Проблемы правового регулирования малого и среднего предпринимательства предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 08:34, контрольная работа

Описание работы

Значение малого предпринимательства для развития современной экономики России трудно переоценить, поскольку именно оно призвано поддерживать здоровую конкурентную среду и препятствовать монополизации рынка. Отличительной особенностью малого бизнеса является его доступность как сферы деятельности для широкого круга людей, которая обусловлена тем, что его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов. Малые предприятия способствуют появлению среднего класса, а это формирует гражданское и демократическое общество, что будет полезно для развития страны в целом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Правовое регулирование деятельности малого бизнеса
1.1 Законодательство
2. Проблемы законодательства и пути их преодоления
2.1 Проблемы в законодательстве
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература
Практическое задание

Файлы: 1 файл

предпринимательское право.docx

— 37.20 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙ ФЕДЕРАЦИИ           ФГБОУ ВПО «Уральский Государственный  Экономический Университет»

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: Предпринимательское право

Вариант №3

 

 

Исполнитель: Студент

Группа: ЮРу-12КП

Ф.И.О: Орехов В.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

Копейск

2013г

ВВЕДЕНИЕ

1. Правовое регулирование  деятельности малого бизнеса

1.1 Законодательство

2. Проблемы законодательства  и пути их преодоления

2.1 Проблемы в законодательстве

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Литература

 

Практическое задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Значение малого предпринимательства  для развития современной экономики  России трудно переоценить, поскольку  именно оно призвано поддерживать здоровую конкурентную среду и препятствовать монополизации рынка. Отличительной  особенностью малого бизнеса является его доступность как сферы  деятельности для широкого круга  людей, которая обусловлена тем, что его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует  больших материальных и трудовых ресурсов

Малые предприятия способствуют появлению среднего класса, а это  формирует гражданское и демократическое общество, что будет полезно для развития страны в целом.

Как показывает мировой опыт, чем больше возможностей для расширения своей деятельности у представителей класса малых предприятий, тем более  высокими являются темпы развития национальной экономики. В этих условиях весьма значимым фактором является обеспечение благоприятных  условий развития предпринимательской  деятельности в стране.

Значение для малого предпринимательства, безусловно, имеет правое регулирование  этого сектора экономики, которое  призвано способствовать созданию благоприятных  условий для эффективного функционирования малых предприятий.

В этом заключена актуальность. То есть актуальность данной работы определяется существенно важным значением нормативной базы регулирующей малые предприятия, так как именно от правового регулирования зависит развитие этого жизненно важного субъекта экономики.

Итак, можно выделить следующие  препятствия в законодательстве:

- недостаточность политических, правовых и экономических условий  для свободного развития малого  бизнеса;

- несовершенное законодательство защищающее малые предприятия от недобросовестной конкуренции;

- несовершенное налогообложение  малых предприятий;

- излишнее количество  административных процедур и  издержек малых предприятий, связанных  с регистрацией бизнеса;

- неэффективное и избыточное  государственное регулирование  в сфере лицензирования, контроля (надзора) за предпринимательской  деятельностью;

- большое количество сертифицируемой  продукции;

- недоступность к недвижимости  и инфраструктуре электросетевого и газового хозяйства;

- недостаточность государственной  финансовой программы поддержки  малого предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Правовое регулирование деятельности малого бизнеса

1.1 Законодательство

Согласно ст.2 Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации" нормативное  правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации основывается на Конституции РФ и осуществляется этим же ФЗ, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Анализ предмета регулирования  и содержания Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" позволяет сделать  вывод о том, что специальные  нормативно-правовые акты о малом  и среднем предпринимательстве  следует отнести к сфере административного  законодательства, которое согласно ст.72 Конституции РФ относится к  предметам совместного ведения  Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, вопросы развития малого и среднего предпринимательства призваны регулировать как федеральное, так и региональное законодательство. С учетом этого обстоятельства к числу нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы развития малого и среднего предпринимательства, относятся следующие:

I. Конституция РФ, которая  закрепляет общие принципы правового  регулирования предпринимательской  деятельности, устанавливает минимум  гарантий прав и интересов  участников предпринимательских  правоотношений, который не может  быть ограничен, закрепляет предметы  ведения Российской Федерации  и субъектов РФ.

II. Федеральный закон N 209-ФЗ "О развитии малого и  среднего предпринимательства в  Российской Федерации" и другие  федеральные законы. Правовые основы  деятельности малого и среднего  предпринимательства во многом  определяются Гражданским кодексом  РФ, Налоговым кодексом РФ, КоАП РФ и др.

Помимо кодифицированных актов издано значительное число  иных федеральных законов, регулирующих предпринимательскую деятельность:

1) федеральные законы, устанавливающие  государственные требования к  организации и осуществлению  предпринимательской деятельности:

а) ФЗ от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";

б) ФЗ от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов  деятельности";

в) ФЗ "О внесении изменений  в федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности";

д) ФЗ от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)";

е) ФЗ "О внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в части  исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающейся проверок субъектов предпринимательской деятельности" - позволяет защитить предпринимателей от чрезмерного административного давления.

2) федеральные законы, определяющие  основные принципы рыночной экономики:

а) ФЗ от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции";

б) Закон РФ от 20 февраля 1992 года N 2383-1 "О товарных биржах и  биржевой торговле";

в) ФЗ от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";

3) федеральные законы, устанавливающие  правовое положение хозяйствующих  субъектов:

а) ФЗ от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";

б) ФЗ от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью";

в) ФЗ от 8 мая 1996 года N 41-ФЗ "О  производственных кооперативах";

г) ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности  субъектов Российской Федерации  или в муниципальной собственности, и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства" - позволяет приобрести в собственность  предпринимателям арендуемую у государства  недвижимость.

4) федеральные законы, регулирующие  отдельные виды предпринимательской  деятельности:

а) ФЗ от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)";

б) ФЗ от 8 августа 2001 года N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности";

в) ФЗ от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах";

г) ФЗ от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" и т.д.

III. Иные нормативно-правовые  акты Российской Федерации:

1) Указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ  от 9 марта 2004 года N 314 "О системе  и структуре федеральных органов  исполнительной власти");

2) Постановления Правительства  РФ (Например, Постановление Правительства  РФ от 12 августа 2002 года N 584 "Об  утверждении положения о проведении  конкурса по продаже государственного  или муниципального имущества");

3) Нормативные акты федеральных  органов исполнительной власти (министерств,  ФАС РФ и др.);

IV. Законы и иные нормативно-правовые  акты субъектов РФ;

V. Нормативные правовые  акты органов местного самоуправления.

В условиях расширения сотрудничества отечественных предпринимателей с  иностранными хозяйствующими субъектами важную роль в регулировании предпринимательских  отношений играют также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Так, международным договором  Российской Федерации признается международное  соглашение, заключенное Россией  с иностранным государством (или  государствами) либо с международной  организацией в письменной форме  и регулируемое международным правом.

В числе международных  документов, регулирующих предпринимательскую  деятельность можно назвать следующие:

1) Конвенция о договоре  международной дорожной перевозки  грузов (заключена в Женеве в1956 году);

2) Конвенция ООН о договорах  международной купли-продажи товаров  (заключена в Вене в1980 году);

3) Принципы международных  коммерческих договоров (Принципы  УНИДРУА);

4) Евразийская патентная  конвенция 1994 года и др.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Проблемы законодательства и пути их преодоления

2.1 Проблемы в  законодательстве

Начальные трудности

Для всех этапов начала предпринимательской  деятельности характерна общая черта  – значительное количество требуемых  государственными органами разрешений, согласований, заключений и существенное затягивание сроков рассмотрения соответствующих  заявок.

При открытии практически  любого бизнеса в сфере торговли и бытового обслуживания населения, а равно некрупного производственного  предприятия к помещениям предъявляются  требования, которые не описываются  в законодательных актах, но содержатся во внутриведомственных документах. Так, для открытия предприятия общественного  питания нормативными актами требуется  не менее 20 документов (без учета  сертификации) с реальным сроком рассмотрения до полугода – года и стоимостью до 20 тыс.руб. за кв.м.

Кроме того, большинство  необходимых разрешений дублируют  друг друга и имеют ограниченный срок действия. Так, например, при создании малого предприятия, оказывающего типографские услуги, объем документации, подтверждающей выполнение только природоохранных, требований составляет около 40 позиций. При этом получение разрешительных документов по 17 позициям представляет собой дублирование ранее полученных документов.

Зачастую для открытия бизнеса требуется перепланировка, которая может в стоимостном  выражении составлять до 7000000 рублей (данные на начало 2007 года) и процесс  согласования которой длится более года. Так, для открытия торгового предприятия (продовольственного магазина) в орган исполнительной власти необходимо подать около 15 документов.

Для открытия малого производственного  бизнеса (без учета проведения строительных работ) необходимо подать не менее 12 документов со сроком ожидания рассмотрения документов от 7 до 11 месяцев (установлено актами), при реалистичном прогнозе до полутора лет и повышая непроизводственные издержки с 1,4 млн.руб. до 6 млн.руб.

В связи с тем, что большинство  новых компаний не являются собственниками помещений, они вынуждены быть арендаторами помещений у муниципалитетов  и госучреждений. Однако получение  прав аренды нежилого помещения в  органе исполнительной власти требует  ожидания решения до полугода и подачи более 20 документов. Также показательным  является процесс подготовки документации к проведению строительных работ. Для  этого в орган исполнительной власти необходимо подать около 80 документов.

Многие нормы о предварительных  заключениях как федеральных, так  и региональных инстанций должны заменяться уведомительными. Подобные положения предусмотрены законе "Технический регламент "О пожарной безопасности", принятом Государственной Думой в первом чтении, которым вводится декларация соответствия пожарной безопасности вместо заключения пожнадзора, подаваемая предпринимателем в уведомительном порядке. Аналогичные положения необходимо вводить для других видов контроля.

Информация о работе Проблемы правового регулирования малого и среднего предпринимательства предпринимательства