Предпринимательство и малый бизнес: понятие, сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 15:17, реферат

Описание работы

Целью реферата является изучение основ предпринимательства и малого бизнеса.
Цель данной работы обусловила постановку следующих задач:
Рассмотреть понятие предпринимательства и малого бизнеса.
Изучить виды и функции предпринимательской деятельности.
Рассмотреть правовое регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства.
Изучить условия осуществления предпринимательской деятельности.

Содержание работы

Введение 3
1. Предпринимательство и малый бизнес: понятие, сущность 4
2. Виды и функции предпринимательской деятельности 8
3. Преимущества и недостатки малого предпринимательства 12
4. Условия осуществления предпринимательской деятельности 14
5. Роль малого бизнеса в экономике РФ 15
Заключение 20
Список используемой литературы 21

Файлы: 1 файл

Реферат - Основы предпринимательства.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, предпринимательская  деятельность направлена на достижение коммерческого успеха: получение  прибыли или предпринимательского дохода. Большая часть предпринимательского дохода направляется не на личное потребление, а вкладывается в дальнейшее развитие наиболее перспективных направлений хозяйственной деятельности. Кроме этого предпринимательство направлено на наилучшее использование капитала: собственности и другого имущества, а также финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов.

 

 

3. Преимущества и недостатки малого предпринимательства

Динамичное развитие малого бизнеса обусловлено рядом  преимуществ, которыми он обладает.

Прежде всего, следует  отметить гибкость и мобильность  малого бизнеса, позволяющие ему  оперативно реагировать на запросы  рынка и быстро адаптироваться к  изменяющимся условиям. Малое предпринимательство  можно квалифицировать, как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная, в то же время, с определенным риском для ограниченного числа заинтересованных людей.

Созданию такой атмосферы в малой форме и возможности эффективного хозяйствования способствует соединение в одном лице собственника и управленца, характерное для многих малых предприятий.

Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном разграничении функций между сотрудниками, для малого коллектива, характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости, дублирование и взаимозаменяемость.

Существенным преимуществом малой  фирмы является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации на малых предприятиях и непосредственным общением руководителя и подчиненных.

Наконец, нужно отметить, что для  организации малого бизнеса, как  правило, не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции8.

Однако наряду с преимуществами малый бизнес имеет и недостатки.

Предприниматель работает под страхом быть разоренным, т.е. велика степень риска. Многое зависит  не столько от руководителя, сколько  от воздействия окружающей среды.

Другим слабым местом малого бизнеса является важность накопления капитала. Как правило, для расширения производства владельцы малого бизнеса могут выделить незначительную часть капитала. Есть ограничения и в получении кредита. У малого бизнеса нет достаточно средств для выплаты высокого процента.

У предприятия нет  возможности покупать сырье со значительными оптовыми скидками, так как закупки ограничены масштабом производства. Им также не по средствам организовать собственную службу маркетинга и дилерскую сеть. По этой же причине малые предприятия не способны проводить научные исследования и перспективы начинания. Ограниченная номенклатура выпускаемой продукции делает малое предприятие уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение малый бизнес, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производством. Таковы основные недостатки малого бизнеса. Задача руководителей малых фирм - ослабить их негативное влияние на результаты деятельности предприятия.

В мировой практике на субъекты малого предпринимательства после присвоения им соответствующего статуса распространяются меры государственной поддержки в виде создания для них более выгодных по сравнению с другими организациями условий налогообложения9.

 

4. Условия осуществления предпринимательской деятельности

Для осуществления предпринимательской деятельности необходимы экономические, социальные, правовые условия.

  1. Экономические условия - это в первую очередь предложения товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые они могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы. На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, к которым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения.
  2. Социальные условия - это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам. На разных этапах эти потребности могут меняться. Существенную роль играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды.
  3. Правовые условия - это в первую очередь наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства: упрощенная и ускоренная процедура открытия и регистрации предприятий; совершенствование налогового законодательства, развития совместной деятельности предпринимателей с зарубежными странами; подготовка законодательных инициатив по вопросам правовой гарантии предпринимательской деятельности, включая в первую очередь право на собственность и соблюдение договорных обязательств10.

 

5. Роль малого бизнеса в экономике РФ

Субъекты малого бизнеса объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения.

С экономической стороны  роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей, как:

  • доля валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
  • доля национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
  • доля мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;
  • доля трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;
  • доля малого бизнеса в экспорте продукции;
  • доля налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;
  • доля основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;
  • доля отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме. С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны11.

Развитие малого бизнеса  в РФ имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:

  • мелкий бизнес позволяет заполнить все российские рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в товарах и услугах;
  • для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;
  • развитие мелкого бизнеса - это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;
  • мелкие предприятия проще в управлении, им не требуется создавать сложные управленческие структуры;
  • мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда;
  • развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;
  • с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики;
  • малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей;
  • в современных условиях РФ, когда процесс становления малого бизнеса находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики12.

Малый бизнес выполняет  ряд важнейших экономических  и социальных задач. Помимо налоговых  отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес развивает экономический  сектор, создает дополнительные рабочие  места, способствует конкуренции.

Основные показатели деятельности малых предприятий  – юридических лиц за 2011г. представлено в табл.113.

Таблица 1

Основные показатели деятельности малых предприятий  – юридических лиц за 2011г.

 

Малые 
предприятия

в том числе

микропредприятия

Число предприятий (на конец года), тыс.

1602,5

1374,7

Среднесписочная численность  работников (без внешних совместителей), тыс. человек

10247,5

4526,9

Средняя численность  внешних  
совместителей, тыс. человек

669,0

394,0

Средняя численность  работников,  
выполнявших работы по договорам  
гражданско-правового характера,  
тыс. человек

276,4

85,0

Оборот предприятий, млрд. руб.

16873,1

8067,2

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

346,1

93,3


Число малых предприятий  на конец 2011г. составило 1602,5 тыс. предприятий. Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности в 1 квартале 2012г. представлен на рис.1.

Рис. 1 Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности в 1 квартале 2012г.

Основными целями государственной  политики в области развития малого и среднего предпринимательства  в РФ являются:

  • развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике РФ;
  • обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок РФ и рынки иностранных государств;
  • увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
  • увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
  • увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов14.

К числу факторов, препятствующих динамичному и эффективному развитию малого бизнеса в России, эксперты и исследователи в этой области  относят:

  • отсутствие цивилизованной конкурентной среды;
  • несоответствие нормативно-правового обеспечения реальным условиям развития малого бизнеса;
  • высокий уровень административных барьеров и коррупции;
  • затрудненный доступ предпринимателей к финансовым, имущественным и информационным ресурсам;
  • несовершенство системы налогообложения;
  • низкое качество информационно-аналитического обеспечения органов поддержки малого бизнеса;
  • низкая компетентность представителей органов поддержки малого бизнеса в вопросах предпринимательства;
  • отсутствие системы юридической защиты малого бизнеса и т.д.

Для решения этих проблем  необходима активная и эффективная  государственная политика по поддержке  малого бизнеса на всех уровнях власти. В настоящее время такая политика в России только разрабатывается, определяются ее цели, направления, механизмы реализации. Сделаны лишь первые, не всегда верные и последовательные шаги на пути формирования комплексной политики поддержки и развития малых предприятий и создания механизмов ее реализации. Многие меры государственного регулирования деятельности малого бизнеса носят противоречивый характер. Опыт большинства зарубежных стран, однако, показывает, что это важное самостоятельное системное направление социально-экономической политики государства, которая строится на принципе наибольшего благоприятствования развитию сектора малого бизнеса, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект в стране и регионе15.

 

Заключение

Предпринимательство, предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Малым бизнесом признается деятельность, осуществляемая определенными  субъектами рыночной экономики, имеющие установленные законом признаки.

Основным критерием, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (в организации).

Информация о работе Предпринимательство и малый бизнес: понятие, сущность