Разработка предложений по совершенствованию системы поддержки малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в анализе путей совершенствования деятельности местных органов управления по регулированию и поддержке малого бизнеса.
Задачи работы:
- изучить роль малого бизнеса в национальной экономике;
- произвести анализ деятельности малого бизнеса в России и за рубежом;
- определить государственная (региональная) политику и механизмы поддержки малого предпринимательства;
- дать характеристику малого бизнеса в городском округе город Уфа Республики Башкортостан;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3
1. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
И ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ....................................5
1.1 Роль малого бизнеса в экономике страны..................................................5
1.2 Правовые основы малого бизнеса в РФ......................................................8
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН.................................................................14
2.1 Характеристика городского округа город Уфа Республики
Башкортостан......................................................................................................14
2.2 Сравнительный экономический анализ развития г. Уфы
с крупными российскими городами..................................................................17
3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ ГОРОД УФА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН...................................................................20
3.1. Программа развития малого и среднего предпринимательства в городском округе город Уфа Республики Башкортостан
на 2012-2015 годы................................................................................................20
3.2. Разработка предложений по совершенствованию системы
поддержки малого предпринимательства..........................................................28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.................................................................33

Файлы: 1 файл

СМУ .doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии с законодательством  Российской Федерации на осуществление  определенных видов деятельности требуется специальное разрешение - лицензия. Перечень таких видов деятельности определен Законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". В него, в частности, включаются: медицинская, фармацевтическая, ветеринарная деятельность; организация и содержание тотализаторов и игорных заведений; перевозки (за исключением некоторых видов), турагентская деятельность; частная охранная деятельность; изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм; аудиторская деятельность и др. Всего перечень насчитывает более 100 лицензируемых видов деятельности.

Кроме того, реализовывать  некоторые виды товаров, работ и  услуг можно лишь при наличии  сертификата. Перечень подлежащих обязательной сертификации товаров, работ и услуг утвержден постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1013. В него входят: товары для детей, продукты, парфюмерия и косметика, текстиль, швейные, трикотажные и меховые изделия, обувь, хозяйственные и другие товары. Также сертификат обязателен для услуг розничной торговли продуктами, общественного питания, технического обслуживания и ремонта транспортных средств.

Одним из преимуществ  малого бизнеса является возможность  применения упрощенных процедур и форм отчетности. Для малых предприятий  Минфином РФ разработаны типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета (утверждены приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н), предусматривающие применение различных форм бухгалтерского учета в зависимости от объемов производства и хозяйственных операций.

Условия, дающие субъектам  малого предпринимательства право  на дополнительную поддержку и льготы:

- Субъект малого предпринимательства  должен стать участником выполнения  программы развития и поддержки  малого предпринимательства на  территории муниципального образования (города, области, края) РФ.

- Основное направление  деятельности должно соответствовать  одному из приоритетных видов  деятельности муниципального образования  (города, области, края) РФ либо  субъект малого предпринимательства  должен осуществлять работы по выполнению областного заказа или участвовать в реализации (городских, краевых, областных) программ социально-экономического развития. 

В настоящее время  на территории РФ для регулирования  и поддержки малого бизнеса в  стране действуют:

- Федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; [5]

- Указ Президента Российской  Федерации от 15 мая 2008 года №797 «О неотложных мерах по ликвидации  административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности»;

- Федеральный закон  от 22 июля 2008 №159-ФЗ «Об особенностях  отчуждения недвижимого имущества,  находящегося в государственной  собственности субъектов Российской  Федерации или в муниципальной  собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С 1 января 2008 года вступил  в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон). Одним из ключевых нововведений, установленных в Федеральном законе, является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с 1 января 2008 года критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются средняя численность работников, независимо от вида деятельности, и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов. [5]

Согласно нормам Федерального закона к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов; средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия – до 15 человек; выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.

Таким образом, цивилизованное развитие малого предпринимательства  возможно только при наличии концептуально-стройной системы государственно-правовых мер, направленных на экономическую, социальную, информационную, обучающую и другие виды поддержки малого предпринимательства. Без государственно-правовой политики в этой области становление малого предпринимательства невозможно, эффективность его деятельности резко снижается, цели и назначение деформируются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА  ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА  РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

2.1 Характеристика  городского округа город Уфа  Республики Башкортостан

Городской округ город Уфа – столица Республики Башкортостан, основан в 1574 г. и является административно-политическим, экономическим, научно-образовательным и культурным центром России – опорным ресурсом развития экономики республики. Город вытянут с юго-запада на северо-восток более чем на 50 км. Его площадь составляет 716,4 кв. км, численность населения – более 1 млн чел., свыше 100 национальностей.

Город, занимающий уникальное экономико-географическое положение  на границе Европы и Азии, находится  на пересечении железнодорожных, воздушных, речных, трубопроводных и автомобильных магистралей, связывающих европейскую часть России с Уралом и Сибирью, что дает ему широкие возможности для межрегионального обмена товарами и услугами.

Промышленный комплекс Уфы имеет многоотраслевую производственную структуру. В Уфе сосредоточено около 200 крупных и средних промышленных предприятий. Объем отгруженных товаров собственного производства сектора промышленного производства за 9 месяцев 2010 г. составил 295,8 млрд руб. Индекс промышленного производства за этот период составил 110,5%. В общереспубликанском объеме производства доля уфимских предприятий превышает 50,0%, свою продукцию они экспортируют в 55 стран мира. [6]

Наибольший удельный вес в промышленном комплексе  столицы Башкортостана занимают отрасли топливно-энергетического комплекса, химии и нефтехимии, машиностроения. В городе перерабатывается каждая десятая тонна российской нефти, производится каждая восьмая тонна автомобильного бензина и каждая девятая тонна дизельного топлива страны. В числе наиболее крупных предприятий: ОАО «Уфимский нефтеперерабатывающий завод» и ОАО «Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод», ОАО «Уфанефтехим», ОАО «Уфанефтеоргсинтез» и др.

Машиностроительный комплекс, специализирующийся на изготовлении наукоемких, точных и сложных машин и оборудования для отраслей народного хозяйства, динамично развивается. Безусловный лидер – ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение». Крупными предприятиями отрасли являются: ФГУП «Уфимское агрегатное производственное объединение», ФГУП «Уфимское приборостроительное производственное объединение», ФГУП УАП «Гидравлика», ОАО «Электроаппарат», ОАО «Промсвязь», ФГУП «Уфимский завод микроэлектроники «Магнетрон», ОАО «Башкирский троллейбусный завод» и др.

Предприятия пищевой промышленности столицы, в числе которых: ОАО «Уфимский мясоконсервный комбинат», ООО «Новоуфимский мясокомбинат «Нумик», филиал ОАО «ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН» «Уфамолагропром», ОАО «Уфамолзавод», ОАО «Уфимский комбинат хлебопродуктов», ОАО «Уфимский хлеб» ОАО «Уфимский хлебзавод № 7», ОАО «Уфимское хлебообъединение Восход» и др., имеют большое значение для развития АПК не только Уфы и республики, но и Российской Федерации в целом. [6]

Медицинская промышленность представлена одним из крупнейших в  России и странах СНГ научно-промышленным комплексом – филиалом «Иммунопрепарат» ФГУП НПО «Микроген» Минздравсоцразвития РФ, специализирующимся на производстве медицинских иммунобиологических и лекарственных препаратов, а также ОАО «Фармстандарт – УфаВита».

Уфа является финансовым центром республики с концентрацией ряда государственных и коммерческих банков. В число наиболее крупных по имеющимся активам входят: Национальный банк Республики Башкортостан, Башкирское отделение Сбербанка России, филиал в г. Уфа ОАО «УралСиб», ОАО «Инвесткапиталбанк», ОАО «Башкомснаббанк», ОАО «Социнвестбанк», ОАО «АФ Банк», ОАО «Региональный банк развития».

Уфа обладает развитым многопрофильным  научно-образовательным комплексом. В научно-исследовательских институтах Уфимского научного центра Российской академии наук и Академии наук Республики Башкортостан, отраслевых и проектных институтах, конструкторских бюро ведется активная научно-исследовательская деятельность.

Сфера высшего образования  представлена ГОУ ВПО Башкирский государственный университет, ГОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет», ГОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет», ФГОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет», ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», ГОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан», ГОУ ВПО «Уфимская государственная академия экономики и сервиса», ГОУ ВПО «Уфимская государственная академия искусств им. З. Исмагилова», ГОУ ВПО «Уфимский юридический институт МВД РФ», а также различными институтами повышения квалификации, филиалами вузов из других городов и негосударственными учебными заведениями, в которых обучается 128,82 тыс. студентов. [6]

В г. Уфе 157 государственных  и муниципальных дневных общеобразовательных  школ, гимназий и лицеев, в которых  на начало 2009/2010 учеб. г. обучалось 96,7 тыс. учащихся. Действуют: авиационный, библиотечный, кооперативный, нефтяной техникумы, автотранспортный, механико-технологический, энергетический, медицинские и педагогические колледжи, хореографическое, командное речное училища, училище искусств и другие средние специальные учебные заведения.

Культурно-духовные потребности уфимцев обеспечивают Национальная библиотека им. А.-З. Валиди, Башкирский государственный музей, художественный музей им. М. В. Нестерова, музей археологии и этнографии УНЦ РАН, Башкирский академический театр драмы им. М. Гафури, Республиканский русский драматический театр, Башкирский государственный театр оперы и балета, Национальный молодежный театр, Республиканский татарский театр «Нур», Башкирский государственный театр кукол, Башкирская государственная филармония с органным залом, Уфимский государственный цирк, а также дворцы культуры и клубные учреждения, кинотеатры.

На территории города действуют 27 культовых сооружений различных  конфессий.

 

2.2 Сравнительный  экономический анализ развития  г. Уфы с крупными российскими  городами

На современном этапе  развития глобализационных процессов  возрастает конкуренция не только между  странами и регионами, но и между  городами за различные виды ресурсов, за место в международном разделении труда, в цепочке по созданию добавленной  стоимости. Крупнейшие города становятся полноправными, самостоятельными экономическими агентами в конкурентных процессах, проходящих на различных уровнях. С этих позиций, в целях оценки сильных и слабых сторон развития г. Уфы, проведен сравнительный анализ социально-экономического положения города с крупнейшими российскими городами.

Уфа за период с 2005 по 2009 гг. сохраняет  лидирующие позиции по ряду показателей  социально-экономического развития среди  крупных городов России, с населением свыше 1 млн чел.1 Об этом свидетельствуют следующие факты:

- начиная с 2008 г. Уфа единственный  город (среди городов-миллионников) с положительным естественным  приростом населения (1,9 промиле на 1000 чел. населения). В 2009 г. у города наилучший показатель рождаемости – 13,5 чел. на 1000 чел. населения и наименьший показатель смертности – 11,6 чел. Улучшение демографической ситуации в городе косвенно свидетельствует о стабильности социально-экономического развития и относительно высоком качестве жизни населения;

  • по объему отгруженных товаров собственного производства в расчете на душу населения в 2009 г. (224,3 тыс. руб./чел.) город занял 2 место, уступая по этому показателю г. Омску. Удовлетворение потребностей населения преимущественно за счет собственного производства способствует достижению высокого уровня экономической безопасности города;
  • по показателю среднемесячной заработной платы (по крупным и средним предприятиям) в 2009 г. (19,9 тыс. руб./чел.) город занимал 3 место, уступая лишь г. Екатеринбургу (23,1 тыс. руб./чел.) и г. Новосибирску (21,2 тыс. руб./чел.), что свидетельствует о высокой покупательной способности населения города;
  • по показателям оборота розничной торговли, индексу промышленного оборота, оборота бытовых услуг, оборота общественного питания в 2009 г. город занимал лидирующие позиции в рейтинге российских городов-миллионников (первое место – по объему платных услуг (87,57 млрд руб.); второе – по объему отгруженной продукции (г. Омск – 311,90 млрд руб., г. Уфа – 232,84 млрд руб.), индексу промышленного производства (г. Казань – 100,8%, г. Уфа – 97,6%); обороту розничной торговли (г. Екатеринбург – 377,00 млрд руб., г. Уфа – 270,04 млрд руб.) и общественного питания (г. Екатеринбург – 14,9 млрд руб., г. Уфа – 9,97 млрд руб.);
  • предприятия г. Уфы, благодаря своевременно принятым антикризисным мерам2, менее болезненно, чем другие города-миллионники ощутили влияние глобального финансово-экономического кризиса – доля убыточных предприятий по итогам 2009 г. наименьшая в анализируемой группе городов – 16,7%; сальдированный финансовый результат предприятий и организаций в 2009 г. снизился лишь на 15,9% относительно уровня 2008 г. – второе место в рейтинге;
  • снижение уровня безработицы с 2,15% до 1,88% за период с 01.10.2009 по 01.10.2010 гг.

Информация о работе Разработка предложений по совершенствованию системы поддержки малого предпринимательства