Проблемы предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 23:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы: оценить уровень развития предпринимательской деятельности в Республике Беларусь.
Актуальность выбранной темы очевидна, т.к. рыночной экономики без предпринимательства не бывает. И хотя оно у нас находится на стадии зарождения, сомнений в том, что бизнес будет ведущей сферой общественного производства, нет. Следовательно, изучение теории и практики современного бизнеса необходимо.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….
4
1 Теоретические основы понятия «предпринимательская деятельность»…
6
1.1 Основные задачи и понятия предпринимательской деятельности………
6
1.2 Методы, методики прогнозирования экономики………………………….
10
1.3 Зарубежный опыт оценки предпринимательской деятельности…………
12
2 Анализ развития предпринимательства……………………………………...
15
2.1 Основные показатели развития предпринимательской деятельности в Республике Беларусь…………………………………………………………….
15
2.2 Прогнозирование развития предпринимательской деятельности………..
17
3 Проблемы предпринимательской деятельности.............................................
21
3.1 Проблемы и перспективы предпринимательской деятельности в Республике Беларусь…………………………………………………………….
21
3.2 Рекомендации по решению проблем развития предпринимательской деятельности……………………………………………………………………..
23
Заключение………………………………………………………………………
24
Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

курс.doc

— 626.00 Кб (Скачать файл)

Соотношение запасов  готовой продукции и среднемесячного объема производства увеличилось до 79,7% (рост к уровню складских запасов на 1 января 2013 г. – на 23,2 п.п.). При этом норматив соотношения запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства (68%) превышен на 11,7 п.п.

Судя по нашему прогнозу ожидался рост объема производства в стране в 2012-1013 годах. Однако, прогноз может быть не точным.

 

Объем инвестиций в основной капитал

Рисунок 5 – Объем инвестиций в основной капитал, млрд. руб.

Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [7]

 

На протяжении почти всего исследуемого периода  мы наблюдаем плавный, но стремительный  рост объема инвестиций в основной капитал. С 2000 по 2006 происходили незначительные изменения, где уровень доходов увеличивался не на большую разницу. Однако, уже с 2006 года наблюдался значительный подъём уровня объема инвестиций. В 2011 гг. виден скачок объема инвестиций. Он увеличился почти в 2 раза по сравнению с предыдущим годом.

Ситуация в инвестиционной сфере в текущем году характеризуется оживлением. В январе-марте 2013г. использовано 35,9 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составило 112,5% к уровню января-марта 2012 г. (прогноз 106%). Доля инвестиций в основной капитал в объеме валового внутреннего продукта составила 29,1%.

Относительно  высокий рост инвестиций в основной капитал обусловлен значительным увеличением инвестиций в строительство и реконструкцию объектов энергетического комплекса.

Увеличение индекса инвестиционных вложений по сравнению с январем-мартом 2012 г. обусловлено в большей степени ростом инвестиций на приобретение машин, оборудования, транспортных средств (121,7%), в результате чего их доля в общем объеме инвестиций увеличилась до 41,9%.

В январе-марте 2013-го строительно-монтажные работы выполнены на Br17,5 трлн., что в сопоставимых ценах на 6,6% больше, чем в первом квартале прошлого года. Удельный вес  строительно-монтажных работ составил 48,8% от общего объема инвестиций в основной капитал

В 2013 году правительством Беларуси в общем запланировано привлечь не менее 180 триллионов белорусских рублей (20,86 миллиарда долларов) инвестиций в основной капитал. Показатель за январь-март составляет 19,9% от этой суммы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы предпринимательской  деятельности

3.1 Проблемы  и перспективы предпринимательской  деятельности в Республике Беларусь

2012 год – был особый для национального бизнеса и Беларуси в целом. Нужно было не только преодолеть последствия кризиса 2011 года, но и подготовиться к работе в Едином экономическом пространстве, к новому уровню конкуренции. Реализация принципа свободы перемещения товаров, услуг, денег и рабочей силы в рамках трех стран открывает нашу страну для российских и казахстанских компаний, для действия рыночных механизмов.

Ряд изъянов частного предпринимательства порождается функциональными особенностями его деятельности, которые напрямую связаны с ограниченными возможностями привлечения дополни тельного капитала. К ним могут быть отнесены неудачное расположение предприятия, устаревшее оборудование, нерегулярность поставок товаров и т.д. 

Важнейший вызов, стоящий перед белорусской экономикой и бизнесом, – необходимость ускоренной реструктуризации и модернизации. Для достижения конкурентоспособности отечественной экономики и промышленности, необходимо создание современного бизнеса, институтов государства и общества. Высокие технологии, инновационные технические решения, новые станки и оборудование – это необходимое, но не достаточное условие для открытия новых возможностей.

В 2012 году белорусские власти и бизнес сталкиваются с целым рядом серьезных внутренних дисбалансов, дефицитов и проблем. Они являются следствием как неадекватной адаптации к быстро меняющейся внешней среде, так и результатом вмешательства государства в производственные, инвестиционные и торговые процессы.

Основные проблемы 2012 года для предпринимательства Беларуси:

1. Стремительное падение покупательской способности населения, уменьшение возможностей отечественного бизнеса на внутреннем рынке;

2. Угроза выезда на заработки за границу значительной части материально мотивированных специалистов, обострение проблемы дефицита кадров для белорусской экономики;

3. Угроза демотивации к труду в связи с резким понижением реального уровня заработной платы сотрудников органов государственного управления и власти, бюджетных организаций и связанная с этим угроза увеличения масштабов коррупции и преступности;

4. Угроза убыточности коммерческих организаций и предпринимателей в связи с резким повышением тарифов на энергоресурсы, штрафов, ставок арендной платы при отставании роста доходов предприятий и уровня заработной платы сотрудников на этих предприятиях;

5. Резкое повышение рисков неплатежей со стороны бюджетных организаций и государственных предприятий;

6. Ускорение процессов монополизации, усиление недобросовестной конкуренции, снижение конкурентоспособности белорусских предприятий, в том числе в связи с вхождением в Единое экономическое пространство;

7. Завышенная стоимость кредитных ресурсов, парализующая развитие предпринимательства;

8. Неопределенность макроэкономической политики, угроза дальнейшей девальвации белорусского рубля и высокой инфляции;

9. Расширение практики неисполнения законодательства органами государственного управления и государственными предприятиями [24].

Помимо вышеперечисленных  проблем, так же необходимо выделить следующие проблемы, которые не менее  важно учитывать при анализе  развития предпринимательской деятельности Республики Беларусь:

1. Большой перечень оснований для отказа в регистрации. Наличие обширного перечня оснований для отказа в регистрации порождает субъективизм и коррупцию в государственных органах.

2. Наличие требования нотариального заверения учредительных документов (и их копий) и высокие ставки государственных нотариальных пошлин. Поскольку стоимость услуг нотариата достаточно высокая, а количество заверяемых документов большое, общая стоимость процедуры регистрации остается значительной. Нотариальные расходы составляют существенную долю общих затрат на регистрацию.

3. Большое количество  требуемых для регистрации документов. Количество документов, представляемых  лишь в государственный регистрирующий  орган, все еще остается большим.  Даже при наличии принципа  «одного окна» это ведет к  необходимости обмена данными между различными органами, что усложняет их работу.

По оценкам  экспертов так же не мало значительной проблемой является арендная плата. Около 90% субъектов малого и среднего бизнеса используют аренду. При этом помещений для ведения частного бизнеса не хватает. Одна из причин – на госпредприятиях имеются большие свободные производственные площади, но сдать их в аренду частному бизнесу достаточно затруднительно.

По мнению юриста и  экономиста Сергея Викторовича Балыкина, регулирование арендной платы административными методами "неизбежно приведет к тому, что поборы с предпринимателей уйдут в теневой сектор, как в случае с долевым строительством жилья" [30]. Так что можно предположить, что арендная плата является основной проблемой. Но надо отметить, что как индивидуальные предприниматели, так и владельцы рынков являются самостоятельными субъектами хозяйствования и чаще всего даже не имеют доли государственного капитала. Значит, в соответствии с Гражданским кодексом отношения между такими субъектами хозяйствования строятся на основе договоров и вмешательство государства в частные дела не допускается. Разумеется, арендные ставки на многих рынках завышены. Но при этом у нас нет своего рынка земли, соответственно возникает дефицит, следовательно, растет цена".                                               

3.2 Рекомендации по решению проблем

Для решения сложившихся проблем в сфере предпринимательства необходимо изменение подходов к проводимой государством политике в отношении малого и среднего бизнеса, совершенствования механизма его государственной поддержки.

В перечне основных направлений совершенствования государственной политики в отношении малого и среднего бизнеса необходимо предусмотреть налоговую систему, способствующую развитию предпринимательства. Она должна быть простой, справедливой, стабильной, а процедура ее применения почти не заметной. Несмотря на предпринимаемые государством меры по совершенствованию налогового законодательства, налоговый пресс на предпринимательскую деятельность остается все еще тяжелым.

 

 Так же следует учесть обеспечение доступа предпринимателей к кредитам. Т.е. стоит не только поддержать существующий сектор малого и среднего предпринимательства и вывести его из тени, но и стимулировать появление новых предприятий, обеспечить развитие существующих, в том числе их техническое перевооружение.

Инновационная деятельность является одним из решающих факторов повышения эффективности экономики и конкурентоспособности отечественных предприятий, создания условий нормального функционирования промышленности в целом. Основное направление государственной инновационной политики в этой сфере состоит в том, чтобы сохранить накопленный научно-технологический потенциал и развивать необходимую инфраструктуру и экономические механизмы, стимулирующие инновационные процессы.

 

 Достаточно гибким и доступным для малого и среднего предпринимательства финансовым инструментом, альтернативным банковскому кредитованию, мог бы стать лизинг - весьма эффективный способ привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, особенно в условиях нехватки капитала. Учитывая более высокую фондоотдачу малых предприятий, лизинг, как средство обновления основных фондов, в особенности в малом предпринимательстве может обеспечить наиболее быстрый инвестиционный доход, снизить сроки окупаемости инвестиционного проекта, повысить эффективность использованных финансовых средств [25]. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основной целью данной работы было оценить уровень развития предпринимательской деятельности в Республике Беларусь. В ходе написания курсовой работы были решены поставленные задачи. На основании этого можно сделать следующие выводы:

 Основным критерием разделения предприятий на крупные, средние и мелкие является количество работающих на данном предприятии, которое зависит от отрасли, которой принадлежит предприятие.

Необходимо отметить, что малый бизнес в Беларуси уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Необходимо тесное взаимодействие государственных органов с коммерческими структурами в целях стимулирования новых технологий. Как показывает опыт промышленно развитых стран, экспериментальные и внедренческие разработки невозможны, если государство не создает для коммерческих структур благоприятный климат, включающий, в частности, налоговые льготы. Формально белорусское государство налоговое законодательство предусматривает такие льготы, но, судя по всему, они не достаточны. Требуется стимулирование перспективной инвестиционной деятельности с помощью продуманной фискальной и кредитно–денежной политикой государства. 

В завершение можно сказать, что развитие экономики Беларуси и всей страны в целом напрямую зависит от развития предпринимательства, от отношения общества и государства к этой сфере экономики.  

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Закон Республики Беларусь от 28 мая 1991 г. №813-XII "О предпринимательстве в Республике Беларусь"

2 Кандаурова Г.А., Борисевич В.И. Прогнозирование и планирование экономики - 472 с.

3 Национальная платформа развития бизнеса -2011

4 Костевич И.А. Малое предпринимательство в Республике Беларусь 2010. Статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь / Минск 2010 - 300 с.

5 Костевич И.А. Малое предпринимательство в Республике Беларусь 2011. Статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь / Минск 2011  - 526 с. 

6 Костевич И.А. Малое предпринимательство в Республике Беларусь 2012. Статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь / Минск 2012  - 456 с.

7 Динамика численности субъектов малого бизнеса. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/small_annual1.php - Дата доступа: 23.03.2013

8 Горфинкеля В.Я., Швандара В.А. Экономика предприятия.  / 4-е издание / Москва 2007 – 340 с.

9 Понятие конкуренции [Электронный ресурс] / Википедия – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Конкуренция_(экономика) – Дата доступа: 22.03.2013.

 10 Яркина Т.В. «Основы экономики предприятия». (Электронный источник) – 152с.

  11 «Виды и классификация рисков» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.risk24.ru/vidi.htm - Дата доступа: 02.04.2013

 12 Еловских В.В. «Роль малого бизнеса в белорусской экономике». [Электронный ресурс]: / Минск 2005. / Режим доступа: http://library.fes.de/pdf-files/bueros/belarus/07063.pdf - Дата доступа:02.04.2013

 13 «Зарубежный опыт малого бизнеса в развитых странах» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://bizvweb.ru/zarubezhnyiy-opyit-malogo-biznesa-v-razvityih-stranah.html - Дата доступа: 02.04.2013

 14 Финк Т.А. «Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития» [Электронный ресурс] / Молодой ученый 2012 – Режим доступа: http://www.moluch.ru/archive/39/4640/ - Дата доступа: 02.04.2013

 15 Сабликова М.С. «Малый бизнес в России и за рубежом» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/327/3248 - Дата доступа: 06.04.2013

 16 Методы прогнозирования национальной экономики [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=520576 – Дата доступа: 06.04.2013

 17 Теоретико-методологические основы методов социально-экономического прогнозирования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.xserver.ru/user/sepr/2.shtml - Дата доступа: 06.04.2013

Информация о работе Проблемы предпринимательской деятельности