Предпринимательство в сфере туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность изучаемой темы заключается в том, что предприятия практически всех отраслей непроизводственной сферы участвуют в формировании туристского продукта. Эволюция теории предпринимательства в сфере туризма позволяет рассматривать туристское предприятие как систему корпоративного предпринимательства. Существуют разносторонние подходы к определению сущности предпринимательства в туризме, при этом мнения совпадают в понимании его первопричины – желания и стремления различными способами извлечь прибыль.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………………...3
1.ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТУРИЗМА…………………………………………………………………………5
2.ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЫНКЕ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ…………………………………………………………12
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...…………………………...

Файлы: 1 файл

Предпринимательство в сфере туризма.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

КАЗАНСКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.Н. ТУПОЛЕВА


 

Институт экономики,управления и социальных технологий

Кафедра социологии, политологии и менеджмента

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Основы предпринимательства»

на тему: «Предпринимательство в сфере туризма».

 

 

 

 

Выполнил студент гр.7372

Газизуллин Р.А.

Научный руководитель : доц.,

к.с.н. Максимова О.А.

 

 

 

 

 

 

 

Казань  2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………………...3

1.ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТУРИЗМА…………………………………………………………………………5

2.ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  НА РЫНКЕ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ…………………………………………………………12

3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...…………………………...33

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность изучаемой темы заключается в том, что предприятия практически всех отраслей непроизводственной сферы участвуют в формировании туристского продукта. Эволюция теории предпринимательства в сфере туризма позволяет рассматривать туристское предприятие как систему корпоративного предпринимательства. Существуют разносторонние подходы к определению сущности предпринимательства в туризме, при этом мнения совпадают в понимании его первопричины – желания и стремления различными способами извлечь прибыль.

Расширение политических, экономических и культурных связей России способствовало формированию специфического межотраслевого комплекса, удовлетворяющего потребности туристов.

Социально-культурный сервис и туризм - это с экономической точки зрения особый вид потребления материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельный межотраслевой комплекс национального хозяйства и обеспечивает туристов всем необходимым: транспортными средствами, средствами размещения и питания, культурно-бытовыми объектами и услугами, развлекательными мероприятиями.

Многие предприятия, обслуживающие туристов, входят в отрасли производственной сферы: транспорт и связь, торговля и общепит, материально-техническое снабжение и сбыт, информационно-техническое обслуживание и др. 

На современном этапе роль данного комплекса в экономике России незначительна. По оценкам специалистов, удельный вес поступлений от туризма в валовом внутреннем продукте России за последние пять лет составляет 1- 5%. Между тем, по данным ученых В.А. Квартального и А.А. Романова, в развитых странах доля туризма в валовом внутреннем продукте составляет от 5 до 15%, а в некоторых странах достигает 50%.

По принятой национальной классификации туризм относится к сфере услуг. 

Предпринимательство  (предпринимательская деятельность) – инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. А предпринимательство в сфере туризма в настоящее время становится всё более актуальным и востребованным.

Цель данной курсовой работы – изучить специфику предпринимательства в сфере туризма.

Для раскрытия темы ставятся следующие задачи:

- изучить историю возникновения предпринимательства в сфере туризма;

- рассмотреть особенности  предпринимательства на рынке туристских услуг;

- проанализировать перспективы развития предпринимательской деятельности в сфере туризма в Республике Татарстан.

Эмпирическая база курсовой работы. Прежде всего, эмпирическую основу курсовой работы составили результаты отечественных исследований в области туристического предпринимательства. А именно, труды следующих ученых: Дмитриева М.Н., Забаевой М.Н., Малыгиной Е.Н., Новикова В.С. и др.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Также при написании курсовой работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, справочные, научные и учебные печатные  издания.

 

 

    1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТУРИЗМА

 

Экономика России функционирует благодаря деятельности хозяйствующих субъектов - предпринимателей. Ученые мира относят туристский бизнес к одной из наиболее значимых экономических категорий. Учитывая вклад социально-культурного сервиса и туризма (СКСиТ) в экономику России, данное утверждение можно считать правомерным. Определим сущность СКСиТ как экономической категории.

Практически во всем мире, в том числе в России, туризм и сервис представляют собой зону предпринимательства, а не бюджетных перераспределений. Туристские организации (турфирмы, гостиницы, рестораны и др.) самостоятельно организуют свою деятельность и работают в целях извлечения прибыли. При этом государство способствует развитию сервиса и туризма, определяя политику в данной сфере и принимая соответствующие законы.

Возможность использования термина «туристская деятельность» определена Законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Согласно этому Закону туристская деятельность - это туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий. Учитывая цели туристской деятельности, можно сделать вывод о ее принадлежности к предпринимательству.

В организации путешествий первыми предпринимателями были купцы, перемещавшиеся из одного места в другое в поисках товаров и рынков сбыта. Они-то и стали организовывать поездки людей, не имевших отношения к торговле, но хотевших увидеть и познать что-то новое.

В античном мире путешествия в подавляющем большинстве случаев были связаны с выполнением государственных задач, торговлей, просветительством. Были и другие причины для путешествий: религиозные праздники, спортивные состязания, отдых, лечение и, наконец, поиски приключений.

В те далекие времена путешествия были рискованным делом. Люди передвигались из одного места в другое водным или сухопутным путем, часто преодолевали капризы стихии, подвергались другим опасностям (нападения разбойников, дорожные аварии и др.)1.

Для быстрого и надежного передвижения людей по суше были необходимы дороги, поэтому уже в Римской империи было развернуто их строительство, создавалась специальная инфраструктура для обслуживания путешествующих. На всех римских дорогах, в зависимости от рельефа местности и расстояния между городами, через каждые 12 или 18 римских миль имелись станции. Они были двух видов.

Первый (mutations) - привалы для смены лошадей, мулов, волов, отдыха в тавернах-ночлежках.

Другой вид - место отдыха (mansiones), где принимали путешественников, имеющих официальные документы на право путешествия. Кроме смены лошадей, мулов и волов здесь в распоряжении путешественников были постоялый двор, конюшня, тележные мастерские, услуги ветеринаров, конюхов, плотников, возчиков. Вооруженные стражники поддерживали порядок и защищали путешественников от бандитов.

Для передвигавшихся по дорогам существовали путеводители (itinerariaadnotata), схематические карты с символами (picta), обозначавшими реки, озера, морские маяки, места, оборудованные для перемены лошадей, остановок для ночлега и привалов для военных отрядов. Стоили такие путеводители весьма дорого. Недавно испанские археологи нашли четыре глиняные таблички для путешественников (tesseraeasturianae), на которых указаны названия городов и расстояния, их разделяющие.

Римляне часто пользовались услугами частных транспортных контор для поездок по дорогам, рекам, озерам и морю. Отдых и ночлег в пути были не очень комфортными, но недорогими, что подтверждается сохранившимся счетом, который можно увидеть в одном из неаполитанских музеев. Богатые путешественники имели на дорогах, по которым обычно передвигались, собственные места для ночлега (deversorii) или обращались к друзьям, проживавшим на виллах по пути следования, обзаводились удостоверением гостеприимства (tesserahospitalis), которое гарантировало обслуживание в дороге, в том числе медицинскую и юридическую помощь при возникновении споров, и даже организацию приличных похорон в случае смерти владельца документа в другом государстве.

Купцы, коммерсанты или другие лица, по профессиональным причинам часто выезжавшие за границу, устанавливали предварительные контакты с доверенными людьми в зарубежных странах, которые обеспечивали их прием и размещение, а также оказывали необходимую в поездке помощь. Этот институт гостеприимства (hospitium) был основан на принципах взаимности: иностранец имел право на такой же прием и поддержку на территории Римской империи. Обязанности, вытекающие из таких договоренностей, считались священными. Каждая из сторон могла разорвать договор только после публичного и официального извещения о своем намерении.

Образование молодого привилегированного римлянина не считалось завершенным до осуществления поездки в какую-либо страну (чаще всего в Грецию) для ознакомления с ее культурой и наукой, а также обучения у знаменитых в то время философов, историков и медиков. Римская знать путешествовала на крупных парусных кораблях (до 150 м длиной и водоизмещением до 1000 т), на которых имелись все условия для комфортного путешествия. Менее обеспеченные римляне путешествовали на грузовых судах, которые направлялись для закупки товаров. Такие поездки были практически безопасными, так как император Август (63 г. до н. э. -14 г. н. э.) создал несколько специальных постоянных эскадр военных кораблей для охраны морских путей на Средиземном море.

Мотивация путешествий в те времена была почти такой же, как и в настоящее время. Римская знать посещала различные страны с целью ознакомления с их достопримечательностями и для получения образования, оздоровления на минеральных и термальных источниках (некоторые из них сохранились до сих пор). Римлян по праву можно считать родоначальниками туристских поездок с целью отдыха и лечения.

Такие поездки сопровождались развлечениями, охотой, посещениями храмов и религиозных мест, экскурсиями, дегустацией знаменитых вин, что популярно и сейчас. Звали в дорогу спортивные состязания, большие игры гладиаторов, устраиваемые морские сражения. Большой популярностью пользовались Олимпийские игры в Греции, охота на крупных животных в Египте, поездки в горы.

Во времена античного Рима уже существовали различные формы организации поездок, обслуживания путешественников, создавалась инфраструктура, способствовавшая успешному перемещению людей из одного места в другое.

 Как и любая другая  экономическая деятельность, туристский  бизнес в России прошел эволюционный путь развития в соответствии с социально-экономическими периодами (циклами) и в процессе этой эволюции подвергался воздействию экономических теорий Запада2.

  В России предпринимательство, в том числе туристическое, существует с давних времен. Предпринимательство берет свое начало еще в Киевской Руси - преимущественно в торговой форме и в виде промыслов, т.е. уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры были предпринимателями. Представители торговли время от времени совершали путешествия и пользовались услугами постоялых дворов (старинные аналоги современных гостиниц), трактиров (современных ресторанов), станционных смотрителей (современных транспортных организаций). На этом этапе туристским бизнесом занимались частные лица, которые предоставляли путешественникам некоторый спектр услуг с целью собственного обогащения. Собственник и управляющий были объединены в одном лице: предприниматель сам трудился для получения положительного эффекта.

В XVI веке   интенсивно развивалось торговое предпринимательство как внутри России, так и в международной сфере. Торговля с другими странами приводила к появлению  посредников,   которые   выступали   в  роли  представителей производственных предпринимателей за рубежом и получали свою прибыль в форме комиссии за посредничество. В качестве субъектов предпринимательства выступали путешественники. Так, Марко Поло,  стоящий  у истоков развития торговли  Европы  с  Китаем, много лет пользовался услугами «туристского сервиса» того времени и впоследствии создал гостиничную цепь (гостиницы торговой марки М.  Поло представлены на российском рынке), осознавая наличие глобальной потребности в туристском сервисе и высокую доходность туристского бизнеса.

Наибольшее развитие предпринимательства в России приходится на XVII век, во времена правления Петра I (I689-I725), когда по всей Руси создаются   мануфактуры,   бурно   развиваются   промышленность   и транспорт,  расширяются  международные  экономические отношения, а как следствие, наблюдается рост путешествий с торговыми и политическими  целями.   В  качестве субъектов предпринимательства по-прежнему выступают собственники трактиров и постоялых дворов. По   мере   развития   экономики   совершенствуется   турбизнес. Кроме услуг размещения, питания и перемещения путешественники пользуются также образовательными и медицинскими услугами. В сфере образования, например, туристское предпринимательство имеет преимущественно государственную форму, Петр I  обучался сам и повышал квалификацию своих дворян за рубежом.

Необходимо отметить причастность к предпринимательству в сфере скрвиса духовных лиц. Именно им поручалось строительство объектов туризма - замков, общественных зданий, соборов. Данное направление становилось все более значимым сектором экономики. Однако размеры прибыли и убытка все больше становились зависимыми от удачливости предпринимателя, чем от государственной поддержки.

В XIX  веке серьезным стимулом развития туристического предпринимательства в России стала реформа  1861 г.  Отмена крепостного  права,  строительство железных  дорог,   реорганизация   промышленности,   прилив  иностранного капитала - это базовые предпосылки высоких темпов роста предпринимательства в сфере сервиса и туризма. В 1890-х гг. в России сложилась материально-техническая база туризма, западные инновации активно внедряются в российскую практику. Однако разрыв между российским и западным туризмом все увеличивается.

 В начале XX век века  туризм в России стал массовым  явлением, а турбизнес приобрел коллективную форму. Экономическая ситуация способствовала интенсивному развитию туристского бизнеса: создается рынок рабочей силы, открываются частные акционерные банки, развиваются экономические отношения, процветают промышленность и торговля.

Информация о работе Предпринимательство в сфере туризма