Разработка стратегии развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта – систематизация и углубление теоретических знаний по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности», приобретение практических навыков разработки стратегии предприятия, формирование стратегического маркетингового мышления, понимания функционирования предприятия как сложной открытой рыночной системы.
Предметом исследования выступает предприятие ОАО «Курганский комбинат хлебопродуктов».

Содержание работы

Введение
1 Краткая характеристика предприятия
2 Стратегический анализ ситуации
2.1 Анализ макроокружения предприятия
2.2 Характеристика состояния и перспектив развития отрасли
2.3 Анализ конкурентной среды в отрасли
2.3.1. Оценка возможности появления новых конкурентов
2.3.2. Определение характера влияния потребителей продукции
на интенсивность конкуренции
2.3.3. Оценка угрозы со стороны товаров-заменителей
2.4 Анализ конкурентов и их возможных действий
2.5 Анализ использования потенциала предприятия, его сильные и слабые стороны
2.6 Совместное изучение внешней и внутренней среды предприятия
3. Формирование ориентиров движения
3.1 Видение предприятия
3.2 Миссия предприятия
3.3 Стратегические цели развития предприятия
4. Формирование иерархии стратегий предприятия
4.1 Разработка общей стратегии
4.1.1 Модель И. Ансоффа «Товар/рынок»
4.2 Разработка функциональных стратегий предприятия
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая по планированию по хлебокомбинату.doc

— 429.50 Кб (Скачать файл)

                                   

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «Курганский государственный университет»

Экономический факультет

Кафедра «Экономика и маркетинг»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Основы предпринимательской деятельности»

Разработка стратегии развития предприятия

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка 4 курса, гр. 4916                                    

Проверил:                                                                                   

 

      

 

 

 

Курган 2010

Содержание

Введение                                                                                                                  

1 Краткая характеристика предприятия                                                             

2 Стратегический анализ ситуации                                                                    

    2.1 Анализ макроокружения предприятия                                                        

    2.2  Характеристика состояния и перспектив развития отрасли                     

    2.3 Анализ конкурентной среды в отрасли        

          2.3.1. Оценка возможности появления новых конкурентов

2.3.2. Определение характера влияния  потребителей продукции                        

           на  интенсивность конкуренции

2.3.3. Оценка угрозы со стороны товаров-заменителей                          

2.4 Анализ конкурентов и их возможных действий                                        

2.5 Анализ использования потенциала предприятия, его сильные и слабые стороны

    2.6 Совместное изучение внешней и внутренней среды предприятия          

3.  Формирование ориентиров движения                                                           

     3.1 Видение предприятия                                                                                    

     3.2 Миссия предприятия                                                                                     

     3.3 Стратегические цели развития предприятия                                              

4.  Формирование иерархии стратегий предприятия                                       

     4.1 Разработка общей стратегии  

            4.1.1 Модель И. Ансоффа «Товар/рынок»                                           

     4.2 Разработка функциональных стратегий предприятия

Заключение                                                                                                            

Список использованных источников                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

         Выполнение  курсового проекта предполагает разработку стратегического плана организации.

         Цель курсового проекта – систематизация  и углубление теоретических знаний  по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности», приобретение практических навыков разработки стратегии предприятия, формирование стратегического маркетингового мышления, понимания функционирования предприятия как сложной открытой рыночной системы.

       Предметом исследования  выступает предприятие ОАО «Курганский  комбинат хлебопродуктов».

Основные источники информации:

  • опубликованные материалы предприятия:  годовые отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, направленные государственным органам и организациям; экономические обзоры, различные рекламные материалы (проспекты, каталоги);
  • внутренняя информация: данные о предприятии (дата основания и характер развития, территориальное расположение, принадлежность к отрасли, специализация, положение на рынке, масштабы деятельности, организационно-правовая форма; данные статистического и аналитического учета;
  • данные о развитии отрасли, тенденциях и прогнозах, опубликованных в периодической печати, отраслевых и специальных изданиях.

         Планирование – это определение (выработка) целей на определенную  перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.

         Стратегия – это набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.

Процесс стратегического планирования включает следующие этапы:

  1. Стратегический анализ ситуации.
  2. Формирование ориентиров движения (видение, миссия, цели).
  3. Определение стратегических альтернатив.
  4. Выбор стратегии.
  5. Реализация стратегии.
  6. Контроль и оценка стратегии.

         В рамках курсового проекта  необходимо изучить информацию о форме собственности и организационно-правовой форме предприятия, его отраслевой принадлежности, видах деятельности, выпускаемой продукции, а также проанализировать основные технико-экономические показатели деятельности организации. И после этого осуществлять стратегическое планирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Краткая характеристика предприятия

В качестве объекта исследования было выбрано предприятие ОАО «Курганский комбинат хлебопродуктов», относящееся к отрасли мукомольно-крупяной промышленности, основной вид деятельности которого является мукомольное производство.

История предприятия началась в 1872 году, когда известный промышленник и меценат, купец I гильдии Дмитрий Иванович Смолин построил крупнейшую в городе паровую вальцовую мельницу. В 1875 году на ней было выделано крупчатой муки разных сортов 120000 пудов. Ржаной, пшеничной, овсяной муки 11000 пудов. В 1895 году мельница полностью сгорела.

В 1903 году сыновья Д.И. Смолина организовали товарищество «Д.И. Смолин. Наследники» подготовили проект возрождения предприятия, по которому мельница была восстановлена.  После революции  1917 года мельница Д.И. Смолина была национализирована под №50 и работала с минимальными нагрузками. На 1 декабря 1920 года штат мельницы составлял 39 рабочих и 7 служащих. В 1923 году мельница №50 вошла в состав областной конторы Наркомпрода и получила название «Госмельница №7». В сентябре 1924 года мельница перешла в подчинение Курганского отделения АО «Хлебопродукт». В 1925 году в связи с переводом АО «Хлебопродукт» в объединение «Союзхлеб», мельница получила порядковый номер 194, а в 1930 году №30. На мельнице работали 163 человека, охрану осуществлял ВОХР. Для обслуживания конторы и хозяйственных нужд имелись 4 лошади и две автомашины ЗИС. В 1932 году нумерация предприятия сменилась еще раз на №4,в 1934 на № 1, одновременно перейдя в подчинение Уральскому тресту «Союзмука».

В 1939 году мельница перешла под №7 в подчинение Челябинского треста «Главмука». В годы Великой Отечественной войны большинство работников мельзавода ушли на фронт. Вся тяжесть работы пришлась на женщин и подростков. Ценой невероятных усилий они выполняли государственный план по поставке муки в действующую армию. В 1950 году мельница перешла на сортовой помол муки с изменением всей технологии процесса. В 1978 год построен и введен в строй комбикормовый завод. Ежемесячная поставка комбикормов сельхозпроизводителям превысила 14000 тонн.

В 1989-1990 гг. на комбинате проведено полное технологическое перевооружение и смонтировано новое технологическое, аспирационное, транспортное, энергосиловое оборудование.

В 1994 году на базе комбината учрежден АООТ «Курганский комбинат хлебопродуктов», а в 1997 году АООТ преобразовано в ОАО «Курганский комбинат хлебопродуктов». В 1998 году силами работников предприятия создан и открыт музей истории комбината. В 2001 году комбинат вошел в состав крупнейшего российского холдинга "МАКФА". Сегодня он выпускает свою продукцию под этой маркой.

Итак, анализируемое предприятие является юридическим лицом в форме акционерного общества открытого типа. Форма собственности предприятия акционерная (смешанная), при этом доля федеральной собственности в уставном капитале общества составляет 10%. Уставный капитал общества представляет собой сумму номинальной стоимости акций общества, на 01.01.2003 г. он составил 50000 рублей, разделен на 100 акций номинальной стоимостью 500 рублей, из них 75 штук обыкновенных и 25 штук привилегированных. При этом держателями пакетов акций (по данным отчетности 2002 года) являются ОАО «Челябинская макаронная фабрика» (67,7%), ОАО «Региональная корпорация» (11,8%), Российский фонд федерального имущества (10,8%), Белоусов Вадим Владимирович (9,7%).

         Организационная структура предприятия изображена на рисунке 1.

 

Рисунок 1 –  Организационная структура предприятия

Основной целью деятельности ОАО «Курганский комбинат хлебопродуктов» является получение прибыли, при этом основными видами его деятельности являются:

- производство муки сортовой, крупы  манной, комбикормов;

- прием, хранение, переработка, обработка зерна, реализация хлебопродуктов;

- производство и реализация хлебопекарной продукции;

- приемка, обработка, чинка и маркировка  мешкотары и ее изготовление;

- иная торговля и коммерческая  деятельность, не противоречащая

законодательству РФ.

         В настоящее время ОАО «Курганский комбинат хлебопродуктов» - мощное предприятие с развитой инфраструктурой, включающей в себя мельницу с комплексом предварительной очистки и мойки культур производственной мощностью до 60000 тонн сортовой муки в год, комбикормовый цех производительностью 145000 тонн продукции в год, мельничный элеватор емкостью 24000 тонн зерна, склад бестарного хранения и отпуска муки емкостью 2000 тонн, склад тарного хранения муки емкостью 2000 тонн, весовой комплекс с компьютерной системой взвешивания. Осуществлен переход на тензометрический метод взвешивания.

В 2001 году благодаря инвестициям, было введено в эксплуатацию нового оборудования на сумму 11675000 рублей, в том числе при мельничном элеваторе установили зерносушилку стоимостью 6800000 рублей мощностью до 50 тонн в час и две механизированные универсальные линии по мелкой фасовке муки - по 1 и 2 кг (в пакеты) чешской фирмы

" Sellier & Веllot " стоимостью 3970000 рублей, мощностью 20 тонн в сутки каждая линия. В 2002 году были установлены и пущен в работу комплекс железнодорожных весов с тензометрическим методом взвешивания и компьютерным оборудованием. На мельнице были установлены три агрегата А1 - БМШ, для мокрого шелушения зерна. Переоборудован мельничный комплекс весового оборудования с полным переходом на тензометрию. В размольном отделении смонтированы новые нории на муку и перевешивание отрубей. На элеваторе установлены новые весы с тензодатчиками и сепараторы.

         В настоящее время технические возможности предприятия таковы, что позволяют увеличить выпуск продукции с полным соблюдением существующих стандартов и технических условий, поставлять её крупным и мелким потребителям не только Курганской области, но и далеко за пределы Уральского региона, в том числе на Дальний Восток.

         Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Показатель рентабельности активов показывает, что  эффективность использования имущества с каждым годом уменьшается.

Наиболее важным показателем представляется рентабельность продаж. Он показывает, сколько чистой прибыли получено на рубль реализации продукции. Надо отметить, что на протяжении всего анализируемого периода, данный показатель был положительным и лишь в 2005 году произошло  его резкое уменьшение до (14,24) коп.

         Среднесписочная численность работающих на предприятии в 2005 году составила 404 человека. Это на 57 человек больше, чем в 2004 году, и на 99 человек больше, чем в 2003 году. Таким образом, видно, что численность работников постоянно увеличивается, что, несомненно, связано с освоением новых видов деятельности, увеличением масштабов предприятия и объема товарооборота.  

Среднегодовая заработная плата одного работника предприятия в 2003 году составляла – 31234  руб., в 2004 году – 38107 руб., а в 2005 году – 52097 руб. Рост заработной платы в 2005 году составил 136,71% по отношению к 2004 году. Значительное увеличение заработной платы в 2005 году связано с увеличение  товарооборота комбината с 2004 года.

Анализ номенклатуры выпускаемой продукции (таблица1) позволяет сделать вывод о том, что в номенклатуре предприятия существует продукция, как для производственного потребления, так и для непроизводственного. Продукция выпускаемая ОАО «ККХП»:

•  мука (мука пшеничная (высший, первый, второй сорта);

• крупа (крупа манная, выработка крупы из давальческого сырья);

• комбикорма, кормосмеси (для свиней, для птиц);

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия