Проблемы предпринимательской этики и этикета на крупных предприятиях и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 11:17, контрольная работа

Описание работы

отношения с хозяйствующими партнерами, конкурентами, обществом. Предпринимательская этика проявляется в таких категориях, как верность данному слову, принятому на себя обязательству, моральной ответственности за невыполнение установленных правовыми нормами обязанностей.
Предпринимательский этикет представляет собой совокупность правил поведения предпринимателя, регулирующих его внешние проявления с окружающим миром, с другими предпринимателями, конкурентами, сотрудниками, со всеми индивидуумами, с которыми предприниматель контактирует не только при осуществлении своего бизнеса, но в любой жизненной ситуации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1Основы предпринимательской этики
1.1 Отправной пункт и задачи предпринимательской этики…………....5
1.2 Институциональная этика против индивидуальной этики…...……..9
1.3 Легитимация предпринимательской деятельности……………...….13
Глава 2 Проблемы и пути совершенствования деловой этики в
современном бизнесе……………………………………………………………20
Глава 3 Особенности этики бизнеса на примере предприятия НГУ «Автопаритет»………………………………………………………………...…24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемых источников……………………………………………..28

Файлы: 1 файл

Организация предприним деят.docx

— 74.41 Кб (Скачать файл)

Из особого значения конкуренции  в концепции предпринимательской  этики не следует, однако, делать вывод, что выходя за рамки предполагаемого  системой поведения, отдельное предприятие  не имело бы совсем никаких возможностей для моральной ориентации, и моральное  поведение предприятия в рыночной экономике было бы невозможным. Однако предпринимательская этика должна учитывать, что "экономическая деятельность предприятий и на предприятиях не свободна, а зависима от порядка". В положении предприятий в рыночной экономике это означает, что всякое размышление об этике и управлении предприятиями должно включать мысли о последствиях морально желательных действий для экономического успеха или неуспеха предприятия, ибо это рассмотрение успеха, в соответствии с морально желаемой логикой конкурентной борьбы является для предприятий важным для выживания и полностью легитимным. Это основополагающее осознание, к сожалению, очень часто упускается во всех дебатах по предпринимательской этике; причины этого мы подробнее рассмотрим позднее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Институциональная этика  против индивидуальной этики

 

После того, как мы скорее в виде постулата определили отправную  точку и задачу предпринимательской  этики, мы вернемся к вопросу о  возможностях внедрения. Мы попытаемся показать, как этические требования могут обрабатываться экономически. Этот вопрос является очень спорным  в научных и практических дискуссиях. В зависимости от морально-теоретической  позиции наблюдателя можно различить  два направления аргументации: парадигму индивидуальной этики и парадигму институциональной этики.Обе альтернативы различаются тем, требует ли этика моральной ответственности за экономическую деятельность посредством моральных поведенческих ожиданий от отдельных индивидуумов (предприятий) или посредством соответствующего оформления институциональных рамок.

Предпринимательская этика как индивидуальная этика пытается посредством призывов к совести отдельных менеджеров/предпринимателей внедрить в экономический процесс моральные намерения. Она делает ставку на прямоевлияние на ходы игры при помощи моральных мотивов действующих лиц. Согласно экономической терминологии реализация морали зависит отпредпочтений тех, кто принимает решения на предприятиях. На этом личном уровне начинаются в общем также эмпирические исследования о ценностной ориентации управляющих сил. Так популярное в немецкоязычной среде исследование "Этос и религия управленческого слоя" Кауфмна, Кербера и Цулерера приходит к пессимистическому определению, что при большом количестве молодых управленцев преобладает оппортунистическая исходная установка. "Оппортунизм" как установка описывается авторами следующим образом: "оппортунисты" характеризуются значительным я-центрированием, ищут успех любой ценой, проявляют материально-гедонистическую установку и чисто эмоционально принимают решения относительно морали. П. Ульрих и Тильман в своем исследовании подходят к морали управляющих слоев в принципе аналогично.

Вместо этого предпринимательская  этика как институциональная этикафокусирует свои исследовательские перспективы на институциональных рамочных условиях предпринимательской деятельности. Там она видит место для применения морали в экономике. Она делает ставку на непрямое влияние на предпринимательские ходы игры посредством обозначаемого как моральные рамки порядка, который является решающим для оценки ходов игры.

В экономической терминологии условия экономической деятельности находятся здесь в центре исследовательского интереса. При институционально-этическом теоретическом подходе моральная оценка предпринимательской деятельности происходит уже не прямо, а косвенно или двухступенчато. При этом такая концепция учитывает, что в условиях современной экономики каждое отдельное действие приобретает свой смысл только благодаря рамкам порядка, в котором оно совершается.

Институциональные устройства для  внедрения моральных стремлений находятся как на уровне политически  установленного (в широком смысле) рамочного порядка экономики, который  действителен как для всех предприятий, так и на отдельных предприятиях в качестве долговременных специфически предпринимательских решений в  форме систем стимулирования и поощрения, принципов управления или руководящих  стратегий предприятия. По этой причине  рационально обусловить строгое  разделение между правилами игры и ходами игры перспективой рассмотрения. Например, принятие предприятием новых  принципов фирмы выглядит с точки  зрения экономического порядка как  ход игры в конкурентной борьбе; однако благодаря обязательным для  всех членов предприятия основам  поведения определяются новые правила  игры внутри самого предприятия. Эти  правила игры определяют для предприятия  в моральном отношении рамки  дозволенного и желаемого. Однако для  каждого принимающего решение в  пределах рамок существует достаточный  уровень свободы, который делает необходимой и возможной самостоятельную  моральную рефлексию способов действий.

В научных работах по предпринимательской  этике пользуются этими двумя  парадигмами этики. Однако их разумное применение зависит от соответствующего контекста проблемы. Использование традиционных перспектив индивидуальной этики должно ограничиться ситуациями в малых обозримых сообществах, в которых индивидуальное действие имеет прямо просчитываемые и оцениваемые последствия. Если, например, на предприятии мы обнаруживаем преимущественно отношения face-to-face с возможностью эффективного социального контроля, то этика может ориентироваться на модель "этика по отношению к ближнему". Здесь поведение индивидуума направляется в определенное русло благодаря тесному социальному переплетению отношений в такой мере, в какой постоянное нарушение становится не привлекательным. В такой ситуации во внутренней жизни предприятия, в которой господствует ориентированный на согласие координирующий образец, как, например, коллективное участие или кооперация, можно ожидать внедрения моральных норм посредством призывов к мотивам отдельных людей и соответствующего изменения сознания при помощи более интенсивной интернализации норм.Аналогичное может случиться также между предприятиями отрасли, если речь идет о сыгранной олиго-политической структуре.

Однако в условиях современной  экономики предприятия, как правило, попадают в ситуации, в которых  результат действия определяется не только тем, как ведет себя отдельное  предприятие, но и во многом также  реакциями других предприятий, которые  невозможно непосредственно контролировать в условиях конкурентной борьбы. Это  касается не только экономического успеха, но также по отношению к моральному успеху, т.е. возможности задействовать моральные нормы и ценности

В условиях современной (рыночной) экономики  предпринимательскую этику разумно  разрабатывать только исходя из перспективы  теории порядка.

По этой причине неизбежна постоянная и тесная теоретическая связь  предпринимательской этики и  экономической этики. Только предпринимательская  этика, ориентированная на парадигму  институциональной этики, может  предоставить предприятиям реальную возможность  осуществить в специфических  проблемных структурах конкуренции  также и индивидуальные моральные  нормы и идеалы.

Что конкретно означает предложенная здесь предпочтительность институционально-этической  перспективы для предпринимательской  этики?

В то время, как экономическая этика как этика порядка рыночной экономики исследует правила игры, которые обязательны для всех действующих актеров народного хозяйства, и таким образом нацеливается на легитимацию этих рамок порядка, предпринимательская этика занимается действиями внутри рамочного порядка, в той мере, в какой они совершаются (могут совершаться) предприятиями. Таким образом, для нее важна легитимация на уровне действия. При этом на переднем плане стоит вопрос, при помощи каких ходов предприятия могут реализовать справедливые моральные стремлениям, чтобы соответствовать своей моральной ответственности. Предпринимательская этика, ориентированная на институционально-этическую парадигму, всегда будет учитывать при этической оценке соответствующих ходов, в каких институциональных рамках они разыгрываются. Институциональная взаимосвязь является также решающей исходной точкой, на которую предпринимательская этика ориентирует рекомендации к действиям для упрочения моральных стремлений.

 В этом месте разумно снова принять уже разработанное различие двух типов ходов игры.  Первый тип охватывает действия предприятий, которые в рамках существующих правил игры ищут прямой экономической выгоды. В рыночной экономике под этим имеют ввиду ориентированную на прибыль предпринимательскую деятельность в конкурентной борьбе. Такой тип действий соответствует классическому облику рыночной экономики, по которому предприятия должны действовать в соответствии с их собственными экономическими интересами. При наличии соответствующего рамочного порядка именно этим они вносят свой вклад в моральный проект рыночной экономики. Во втором типе ходов игры мы объединяем поведение предпринимателей, которое нацелено на изменение существующего рамочного порядка. Имеется ввиду политическая вовлеченность предприятий во всех ее многообразных формах. В этом случае речь идет не о классических игровых ходах в соответствии с концепцией рыночной экономики, а о попытках изменения правил игры в политическом процессе. Такие политические ходы игры направлены не прямо на индивидуальный экономический успех отдельных предприятий, а на улучшение политических предпосылок для такого успеха, т.е. на улучшение рамочного порядка для конкурентной борьбы всех предприятий. С учетом увеличивающихся недостатков политики порядка этот тип предпринимательской деятельности имеет сегодня все большее значение для дальнейшего развития рыночной экономики в отношении моральных идей.

Для определения моральной ответственности  предприятий необходимо заново определить поле предпринимательской деятельности в определенных институциональных  условиях и расширить до второго  типа деятельности. Деятельность политики порядка, (аргументативная) компетенция политики порядка все больше принадлежат к тем качествам, которые сегодня и в будущем будут отличать серьезного предпринимателя/менеджера. В конечном итоге остается определить, что наряду со всеми различиями как чисто экономический, так и политический тип деятельности управляются интересами. Ибо цель политической деятельности - обеспечение всем предприятиям общих моральных и приемлемых условий экономического успеха - находится также в сфере собственных интересов каждого предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Легитимация предпринимательской  деятельности

 

Если в последние годы обращение  к моральным аспектам со стороны  руководства предприятий выросло, то это можно понимать как реакцию  задетых таким развитием событий, в котором вопрос общественной легитимации  предпринимательской деятельности ставится все чаще. Учитывая сложные  кризисные феномены, предприятия  все чаще встречаются с морально мотивированными требованиями, которые  выдвигаются по отношению к ним  извне. Актуальными примерами этому  могут быть равноправие женщин, меры по защите окружающей среды и легальный  экспорт оружия во время войны  в Персидском заливе. Эти примеры  представляют ситуации, в которых  ориентированная на прибыль и  легальная, соответствующая закону деятельность предприятий не может  более считаться легитимной и  вызывает общественные протесты. Здесь  проявляется конфликт между морально мотивированными требованиями к  предприятиям и их экономическими целевыми установками. От предприятий все  больше требуется, чтобы они посредством  ориентации на неэкономические, общественно-политические цели доказывали свою ответственность  за мир и вносили свой вклад  в устранение острейших проблем  нашего времени. К. Бляйхер обобщает исходное положение современных предприятий следующим образом: "… оппортунистическая предпринимательская политика, организованная без всякого обязательства по отношению к требованиям всех заинтересованных, может мало способствовать решению глобальных проблем как сегодня так и в будущем. Короче говоря, предпринимательству с течением времени грозит потеря его общественной легитимации". Из этого Бляйхер делает вывод, что только новый тип управления предприятиями, который усвоит прежде всего этически обоснованные социальные и экологические обязательства, может иметь смысл для будущего. Другими словами: увеличение морально выраженной критики в практике предпринимательской деятельности выражает то, что предприятия сталкиваются сегодня с измененными условиями признания и легитимации, и вопрос легитимации предпринимательской деятельности встает снова.

Теперь мы обращаемся к вопросу  о том, на чем основан этот все  чаще встречающийся феномен угрожающей потери легитимации в предпринимательской  практике и какие последствия  этого проявятся для предприятий.

Следует коротко напомнить об основной структуре легитимации экономической  деятельности. В соответствии с разработанным  А. Смитом теоретическим наброском  легитимация предпринимательской  деятельности происходит в два этапа. На первом этапе происходит легитимация  экономического порядка как институциональных  рамок отдельных действий. Оправдание правил игры создаетнеобходимую предпосылку для легитимации отдельных ходов игры. На втором этапе происходит оценка соответствующих ходов игры на фоне существующих правил игры. Только таким образом создается достаточная предпосылка для оправдания предпринимательской деятельности. Наше исследование предпринимательской этики ограничено вторым этапом легитимации и может первый этап, легитимацию рыночной экономики, рассматривать как заданную предпосылку.

Во втором этапе в принципе выделяют две различные исходные ситуации, из которых вытекают различные рекомендации к действиям. Эти ситуации различаются по состоянию рамочного порядка.

В первом случае предпринимательская  деятельность реализуется в условиях рамочного порядка, который соответствует  высоким стандартам, т.е. является почти  совершенным в указанном выше смысле. В этой ситуации предпринимательская  этика выводит в качестве общей  нормы то, что предприятия должны действовать сообразно системе. В рыночной экономике моральная  и легитимная предпринимательская  деятельность выражается в том, что она принимает во внимание существующие законные рамки и стремится увеличить свои прибыли в средне- и долгосрочной перспективе. Предпринимательская этика определяет так дополнительную роль предприятий в моральном проекте порядка рыночной экономики. Другими словами: предприятиям не только морально разрешено, но и этически рекомендуется преследовать свой собственный интерес в конкурентной борьбе по отношению к конкурентам. Действующие актеры на рынке должны ориентироваться на экономическую целесообразность и практичность. Однако такая ориентированная на прибыль деятельность предприятий легитимна не сама по себе, а получает свое оправдание только благодаря соответствующей организации рамочного порядка. Это все о нормальном случае поведения предприятий в рыночной экономике, который был уже достаточно раскрыт высказываниями экономической этики. Здесь не существует описанной в начале проблемы потери легитимации. Если предприятия все же попадут огонь общественной критики, то ссылаясь на этически обоснованную функциональную логику рыночной экономики, они могут с полным основанием отклонить эту критику.

Информация о работе Проблемы предпринимательской этики и этикета на крупных предприятиях и пути их решения