Предпринимательство как сфера деятельности в рыночной экономике РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в изучении и анализе предпринимательства в условиях рыночной экономики.
Данную цель можно достичь путем последовательного решения ряда задач, к числу которых можно отнести следующие:
— изучение и анализ общетеоретических основ предпринимательства, как экономических категорий;
— рассмотрение взаимоотношений предпринимательства и государства в аспекте его государственного регулирования;
— оценки эффективности деятельности субъектов малого предпринима-тельства в Республике Беларусь.
— освещение проблем и перспектив развития предпринимательства в Беларуси.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………41. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………….7 1.1.Сущность и экономическая природа предпринимательства…………………..7
1.2. Виды и организационно-правовые формы предпринимательства.
Модели предпринимательства……………………………………………………...10
1.3. Необходимые условия для развития предпринимательства…………………13
1.4. Крупное, среднее и малое предпринимательство. Преимущества и недостатки малого бизнеса……………………………………………………….....15
1.5. Зарубежный опыт организации и функционирования предпринимательства……………………………………………………………….19
2. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………..21
2.1. Государственное регулирование предпринимательства в Беларуси..……21
2.2. Состояние и тенденции развития предпринимательства в Республике
Беларусь……………………………………………………………………………...25
2.3. Направления совершенствования предпринимательства в Республике
Беларусь……………………………………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (9).docx

— 450.82 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

              2.2   Состояние   и   тенденции    развития   предпринимательства    в 

Республике    Беларусь

              В настоящее время  в Беларуси  пересматривается  существующая  экономическая  модель. По мнению  Николая Снопкова на текущей стадии  развития нашей страны стало очевидно,  что крупный промышленный  сектор  является  платформой, стержнем  экономики, однако единственным  мощным двигателем  формирования  устойчивого экономического  роста является  частный сектор,  а именно  малое и среднее предпринимательство[18, с.51].

                 В Беларуси к субъектам среднего  предпринимательства относятся  зарегистрированные в Республике  Беларусь коммерческие организации  со средней численностью работников  за календарный год от 101 до 250 человек включительно.

                 К субъектам малого предпринимательства  относятся (ст.3 Закона Республики  Беларусь от 1 июля 2010 г. № 148-З  «О поддержке малого и среднего  предпринимательства»):

-индивидуальные предприниматели,  зарегистрированные в Республике  Беларусь;

-микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

-малые организации –  зарегистрированные в Республике  Беларусь коммерческие организации  со средней численностью работников  за календарный год от 16 до 100 человек  включительно. В 2010 году удельный вес коммерческих организаций с численностью занятых до 100 человек (далее – МП) в общем объеме инвестиций в основной капитал составил 27,2 %, в ВВП – 12,4 %, розничном товарообороте (включая общественное питание) – 28,2 %. По состоянию на 1 января 2011 года количество субъектов МП составило 84164 и увеличилось за 2010 год на 6762, или на 8,7 %. За три последних года динамика роста субъектов МП составила примерно 31000, или 60% « в приложении В».

                Прирост количества субъектов  малого предпринимательства –  юридических лиц в последние  годы обусловлен двумя основным  факторами: – деятельностью правительства  по либерализации условий осуществления  экономической деятельности; – стимулирующими  мерами, направленными на создание  индивидуальными предпринимателями   юридических лиц[19, с.45].

                Создание  благоприятных условий для реализации предпринимательской  инициативы  субъектов  хозяйствования  относятся  к основным  задачам  Программы  социально-экономического  развития  РБ на  2011-2015 гг., в рамках проводимой политики  в 3 квартале 2011 года был принят ряд нормативных правовых актов: в соответствии с Декретом Президента РБ от 27  июня 2011 года № 5 с 1 сентября 2011г. начал функционировать  интернт-рессурс Министерства  юстиции, с помощью которого можно подать электронные документы лля регистрации ИП и унитарных предприятий; Национальный банк РБ 4 июля 2011г. внёс  изменения и дополнения  в Инструкцию  о порядке предоставления банками денежных  средств  в  форме  кредита   и  их  возврата. В ней, в частности, предусмотрено  увеличение  предельного размера задолженности  по микрокредитам с 7500  до 15000 базовых величин, что в свою очередь позволяет банкам  увеличивать размер  кредитов, предоставляемых в рамках  реализуемых ими программ  микрокредитования, до  525млн руб; в 3 квартале  был так же принят  Указ Президента РБ №349, в котором предусмотрено трёхкратное увеличение предельного размера годовой валовой выручки для субъектов хозяй-ствования, применяющих упрощённую  систему налогообложения[20,с.13];

                По данным  Министерства юстиции,  регистрация  субъектов хозяйствования  за 9 месяцев 2011г., происходила активней  чем за аналогичный  период 2010г. — и это несмотря на  валютный  кризис, который оказал  негативное влияние как на  уровень жизни белорусов, так  и на бизнес.В 2011 году зарегистрировано 43491 юридических лиц и ИП, против 41758 за аналогичный период 2010г. По информации Министерства по налогам и сборам, на 1 октября 2011г. в республике состояло на учёте 93233 субъекта  малого и среднего предпринимательства — юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2010г.  их количество  увеличилось на  9142, или на 10,9%. Численность ИП  по состоянию на 1 октября 2010 года — 222584 человека.

                Тенденцией развития МП различных форм собственности в 2009–2011 годах стало резкое снижение количества государственных организаций по сравнению с ростом МП частной и иностранной форм собственности, что закономерно объясняется улучшением условий для ведения бизнеса в стране в целом и повышением привлекательности Беларуси для иностранных инвесторов. Сегодня в общем количестве МП 98,3 % составляют предприятия негосударственной формы собственности. Они сосредоточили 93,2 % общего числа занятых на МП, обеспечивая 96,6 % выручки от реализации товаров, работ и услуг организаций МП. Анализ показателей за несколько лет свидетельствует о незначительных колебаниях в отраслевой структуре предпринимательского сектора. За последние четыре года сохраняется значительная доля организаций МП, функционирующих в сферах торговли и общественного питания (41 % по итогам 2011 года), промышленности (20 %), строительстве (11 %) и на транспорте (8 %), что в целом соответствует аналогичным показателям развитых стран  «в приложении  Г».

              Уровень регионального развития  субъектов малого предпринимательства  во многом определяется географическим  положением, наличием трудовых и  сырьевых ресурсов, доходами населения,  наличием развитой инфраструктуры. Большая часть организаций МП (37%) сконцентрирована в Минске, что  объясняется наличием развитой  производственной инфраструктуры, концентрацией значительных производственных  мощностей и квалифицированных кадров «в  приложении Д».

              В общем объеме белорусского  экспорта товаров доля организаций  МП по итогам 2011 года составила  38,9 %, увеличившись за год на 4,6 процентного пункта, или 9,8 млрд. долларов США, что на 2,5 млрд. долларов  превысило результат 2010 года. В  рассматриваемом периоде наблюдалось  уменьшение отрицательного внешнеторгового  сальдо МП. Если в 2008 году его  величина составляла 5,2 млрд. долларов, то в 2011 году – около 700 млн.  долларов. В некоторой степени  такие показатели являются следствием  проводимой правительством политики  по импортозамещению и развитию экспортоориентированных производств[21,с.8-12].

              Таким образом, динамика развития  малого предпринимательства в  Беларуси позволяет рассчитывать  на постепенное повышение его  роли в экономике, увеличение  вклада в ВВП и доли занятых в секторе МСП до уровня развитых стран. Вместе с тем значительное отставание по этим показателям от стран Европейского союза, США, Японии обусловливает необходимость введения дополнительных стимулов, которые будут способствовать дальнейшему развитию предпринимательства в Беларуси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3  Направления  совершенствования предпринимательства в  Республике  Беларусь

                            Перспективы развития предпринимательства определяются прежде всего проводимой в стране политикой по отношению к негосударственным формам собственности. В соответствии с ней разрабатываются и последовательно реализуются государственные программы поддержки малого и среднего предпринимательства в Беларуси на 3-летний период. В частности, в программе на 2010–2012 годы предусмотрено: – увеличение доли субъектов малого предпринимательства – юридических лиц в общем объеме выручки, полученной от реализации товаров, работ и услуг; – увеличение общего числа занятых в микро- и малых организациях, включая численность индивидуальных предпринимателей; – увеличение общего числа занятых в сфере среднего предпринимательства. В свою очередь неотъемлемая часть Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы – раздел, определяющий цели, задачи и показатели развития малого и среднего бизнеса. Стимулирование предпринимательства и деловой инициативы определено в качестве одного из приоритетных направлений экономического прогресса страны. Прогнозируется увеличение вклада малого и среднего бизнеса в формирование ВВП в 2015 году до 30 % и более. В основу разработки прогнозных показателей развития малого и среднего предпринимательства на 2011–2015 годы заложен рост производительности труда работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве, в 1,8 раза. Соответственно в Программе деятельности правительства на 2011–2015 годы предусмотрено увеличение численности занятых в секторе малого и среднего бизнеса не менее чем до 1,8 млн. человек к концу 2015 года, в том числе за счет кадровой реструктуризации крупных предприятий. Дополнительными факторами обеспечения запланированного объема вклада МСП в ВВП страны в прогнозном периоде станут: – увеличение удельного веса видов деятельности с высокой долей добавленной стоимости в общем объеме добавленной стои- мости МСП; – повышение вклада инновационно активных МСП в общие показатели этого сектора экономики; – сохранение темпов роста количества субъектов малого предпринимательства. Вышеназванные программы не только являются определяющими в проведении государственной политики развития малого и среднего бизнеса в стране, но и взаимно дополняют друг друга.

               В качестве основных задач  определены: – устранение административных  барьеров, препятствующих ведению  бизнеса; – снижение налоговой  на грузки и повышение доступности  кредитно-финансовых, материально-технических,  земельных ресурсов и недвижимости; – развитие инфраструктуры поддержки  предпринимательства. 

              Решение поставленных задач предусматривает  упрощение бухгалтерского учета,  налоговой и статистической отчетности, в том числе путем расширения  применения электронного документооборота.

              Приоритетным направлением государственной  политики поддержки предпринимательства  станет развитие микрокредитования  и создание действенной системы  гарантирования кредитов. Конкретными  мерами по выполнению поставленных  задач станут: – сокращение длительности  процедуры регистрации собственности  с 15 до 5 дней, количества выплат  при налогообложении с 82 до 24 и  длительности расчета налогов  с 798 до 250 часов, количества необходимых  процедур для получения разрешений  на строи- тельство – с 16 до 8; – упрощение административных процедур, связанных с подключением субъектов предпринимательства к электросетям, сокращение длительности и снижение их общей стоимости в расчете на душу населения до уровня лидирующих стран в соответствии с отчетом МФК «Getting electricity»; – сокращение количества документов, необходимых для экспорта, с 8 до 4, импорта – с 8 до 5, времени, требуемого для экспорта, – с 15 до 8 дней, импорта – с 20 до 9 дней; – упрощение порядка изменения назначения использования земельных угодий и недвижимого имущества (перевод земель одного назначения в другое, перепланировка производственных и иных помещений, сокращение сроков рассмотрения документов при переводе жилых помещений в нежилые); – упрощение процедуры передачи (в том числе сокращение сроков) субъектам малого и среднего предпринимательства неиспользуемого имущества, находящегося в государственной собственности; – оптимизация арендных отношений, включая снижение ставок арендной платы для субъектов хозяйствования, особенно в части аренды неиспользуемого имущества и объектов, арендуемых субъектами малого и среднего предпринимательства для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг); – содействие развитию субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в целях превращения их в комплексные центры оказания услуг, в которых нуждаются субъекты МП (финансовая поддержка, консультационные услуги, доступ к материальным ресурсам, участие в государственных закупках това- ров, работ и услуг, помощь в решении вопросов взаимодействия с органами власти)[22,с.12-14].

               Необходимо отметить, что некоторые  из намеченных мер, реализованы:  так с 1 января 2012 года вступили  в силу:  изменения и дополнения, внесённые в Налоговый кодекс- Закон от 30.12.2011 № 330-3 (рег. №2/1882 от 30.12.2011); утверждены формы бухгалтерской отчётности, составляемой с 1 квартала 2012 года, и Инструкция о порядке её составления; вступили в силу изменения и дополнения, внесённые в постановление правления ФСЗН от 29.06.2009 №10 «Об утверждении форм документов и Инструкции по формату документов  персонифицированного учёта»;отменён ряд ограничений по совершению  сделок с земельными участками и расположенными на них строениями. Теперь согласно подпункту 1.2 Указа от 23.09.11 №431« О  некоторых мерах по совершенствованию отношений  в  области изъятия, предоставления  и использования  земельных участков» граждане( в том числе ИП),  получившие земельные участки для строительства и (или)  обслуживания жилого дома ( квартиры  в блокированном жилом доме), ведения личного подсобного хозяйства, имеют право одновременно использовать  их без изменения целевого назначения  и без реконструкции жилых и нежилых построек  для предпринимательской, ремесленной деятельности  и  агроэкотуризма «в приложении Е».  При этом получить землю на названные цели можно на праве собственности,  пожизненного наследуемого  владения либо аренды[23, с.32].

              С учетом всемерной поддержки  развития предпринимательства государством  важно, чтобы бизнес в полной  мере осознавал свою ответственность  перед обществом. Это касается, прежде всего, обеспечения высокого  уровня социальных стандартов  наемных работников, возрождения  традиции меценатства, соблюдения  корректных методов конкурентной  борьбы.  То, о чем говорилось  выше, – только часть пути по  достижению баланса интересов  государства и бизнеса, обеспечению  оптимальных условий для предпринимательской  деятельности, повышению конкурентоспособности  малого бизнеса, в первую очередь  в области наукоемких и инновационных  отраслей. Беларусь имеет огромный  потенциал в этой сфере, и  его реализация должна основываться  на продолжении конструктивного  диалога с представителями малого  и среднего бизнеса. Приоритетом  новой экономической политики  страны должна стать концентрация  усилий правительства на создании  комфортных условий для ведения  собственного дела. Граждане должны  осознать перспективность создания  собственного бизнеса как условия  надежного обеспечения своего  будущего и благополучия страны  в конечном итоге. 

Информация о работе Предпринимательство как сфера деятельности в рыночной экономике РБ