Принятие управленческого решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 00:36, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей разработки и принятия управленческого решения на примере предприятия торговли.
Объектом исследования выступают управленческие решения.

Содержание работы

Введение 3
Задание №1 4
Вопрос 1: Влияние законов организаций на разработку и реализацию управленческого решения 4
Вопрос 2: Комплексный подход к разработке управленческого решения 7
Вопрос 3: Демократические формы принятия управленческих решений 21
Вопрос 4: Эффективность управленческих решений 26
Задание 2: Опишите все шаги рационального подхода к следующей проблеме (ситуациям) 33
1. Аренда помещения (здания) для осуществления Вашей производственной деятельности 33
2. Разрешение затянувшегося конфликта между начальниками структурных подразделений в Вашей фирме 40
Список литературы: 45

Файлы: 1 файл

кр.doc

— 69.22 Кб (Скачать файл)

Как подобрать "оболочку" для производственного предприятия?

То, какая оболочка наилучшим образом подходит Вашим помещениям, зависит как от внутренних, определяемых Вами, так и от внешних, обусловленных требованиями рынка, факторов. Для подавляющего числа фирм это зависит от типа выпускаемой ими продукции. Для многих производителей тип необходимых помещений может сильно зависеть от того, на какой стадии развития находится фирма: является ли она начинающей, молодой, растущей или зрелой.

Стадия развития фирмы

Тип производственных помещений

Тип собственности

Способы адаптации

ЗРЕЛАЯ 
Профессиональное управление.

Отдельное здание.

Собственное здание.

Структурные изменения и перестройка систем обеспечения с использованием услуг строительных организаций.

РАСТУЩАЯ 
Небольшая группа работников с основами менеджмента.

Часть здания с отдельным входом.

Долговременная аренда.

Ограниченная структурная адаптация с использованием услуг арендодателя или субподрядчиков.

МОЛОДАЯ 
Минимальное число работников.

Несколько комнат в общем здании.

Краткосрочная аренда.

Офисная мебель, новые полы, отделка.

НАЧИНАЮЩАЯ

Своя квартира или часть чужой площади по договоренности.

-

Оборудование second hand, минимальный ремонт своими руками.


Число работающих на Вашей фирме людей также, безусловно, определяет Ваши потребности:

От 1 до 5 человек: мастерская, небольшой офис.

От 5 до 15 человек: цех, складское помещение, несколько комнат под офис.

От 15 до 50 человек: фабрика, офис, выставочные помещения, склад.

Что еще нужно учесть при выборе помещения?

Попробуйте дать ответы на следующие вопросы:

1. Какую технологию Вы используете?

2. Какие взаимоотношения между работниками следует обеспечить для эффективной деятельности?

3. Каковы Ваши требования к свободному пространству, необходимому для работы с партнерами?

4. Насколько быстро меняется ситуация на Вашей фирме?

5. Насколько широки Ваши связи с внешним миром?

6. Каково отношение Вашей фирмы к своему имиджу?

Ответы на эти вопросы должны помочь Вам определиться в Ваших требованиях к производственным помещениям.

Как оборудовать производственные помещения "внутренними системами обеспечения"?

Вам следует начать с основных систем защиты здания, прежде всего обеспечить необходимую противопожарную защиту.

Противопожарные системы. В местном отделении пожарной службы Вы сможете получить квалифицированный совет относительно защиты Ваших помещений от пожаров, а также относительно законодательства в области противопожарной безопасности. Приобретите нужное оборудование и установите его в нужном месте, а также ознакомьтесь с существующими методами обнаружения возгорания и предупреждения о пожаре.

Вентиляция: отопление, охлаждение и кондиционирование. Сначала четко определите направление использования помещений, число людей, постоянно находящихся в этих помещениях, уровень влажности, пыли и шума. Затем, учитывая все это, а также в соответствии с существующими нормативными актами, выберите наиболее приемлемое оборудование.

Освещение. Изучите соответствующие нормативные акты. При выборе типа необходимого Вам освещения определите, можно ли и практично ли использовать естественное освещение с учетом формы и размеров помещений, расположения окон. Не последнее значение имеет вид из окна, уединенность, яркость, шум и т.д. Не следует также забывать об экономии и эффективном использовании энергии.

Водо- и газоснабжение. Вам следует обратиться в местные органы власти, для того чтобы согласовать положения, касающиеся эксплуатации этих систем. Местные органы власти предоставят Вам копии документов о нормах потребления воды и газа, контактные телефоны и планы мероприятий, связанных с ликвидацией различного рода опасностей.

Энергоснабжение. По вопросу энергоснабжения Вам потребуется помощь профессионала. Необходимо обеспечить гибкость системы энергоснабжения для обеспечения гибкости планировки помещений. Также она должна быть проста в эксплуатации, должен быть обеспечен свободный доступ к системе и в то же время система энергоснабжения должна быть соответствующим образом защищена.

Что включают в себя "дополнительные элементы" производственных помещений?

На начальной стадии развития предприятия обустройство помещений с помощью мебели, фурнитуры, дополнительных принадлежностей - это простейший способ удовлетворить Ваши производственные нужды. В офисе должны быть стулья, полки, столы, экраны, демонстрационные шкафы и т.п.; в специальных помещениях для отдыха и приема посетителей необходимо разместить соответствующую мебель. Все это должно быть достаточно вместительным, надежным, приспособленным и внешне привлекательным.

Далее в свою статью расходов на обустройство Вам придется включить следующие затратные статьи:

    • Внутренние перегородки и двери.
    • Арматура, крепежные элементы и т.д.
    • Устройства безопасности.
    • Таблички, схемы, стенды и т.д.

Также Вы должны быть готовы и к большим затратам:

    • Снос и перестройка элементов конструкции.
    • Перестилание полов.
    • Отделка потолков.
    • Адаптация и расширение систем обеспечения и т.д.

К счастью, современные элементы и материалы, с помощью которых Вы можете обустроить свои помещения, чаще всего бывают готовыми и требуют совсем немного времени на установку.

Почему так необходимо рационально использовать пространство производственных помещений?

Малые предприятия редко остаются статичными. Политическая, экономическая и техническая ситуация вокруг них постоянно изменяется, что в свою очередь вносит изменения в современную технологию, меняет рынок, в котором они функционируют, продукцию, с которой они имеют дело, и действия, которые они сами предпринимают. Результатами этой неустойчивости и подвижности становятся высокая текучесть кадров, качественные изменения кадрового состава, реорганизация рабочих связей и взаимоотношений и, возможно, более высокий уровень автоматизации работы офиса.

Подобные изменения следуют по нарастающей и являются незапланированными, поэтому во многих организациях даже самые серьезные перемены происходят без сколько-нибудь ясной стратегии развития производственных помещений. А это приводит к:

    • неравномерной заполненности пространства;
    • изменениям в распределении деятельности в пространстве, когда к новым видам деятельности или оборудованию предъявляются пространственные требования;
    • неэффективному использованию пространства, планируемому по случаю, на короткий срок;
    • разорванным связям между различными отделениями компании, размещению этих отделений в разных зданиях, появлению дополнительных площадей, пространственно удаленных от основных помещений вследствие незапланированного расширения;
    • ухудшению эстетических и климатических условий вследствие повышения уровня автоматизации и появления нового оборудования и, соответственно, увеличения количества проводов, ухудшения теплового и шумового режима;
    • снижению уровня финансового контроля.

Чтобы справиться с данными обстоятельствами, нужно изначально определить, какие пространственные условия являются наиболее приемлемыми для Вашего бизнеса.

Как определить, насколько удобны имеющиеся в нашем распоряжении производственные помещения?

Чтобы определить, насколько хорошо благоустроены Ваши производственные помещения, попробуйте ответить на следующие вопросы:

    • Доступно ли Ваше здание для грузовых поставок?
    • Удовлетворительны ли внутренние коммуникации?
    • Обладают ли Ваши помещения всеми необходимыми системами обеспечения?
    • Достаточно ли велики комнаты, чтобы вместить все специальное оборудование и системы хранения товаров?
    • Снабжено ли здание в полной мере освещением, отоплением, вентиляцией и водопроводом?
    • Удачно ли расположено Ваше здание с точки зрения работников и клиентов?
    • Достаточно ли вокруг Вашего здания места для парковки автомобилей?
    • В хорошем ли состоянии основная конструкция здания?
    • Удовлетворены ли Вы отделкой помещения?
    • Соответствует ли помещение требованиям законодательства в области противопожарной безопасности и охраны здоровья?

Чем больше Вы дадите положительных ответов, тем больше Вы можете быть уверены, что имеющиеся в Вашем распоряжении производственные помещения обеспечивают Ваши потребности в пространстве наилучшим образом.

2. Разрешение затянувшегося конфликта между начальниками структурных подразделений в Вашей фирме

При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть положительную роль, т.е. быть функциональными, способствовать в дальнейшем достижению целей организации.

Различают структурные (организационные) и межличностные способы управления конфликтным взаимодействием.

В работах по управлению, особенно ранних, подчеркивалась важность гармоничного функционирования организации. Представители администра­тивного направления считали, что если найти хорошую формулу управления, то организация будет действовать, как отлаженный механизм. В рамках этого направления разрабатывались структурные методы "управления" конфликтами (табл.3).

 

 

 

Структурные методы управления конфликтами

Таблица 3.

4. Система поощрения

Установление таких критериев эффективности работы, которые исключают столкновение интересов различных подразделений работников. Например, если премировать работников службы техники безопасности за количество выявленных нарушений правил безопасности, это приведет к нескончаемому дисфункциональному конфликту с производственными и эксплуатационными службам. Если поощрять все работников за устранение выявленных нарушений, это приведет к снижению конфликтности и повышение безопасности.


 

Работа с конфликтами, конечно, не исчерпывается перечисленными ме­тодами. В соответствии с ситуацией могут быть найдены и другие эффектив­ные организационные методы управления конфликтным взаимодействием.

Выделяются пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуа­циях (табл.4).

 

«Пять стратегий поведения в конфликтных ситуациях»

Таблица 4.

Название

Характеристика

1.Настойчивость (принуждение)

Тот, кто придерживается этой стратегии, пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало: его не интересуют мнения и интересы других. При этом он либо игнорирует ту "це­ну" в своих отношениях с партнером, которая будет заплачена в результате его действий, либо просто не задумывается над этим. Принято считать, что, чем более долговременные в перспективе отношения связывают участников взаимодействия (как например в семье или организации), тем более целесо­образно заботиться не только о сиюминутном выигрыше, но и о сохранении взаимоотношений. Данный стиль связан с агрессивным поведением, для влияния на других людей здесь используется власть, основанная на принуж­дении, и традиционная власть.

Этот стиль может быть эффективным, если он используется в ситуации, угрожающей существованию организации - и порой он просто обязан быть настойчивым. Существенным недостатком данной стратегии являются по­давление инициативы подчиненных и возможность повторных вспышек конфликта из-за ухудшения взаимоотношений.

2.Уход (уклонение).

Человек, придерживающийся этой стратегии, стре­мится уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, если ситуация может разрешиться сама собой (такое бывает редко, но все же бы­вает), если сейчас нет условий для продуктивного "разрешения" конфликта, но через некоторое время они появятся. Эффективна эта стратегия и в случае нереалистических конфликтов.

3.Приспособление (уступчивость)

Предполагает отказ человека от собст­венных интересов, готовность принести их в жертву другому, пойти ему на­встречу. Эта стратегия может быть признана рациональном, когда предмет разногласии имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной, когда при "тактическом проигрыше" не гаран­тирован и "стратегический выигрыш". Если данная стратегия станет для ме­неджера доминирующей, то он, скорее всего, не сможет эффективно руково­дить подчиненными.

4.Компромисс

Этот стиль характеризуется принятием точки зрения дру­гой стороны, но лишь до определенной степени. Поиск приемлемого реше­ния осуществляется за счет взаимных уступок.

Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценит­ся, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно бы­стро преодолеть конфликт. Но через какое- то время могут проявиться и дисфункциональные последствия компромиссного решения, например, не­удовлетворенность "половинчатыми решениями". Кроме того, конфликт в несколько измененной форме может возникнуть вновь, так как породившая его проблема была решена не до конца.

5.Сотрудничество (решение проблемы).

Этот стиль основывается на убе­жденности участников конфликта в том, что расхождение во взглядах - это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления, что правильно, а что нет. При такой стратегии участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его принять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех вы­ход. Тот, кто опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решения проблемы. Кратко установку на сотрудниче­ство обычно формулируют так: "Не ты против меня, а мы вместе против про­блемы".

Сообразуясь с ситуацией, учитывая индивидуально- психологические особенности участников конфликта, менеджер должен применять различные межличностные стили разрешения конфликтов, однако стратегия сотрудни­чества должна быть основной, так как именно она чаще всего делает кон­фликт функциональным.


 

Но следует помнить, что нет универсальных способов преодоления кон­фликта. Для "решения" конфликта единственно возможным является полное вхождение в ситуацию. Только ответив на все эти вопросы, поняв суть дан­ной организации, "вжившись" в сложившуюся на фирме ситуацию можно диагностировать конфликт, изучить его природу и дать рекомендации отно­сительно оптимальной стратегии поведения и методов его преодоления.

К методам профилактики конфликтов на уровне организации можно отнести:

- выдвижение интегрирующих целей между администрацией и персоналом организации;

- баланс прав и ответственности при выполнении служебных обязанностей;

- выполнение правил формирования и функционирования временных подразделений;

- выполнение правил делегирования полномочий и ответственности между иерархическими уровнями управления;

- использование различных форм поощрения, предполагающих взаимное сочетание и варьирование монетарных и немонетарных побудительных систем.

К монетарным можно отнести следующие побудительные системы:

- организацию оплаты труда в размере, адекватном трудовому вкладу сотрудника;

- премиальную политику, основывающуюся на результативности труда и профессионального поведения сотрудников;

- участие сотрудников в прибылях и капитале предприятия;

- систему специальных льгот и выплат, выделяемых из прибыли организации и не носящих обязательного характера, определенного законодательством (льготное или беспроцентное кредитование на целевые нужды персонала, оплата различных страховок, оплата обучения сотрудников или членов их семей и т. п.);

- бонирование заработной платы, т. е. распределение части прибыли между членами коллектива по результатам работы организации в целом.

К немонетарным побудительным системам можно отнести:

- открытость информационной системы фирмы, предполагающую причастность сотрудников к делам организации, информированность персонала обо всех важных решениях, касающихся кадровых перестановок, реорганизации структуры управления, технических нововведений и т. п.;

- привлечение персонала к разработке важнейших решений как внутри подразделения, так и в организации в целом;

- использование системы гибкой занятости сотрудников, гибкого режима труда и отдыха;

применение так называемых виртуальных структур управления, которые не предполагают жесткого режима нахождения сотрудников на своем рабочем месте;

 

 

 

Список литературы:

    1. Балдин, К. В. Управленческие решения : учебник / К. В. Балдин, С. Н. Воробьев, В. Б. Уткин. - 4-е изд. - М. : Дашков и К°, 2009. - 494 с. - Библиогр.: С. 490-493.

Информация о работе Принятие управленческого решения