Принятие управленческого решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 00:36, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей разработки и принятия управленческого решения на примере предприятия торговли.
Объектом исследования выступают управленческие решения.

Содержание работы

Введение 3
Задание №1 4
Вопрос 1: Влияние законов организаций на разработку и реализацию управленческого решения 4
Вопрос 2: Комплексный подход к разработке управленческого решения 7
Вопрос 3: Демократические формы принятия управленческих решений 21
Вопрос 4: Эффективность управленческих решений 26
Задание 2: Опишите все шаги рационального подхода к следующей проблеме (ситуациям) 33
1. Аренда помещения (здания) для осуществления Вашей производственной деятельности 33
2. Разрешение затянувшегося конфликта между начальниками структурных подразделений в Вашей фирме 40
Список литературы: 45

Файлы: 1 файл

кр.doc

— 69.22 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

Задание №1 4

Вопрос 1: Влияние законов организаций на разработку и реализацию управленческого решения 4

Вопрос 2: Комплексный подход к разработке управленческого решения 7

Вопрос 3: Демократические формы принятия управленческих решений 21

Вопрос 4: Эффективность управленческих решений 26

Задание 2: Опишите все шаги рационального подхода к следующей проблеме (ситуациям) 33

1. Аренда помещения (здания) для осуществления Вашей производственной деятельности 33

2. Разрешение затянувшегося конфликта между начальниками структурных подразделений в Вашей фирме 40

Список литературы: 45

 

Введение

Принятие решений является неотъемлемой частью деятельности человека в любой сфере: политической, экономической, культурной, личной жизни и т.д. Существенным отличительным признаком управленческого решения является то, что оно принимается при наличии назревшей проблемы. А поскольку такие проблемы возникают при управлении любым объектом (промышленным предприятием, банком или государственным учреждением) постоянно, то функция принятия решений заключается в постоянном решении в процессе управления той или иной задачи.

Процесс принятия решений – это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения.

Принятие управленческого решения – это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.

Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Образно говоря, принятие решений можно назвать «центром», вокруг которого вращается жизнь организации.

Ответственность за принятие важных решений – тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Поэтому руководитель, как правило, не может принимать непродуманных решений.

Стоит отметить, что процесс разработки и принятие управленческих решений может существенно различаться в зависимости от специфики области деятельности, в которой принимается управленческое решение.

Целью данной работы является изучение особенностей разработки и принятия управленческого решения на примере предприятия торговли.

Объектом исследования выступают управленческие решения.

Задание №1

Вопрос 1: Влияние законов организаций на разработку и реализацию управленческого решения

Жизнь организации подчиняется определенным законам, главным из которых принято считать закон синергии. Он гласит, что потенциал и возможности организации, как единого целого, превышают сумму потенциала и возможностей ее отдельных элементов, что обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением. Таким образом, существует реальный выигрыш от объединения, который перекрывает потери, связанные с ограничением самостоятельности.

Второй закон организации — закон дополнения внутриорганизационных процессов и функций противоположно направленными. Например, разделение дополняется объединением, специализация — универсализацией, дифференциация — интеграцией, и наоборот. Это позволяет одновременно использовать выгоды тех и других процессов, а следовательно существенно увеличить общий организационный потенциал.

Третий закон организации требует сохранения пропорциональности между ней и ее элементами при любых возможных изменениях, что позволяет в максимальной степени реализовывать их возможности. Например, при раздутых штатах работники слоняются без дела и мешают друг другу, в то же время при нехватке персонала организация бывает не в состоянии выполнить даже текущую работу. Понятно, что в том и другом случае возникают экономические потери, которые при разумном подходе к делу можно избежать.

Четвертый закон организации получил название закона композиции. Его суть состоит в том, что функционирование всех без исключения организационных элементов в той или иной степени подчиняется общей цели, а индивидуальные цели каждого из них представляют собой ее конкретизацию и являются по отношению к ней подцелями.

Пятый закон организации — закон самосохранения. Он предполагает, что любая организация, равно как и ее отдельный элемент, стремятся сохранить себя как целое, что требует соблюдения ряда условий. К ним можно отнести недопущение серьезных потрясений, которые могут привести к потере устойчивости, например конфликтов, перестроек, изменения границ, рангов ключевых фигур и т.п. ; экономию и рациональное использование ресурсов; расширение сферы деятельности.

Таким образом, самосохранение обеспечивается за счет сочетания двух противоположных организационных начал: стабильности и развития. В организациях естественным или искусственным образом исключенных из конкурентной среды, например в монополиях, стабильное начало обычно берет верх, что приводит в конечном итоге к их застою и бюрократизации.

Шестой закон организации — закон информированности. Он утверждает, что в организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, позволяющей им принимать осмысленные решения.

Седьмой закон организации — закон необходимого разнообразия. Последнее обеспечивает устойчивость и гибкость организации, возможность адекватно отвечать на любые внутренние и внешние возмущения и в нужный момент соответственно противодействовать им.

Наконец, восьмой закон организации — закон онтогенеза. В соответствии с ним жизнь любой организации состоит из трех основных фаз, последовательно сменяющих друг друга: становления, развития и угасания. Понятно, что задача руководства в свете этого состоит в максимальном сокращении первой фазы, продлении второй и отсрочке наступления третьей.

Для принятия научно обоснованных решений необходимо соблюдать законы управления, которые влияют на принятие управленческих решений, правильно их использовать в конкретной ситуации. К общим законам управления, которые влияют на принятие управленческих решений, относятся:

Закон целеполагания -  определяет, что цель деятельности управляющей системы должна избираться на основе объективных законов движения (изменений) и специфических законов функционирования элементов управления.  Принятое управленческое решение должно способствовать развитию объекта управления.

Закон многообразия требует различных управленческих действий, которые поступают от управляющего органа, количество которых должно быть не менее разнообразных возможных изменений управляемых объекта

Закон движения предполагает наличие в процессе управления изменений состояния органов и объектов управления, процессов, которые проходят в системе управления при достижении цели.

Закон обратной связи устанавливает связь управляющего и управляемых органов, их специфические причинно-следственные связи, в которых каждый элемент системы управления выступает и как причина, и как следствие.

Учет требований законов и механизма их действия позволяет с научных позиций определять структуру системы управления, обеспечивать взаимодействие органов управления, обоснованно распределять функции управления и учитывать совместное принятия управленческих решений.

Вопрос 2: Комплексный подход к разработке управленческого решения

Под комплексным (системным) подходом понимается способ мышления по отношению к организации и управлению. Системный подход используется в тех случаях, когда стремятся исследовать объект с разных сторон, комплексно. Наиболее распространенным направлением системных исследований считается системный анализ, под которым понимают методологию решения сложных задач и проблем, основанную на концепциях, разработанных в рамках теории систем. Системный анализ определяется и как «приложение системных концепций к функциям управления, связанным с планированием», или даже со стратегическим планированием и целевой стадией планирования.

Во многих работах системный анализ развивается применительно к проблеме планирования и управления в период усиления внимания к программно-целевым принципам. В планировании термин «системный анализ» был практически неотделим от терминов «целеобразование», «программно-целевое планирование». Для исследования этих вопросов пока еще почти нет формализованных средств: имеются методики, обеспечивающие полноту расчленения системы на части, но почти нет работ, в которых исследовалось бы, как при расчленении на части не утратить целого.

Понимая недостаточность и необходимость разработки средств декомпозиции и сохранения целостности, в последнее время часто возвращаются к определению системного анализа как формализованного здравого смысла, к пониманию системного анализа как искусства. Системный подход основывается на принципах:

1) единства - совместное рассмотрение системы как единого целого и как совокупности частей;

2) развития - учет изменяемости системы, ее способности к развитию, накапливанию информации с учетом динамики окружающей среды;

3) глобальной цели - ответственность за выбор глобальной цели. Оптимум подсистем не является оптимумом всей системы;

4) функциональности - совместное рассмотрение структуры системы и функций с приоритетом функций над структурой;

5) децентрализации - сочетание децентрализации и централизации;

6) иерархии - учет соподчинения и ранжирования частей;

7) неопределенности - учет вероятностного наступления события;

8) организованности - степень выполнения решений и выводов.

Сущность системного подхода формулировалась многими авторами. В развернутом виде она сформулирована В.Г. Афанасьевым, определившим ряд взаимосвязанных аспектов, которые в совокупности и единстве составляют системный подход:

• системно-элементный, отвечающий на вопрос, из чего (каких компонентов) образована система;

• системно-структурный, раскрывающий внутреннюю организацию системы, способ взаимодействия образующих ее компонентов;

• системно-функциональный, показывающий, какие функции выполняет система и образующие ее компоненты;

• системно-коммуникационный, раскрывающий взаимосвязь данной системы с другими как по горизонтали, так и по вертикали;

• системно-интегративный, показывающий механизмы, факторы сохранения, совершенствования и развития системы;

• системно-исторический, отвечающий на вопрос, как, каким образом возникла система, какие этапы в своем развитии проходила, каковы ее исторические перспективы.

В основе получаемых с помощью системного анализа результатов лежит совокупность понятий, центральное место в которой занимает термин «система». Один из основоположников системного подхода - Р.Л. Акофф - считал, что термин «система» используется для обозначения обширного класса явлений. Мы говорим, например, о философских системах, системах чисел, системах связи, системах управления, системах образования, системах оружия. Некоторые из них являются концептуальными конструкциями, другие - физическими сущностями. Первоначально в широком смысле и не очень точно систему можно определить как любую сущность, концептуальную или физическую, которая состоит из взаимозависимых частей.

Понятие «систематизированное» противоположно понятию «хаотическое». Хаотической ситуацией можно назвать такую, где «все зависит от всего другого», но логика взаимосвязей непонятна. Так как двумя основными целями исследования в любой области являются объяснение и предсказание, то такое положение недопустимо. Поэтому существуют веские мотивы для развития областей знания, которые можно объединить в комплексное целое, части которого оказываются взаимосвязанными, В последнее время в определение системы начинают включать цели, которые она должна достичь в процессе своего функционирования, и наблюдателя - лицо, представляющее объект или процесс в виде системы. Следует отметить, что на разных этапах представления объектов в виде систем можно пользоваться разными определениями, учитывая конкретные особенности проблемы, ради решения которой создается система.

Объект (элемент). Под элементом принято понимать простейшую неделимую часть системы. В общем виде имеется неограниченное множество таких частей, способ выделения которых зависит от формулировки целей анализа и построения системы. Если в качестве элемента системы приняты понятия, связанные между собой определенными отношениями, то имеем дело с символическими (абстрактными) системами. Примером таких систем служат языки, системы исчисления, алгоритмы. Реальные (вещественные, физические) системы включают в себя, по меньшей мере два физических объекта. Создание реальной системы означает, что она синтезируется из некоторых компонентов в следующем порядке: замысел системы, анализ и выделение компонентов, конструирование, компоненты, объединение компонентов в единое целое.

Подсистемы. Система может быть расчленена на элементы не сразу, а путем последовательного разделения на подсистемы. Подсистемы сами являются системами и к ним, следовательно, относится все, что сказано о системе, в том числе и о ее целостности. Этим подсистема отличается от простой совокупности элементов, не объединенных целью и свойством целостности.

Структуры. Система может быть представлена простым перечислением элементов, либо заданием свойства принадлежности к некоторому множеству, либо последовательным расчленением на подсистемы, компоненты, элементы с взаимосвязями между ними, В последнем случае вводится понятие «структура», которое отражает наиболее существенные взаимосвязи между элементами и их группами. данные взаимосвязи обеспечивают существование системы и ее основных свойств. Структурные свойства обладают относительной независимостью от элементов и могут выступать как инвариант при переходе от одной системы к другой, переноси закономерности, выявленные в одной из них, на другую (даже если эти системы имеют разную физическую природу). Структура может быть представлена графическим отображением, теоретико-множественным отношением, в виде матриц. Вид представления системы зависит от цели отображения.

Функция. Это деятельность, работа, внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Функции классифицируются по различным признакам в зависимости от целей исследования.

Свойства. Это качества параметров объектов, т.е. внешние проявления того способа, с помощью которого получают знания об объекте. Свойства дают возможность описывать объекты системы количественно, выражал их в единицах, имеющих определенную размерность. При этом они могут изменяться в результате функционирования системы.

Связь. Это понятие входит в любое определение, системы и обеспечивает возникновение и сохранение структуры и целостных свойств системы, характеризует как ее строение, так и функционирование. Связи характеризуются направлением (направленные — ненаправленные прямые и обратные), силой (слабые — сильные), характером (связи подчинения, порождения равноправия управления) предполагается, что связи существуют между всеми системными элементами и подсистемами.

Информация о работе Принятие управленческого решения