Проектирование розничного торгового предприятия магазина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта - получить необходимые знания и умения самостоятельно конструировать свои идеи, ориентироваться в информационном пространстве и знать процесс подготовки технологической части проектной документации при создании розничных торговых предприятий.
Задачи исследования: анализ и систематизация теоретического материала, выполнение расчётов согласно объекту исследования, проведение анализа практических материалов, написание выводов, составить экономически развитое и способное конкурировать на рынке розничное торговое предприятие.
Процесс выполнения проекта включает в себя следующие этапы:
1) Выбор вида и типа проектируемого розничного предприятия;
2) Исследование конъюнктуры рынка (потенциальные конкуренты, затраты на аренду, оформление магазина, на закупку товаров и прочее);

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Документирование деятельности проектируемого предприятия…………....4
2.Характеристика потенциальных конкурентов проектируемого предприятия……………………………………………………………………….9
3.Устройство и технологическая планировка магазина……………………....16
4.Интерьер и рекламное оформление магазина………………………………..22
5.Штатный состав работников………………………………………………….25
6.Дополнительные меры привлечения покупателей и методы изучения покупательского спроса………………………………………………………....30
7.Экономическое обоснование проекта………………………………………..32
Выводы и предложения…………………………………………...…………….35
Список используемой литературы…………………………………………...…37

Файлы: 1 файл

«Проектирование розничного торгового предприятия магазина обуви «Ксения» ».docx

— 247.19 Кб (Скачать файл)

Таблица 1 – Показатели конкурентной среды магазина

Торговое предприятие

Тип роз.предприятия

Режим работы

Реализуемый ассортимент

Площадь, м2

Форма обслуживания

Цена на товары

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

салон обуви «Centro»

Магазин

«Обувь»

С 10:00 до 20:00

Женская, мужская, детская  обувь

100

Индивидуальное обслуживание, самообслуживание

Умеренные

магазин обуви «Вестфалика»

Магазин

«Обувь»

С 10:00 до 20:00

Женская, мужская, обувь

50

Индивидуальное обслуживание, самообслуживание

Средние

обувной центр «Zenden»

Магазин

«Обувь»

С 10:00 до 20:00

Женская, мужская, детская  обувь

40

Индивидуальное обслуживание, самообслуживание

Средние


 

      Из таблицы видно, что все три магазина являются прямыми конкурентами моего проектируемого предприятия по всем критериям.

       Далее нам необходимо оценить конкурентоспособность каждого магазина. Конкурентоспособность оценивается по следующим критериям:

1) Качество товара;

2) Ассортимент товаров;

3) Культура обслуживания;

4) Условия обслуживания.

       Для оценки конкурентоспособности магазина используем метод анализа иерархии по «Шкале относительной важности»:

1 – равная важность;

3 – умеренное превосходство  одного над другим;

5 – существенное, сильное  превосходство; 

7 – значительное превосходство; 

9 – очень сильное превосходство; 

2, 4, 6, 8 – промежуточное  решение между соседними    суждениями (применяется для компромисса);

       Обратные величины чисел – если при сравнении одного вида деятельности с другим получено одно из указанных чисел (например 3), то при сравнении второго вида деятельности с первым, получим обратную величину (например 1/3).

 

 

Таблица 2 - Матрица  попарных сравнений критерий конкурентоспособности

Удовлетворение  качеством услуг

Качество товаров

Ассортимент товаров

Культура обслуживания

Условия обслуживания

Вектор приоритета

Качество

1

1/4

4

5

0,27

Ассортимент

4

1

5

6

0,55

Культура

1/4

1/5

1

6

0,13

Условия

1/5

1/6

1/6

1

0,05


 

Чтобы вычислить вектор приоритета необходимо выполнить следующие  действия:

1) перемножить числа в каждой строке и из произведения извлечь корень n-степени (в нашем случае 4 степени):

a = 4√1*1/4*4*5 = 1,49

b = 4√4*1*5*6 = 3,03

c = 4√1/4*1/5*1*6 = 0,74

d = 4√1/5*1/6*1/6*1 = 0,27

2) находим сумму компонент (∑a, b, c, d):

∑a+b+c+d= 5,53

3) производится нормирование полученных значений по формулам:

х 1= a/∑a+b+c+d;  x2 = b/∑a+b+c+d;  x3 = c/∑a+b+c+d;  x4 =d /∑a+b+c+d

x1 = 1,49/5,53 = 0,27

x2 = 3,03/5,53 = 0,55

x3 = 0,74/5,53 = 0,13

x4 = 0,27/5,53 = 0,05

4) полученные величины x1 , x2, x3 , x4  являются значениями критерия векторов приоритета.

Значение критериев с  наивысшим приоритетом (качество товаров) – 0,55; с наименьшим приоритетом (культура обслуживания) – 0,05.

Это значит, что конкретно  для меня самую важную роль, при  открытии магазина играет ассортимент продаваемых мною товаров, а условие обслуживания играет наименьшее значение.

Далее выявим с помощью  расчета матрицы попарных сравнений какой из моих основных конкурентов наиболее силен и по какому критерию.

Таблица 3 - Матрица  попарных сравнений 

1 магазин – салон обуви «Centro»

2 магазин – магазин обуви «Вестфалика»

3 магазин – обувной центр «Zenden»

Показатели

 

№1

№2

№3

Вектор приоритета

Качество товаров

1

2

3

1

4

2

1/4

1

1/3

1/2

3

1

0,14

0,62

0,24

Ассортимент товаров

1

2

3

1

1/7

1/8

7

1

1/3

8

3

1

0,78

0,15

0,07

Культура обслуживания

1

2

3

1

1/3

1/3

3

1

1/2

3

2

1

0,55

0,30

0,15

Условия обслуживания

1

2

3

1

1/3

1/4

3

1

1/3

4

3

1

0,71

0,15

0,14


 

  1. перемножить числа в каждой строке и из произведения каждой из строк извлечь корень n-степени (в нашем случае 3 степени):

a1 = 3√1*1/4*1/2 = 0,5

a2 = 3√4*1*3 = 2,29

a3 = 3√2*1/3*1 = 0,88

b1 = 3√1*7*8 = 3,83

b2 = 3√1/7*1*3 = 0,75

b3 = 3√1/8*1/3*1 = 0,35

c1 = 3√1*3*3 = 2,08

c2 = 3√1/5*1*2 =1,14

c3 = 3√1/5*1/2*1 = 0,55

d1 = 3√1*3*4 = 2,29

d2 = 3√1/3*1*3 = 0,48

d3 = 3√1/4*1/3*1 = 0,44

  1. находим сумму компонент (∑a, ∑b, ∑c, ∑d):

∑a = 0,5+2,29+0,88 = 3,67

∑b = 3,83+0,75+0,35= 4,93

∑c = 2,08+1,14+0,55 = 3,77

∑d = 2,29+0,48+0,44 = 3,21

  1. производится нормирование полученных значений по формулам:

x1 = a1/ ∑a; a2/ ∑a; a3/ ∑a

x2 = b1/ ∑b; b2/ ∑b; b3/ ∑b

x3 = c1/ ∑c; c2/ ∑c; c3/ ∑c

x4 = d1/ ∑d; d2/ ∑d; d3/ ∑d

x1 = 0,5/3,67 = 0,14

    = 2,29/3,67= 0,62

    = 0,88/3,67 = 0,24

x2 = 3,83/4,93 = 0,78

    = 0,75/4,93 = 0,15

    = 0,35/34,93 = 0,07

x3 = 2,08/3,77 = 0,55

    = 1,14/3,77 = 0,30

    = 0,55/3,77= 0,15

x4 = 2,29/3,21 = 0,71

    = 0,48/3,21 = 0,15

    = 0,44/3,21 = 0,14

  1. полученные величины x1 , x2 , x3 , x4 являются значениями критерия векторов приоритета;
  2. на этом этапе реализуется принцип синтеза: локальные приоритеты настоящего уровня (приоритеты магазина) умножаются на приоритет соответствующего критерия вышестоящего уровня:

1 магазин: (0,14*0,27) + (0,78*0,55) + (0,55*0,13) + (0,71*0,05) = 0,04+0,43+0,07+0,04 = 0,58

2 магазин: (0,62*0,27) + (0,15*0,55) + (0,30*0,10) + (0,15*0,05) = 0,18 + 0,08 + 0,03 + 0,008 = 0,3

3 магазин: (0,24*0,27) + (0,07*0,55) + (0,15*0,13) + (0,14*0,05) = 0,006 + 0,004 + 0,02 + 0,07 = 0,13

Таким образом, из таблицы  видно, что наибольшую конкурентоспособность  имеет магазин №1(салон обуви «Centro» = 0,58 ), что обусловлено более лучшей культурой обслуживания и широким ассортиментом.

 

 

 

 

 

 

3. Устройство и технологическая планировка магазина.

Технологическая планировка магазина — это совокупность всех помещений магазина в определенной взаимосвязи, позволяющей обеспечить рациональную организацию оперативных процессов. Планировка формирует пути, траектории движения людей и товаров.

Торговые помещения и  оборудование занимают важнейшее место  в общей совокупности помещений  магазина. Они в значительной степени  обусловливают уровень обслуживания покупателей, оказывают влияние  на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические  показатели его работы. Все помещения  и оборудование магазина должны быть расположены с учетом обеспечения  рациональной взаимосвязи между  ними. Размещение оборудования и помещений, их планировка должны быть направлены на обеспечение максимального удобства для покупателей при отборе и  покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических  операций на основе широкого внедрения  современного торгово-технологического оборудования. Планировка оборудования помещений магазина должна обеспечивать нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещений должны быть подчинены  требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговых предприятиях.

Для того чтобы новый магазин  заметили и захотели в него зайти  необходимо разработать яркую, привлекающую взор покупателя и вызывающую у него интерес вывеску для магазина. Она представлена в Приложении 4.

Далее необходимо определить часы работы предприятия, часы обеда, выходные и санитарные дни (Приложение 5).

Теперь приступаем к разработке планировки магазина. Основным торговым помещением является торговый зал, который, как правило, занимает большую долю в общей площади магазина. В торговом зале размещается рабочий и выставочный запас товаров, производится отбор товаров покупателями, продажа товаров.

Важнейшими требованиями к устройству и планировке торгового зала магазина являются:

  1. не допускать пересечения покупательских и товарных потоков;
  2. использовать гибкую планировку, позволяющую в случае необходимости быстро и без существенных затрат осуществлять внутреннюю перепланировку магазина, не меняя параметров здания;
  3. способствовать перекомпоновке помещений в соответствии с новыми требованиями современных техники и технологий, изменением ассортимента и функций торгового предприятия.

          Выполнение перечисленных требований достигается рациональной планировкой функциональных основных зон торгового зала. Различают следующие основные зоны торгового зала магазина : входа и выхода, расчетного узла, размещения покупательских потоков, выполнения дополнительных услуг.

В зависимости от размеров и конфигураций торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов  их продажи различают линейную, островную, боксовую и комбинированные планировки зон размещение товаров .

При линейной планировке вся  зона размещения товаров и проходов для покупателей представляет собой  прямые линий в продольном, поперечном и смешанном направлениях по отношению  к продольной оси торгового зала.

1 – продольная; 2 – поперечная; 3 – смешанная.

Для лучшего использования  торговой площади магазина линии  с товарами размещают и вдоль  стен и даже в оконные проемы. Линейная планировка создает благоприятные  условия для рациональной технологии работы магазина: дает возможность  организовать централизованные кассовые операции в едином узле расчета, позволяет  покупателям свободно передвигаться по всему торговому залу. При этой планировке наиболее оптимально используется площадь торгового зала.

Островная планировка применяется, как правило, при обслуживании через  прилавок, представляет собой размещение товаров и оборудования вокруг рабочих  мест продавцов.

При боксовой планировке всю  площадь торгового зала разбивают  на изолированные друг от друга боксы (отделы). Каждый бокс имеет самостоятельный  узел расчета. Обычно боксовая планировка применяется в крупных магазинах  с большой торговой площадью. По сравнению с линейной она менее удобна, так как при комплексной покупке покупатель вынужден обращаться в различные отделы и производить оплату за отобранные товары в нескольких узлах расчета. Выделение отдельных боксов может быть оправдано при продаже специфических товаров, требующих специального выбора, например, пластинок, драгоценностей, меховых изделий.

Комбинированная планировка предусматривает расстановку оборудования в торговом зале с использованием комбинаций линейной и боксовой планировок.

В практике отечественной  и зарубежной торговли известны особые разновидности комбинированных  планировок. Так, для продажи отдельных  товаров в магазинах стандартного обслуживания могут выделяться специальные  зоны по принципу «Магазин в магазине», например в крупных магазинах  со сложной конфигурацией торговых помещений оборудуются микро  магазины для продажи фирменных  товаров: одежды, обуви, кондитерских изделий  и т. д.

Планировка рабочих мест продавцов в магазинах, применяющих  традиционные формы обслуживания покупателей, зависит от ассортимента реализуемых  товаров, типа предприятия. Так, в магазинах по торговле продовольственными товарами ширина фронта рабочего места продавце должна быть не менее 2 м, а в магазинах, торгующих непродовольственными товарами – не 3 м. Между пристенным оборудованием и прилавком должен быть проход шириной не менее 0,9 м. Глубина рабочего места продавца может быть различной в зависимости от ширины прилавка и пристенного оборудования. Размещают рабочие места продавцов ближе к помещениям, в которых осуществляются хранение и подготовка товаров к продаже.

Планировка узла расчета  должна обеспечивать, беспрепятственное  направление движения покупательского  потока, исключать встречные потоки. Кассовые кабины должны располагаться  таким образом, чтобы поток покупателей  проходил слева от рабочих мест контроллеров-кассиров. При организации единого узла расчета необходимо предусматривать  применение совмещенной системы  «вход - выход». Помимо кассовых кабин  для устройства узлов расчета  используют также столы для упаковки товаров покупателями, оборудование для хранения личных вещей покупателей.

Для создания необходимых  для работы условий следует соблюдать  конкретные технологические требования к устройству магазина:

Информация о работе Проектирование розничного торгового предприятия магазина