Пути улучшения среды функционирования предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение социально-экономической роли предпринимательства в Республике Беларусь, проблем его функционирования и выявление путей улучшения среды функционирования.
Предметом и объектом исследования является предпринимательская деятельность субъектов хозяйствования Республики Беларусь.
В связи с поставленной целью, предметом и объектом исследования можно выделить следующие задачи работы:
– изучение сущности предпринимательства, его видов и роли в социально-экономическом развитии страны;
– изучение нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь;
– рассмотрение становления и развития предпринимательства в Беларуси;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Сущность предпринимательства
1.2 Виды предпринимательства
1.3 Социально-экономическая роль предпринимательства в Республике Беларусь
2 СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность
2.2 Развитие предпринимательской деятельности в Республике Беларусь
2.3 Проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства в Республике Беларусь
3 ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3.1 Совершенствование административных процедур как фактор развития предпринимательства в Республике Беларусь
3.2 Совершенствование инфраструктуры, нормативно-правового обеспечения и государственной поддержки предпринимательства

Файлы: 1 файл

дипломный проект.doc

— 573.00 Кб (Скачать файл)

Малый и средний бизнес – важный фактор поддержания социальной стабильности в обществе. Этот сектор быстрее, чем крупный бизнес, адаптируется к изменениям деловой конъюнктуры, переориентируясь на новые инновационные виды деятельности. В условиях, когда крупные предприятия почти исчерпали свой ресурс и требуют значительных финансовых вливаний, малый и средний бизнес может сыграть важную роль в увеличении валового внутреннего продукта страны, стать основой для формирования среднего класса и способствовать созданию новых рабочих мест.

Постоянный рост численности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, увеличение их вклада в производство ВВП необходимо рассматривать как результат стремления значительной части населения реализовать свои способности (иногда с помощью государства) для улучшения жизни [26, с. 50 – 51].

В Республике Беларусь около 900 тыс. чел. занято в малом и среднем бизнесе, в том числе около 178 000 индивидуальных предпринимателей, 386 000 работников малых предприятий и 300 000 работников средних предприятий (по состоянию на 01.01.2006 г.). Таким образом, численность работающих в сфере малого и среднего бизнеса составляет около 25% занятых в экономике Республики Беларусь.

О роли малого бизнеса  убедительно свидетельствует его  вклад в экономику Японии, США, стран ЕС. Достижению этих показателей предшествовала большая и продолжительная работа по формированию у людей мотивации и уважения к предпринимательству.

Изучение опыта развитых стран приводит к выводу, что поступательное развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем [10, с. 33 – 34]:

- формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих удовлетворению потребностей населения и общества в товарах, работах, услугах;

- расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества готовой продукции и культуры обслуживания;

- приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

- содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

- создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

- более эффективное использование творческих способностей людей, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;

- вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых работа на крупном производстве имеет определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

- формирование социального слоя собственников, владельцев организаций;

- активизация научно-технического прогресса;

- освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;

- содействие деятельности крупных предприятий путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;

- освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Все эти и другие экономические  и социальные функции малого и  среднего предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных факторов роста экономики, делают неотъемлемой частью реформирования экономики Республики Беларусь.

 

2 Состояние  и развитие предпринимательства в Республике Беларусь

 

2.1 Нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность

 

Составной частью экономики  Республики Беларусь является предпринимательский  сектор. Он стал интенсивно развиваться  в начале 90-х гг., и это способствовало насыщению внутреннего рынка изделиями и услугами, увеличению экспортного потенциала республики, повышению занятости населения. Предпринимательский сектор стал источником дополнительных доходов для государственного бюджета. Благодаря этому сектору складывались рыночные отношения, развивалась конкуренция.

Основным источником правового регулирования в Беларуси является нормативный правовой акт, под которым понимается «официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение».

Таким образом, источниками  правового регулирования предпринимательской деятельности на территории Республики Беларусь являются изданные в соответствии с законодательством нормативные правовые акты. Приведенное определение нормативного правового акта, т.е. источника правового регулирования предпринимательской деятельности, позволяет выделить его признаки. Нормативный правовой акт является официальным документом, который принят государственным органом или путем референдума и содержит общеобязательные правила поведения для неопределенного круга лиц.

Виды нормативных правовых актов, которые являются источниками  правового регулирования предпринимательской  деятельности, и их иерархическое  соотношение закреплены в ст. 2 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». К указанным нормативным правовым актам относятся нижеследующие.

1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах от 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.).

2. Кодексы Республики Беларусь. Так, предпринимательская деятельность регулируется Гражданским кодексом Республики Беларусь, Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, Инвестиционным кодексом Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, Уголовным кодексом Республики Беларусь и др.

В Гражданском кодексе  Республики Беларусь дается понятие  предпринимательства, рассмотрены  положения о юридических и  физических лицах, право собственности  и другие вещные права, обязательственное право, интеллектуальное право, международное право и др.

С 1 января 2001 г. В Беларуси введен в действие новый Уголовный  кодекс (УК), которым была установлена  уголовная ответственность более  чем за 40 видов преступлений в  сфере экономики, в том числе  и за незаконную предпринимательскую деятельность. В соответствии со ст. 233 УК незаконная предпринимательская деятельность – это преступление, которое выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), когда наличие такого разрешения (лицензии) обязательно.

3. Законы Республики Беларусь. В области правового регулирования предпринимательской деятельности действуют:

а) Закон Республики Беларусь от 28 мая 1991 г. «О предпринимательстве в Республике Беларусь», в котором дается понятие предпринимательской деятельности;

б) Закон Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь». Данным документом были определены критерии отнесения предприятий к категории малого предпринимательства и приоритетные направления, формы и методы государственной поддержки, регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Основным критерием, с которым связано предоставление определенных налоговых льгот, выступает среднесписочная численность работников, дифференцированная по отраслям народного хозяйства (по промышленности и на транспорте – до 100 чел., в сельском хозяйстве – до 60, в строительстве и оптовой торговле – до 50 чел. и т.д.);

в) Закон Республики Беларусь от 31 декабря 1997 г. «Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства», в котором предприняты попытки по адаптации налогового законодательства к субъектам малого предпринимательства;

г) Закон Республики Беларусь от 3 июня 1993 г. «О правовом положении  иностранных граждан и лиц  без гражданства в Республике Беларусь», в котором указывается на возможность занятия предпринимательской деятельностью для иностранных граждан и лиц без гражданства в случае, если эта деятельность не запрещена законодательством Республики Беларусь;

д) Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь», который предусматривает ограничение для государственных служащих на право занятия предпринимательской деятельностью;

е) Закон Республики Беларусь от 28 июля 2003 г. «О торговле», который определяет правовые основы осуществления торговли на территории Республики Беларусь, государственного регулирования и контроля в области торговли и направлен на создание благоприятных условий для эффективного осуществления торговли в целя удовлетворения спроса физических и юридических лиц на товары, выполнение работ, оказание услуг;

ж) Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», который определяет правовые основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и др.

4. Декреты Президента Республики Беларусь – нормативные правовые акты Главы государства, имеющие силу закона. К декретам, регулирующим предпринимательскую деятельность, относятся:

а) Декрет Президента Республики Беларусь от 27 января 2003 г. № 4 «О едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и о некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности». В настоящее время в него внесены некоторые поправки, расширяющие круг видов деятельности, по которым предусматривается уплата единого налога;

б) Декрет Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности», которым утверждены Положение о лицензировании отдельных видов деятельности и Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций и др.

5. Указы Президента Республики Беларусь. Предпринимательскую деятельность регулируют следующие указы:

а) Указ Президента Республики Беларусь от 13 января 1998 г. № 30 «О некоторых вопросах заключения договора аренды государственной собственности»;

б) Указ Президента Республики Беларусь от 7 марта 2000 г. № 117 «О некоторых  мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров» и др.

 

5. Постановления Совета Министров Республики Беларусь – нормативные правовые акты Правительства Республики Беларусь. В настоящее время в Республике Беларусь в области правового регулирования предпринимательской деятельности действует более семидесяти указанных нормативных правовых актов. К ним относятся:

а) Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2003 г. № 1310 «О форме специального разрешения (лицензии) и о порядке ее заполнения»;

б) Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 г. № 1361 «Об утверждении  Положений о лицензировании видов деятельности Министерством сельского хозяйства и продовольствия»;

в) Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 г. № 1375 «Об утверждении Положения о лицензировании оптовой и розничной торговли нефтепродуктами» и др.

6. Постановления республиканских органов государственного управления – нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. К таким постановлениям относится Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2001 г. №6 «О судебной практике по делам о незаконной предпринимательской деятельности» и др.

7. Инструкции – нормативные правовые акты, которые детально определяет содержание и методические вопросы регулирования в области осуществления предпринимательской деятельности. В качестве примера может выступать Инструкция о порядке формирования тарифов на услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (утверждена Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 23 и др.

8. Правила – кодифицированные нормативные правовые акты, которые конкретизируют нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений, складывающихся в области осуществления предпринимательской деятельности. Например, в области правового регулирования предпринимательской деятельности действуют Правила составления и представления бухгалтерской отчетности (утверждены Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17 февраля 2004 г. № 16) и др.

9. Приказы – нормативные правовые акты функционально-отраслевого характера, издаваемые руководителем республиканского органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в сфере осуществления государственного управления коммерческой деятельностью. Так, предпринимательскую деятельность регулирует Приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 7 июня 1999 г. № 62 «Основные Правила ведения розничной торговли и торгово-производственной деятельности на территории Республики Беларусь» и др.

10. Решения органов местного управления и самоуправления – нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории. Например, к ним относится решение Минского городского исполнительного комитета от 14 сентября 2006 г. № 1860 «О розничных ценах на твердое топливо, топливные брикеты и дрова для населения» и др.

Информация о работе Пути улучшения среды функционирования предпринимательства