Предпринимательство как сфера деятельности в рыночной экономике РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в изучении и анализе предпринимательства в условиях рыночной экономики.
Данную цель можно достичь путем последовательного решения ряда задач, к числу которых можно отнести следующие:
— изучение и анализ общетеоретических основ предпринимательства, как экономических категорий;
— рассмотрение взаимоотношений предпринимательства и государства в аспекте его государственного регулирования;
— оценки эффективности деятельности субъектов малого предпринима-тельства в Республике Беларусь.
— освещение проблем и перспектив развития предпринимательства в Беларуси.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………41. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………….7 1.1.Сущность и экономическая природа предпринимательства…………………..7
1.2. Виды и организационно-правовые формы предпринимательства.
Модели предпринимательства……………………………………………………...10
1.3. Необходимые условия для развития предпринимательства…………………13
1.4. Крупное, среднее и малое предпринимательство. Преимущества и недостатки малого бизнеса……………………………………………………….....15
1.5. Зарубежный опыт организации и функционирования предпринимательства……………………………………………………………….19
2. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………..21
2.1. Государственное регулирование предпринимательства в Беларуси..……21
2.2. Состояние и тенденции развития предпринимательства в Республике
Беларусь……………………………………………………………………………...25
2.3. Направления совершенствования предпринимательства в Республике
Беларусь……………………………………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (9).docx

— 450.82 Кб (Скачать файл)

             Таким образом, статистические  данные о количестве малых  предприятий в Республике Беларусь  свидетельствует о том, что  по роли в развитии экономики,  решении социальных задач малое  предпринимательство в Беларуси  значительно уступает малому предпринимательству в таких развитых странах, как США, Япония, Италия и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         2       ОСОБЕННОСТИ     СТАНОВЛЕНИЯ     И     РАЗВИТИЯ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА     В    РЕСПУБЛИКЕ   БЕЛАРУСЬ

             2.1  Государственное регулирование предпринимательства    в    Республике    Беларусь 

               Главной целью государственного регулирования предпринимательства  в РБ является стимулирование предпринимательской активности населения посредством создания благоприятной институциональной среды и поддержка малого предпринимательства.   Государственное регу-лирование призвано решать задачи обеспечения равных условий хозяйствования и развития конкуренции, повышения ответственности субъектов предпринимательства за результаты хозяйственной деятельности, устранения правовых, административных, организационных и экономических препятствий на пути развития предпринимательства и т.д.

              В республике гарантируется: право  граждан и юридических лиц  заниматься предпринимательской  деятельностью, создавать предприятия  и приобретать необходимое для  этой деятельности имущества;  защита прав и законных интересов всех предпринимателей, действующих в соответствии с законодательством страны и договорами; научно-техническая и правовая поддержка предпринимательской деятельности; страхование предприни-мательского риска; запрет вмешательства собственника и любого третьего лица в деятельность предпринимателя после заключения с ним контракта, кроме случаев, предусмотренных в контракте.

              Для повышения эффективности  и широкого распространения предпринимательской  деятельности государство создаёт  информационные, консультативные, исследовательские  и другие центры, инновационные  и другие фонды, оказывая тем  самым помощь в становлении  этого сектора экономики.

              Причины, по которым небольшие  предпринимательские коллективы (без  специальных мер государственной  поддержки) не могут быть равноправными  и равносильными конкурентами  крупных товаропроизводителей следующие:

-их производственная и техническая  привязка к крупным предприятиям-производителям, которым они доставляют узлы, детали, или оказывают услуги;

-зависимость от кредитных банков, которые, не имея солидных гарантий  от предпринимателей, могут ущемлять  их в выделении финансовых  ресурсов;

-неустойчивость получаемых доходов  вследствие небольших объёмов  производства и ориентации на  изменчивую рыночную конъюнктуру  и т.п.

              Система поддержки малого предпринимательства  в Республике Беларусь имеет  сложную структуру, состоящую  из Департамента по предпринимательству,  государственных фондов финансовой  поддержки, субъектов инфраструктуры поддержки и программ государственной поддержки малого предпринимательства[13,элек.рес.].

               Основными задачами Департамента по предпринимательству Министерства экономики являются поддержка и развитие предпринимательства в Республике Беларусь, координация деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в этой сфере. Департамент разрабатывает проекты законов Республики Беларусь, решений Президента, Правительства, нормативных правовых актов по вопросам поддержки предпринимательства, осуществляет разработку ежегодных республиканских программ государственной поддержки малого предпринимательства, содействует формированию инфраструктуры поддержки предпринимательства, оказывает организационную и информационно-методическую помощь по вопросам финансово-кредитной поддержки. Им, в частности, принимаются программы по развитию предпринимательства в Республике Беларусь [14, с.9-10].

              Основные задачи Фонда поддержки  малого и среднего бизнеса  Министерства экономики:финансовое обеспечение государственной политики поддержки малого предпринимательства путем участия в финансировании соответствующих государственных, отраслевых и региональных программ, оказания субъектам инфраструктуры поддержки малого бизнеса финансовой, организационной и информационно-методической помощи на льготной или безвозмездной основе; контроль целевого использования средств, выделяемых субъектам инфраструктуры или получаемых этими субъектами при содействии Фонда. При этом централизованная государственная финансовая поддержка деятельности частных предприятий осуществляется прежде всего через Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей.

              Белорусский фонд финансовой  поддержки предпринимателей был  создан в 1992 году как государственная  организация, содействующая проведению  государственной политики в области  поддержки малого предпринимательства  и развития конкуренции путем  привлечения и эффективного использования  финансовых ресурсов для реализации  соответствующих целевых программ, проектов и мероприятий. 

               В целях оказания содействия  развитию малого и среднего  предпринимательства, в республике  создана и действует сеть субъектов  инфраструктуры    поддержки    малого   и   среднего   предпринимательства —

по состоянию на 11 марта 2012 г. в республике действует 77 центров поддержки предпринимательства  и 16 инкубаторов малого предпринимательства. Деятельность субъектов инфраструктуры регламентируется Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. “О поддержке малого и среднего предпринимательстве”, указами Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 “О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства” и от 23 октября 2009 г.  № 518  “О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом”, а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря  2010 г. № 1911 “О мерах по реализации Закона Республики Беларусь “О поддержке малого и среднего предпринимательства”[15,элек.рессурс]                

              Центры оказывают субъектам предпринимательства, гражданам, желающим начать свое дело (безработные, молодежь, женщины и др.) информационные и консультационные услуги по организации и ведению предпринимательской деятельности, содействуют в получении финансовых и материально-технических ресурсов, участию в выставках, ярмарках, налаживанию деловых контактов, продвижению производимой ими продукции на внутренний и внешние рынки, подготовке и обеспечению указанных субъектов квалифицированными кадрами, проводят маркетинговые исследования и др.

              Для организации взаимодействия  субъектов инфраструктуры по  предоставлению субъектам малого  предпринимательства, независимо  от их территориального размещения, комплексной информационной поддержки  по вопросам организации и  осуществления предпринимательской  деятельности, информирования о  деятельности субъектов инфраструктуры  действует веб-сайт специализированной  информационной системы инфраструктуры  поддержки предпринимательства  (www.svoedelo.by).

             Инкубаторы действуют во всех  областях республики, за исключением  Брестской области, и г.Минске. В 2010 году действовали 7 инкубаторов частной формы собственности, республиканской - 2 инкубатора, коммунальной – 1 инкубатор.

              Деятельность инкубаторов направлена  на создание условий для роста  и развития субъектов малого  предпринимательства, в том числе  инновационного. Субъектам малого  предпринимательства предоставляются  в аренду помещения, офисное  оборудование и иное имущество,  оказываются информационные, консультационные  услуги, содействие в поиске партнеров,  получении финансовых ресурсов, внедрению в производство современных  технологий и др.

              Субъекты малого предпринимательства  размещаются в инкубаторе в  соответствии с утвержденными  положениями на конкурсной основе.

              В приоритетном порядке в инкубаторе  размещаются субъекты малого  предпринимательства, осуществляющие  производство энергосберегающей,  импортозамещающей продукции, внедряющие новые технологии  «в таблице Б.1».

               В 2010 году площадь помещений,  представляемых инкубаторами субъектам  малого предпринимательства, составила  14,4 тысяч кв.м. На данных площадях размещено 306 арендаторов – субъектов малого предпринимательства (в 2009 году – 268), численность работников арендаторов составила 2755 человек (в 2009 году – 2546).

              В течение 2010 года инкубаторы  покинули (выпущены) 43 субъекта малого  предпринимательства, размещено  38 новых субъектов малого предпринимательства,  создано 209 новых рабочих мест.

               Государственная финансовая поддержка  субъектам инфраструктуры оказывается  в соответствии с нормами Указа  Президента Республики Беларусь  от 21 мая 2009 г. № 255 “О некоторых  мерах государственной поддержки  малого предпринимательства”, в  рамках реализации государственной  программы поддержки малого и  среднего предпринимательства « в таблице Б.2».

              Следует отметить, что средства, направленные на поддержку данным  субъектам возвращаются в бюджет  страны в форме налоговых отчислений  от деятельности центров, инкубаторов,  а также субъектов малого предпринимательства  – арендаторов инкубаторов. В  2010 году арендаторами инкубаторов   уплачено  - 22,0 млрд.рублей (20,7 млрд.рублей- в 2009 году).

              Основными актами законодательства, регулирующими   предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь, являются следующие:       Гражданский Кодекс Республики Беларусь;   закон Республики Беларусь “О предпринимательстве в Республике Беларусь” от 28 мая 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями; закон Республики Беларусь “О государственной поддержке малого предпринимательства   в Республике   Беларусь” от  16 октября 1996 г. с последующими изменениями и дополнениями, иными законодательными актами, существуют также специальные законы и акты Президента и Правительства, регулирующие отдельные виды деятельности: банковскую, страховую, аудиторскую, лизинговую. Предприниматели также должны знать законодательство о налогах, которое состоит из закона о налоговой инспекции и специальных законов, посвященных отдельным видам налогов, и довольно большого количества подзаконных актов. Кроме того, существует специальный закон об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь, а также акты законодательства, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, порядок заключения договоров, порядок расчетов и другие отношения.

              В то же время существуют и такие формы государственного регулирования, которые направлены на установление общих условий хозяйственной деятельности — государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности, так в соответствии с п.2 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утверждённого Указом Президента РБ от 1 сентября 2010 г.  №450 « О лицензировании отдельных видов деятельности» отменено лицензирование 16 видов деятельности, а также 60  составляющих работ (услуг)[16, с.35-38].

             Особое место занимают такие  меры государственного регулирования,  как прогнозирование и программирование  социально-экономического развития. Противники государственного регулирования  указывают на то, что этим создается  почва для увеличения контролирующих  органов. Но нельзя решить эту  проблему путем отказа от выполнения  необходимых государственных функций.  Нужно не только усилить государственный,  но и ввести общественный контроль за соблюдением законности в экономике, без чего государственное регулирование экономики в Беларуси не может быть эффективным. Конкретные действия этих и других органов реализуют функции государства по регулированию предпринимательской деятельности. Таковыми являются:  защита экономического правопорядка; распределение и перераспределение доходов между регионами, отраслями и отдельными субъектами хозяйствования; контроль за соблюдением законодательства в процессе осуществления хозяйственной деятельности; стимулирование развития какой-либо отрасли в заданном направлении, например приватизация инвесторами швейных фабрик, которые были на грани банкротства. Так при смене собственника Узденской швейной фабрики в 2009 году впервые в республике были применены положения указа от 25 февраля 2008 года №113, который определяет порядок и условия продажи юридическим лицам имущественных комплексов  убыточных госорганизаций и предусматривает значительные субвенции при инвестировании  в них. Предприятие было приобретено ООО«МаркФормель»,

как результат— успешная деятельность и обеспечение  трудовых  коллективов работой[17,с.55].

              Таким образом, государственное  регулирование предпринимательской  деятельности представляет собой  целенаправленную деятельность  соответствующих законодательных,  исполнительных и контролирующих  органов, которые посредством  системы различных форм и методов  обеспечивают достижение поставленных  целей, решение различных экономических  и социальных задач и регламентируют  предпринимательскую деятельность  в стране .

Информация о работе Предпринимательство как сфера деятельности в рыночной экономике РБ