий и оборудования. Барьером выхода является высокая остаточная стоимость активов. Уходу из отрасли могут препятствовать заключенные договора.

    Препятствием на пути конкурентов, уже закрепившихся в  курганской области, являются, в первую очередь, ключевые факторы успеха ОАО «ККХП». Остановимся на них подробнее.

    1. Технология
      • возможность разработки новых товаров;
      • высокая степень овладения существующими технологиями;
      • удовлетворение требуемого уровня качества (с точки зрения   оптимального  для потребителя соотношения «цена – надежность»);
      • возможность изготовления большего количества продукции;
      • возможность выполнения заказов потребителей;
    2. Реализация продукции и снабжение
    • наличие налаженной  сети сбыта продукции;
    • выгодное местонахождение организации.

    3. Маркетинг

    • качественное исполнение заказов;
    • разнообразие видов продукции;
    • гарантии для покупателей;

    4. Прочие 

      • благоприятный имидж;
      • наличие патентов.

             Исходя из выше изложенного, ОАО «ККХП» обладает значительными конкурентными преимуществами, может эффективно бороться с существующими конкурентами. Возможность появления новых конкурентов невелика, этому препятствуют входные барьеры – совокупность экономических, технологических, организационных условий для создания нового предприятия.

     

        1. Определение характера влияния потребителей продукции на интенсивность конкуренции

     

             Потребители  сталкивают интересы конкурирующих предприятий с помощью специальных средств воздействия на рынок, что приводит к снижению цен, повышению качества продукции, увеличению количества и качества потребляемых услуг.       

              Давление потребителей  отрасли определяется следующими факторами:

      1. требования повышенного качества продукции;
      2. требования повышенного уровня сервиса;
      3. постоянство потребителей.

     

        1. Влияние поставщиков продукции на интенсивность конкуренции

     

             Поставщики  воздействуют на конкурентную  борьбу в отрасли, главным образом, с помощью двух средств – цены и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг.

             Что касается воздействия на ОАО «ККХП» поставщиков, то в основном опасаться следует нестабильности поставок и их низкого качества. Давление поставщиков в отрасли определяется величиной компаний-поставщиков, отсутствием заменителей поставляемых товаров. В остальном давление  поставщиков не велико. В общем у ОАО «ККХП» достаточно поставщиков по всем видам приобретаемой продукции. Недоброкачественность  поступающих товаров  случается, но  относительно редко. 

     

        1. Оценка угрозы со стороны товаров-заменителей

     

             Изделия способные в той или иной степени заменить реализуемые товары, представляют собой важный фактор, влияющий на интенсивность конкуренции. В отношении подобных товаров-заменителей на рынке действует правило ценовой привлекательности: если цена на один из товаров возрастает, увеличивается спрос на другой, являющийся его заменителем. В результате происходит переориентация покупателей на производителей, предлагающих решение потребительских проблем более дешевым способом. Угроза товаров-заменителей тем реальнее, чем больше:

    -количество эффективных заменителей  данного товара;

    -объем производства товаров-заменителей;

    -разница в ценах между изделием-оригиналом и товарами-заменителями в пользу последних.

             Кроме того, помимо легального производства  товаров-заменителей, практика бизнеса  изобилует примерами противозаконной  имитации и дублирования известных  товаров, марок, марочных названий, товарных знаков. Подобные заменители также обостряют конкуренцию, так как отвлекают основного производителя на создание ненужных потребителю атрибутов товара, которые повышают цену изделия, но не дают возможность нелегальному производителю качественно копировать характеристики товара-оригинала.

    Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия