Проблемы предпринимательской этики и этикета на крупных предприятиях и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 11:17, контрольная работа

Описание работы

отношения с хозяйствующими партнерами, конкурентами, обществом. Предпринимательская этика проявляется в таких категориях, как верность данному слову, принятому на себя обязательству, моральной ответственности за невыполнение установленных правовыми нормами обязанностей.
Предпринимательский этикет представляет собой совокупность правил поведения предпринимателя, регулирующих его внешние проявления с окружающим миром, с другими предпринимателями, конкурентами, сотрудниками, со всеми индивидуумами, с которыми предприниматель контактирует не только при осуществлении своего бизнеса, но в любой жизненной ситуации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1Основы предпринимательской этики
1.1 Отправной пункт и задачи предпринимательской этики…………....5
1.2 Институциональная этика против индивидуальной этики…...……..9
1.3 Легитимация предпринимательской деятельности……………...….13
Глава 2 Проблемы и пути совершенствования деловой этики в
современном бизнесе……………………………………………………………20
Глава 3 Особенности этики бизнеса на примере предприятия НГУ «Автопаритет»………………………………………………………………...…24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемых источников……………………………………………..28

Файлы: 1 файл

Организация предприним деят.docx

— 74.41 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ярославский государственный  технический университет»

Факультет Дополнительного  Профессионального Образования

Кафедра «Экономики и управления»

 

 

 

 

 

Контрольную работу защитил

с оценкой _________________

_____________О.К.Платов

«__»_________________2013г.

 

 

 

Проблемы предпринимательской  этики и этикета на крупных  предприятиях и пути их решения.

 

Контрольная работа по дисциплине

«Организация предпринимательской  деятельности»

ЯГТУ 081000-004 к/р.

 

 

 

 

Работу выполнила 

Студентка группы ДСЭ-26

________ А.Г.Знаменская

«__»_______________2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1Основы предпринимательской этики

1.1 Отправной пункт и  задачи предпринимательской этики…………....5

1.2 Институциональная этика  против индивидуальной этики…...……..9

1.3 Легитимация предпринимательской  деятельности……………...….13

Глава 2 Проблемы и пути совершенствования деловой этики в

современном бизнесе……………………………………………………………20

Глава 3 Особенности этики  бизнеса на примере  предприятия НГУ «Автопаритет»………………………………………………………………...…24

Заключение……………………………………………………………………….26

Список используемых источников……………………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Предпринимательская этика - одна из сложных проблем формирования культуры цивилизованного предпринимательства, так как этика вообще - это учение и практика поведения индивидуумов (граждан) в соответствии с идеями о должном, о добре и в виде идеалов, моральных принципов и  норм поведения. Это учение о назначении человека, о смысле его жизни. Это система моральных и нравственных норм, включая общеобязательные правила поведения людей.

Предпринимательская деятельность, как и любая экономическая, хозяйственная, профессиональная деятельность дееспособных граждан, имеет правовые и этические  критерии, нормы, правила поведения, отступление от которых грозит субъектам  предпринимательской деятельности негативными последствиями. Право  нормы поведения предпринимателей и организаций устанавливаются  законами и нормативными актами, невыполнение которых грозит серьезными мерами наказания, вплоть до банкротства и лишения  свободы. Поэтому очень важным условием развития цивилизованного предпринимательства  является не только принятие законов, регулирующих предпринимательскую  деятельность, но и формирование правовой культуры.

Этические нормы в предпринимательстве  представляют собой совокупность признаков  поведения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики, направленную на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и  государства. Предпринимательская  этика базируется на общих этических  нормах и правилах поведения, сложившихся  в стране, в мире, а также на профессиональной этике, проявляющейся  в той или иной сфере деятельности. В связи с общеэтическими нормами поведения граждан предпринимательская этика неразрывно связана с такими понятиями, как честность, совесть, авторитет, благородство, вежливость, честолюбие, самолюбие, бесстыдство, лицемерие, злорадство, злословие, месть, коварство, грубость, и с другими понятиями. Как видно, одни понятия связаны с положительными (позитивными) принципами и чертами поведения, а другие - с отрицательными (негативными). Только неполное перечисление характерных черт поведения отдельных предпринимателей свидетельствует о комплексном понятии предпринимательской этики, которая, как правило, должна базироваться на общечеловеческих, общегуманных принципах, на общих принципах осуществления рискового, новаторского, инновационного, компетентного, законного, честного предпринимательства в противоположность рутинному, незаконному, некомпетентному бизнесу.

На формировании предпринимательской  этики сказываются формы общественного  сознания (менталитета) и общественных отношений, направленных на утверждение  самоценности гражданина как предпринимателя, проявление его лучших человеческих качеств, экономической свободы, его ответственности перед потребителями, обществом. Предпринимательская этика опирается на моральные принципы, относящиеся к нравам, характеру, притязаниям предпринимателей, а потому неразрывно связана с их мотивами, побуждениями.

Этические проблемы предпринимателей постоянно возникают и разрешаются, в первую очередь, с потребителями, при этом государство защищает интересы потребителей. Этические отношения  предпринимателей как собственников  дела связаны с наемными работниками. Эти отношения оказывают особое влияние на уровень предпринимательского успеха. Важное значение в развитии цивилизованного предпринимательства имеют отношения с хозяйствующими партнерами, конкурентами, обществом. Предпринимательская этика проявляется в таких категориях, как верность данному слову, принятому на себя обязательству, моральной ответственности за невыполнение установленных правовыми нормами обязанностей.

Чтобы овладеть навыками корректного  поведения, нужно соблюдать:

  • правила представления и знакомства;
  • правила проведения деловых контактов;
  • правила поведения на переговорах;
  • требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;
  • требования к речи;
  • культуру служебных документов и другие элементы предпринимательского этикета, который является составной частью предпринимательской этики.

Предпринимательский этикет представляет собой совокупность правил поведения предпринимателя, регулирующих его внешние проявления с окружающим миром, с другими предпринимателями, конкурентами, сотрудниками, со всеми  индивидуумами, с которыми предприниматель  контактирует не только при осуществлении  своего бизнеса, но в любой жизненной  ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1Основы предпринимательской  этики

1.1 Отправной пункт и  задачи предпринимательской этики

 

Разработанная в первой части концепция  экономической этики

характеризуется укорененностью в системнотеоретической проблематике. Она обосновывает, исходя из логики конкурентной борьбы и дилеммы заключенного, парадигматическое доминирование рамочного порядка для реализации моральных стандартов в рыночных экономиках. Из различения игровых правил и ходов стало ясно, что необходимо воспользоваться моральными намерениями в правилах игры, ибо они одинаково относятся ко всем конкурентам и тем самым нейтральны. В конкурентной борьбе предприятия действуют на уровне ходов игры, которые принципиально свободны от морали, однако не аморальны. Здесь предприятия вынуждены действовать в соответствии со своими собственными интересами. Системносогласуемое предпринимательское стремление к прибыли по идее, т.е. в нормальном случае, канализируется в рамочном порядке таким образом, чтобы оно могло рассматриваться как морально легитимное. В этой классической двухэтапной концепции легитимации экономической деятельности, кажется, не существует системного места и потребности для самостоятельной предпринимательской этики. Моральные стремления действующие актеры могут и должны реализовать только посредством следования приведенным выше экономическим указаниям к действиям.

Вышеописанная агрументация относительно экономической этики как этики порядка для рыночной экономики до сих пор всегда делала для целей аргументации предпосылку, что политически установленный рамочный порядок предпринимательской деятельности может удовлетворительно охватить и интегрировать моральные требования и в этом смысле быть совершенным. Только на таком основании не существовало бы теоретической и практической необходимости для особых моральных усилий. Поэтому наша концепция предпринимательской этики зависит от следующего определения: Предпосылка совершенного рамочного порядка по прагматическим и системным причинам полностью никогда не дана. Этому можно привести много факторов.

Первый фактор - системной природы  и заключается в том, что дальнейшее развитие законных и институциональных  рамок по своему характеру проводится всегда реактивно, т.е. оно реагирует на технические, экономические и общественные изменения с определенной задержкой во времени. С этой точки зрения правовое и институциональное развитие всегда плетется в хвосте действительных событий. Этот системный дефицит усиливается в настоящее время еще и динамичным развитием в экономике, технике и науке. Через все более краткие промежутки времени здесь возникает потребность в законодательном регулировании. Создаются все новые пробелы в рамочном порядке и усиливаются уже существующие недостатки регулирования. В качестве выдающегося примера в связи с этим стоит назвать генную технологию. Прежде чем здесь могут быть созданы законные правила, в ситуации конкурентной борьбы предприятия действуют без достаточных правил игры. Даже если позднее созданные законы будут эффективными, может быть нанесен непоправимый вред и могут появится необратимые проблемы.

В качестве системного дефицита должен быть оценен также тот факт, что  системы контроля и санкционирования общества никогда не могут полностью  гарантировать и проверить соблюдение законов отдельным человеком. Регулирующая способность полиции ограничена, и функционирование правового государства  в большой мере зависит от благоразумия и одобрения. Помимо основных, заложенных в характере права проблем  задержки и контроля этика всегда также находится в критическом  отношении к каждому существующему  правовому порядку. Ибо не все, что  допустимо по закону, может считаться  также разрешенным с точки  зрения морали. Системно всегда существует возможность того, что легальное  и легитимное действие не совпадают.

Следующую важную причину дефицита в рамочном порядке мы видим в  увеличивающемся упадке компетентности политики порядка в политике. Политики сегодня все меньше соответствуют  их преимущественной задаче подготовки функционирующих правовых рамок  для экономики. Многие актуальные политические проблемы, как например, в аграрной сфере или в области здравоохранения, указывают на неспособность политической сферы справиться с ними, что наряду со структурными причинами следует  объяснять также отсутствием  сознания политики порядка у людей, принимающих политические решения. Этот политическая неспособность всегда представляет собой большую проблему прежде всего перед лицом того факта, что мир сегодня все  более сливается в единый мир. Именно глобальные вызовы человечества в вопросах защиты окружающей среды, перенаселения и бедности, а также  гонки вооружений требуют общего образа действий от политики порядка  всех государств для установления такого миропорядка, который отвечал бы высоким моральным стандартам. Одно единственное государство или отдельное предприятие не может решить такие проблемы. С этими проблемами сталкиваются сегодня прежде всего мультинациональные предприятия, которые в своей деятельности встречаются с рамочными порядками различных стандартов, т.е. различного морального качества. Но средние и даже мелкие предприятия тоже сталкиваются с такими трудностями, когда они вступают в деловые отношения с заграницей, что встречается все чаще. Производственный процесс, который уже запрещен в странах ЕС, может еще долго быть разрешен, например, в развивающихся странах. Предприятия легко могут впасть в искушение занятьсяморальным арбитражем, и при помощи перемещения производства использовать разницу в рамочном порядке этически нежелательным способом. В свете этого аспекта на предприятия, в особенности в развивающихся странах, ложится особая ответственность, ибо там больше всего недостатков в рамочном порядке. Решение проблемы могло бы состоять в том, чтобы, насколько возможно, соблюдать одинаковые законодательные стандарты в отношении предпринимательства; это было бы что-то вроде стратегии обратного морального арбитража. Таким образом, благодаря международным отношениям обмена могут быть реализованы более высокие моральные стандарты, и это было бы с экономической точки зрения очень желательно.

В соответствии с этим можно перечислить  ряд причин, почему на практике рамочный порядок обнаруживает проблемы и  ошибки. В таких случаях от предприятий  требуется прилагать собственные  усилия по легитимации. Здесь возникает  потребность в принятии на себя моральной  ответственности, которая выходит  за пределы обычного масштаба в согласной  с ориентацией на прибыль системе. Это центральная теоретическая  связь для обоснования необходимости  предпринимательской этики. С системной  точки зрения она вступает в игру только если приходит понимание, что недостатки политики порядка распространяются на уровень практической деятельности. Другими словами: при недостатках рамочного порядка перед предприятием возникает требование снова взять на себя ответственность, находящуюся нормальном случае на уровне порядка, чтобы заполнить возникший вакуум ответственности. Задачей предпринимательской этики является идентификация этой исходящей из собственно экономических величин потребности в моральной ответственности предприятий и в выявлении возможностей, как предприятия могут соответствовать таким ожиданиям

Предпринимательская этика тематизирует отношения морали и прибыли в управлении предприятиями и занимается вопросом, как моральные нормы и идеалы могут быть реализованы предприятиями в условиях современной экономики.

Сформулированная в этом определении  постановка задач требует определенного  методического способа действий. То, что понимается под моральными ценностями, только однажды принимается  здесь как данное. Мораль является не выходом (Output), а входом (Input) теории. Моральные ценности не обосновываются и даже не порождаются предпринимательской этикой, а являются ее предпосылкой. Этот теоретический подход предпринимательской этики можно обозначить как не-когнитивный. Ему важны не (конечное) обоснование морали исходя из разума, а гипотетические высказывания о возможности реализации моральных норм и идеалов. В соответствии с этим основное внимание направлено на условия современной экономики, и не столь на моральные ценности. Ориентацией основной задачи исследования на проблему внедрения морали предприятиями в условиях рыночного хозяйства представленное здесь теоретическое положение отличается от многих других точек зрения на предмет предпринимательской этики.

Условия современной экономики  являются в первую очередь условиями конкурентной борьбы. Рыночный механизм конкуренции имеет такое основополагающее значение для предпринимательской деятельности, что мы считаем неизбежным системное значение условий конкуренции для концептуального обоснования предпринимательской этики. Основополагающее морально-теоретическое значение конкуренции становится ясно прежде всего благодаря тому, что оно устанавливает границы для возможностей деятельности отдельных конкурентов, в известных условиях - очень узкие. Моральное же долженствование предполагает наличие возможности.

Информация о работе Проблемы предпринимательской этики и этикета на крупных предприятиях и пути их решения