Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 11:17, контрольная работа
отношения с хозяйствующими партнерами, конкурентами, обществом. Предпринимательская этика проявляется в таких категориях, как верность данному слову, принятому на себя обязательству, моральной ответственности за невыполнение установленных правовыми нормами обязанностей.
Предпринимательский этикет представляет собой совокупность правил поведения предпринимателя, регулирующих его внешние проявления с окружающим миром, с другими предпринимателями, конкурентами, сотрудниками, со всеми индивидуумами, с которыми предприниматель контактирует не только при осуществлении своего бизнеса, но в любой жизненной ситуации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1Основы предпринимательской этики
1.1 Отправной пункт и задачи предпринимательской этики…………....5
1.2 Институциональная этика против индивидуальной этики…...……..9
1.3 Легитимация предпринимательской деятельности……………...….13
Глава 2 Проблемы и пути совершенствования деловой этики в
современном бизнесе……………………………………………………………20
Глава 3 Особенности этики бизнеса на примере предприятия НГУ «Автопаритет»………………………………………………………………...…24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемых источников……………………………………………..28
Из особого значения конкуренции
в концепции
1.2 Институциональная этика против индивидуальной этики
После того, как мы скорее в виде
постулата определили отправную
точку и задачу предпринимательской
этики, мы вернемся к вопросу о
возможностях внедрения. Мы попытаемся
показать, как этические требования
могут обрабатываться экономически.
Этот вопрос является очень спорным
в научных и практических дискуссиях.
В зависимости от морально-теоретической
позиции наблюдателя можно
Предпринимательская этика как индивидуальная этика пытается посредством призывов к совести отдельных менеджеров/предпринимателей внедрить в экономический процесс моральные намерения. Она делает ставку на прямоевлияние на ходы игры при помощи моральных мотивов действующих лиц. Согласно экономической терминологии реализация морали зависит отпредпочтений тех, кто принимает решения на предприятиях. На этом личном уровне начинаются в общем также эмпирические исследования о ценностной ориентации управляющих сил. Так популярное в немецкоязычной среде исследование "Этос и религия управленческого слоя" Кауфмна, Кербера и Цулерера приходит к пессимистическому определению, что при большом количестве молодых управленцев преобладает оппортунистическая исходная установка. "Оппортунизм" как установка описывается авторами следующим образом: "оппортунисты" характеризуются значительным я-центрированием, ищут успех любой ценой, проявляют материально-гедонистическую установку и чисто эмоционально принимают решения относительно морали. П. Ульрих и Тильман в своем исследовании подходят к морали управляющих слоев в принципе аналогично.
Вместо этого
В экономической терминологии усл
Институциональные устройства для
внедрения моральных стремлений
находятся как на уровне политически
установленного (в широком смысле)
рамочного порядка экономики, который
действителен как для всех предприятий,
так и на отдельных предприятиях
в качестве долговременных специфически
предпринимательских решений в
форме систем стимулирования и поощрения,
принципов управления или руководящих
стратегий предприятия. По этой причине
рационально обусловить строгое
разделение между правилами игры
и ходами игры перспективой рассмотрения.
Например, принятие предприятием новых
принципов фирмы выглядит с точки
зрения экономического порядка как
ход игры в конкурентной борьбе;
однако благодаря обязательным для
всех членов предприятия основам
поведения определяются новые правила
игры внутри самого предприятия. Эти
правила игры определяют для предприятия
в моральном отношении рамки
дозволенного и желаемого. Однако для
каждого принимающего решение в
пределах рамок существует достаточный
уровень свободы, который делает
необходимой и возможной
В научных работах по предпринимательской этике пользуются этими двумя парадигмами этики. Однако их разумное применение зависит от соответствующего контекста проблемы. Использование традиционных перспектив индивидуальной этики должно ограничиться ситуациями в малых обозримых сообществах, в которых индивидуальное действие имеет прямо просчитываемые и оцениваемые последствия. Если, например, на предприятии мы обнаруживаем преимущественно отношения face-to-face с возможностью эффективного социального контроля, то этика может ориентироваться на модель "этика по отношению к ближнему". Здесь поведение индивидуума направляется в определенное русло благодаря тесному социальному переплетению отношений в такой мере, в какой постоянное нарушение становится не привлекательным. В такой ситуации во внутренней жизни предприятия, в которой господствует ориентированный на согласие координирующий образец, как, например, коллективное участие или кооперация, можно ожидать внедрения моральных норм посредством призывов к мотивам отдельных людей и соответствующего изменения сознания при помощи более интенсивной интернализации норм.Аналогичное может случиться также между предприятиями отрасли, если речь идет о сыгранной олиго-политической структуре.
Однако в условиях современной экономики предприятия, как правило, попадают в ситуации, в которых результат действия определяется не только тем, как ведет себя отдельное предприятие, но и во многом также реакциями других предприятий, которые невозможно непосредственно контролировать в условиях конкурентной борьбы. Это касается не только экономического успеха, но также по отношению к моральному успеху, т.е. возможности задействовать моральные нормы и ценности
В условиях современной (рыночной) экономики
предпринимательскую этику
По этой причине неизбежна постоянная и тесная теоретическая связь предпринимательской этики и экономической этики. Только предпринимательская этика, ориентированная на парадигму институциональной этики, может предоставить предприятиям реальную возможность осуществить в специфических проблемных структурах конкуренции также и индивидуальные моральные нормы и идеалы.
Что конкретно означает предложенная
здесь предпочтительность институционально-этической
перспективы для
В то время, как экономическая этика как этика порядка рыночной экономики исследует правила игры, которые обязательны для всех действующих актеров народного хозяйства, и таким образом нацеливается на легитимацию этих рамок порядка, предпринимательская этика занимается действиями внутри рамочного порядка, в той мере, в какой они совершаются (могут совершаться) предприятиями. Таким образом, для нее важна легитимация на уровне действия. При этом на переднем плане стоит вопрос, при помощи каких ходов предприятия могут реализовать справедливые моральные стремлениям, чтобы соответствовать своей моральной ответственности. Предпринимательская этика, ориентированная на институционально-этическую парадигму, всегда будет учитывать при этической оценке соответствующих ходов, в каких институциональных рамках они разыгрываются. Институциональная взаимосвязь является также решающей исходной точкой, на которую предпринимательская этика ориентирует рекомендации к действиям для упрочения моральных стремлений.
В этом месте разумно снова принять уже разработанное различие двух типов ходов игры. Первый тип охватывает действия предприятий, которые в рамках существующих правил игры ищут прямой экономической выгоды. В рыночной экономике под этим имеют ввиду ориентированную на прибыль предпринимательскую деятельность в конкурентной борьбе. Такой тип действий соответствует классическому облику рыночной экономики, по которому предприятия должны действовать в соответствии с их собственными экономическими интересами. При наличии соответствующего рамочного порядка именно этим они вносят свой вклад в моральный проект рыночной экономики. Во втором типе ходов игры мы объединяем поведение предпринимателей, которое нацелено на изменение существующего рамочного порядка. Имеется ввиду политическая вовлеченность предприятий во всех ее многообразных формах. В этом случае речь идет не о классических игровых ходах в соответствии с концепцией рыночной экономики, а о попытках изменения правил игры в политическом процессе. Такие политические ходы игры направлены не прямо на индивидуальный экономический успех отдельных предприятий, а на улучшение политических предпосылок для такого успеха, т.е. на улучшение рамочного порядка для конкурентной борьбы всех предприятий. С учетом увеличивающихся недостатков политики порядка этот тип предпринимательской деятельности имеет сегодня все большее значение для дальнейшего развития рыночной экономики в отношении моральных идей.
Для определения моральной
1.3 Легитимация
Если в последние годы обращение
к моральным аспектам со стороны
руководства предприятий
Теперь мы обращаемся к вопросу
о том, на чем основан этот все
чаще встречающийся феномен
Следует коротко напомнить об основной
структуре легитимации
Во втором этапе в принципе выделяют две различные исходные ситуации, из которых вытекают различные рекомендации к действиям. Эти ситуации различаются по состоянию рамочного порядка.
В первом случае предпринимательская деятельность реализуется в условиях рамочного порядка, который соответствует высоким стандартам, т.е. является почти совершенным в указанном выше смысле. В этой ситуации предпринимательская этика выводит в качестве общей нормы то, что предприятия должны действовать сообразно системе. В рыночной экономике моральная и легитимная предпринимательская деятельность выражается в том, что она принимает во внимание существующие законные рамки и стремится увеличить свои прибыли в средне- и долгосрочной перспективе. Предпринимательская этика определяет так дополнительную роль предприятий в моральном проекте порядка рыночной экономики. Другими словами: предприятиям не только морально разрешено, но и этически рекомендуется преследовать свой собственный интерес в конкурентной борьбе по отношению к конкурентам. Действующие актеры на рынке должны ориентироваться на экономическую целесообразность и практичность. Однако такая ориентированная на прибыль деятельность предприятий легитимна не сама по себе, а получает свое оправдание только благодаря соответствующей организации рамочного порядка. Это все о нормальном случае поведения предприятий в рыночной экономике, который был уже достаточно раскрыт высказываниями экономической этики. Здесь не существует описанной в начале проблемы потери легитимации. Если предприятия все же попадут огонь общественной критики, то ссылаясь на этически обоснованную функциональную логику рыночной экономики, они могут с полным основанием отклонить эту критику.