Пути улучшения среды функционирования предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение социально-экономической роли предпринимательства в Республике Беларусь, проблем его функционирования и выявление путей улучшения среды функционирования.
Предметом и объектом исследования является предпринимательская деятельность субъектов хозяйствования Республики Беларусь.
В связи с поставленной целью, предметом и объектом исследования можно выделить следующие задачи работы:
– изучение сущности предпринимательства, его видов и роли в социально-экономическом развитии страны;
– изучение нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь;
– рассмотрение становления и развития предпринимательства в Беларуси;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Сущность предпринимательства
1.2 Виды предпринимательства
1.3 Социально-экономическая роль предпринимательства в Республике Беларусь
2 СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность
2.2 Развитие предпринимательской деятельности в Республике Беларусь
2.3 Проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства в Республике Беларусь
3 ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3.1 Совершенствование административных процедур как фактор развития предпринимательства в Республике Беларусь
3.2 Совершенствование инфраструктуры, нормативно-правового обеспечения и государственной поддержки предпринимательства

Файлы: 1 файл

дипломный проект.doc

— 573.00 Кб (Скачать файл)

4. Обеспечить свободный доступ к информации о разрешениях, в частности, ввести обязательную регистрацию технических нормативных правовых актов в Национальном реестре правовых актов либо создать самостоятельную базу данных технических нормативных правовых актов.

Перспективные меры реформирования разрешительной системы:

5. Принять законодательный акт, регулирующий общие условия и принципы организации и функционирования разрешительной системы, предусмотрев в нем, в частности:

- критерии введения ограничений для предпринимательской деятельности в форме разрешений (условия и порядок введения новых видов разрешений);

- общий перечень видов разрешений и органов их выдающих;

- создание единого реестра (реестров) учета выданных разрешений;

- запрет на выдачу разрешений, не предусмотренных законом (законодательным актом);

- унифицированные требования к нормативным актам, определяющим условия и порядок выдачи разрешений;

- компетенцию органов государственной власти, местного управления и самоуправления по вопросам регулирования, а также выдачи разрешений в сфере хозяйственной деятельности;

- применение принципа «одного окна» в процессе выдачи разрешений;

- применение уведомительного принципа выдачи разрешений при осуществлении деятельности, не сопряженной с угрозой здоровью, жизни людей, окружающей среде.

6. Приступить к комплексному пересмотру и систематизации законодательства о разрешениях (включая технические нормативные правовые акты) с целью его упрощения и приведения в соответствие с общими условиями и принципами регулирования разрешительной системы.

7. Упразднить разрешения, не являющиеся необходимыми для предотвращения реальных рисков в ходе осуществления хозяйственной деятельности субъектами МСБ.

Далее рассмотрим совершенствование  проверок субъектов МСБ. Как было отмечено во второй главе, техническим инспекциям, цель которых состоит в предотвращении угроз для здоровья граждан, окружающей среды или безопасности государства, в одинаковой степени подвержены предприятия, относящиеся к отраслям с потенциально различной степенью риска. Индивидуальным предпринимателям и малым предприятиям инспекторы уделяют почти столько же внимания, сколько и средним предприятиям.

Как показывает международный  опыт, эффективность планирования технических  инспекций может быть существенно  повышена при применении принципа управления рисками. В основе данного принципа лежит осознание того, что субъекты МСБ, отличающиеся как по виду деятельности, так и по размеру, могут представлять потенциально различные угрозы для жизни или здоровья людей, окружающей среды или безопасности государства [3, с. 35].

Степень потенциальной  угрозы субъекта хозяйствования является основным видом информации. При планировании и организации контрольных мероприятий  должна учитываться и такая информация, как история нарушений субъекта хозяйствования, а также информация, поступающая ежедневно о состоянии дел на субъектах хозяйствования данной отрасли, что позволит оперативно принимать решения и реагировать на изменения ситуации почти в режиме реального времени. Для того чтобы эффективно реализовать данные задачи, необходимо использовать возможности информационных технологий.

Опыт большинства стран, в которых применяется принцип  управления рисками, демонстрирует, что, как правило, основное внимание контрольных  органов заслуживают крупные предприятия и объекты с массовым скоплением людей (аэропорты, супермаркеты, продовольственные, химические заводы и др.). Анализ рисков позволяет вывести из-под пристального внимания контрольных органов целые категории субъектов МСБ как не представляющие угрозы.

Следует учитывать, что  малые предприятия, как правило, представляют собой субъекты хозяйствования, размещающиеся на небольших площадях, имеющие небольшое количество сотрудников, и работают в основном в сфере  услуг. Следовательно, требования, предъявляемые к таким предприятиям, могут быть упрошены. Упрощение требований к субъектам МСБ, а также их обобщение лежат в основе применения так называемых контрольных списков вопросов (инспекционных отчетов). Фактически контрольные списки представляют собой перечень вопросов по исполнению требований (для каждого контрольного органа свой) по обеспечению безопасности деятельности субъекта в данной области. Таким образом, контрольный список, с одной стороны, представляет собой контрольный перечень необходимых требований, которым субъект МСБ должен соответствовать, а с другой – руководство к действию для инспектора.

Контрольные списки позволяют:

- понимать требования  и устранять недостатки до проверки;

- четко обозначить  объект проверки и полномочия  инспекторов;

- предотвратить злоупотребления  со стороны инспекторов;

- устранить фактор  недостаточной квалификации инспекторов,  т.к. инспектор будет проверять  субъект хозяйствования только  по тем пунктам, которые перечислены  в контрольном списке, и, что  важнее всего;

- не допустить потенциально  опасных нарушений, которые связаны  с незнанием (все знать не  может никто!) или непониманием  требований, предъявляемых к субъекту  хозяйствования.

Как показывают результаты многих исследований эффективности  государственного контроля, ужесточение наказания в отношении субъектов МСБ ведет только к увеличению количества нарушений и сокрытию существенной части хозяйственных операций. В то же время применение мер предупредительного характера, таких как информирование в доступной форме о существующих требованиях, а также смещение акцентов в сторону консультирования субъектов МСБ инспекторами, вместо поиска оснований для наказания ведет к снижению количества нарушений.

Это видно на примере  Швеции. Когда органы пожарной безопасности этой страны обнаруживают нарушения на предприятии, они дают рекомендацию на устранение нарушений в срок до трех месяцев. Если предприятие не выполнило рекомендацию, тогда пожарная служба выдает предписание на устранение нарушений в срок до 6 месяцев. Если и предписание не выполнено, то только по прошествии 9 месяцев к данному предприятию применяется санкция в виде штрафа (который может доходить до 30 тыс. у.е.). Исключения составляют случаи, когда нарушение создает реальную угрозу. Тогда меры к данному предприятию применяются безотлагательно в виде запрета на осуществление деятельности. Однако подобные случаи, по словам самих шведских пожарных, случаются крайне редко [3, с. 38].

Эффективность подобного  подхода подтверждается тем, что  почти все предприятия устраняют имеющиеся нарушения после получения рекомендации.

Таким образом, повышения  эффективности планирования и организации  контрольных мероприятий, а также  уменьшения количества нарушений со стороны субъектов МСБ и фактов злоупотреблений со стороны инспекторов при одновременном снижении административной нагрузки на МСБ возможно достичь через реализацию следующего комплекса мер:

1. Разработка и внедрение  механизма планирования и организации  контрольной деятельности на  основе принципа управления рисками.

2. Внедрение практики разработки и использования контрольных списков вопросов.

3. Применение инструментов  предотвращения нарушений, таких  как информирование, убеждение, разъяснение  необходимости соблюдения норм  и правил для предотвращения  опасных ситуаций, а также подготовка инспекторов для того, чтобы устранить предвзятость, повысить ответственность и изменить отношение к субъектам МСБ.

Данные меры позволят усовершенствовать административные процедуры и тем самым улучшить деловую среду развития малого и среднего бизнеса в Беларуси. Расчет экономического эффекта, ожидаемого от совершенствования отдельных административных процедур, приведен в пункте 3.3, а также в приложении А.

 

3.2 Совершенствование инфраструктуры, нормативно-правового обеспечения и государственной поддержки предпринимательства

 

Следует отметить, что  государством предпринимаются определенные попытки стимулирования развития предпринимательства, однако они недостаточны для получения  значительного эффекта.

Для развития предпринимательства  необходима комплексная система мер, направленная на либерализацию экономики и проведение рыночных реформ.

В Республике Беларусь необходимо создать реально функционирующую  инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, которая бы могла оказывать информационную, консультационную, юридическую помощь субъектам МСБ, обеспечивала бы свободный доступ к нормативно-правовой информации и ее разъяснению, а также оказывала кредитно-финансовую поддержку.

Для нормального ведения  бизнеса необходимо нормативно-правовое обеспечение предпринимательства, а также предоставление определенных гарантий со стороны государства.

Предпринимателю, который  вкладывает деньги в развитие своего дела, важно быть уверенным в том, что принятие очередного нормативно-правового  акта не поставит под сомнение существование его бизнеса.

Как отметил председатель ОО «Белорусский союз предпринимателей»  Александр Потупа, необходимо принятие «своеобразной «предпринимательской конституции», которая могла бы служить  основой для интенсивной либерализации  экономики и одновременно серьезным сигналом для зарубежных инвесторов» [9, с. 10]. В существующих условиях хозяйствования нельзя серьезно говорить о рыночных отношениях и государственных гарантиях, когда, к примеру, Указ Президента РБ № 349 от 25.05.2006, заметно меняющий размер таможенных пошлин, публикуется только 05.06.2006, но вступает в силу с 05.05.2006.

Предприниматели, юристы и ученые неоднократно отмечали, что  белорусское законодательство в  целом отличается запутанностью  и алогичностью. В законодательной базе существуют серьезные недостатки и пробелы, ее несовершенство порождает необходимость в массе подзаконных актов, влечет за собой субъективное понимание и толкование исполнителями законов, в связи с чем появляются правовые акты, противоречащие друг другу. Отдельные нормативно-правовые акты носят декларативный характер, не имеют механизма реализации или финансового и материального ее обеспечения. Даже в новом Инвестиционном кодексе Республики Беларусь содержится до 20% отсылочных статей [22, с. 105]. В связи со сложившейся ситуацией государственная политика в области законодательства должна быть направлена на создание нормативно-правовой базы в области предпринимательства, которая бы четко регулировала хозяйственную деятельность, устраняла неясность и различное толкование одних и тех же нормативно-правовых актов. Необходима систематизация и сокращение нормативно-правовых актов, а также свободный и своевременный доступ к принимаемому законодательству.

Уровень развития малого бизнеса в государстве во многом зависит от объема финансовой поддержки, предоставляемой центральными и местными органами власти этому важнейшему сектору национальной экономики. Начиная с 1997 г., в республике в соответствии с законом «О государственной поддержке малого предпринимательства» в целях осуществления государственной поддержки и повышения его роли в развитии экономики ежегодно разрабатываются и рассматриваются Правительством Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь, на их реализацию выделяются средства из республиканского бюджета.

На реализацию мероприятий  Программы государственной поддержки  малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2002 г. были предусмотрены  средства из республиканского бюджета в объеме 511,8 млн. р. Всего для обеспечения выполнения мероприятий Программы, в соответствии с заключенными договорами, было подготовлено и представлено в Казначейство Министерства финансов Республики Беларусь к оплате платежных поручений на сумму 341,5 млн. р. Фактические поступления из республиканского бюджета составили 188,2 млн. руб., или 36,8% от предусмотренных в Программе. В процентном отношении от расходной части республиканского бюджета это составило только 0,004% (в 2001 г. — 0,005%). Много это или мало?

Такая поддержка, даже в рамках плановой сумы, является весьма незначительной. Недофинансирование программ не обеспечивает реализацию намеченных в них мероприятий. Такое положение дел не позволяет говорить об эффективности государственной поддержки малого предпринимательства.

Для развития малого и среднего бизнеса необходимо развитие кредитования и микрокредитования, поскольку для развития любого бизнеса необходимы определенные ресурсы, которых у субъектов МСБ, только начинающих свое дело, просто не хватает. Для совершения элементарной сделки индивидуальному предпринимателю зачастую необходимо 2000 – 3000 у.е., которые смогли бы он смог вернуть в течение 1 – 2 мес., однако даже такую суму получить в кредит весьма проблематично. Банки не заинтересованы в выдаче микрокредитов, поскольку для них это является экономически невыгодно.

Основными причинами  отказа банков в выделении кредитов большинству субъектов малого предпринимательства  республики являются:

- отсутствие достаточного залога;

- высокий риск невозврата кредитов;

- дополнительные издержки при обслуживании;

- более высокие процентные ставки, чем для других категорий заемщиков.

В выдачи микрокредитов  должно быть заинтересовано государство, стимулируя тем самым развитие предпринимательства. Необходимо создание специальных реально функционирующих фондов с упрощенной процедурой получения кредитов.

Информация о работе Пути улучшения среды функционирования предпринимательства