Пути улучшения среды функционирования предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение социально-экономической роли предпринимательства в Республике Беларусь, проблем его функционирования и выявление путей улучшения среды функционирования.
Предметом и объектом исследования является предпринимательская деятельность субъектов хозяйствования Республики Беларусь.
В связи с поставленной целью, предметом и объектом исследования можно выделить следующие задачи работы:
– изучение сущности предпринимательства, его видов и роли в социально-экономическом развитии страны;
– изучение нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь;
– рассмотрение становления и развития предпринимательства в Беларуси;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Сущность предпринимательства
1.2 Виды предпринимательства
1.3 Социально-экономическая роль предпринимательства в Республике Беларусь
2 СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность
2.2 Развитие предпринимательской деятельности в Республике Беларусь
2.3 Проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства в Республике Беларусь
3 ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3.1 Совершенствование административных процедур как фактор развития предпринимательства в Республике Беларусь
3.2 Совершенствование инфраструктуры, нормативно-правового обеспечения и государственной поддержки предпринимательства

Файлы: 1 файл

дипломный проект.doc

— 573.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1 ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1 Сущность предпринимательства

1.2 Виды предпринимательства

1.3 Социально-экономическая  роль предпринимательства в Республике  Беларусь

2 СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ

2.1 Нормативно-правовая  база, регулирующая предпринимательскую  деятельность

2.2 Развитие предпринимательской  деятельности в Республике Беларусь

2.3 Проблемы, сдерживающие  развитие предпринимательства в  Республике Беларусь

3 ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ СРЕДЫ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

3.1 Совершенствование  административных процедур как  фактор развития предпринимательства  в Республике Беларусь

3.2 Совершенствование  инфраструктуры, нормативно-правового  обеспечения и государственной  поддержки предпринимательства

 

Введение

 

Мировой опыт подтверждает, что предпринимательство — важнейший  элемент рыночной экономики, без  которого не может гармонично развиваться  государство. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру  и качество валового национального продукта.

Предприниматель является ключевой фигурой рыночной экономики  и ориентируется не на распоряжения из центра, а на взаимовыгодные отношения с потребителями своей продукции, услуг, трудовым коллективом и другими предпринимателями.

В мировой практике рыночной экономики предпринимательство рассматривается как инициативная деятельность, направленная на насыщение рынка товарами, услугами и на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени на свой риск и ответственность.

Предпринимательство является основой рыночной экономики. В значительной степени оно обеспечивает основные конкурентные преимущества экономики рыночного типа: придает необходимую гибкость рыночному механизму, создает предпосылки инновационного развития экономики, формируя, с одной стороны, соответствующую конкурентную среду, с другой – генерируя основные нововведения.

Целью данной работы является изучение социально-экономической  роли предпринимательства в Республике Беларусь, проблем его функционирования и выявление путей улучшения среды функционирования.

Предметом и объектом исследования является предпринимательская  деятельность субъектов хозяйствования Республики Беларусь.

В связи с поставленной целью, предметом и объектом исследования можно выделить следующие задачи работы:

–  изучение сущности предпринимательства, его видов и роли в социально-экономическом развитии страны;

– изучение нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь;

– рассмотрение становления и развития предпринимательства в Беларуси;

– выявление основных проблем, препятствующих входу на рынок и свободному осуществлению предпринимательской деятельности;

– изучение основных направлений совершенствования государственной политики в области развития предпринимательства в Республике Беларусь.

При написании работы использованы логический, табличный, графический, экономико-статистический методы, метод  сравнительного анализа, приемы детализации  и группировки показателей, микроэкономическое прогнозирование и планирование.

При написании дипломного проекта была использована статистическая информация Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, статьи из периодических изданий белорусских и российских экономистов Никитенко П., Дегтярева А.Н., Германовича Г.В., Белецкой З., Борисова С. и других авторов, а также аналитический отчет о состоянии деловой среды в Беларуси в 2006 г. Международной финансовой корпорации.

 

1 Общая концепция предпринимательства

 

1.1 Сущность предпринимательства

 

Понятия предпринимательства  и предпринимательской деятельности интересовали экономистов с момента  зарождения экономической науки. Научные  исследования предпринимательской  деятельности вели такие экономисты, как Р. Кантильон, А. Смит, Ж.-Б. Сей, Й. Тюнен, Й. Шумпетер, П. Друкер и др. Каждый из них акцентировал внимание на разных составляющих предпринимательской деятельности.

Понятие «предпринимательство» (англ. business) впервые употребил английский банкир и экономист Ричард Кантильон (1680-1734) в XVIII в. По Кантильону предпринимательство — это экономическая деятельность, в процессе которой приводятся в соответствие товарное предложение и спрос в условиях постоянного риска. Под предпринимателем Кантильон понимал человека, который, приобретая на рынке средства производства, превращает их в капитал. Результатом функционирования капитала является продукция, которая продается на рынке по рыночной цене, более высокой, чем затраты предпринимателя на производство. Поскольку рыночная цена произведенного продукта заранее неизвестна, предпринимательству всегда сопутствует коммерческий риск [21, с.17].

Более глубокому анализу  подверг предпринимательство французский  экономист Жан-Батист Сэй (1767-1832), усматривавший в нем творческое соединение и координацию двух факторов производства — труда и капитала — в условиях риска. Сэй разграничивал функции предпринимателя (бизнесмена) и менеджера (управляющего). Труд предпринимателя Сэй считал творческим, труд менеджера — монотонным, рутинным.

Американский экономист  Иозеф Шумпетер (1883-1950), австриец по происхождению, утверждал, что предпринимательство  — это прежде всего новаторская  деятельность, в результате которой  создаются новые товары.

В современной экономической литературе высказывается две точки зрения относительно того, кто может считаться предпринимателем. Сторонники первой отождествляют предпринимателя с любым собственником, что правомерно в условиях малого и отчасти среднего бизнеса. Приверженцы второй приписывают функции предпринимателя менеджеру, и это в значительной степени справедливо, если речь идет о большом бизнесе [21, с.17].

Авторы склонны думать, что в современных условиях предпринимательством следует считать всякую инициативную деятельность, имеющую целью получение дохода в условиях риска и осуществляемую от своего имени и под свою имущественную ответственность (или от имени и под юридическую ответственность юридического лица).

Выяснению сущности предпринимательства  и предпринимателя уделяли внимание многие выдающиеся зарубежные ученые, поскольку с развитием рыночной экономики роль предпринимательства усиливается, а ведущими хозяйствующими субъектами становятся предпринимательские организации (фирмы, компании и другие сложные предпринимательские объединения). В научной литературе нет однозначного определения сущности предпринимательства, что вполне объяснимо: представители различных отраслей знаний (экономисты, философы, социологи, правоведы и др.) по-разному трактуют содержание этого термина, сообразуясь с поставленной целью исследования и накопленными знаниями. Можно, однако, с уверенностью утверждать, что разномыслие в толковании содержания термина «предпринимательство» свидетельствует не только о неоднозначности экономической, социальной, финансовой роли предпринимательской деятельности в рыночной экономике, но и об открытости предпринимательства как системы хозяйствования [27, с.24].

По понятиям американских ученых, предпринимательство — это вид деятельности по осуществлению смелых, важных и трудных проектов. Предпринимательство — это рискованное дело, добровольно осуществляемое гражданами (их объединениями) на свой риск и под свою ответственность. Предпринимательство ассоциируется со стремлением сделать что-то новое, придумать что-то новое или улучшить уже существующее. Оно неразрывно связано с такими понятиями, как «динамизм», «инициатива», «смелость», и высвобождает в обществе тот потенциал, который многие интересные идеи превращает в реальность.

В западных странах современное  предпринимательство характеризуется как особый, новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования, в основе которого — постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных источников. На взгляд автора, такой подход имеет весьма важное значение и для развития предпринимательства в нашей стране. Но следует подчеркнуть при этом, что для создания и развития своего предприятия предприниматель должен «искать» источники ресурсов на основе действующего законодательства.

По мнению американского  ученого Р.С. Ронстадта, предпринимательство - это динамичный процесс наращивания богатства. Богатство создается теми, кто больше всех рискует своими деньгами, имуществом, карьерой, кто не жалеет времени на создание собственного дела, кто предлагает покупателям новый товар или услугу. Этот товар или услуга необязательно должны быть чем-то совершенно новым; главное, чтобы предприниматель сумел придать им новые качества, увеличить их ценность, затратив на это необходимые силы и средства. В свою очередь, известные американские ученые профессора Р. Хизрич и М. Питере дают, по их мнению, наиболее емкое определение предпринимательства, которое охватывает все типы предпринимательского поведения: «Предпринимательство — это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий денежный доход и личное удовлетворение достигнутым». И далее авторы пишут, что жизнь человека, который решает начать собственное дело, полна надежд, разочарований, беспокойств и упорного труда [27, с.25].

А. Шапиро пишет, что практически  во всех определениях предпринимателя  и предпринимательства речь идет о таком поведении, которое включает, во-первых, элемент инициативы, во-вторых, организацию или реорганизацию социально-экономических механизмов, с тем чтобы суметь с выгодой использовать имеющиеся ресурсы и конкретную ситуацию, и, в-третьих, взятие на себя ответственности за возможную неудачу, т.е. готовность рисковать. Как видно, в этом определении сочетаются экономический, личностный и управленческий подходы [21, с.18].

Определенный интерес  вызывает точка зрения российского  ученого-экономиста А.В. Бусыгина о сущностных понятиях предпринимательства, под которым он понимает стремление и действия к самостоятельному ведению деловой активности по практической реализации конкретной деловой идеи на определенных формализованных началах. По мнению А.В. Бусыгина, предпринимательство есть искусство ведения деловой активности, есть прежде всего мыслительный процесс, реализуемый в форме делового проектирования. В профессиональном смысле, по его мнению, предпринимательство рассматривается как умение организовать собственный бизнес и достаточно успешно осуществлять функции, связанные с ведением собственного дела [27, с.25].

По мнению М.Г. Лапусты, предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательными актами), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязанностей перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами [27, с.26].

Предпринимательство —  это принципиально новый тип  хозяйствования, базирующийся на инновационном  поведении собственников предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты. Это, как правило, рисковое дело, но тот, кто не рискует, не может в конце концов добиться успеха. Однако риск риску рознь. Предприниматель, прежде чем решиться на создание собственного дела, должен произвести тщательные расчеты, хорошо изучить предполагаемый рынок сбыта и конкурентов, не пренебрегая при этом и собственной интуицией.

Для развития в Республике Беларусь предпринимательства существенное значение, на взгляд автора, имеет понимание того, что не любое новое дело является предпринимательством. Предпринимательство в первую очередь связано с эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей отдельных граждан и общества в целом. Основная функция предпринимательства в Республике Беларусь должна состоять в том, чтобы производить, «доводить» до конкретных потребителей товары (услуги, работы) и получать за это материальное и моральное вознаграждение. Как писал В.И. Даль, предпринимать значит затевать, решиться исполнить какое-либо новое дело, приступить к совершению чего-либо значительного.

Обобщение работ по проблеме предпринимательства позволяет выделить следующие отличительные особенности предпринимательской деятельности:

- деятельность по управлению и эффективному объединению общественных ресурсов, наличие свободы принятия решений при управлении экономическими ресурсами: она определяется соотношением собственных и привлеченных средств, формой организации предпринимательской деятельности (индивидуальная или коллективная), системой государственного регулирования предпринимательской деятельности;

- новые идеи, деятельность по поиску и реализации новых комбинаций экономических ресурсов общества. Можно выделить следующие направления новаторской деятельности предпринимателя: изготовление нового или усовершенствование известного продукта; внедрение нового метода производства; освоение нового рынка сбыта; получение нового источника ресурсов; проведение реорганизации производства. Характерным примером является инновационное предпринимательство. Следует отметить, что в современной экономике с ее интенсивной конкуренцией новые компании могут появляться (а существующие компании сохранять конкурентные позиции) и успешно конкурировать в существующих отраслях, только обеспечивая инновационное развитие своего бизнеса;

Информация о работе Пути улучшения среды функционирования предпринимательства