Сущность и место малого бизнеса в развитии экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 09:42, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы стало изучение процесса создания и развития малого бизнеса как одного из важнейших звеньев современной экономики.
Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:
• Рассмотреть понятие малого предприятия;
• Проанализировать этапы его создания в РФ,
• Рассмотреть меры государственного регулирования малых предприятий торговли в России,
• Изучить процесс создания торгового предприятия в г.Москва.

Файлы: 1 файл

Античная цивилизация.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Развитие предпринимательства  играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития. Освоение инновационного экономического роста невозможно в условиях искусственного ограничения созидательной творческой стихии, свободы хозяйственной инициативы, необходимой для этого мобильности всех производственных ресурсов. Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует «вымыванию» устаревших. А также способствует развитию конкуренции и «маркетизации», увеличению «открытости» национальной экономики, развитию ввоза и вывоза капитала. Оно создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами. Субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) играют важную роль в экономике любой страны. На данный момент ситуацию с развитием малого и среднего предпринимательства в России трудно оценить позитивно. Выпуск продукции таких компаний составляет всего 21% от объема ВВП, на них занято только 13% экономически активного населения страны, что в разы меньше, чем в развитых западных странах. Неблагоприятна и структура бизнеса – оборот предприятий, занятых в неторговой сфере, составляет всего 28% от общего оборота субъектов малого и среднего предпринимательства. [15] Причины, по которым малый и средний бизнес не получил достаточного развития в экономике России, понятны. Еще с советских времен особый акцент делался на крупные государственные предприятия, индустриальные гиганты, способные обеспечить продукцией всю страну. В 90-е годы появилось множество частных небольших компаний, но они были вынуждены существовать, мирясь с поборами со стороны криминальных структур и коррумпированных государственных служащих. В 2000-е годы проблемы с криминалом для большинства компаний ушли в прошлое, но административные барьеры остались. Все это не способствовало повышению эффективности малого и среднего бизнеса. Кроме того, субъекты малого и среднего предпринимательства нуждаются в особой государственной поддержке, которой они не получали на протяжении практически всей новейшей российской истории. Ситуация стала меняться только в последние годы, однако на сегодняшний день сделано явно недостаточно. В настоящее время существует большое число информационных справок о том, как создаются и развиваются малые предприятия в стране, небольшие статьи о мерах государственного регулирования. Огромную роль играют законодательные акты Правительства РФ. Тем не менее анализ литературы показал, что пока еще нет такого научного труда, который бы описывал не только процесс создания предприятия, но и возможные меры поддержки государства именно не на законодательном, а на научном уровне. Именно этим и объясняется особая актуальность выбранной темы. Целью настоящей работы стало изучение процесса создания и развития малого бизнеса как одного из важнейших звеньев современной экономики. Для достижения данной цели был поставлен ряд задач: • Рассмотреть понятие малого предприятия; • Проанализировать этапы его создания в РФ, • Рассмотреть меры государственного регулирования малых предприятий торговли в России, • Изучить процесс создания торгового предприятия в г.Москва. Объект исследования – малый бизнес как элемент экономической системы РФ. Предмет исследования – процессы создания и развития малого торгового предприятия. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключение и списка литературы.

 

 

 

 

 Введение 
В условиях рыночной экономики основа экономического развития – управление торговой организацией, важнейший показатель эффективности работы предприятия, источники его жизнедеятельности. Рост объема продаж и прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками, другими организациями. 
Деятельность любого предприятия ориентирована на получение определённых результатов. Однако одни предприятия уверенно достигают поставленных целей своей деятельности, а другие работают менее успешно. 
Управление в узком смысле представляет собой конкретные способы (методы) воздействия на объект управления для достижения конкретной цели. 
Управление осуществляется на основе различных форм и методов воздействия на объект управления. От финансового результата предприятия (прибыль или убыток) зависит развитие предприятия, расширение производственной базы, научно-техническое и социальное развитие, материальное поощрение работников, возможность получения дивидендов. Но предприятию необходимо не только получить прибыль, но и в условиях жесткой российской налоговой системы, обусловленной ее чрезвычайной фискальной направленностью, суметь оптимизировать налоги, одним из которых является налог на прибыль, занимающий значительную часть в общей сумме налогов уплачиваемых предприятием. 
Анализ продаж является одним из наиболее действенных методов управления, основным элементом обоснования руководящих решений. Он имеет целью обеспечить устойчивое развитие доходного, конкурентоспособного производства и включает различные направления – правовое, экономическое, производственное, финансовое и другое. 
Анализ продаж и финансовых результатов предприятия предполагает всестороннее изучение технического уровня производства, качества, и конкурентоспособности выпускаемой продукции, обеспеченности производства материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами и эффективности их использования. Они основаны на системном подходе, комплексном учёте разнообразных факторов, качественном подборе достоверной информации и являются важной функцией управления. 
Цель анализа продаж – повышение эффективности его работы на основе системного изучения всех видов его деятельности. В процессе анализа исследуются совокупность технологических, социально – экономических, правовых и иных процессов, закономерности формирования, построения и функционирования систем управления: принципы построения организационных структур, эффективность применяемых методов. Представление об эффективности работы любого предприятия даёт финансовая отчётность. В состав финансовой отчётности должны входить баланс, отчёт о прибылях и убытках, отчёт о движении денежных средств, декларация об учётной политике и пояснительные записки.  Поэтому анализ финансовых результатов предприятия является актуальной проблемой для тщательного исследования.  
Цель дипломного проекта – разработка мероприятий по повышению объема продаж на примере ООО «Тостека». 
Объект исследования – предприятие ООО «Тостека». 
Объектом исследования является предприятие сферы торговли (розничной торговли) ООО «Тостека», основным предметом деятельности, продажа профессиональных средств для салонов красоты, парикмахерской и для домашнего использования. 
В ходе реализации данной работы ставились следующие задачи: 
-    провести анализ системы продаж; 
-    провести анализ динамики продаж;  
-    рассмотреть и рекомендовать мероприятия для улучшения объема продаж. 
Основными источниками ... 
На странице представлена краткая версия работы. 
Полную версию Вы можете получить в офисах Всероссийского Учебного Центра Elite Education или по электронной почте. 
 
Глава I. Сущность и место малого бизнеса в развитии экономики. 
1.1. Сущность и значение малого бизнеса, механизм его влияния на экономические и социальные процессы общества. 
В последнее время в рамках реализации курса по активизации социально-экономического развития страны повышенное внимание уделяется мерам по стимулированию малого бизнеса. Так, вступил в силу Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ, в котором определены основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего бизнеса в стране. 
Малый бизнес выполняет ряд важнейших экономических и социальных задач. Помимо налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес развивает экономический сектор, создает дополнительные рабочие места, способствует конкуренции.  
Рассмотрим подробнее, какое значение малый бизнес имеет для развития экономики государства.  
•    Малый бизнес – важный сектор экономики. В РФ доля малого бизнеса в ВВП не превышает 17%. В США он занимает 32%,  в зоне Евро -63%. 
Предприятия малого бизнеса более устойчивы к внешним изменениям. В период общего экономического спада России в начале 90-х годов именно малый бизнес поддержал российскую экономику и вовремя адаптировался под новые рыночные условия. Государственные предприятия не выдержали конкуренции, были разрушены или приватизированы. Таким образом, малый бизнес демонстрирует свою гибкость, «живучесть», укрепляя и поддерживая рыночную экономику. Малый бизнес - один из основных источников налоговых поступлений.   В Москве налоги, которые платит малый и средний бизнес, составляют около 50% всех налоговых поступлений. В Санкт-Петербурге этот показатель равняется 30%, а в среднем по России - не более 12%. 
Малый бизнес участвует в формировании бюджетов всех уровней. Помимо непосредственных отчислений в бюджет от доходов компаний, предприятия малого бизнеса, создавая рабочие места и являясь источником доходов населения, помогает сбору налогов непосредственно с физических лиц. Малые предприятия исправно и своевременно платят налоги по сравнению с представителями среднего и крупного бизнесом. 
•    Малый бизнес способствует развитию инновационных технологий.  
МП очень гибки в своей деятельности, быстро перестраиваются с изменением конъюнктуры рынка. Малый бизнес выполняет важную функцию в развитии инновационной экономики государства, инвестируя средства в наукоемкие высокотехнологичные направления производства. К малому бизнесу России это относится в малой степени (около 6%), поскольку основное направление деятельности – торговля. Однако есть малые предприятия, которые занимаются разработкой новых научно-технических изобретений. В основном они пользуются поддержкой со стороны государства в виде дотаций, дополнительного субсидирования и т.д. Перестройка малого бизнеса в инновационную направленность позволит подготовить базис для развития больших технических предприятий, которые поспособствуют подъем и развитию всей национальной экономики.  
•    Социально-экономическая роль малого бизнеса. 
Малый бизнес способствует созданию новых рабочих мест, обеспечивает занятость населения, в итоге уменьшается безработица. Относительно небольшой персонал предприятий малого бизнеса способствует большему сплочению трудового коллектива по сравнению с крупными предприятиями. Это еще более усиливает трудовую мотивацию и положительно сказывается на результатах труда компании. Необходимо отметить тот факт, что предприятия малого бизнеса обеспечивают трудоустройство социально нестабильных слоев населения, в частности, молодежи, женщин, и т.д. Именно на этих предприятиях они набираются опыта, знаний, добиваются карьерного роста и самореализации. Несмотря на более высокие темпы производительности труда малого бизнеса, необходимо отметить, что средний уровень заработной платы на малых предприятиях меньше по сравнению с крупными. Это связано с чрезмерной экономией предпринимателей, а также сравнительно меньшими доходами.  На основе малого бизнеса в стране создаётся средний класс, который в любом обществе является гарантом экономической и политической стабильности. В развитых странах средний класс составляет - 70% населения. В России в 2008 г.было 24%, сейчас 14 % упал.  
 До 1 января 2008 г. вопросы поддержки и развития малого бизнеса регулировались Федеральным законом от 14.06.1995 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон № 88-ФЗ). Однако с 1 января 2005 г. из вышеуказанного правового документа был исключен целый ряд статей, в результате чего он стал носить формальный характер, сохранив в себе по большей части декларативные принципы. Отсутствие реального нормативного регулирования поддержки такого важного сектора экономики, как малый и средний бизнес, существенно ограничивало его развитие. В свете этого был принят Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон № 209-ФЗ), вступивший в силу с 1 января 2008 г. 
Принятый Федеральный Закон № 209-ФЗ, не только регулирует сферу развития малого предпринимательства, но и распространяет свое действие на средний бизнес. с 1 января 2008 г. к  субъектам малого и среднего предпринимательства новым Законом относятся: 
- внесенные в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц) потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных  унитарных предприятий ГУПов и МУПов);   
- внесенные в ЕГРИП (Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей) физические лица; 
- крестьянские (фермерские хозяйства). 
Причем перечисленные выше субъекты должны соответствовать следующим критериям: только для юридических лиц - ограничение 25% суммарной доли участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также доли участия юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. Исключение составляют активы акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов. 
Для всех субъектов обязательными являются два критерия (ограничения). Первый критерий - ограничение средней численности работников (вне зависимости от сферы деятельности) за предшествующий календарный год: 
- микропредприятия – до 15 человек; 
- малые 16 – 100 человек; 
- для средних предприятий - от 101 до 250 человек; 
- крупные – 251 и более; 
- для малых предприятий - до 100 человек. 
Причем, среди малых предприятий законодатель выделил микропредприятия, средняя численность работников которых составляет до 15 человек. 
Средняя численность работников определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений. 
Второй критерий - выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, определяемая в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ, или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов), определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухучете, за предшествующий календарный год не должны превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации. 
Предельные значения активов будут устанавливаться Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за малыми и средними предприятиями. 
Данное положение вступило в силу с 1 января 2010 г. (п. 2 ст. 27 Закона № 209-ФЗ).  
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных установленных значений средней численности и показателей выручки, в течение двух календарных лет, следующих один за другим. 
Вновь созданные организации и зарегистрированные индивидуальные предприниматели  могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства в течение года, в котором они зарегистрированы, если перечисленные выше показатели не превышают предельных значений со дня их регистрации. 
Государство берет на себя обязательства по оказанию поддержки субъектам малого и среднего бизнеса в области налогообложения только в рамках правовых мер, определенных ст. 7 Закона № 209-ФЗ. 
Поддержка оказывается на следующих принципах: 
1) заявительный порядок обращения субъектов; 
2) доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов; 
3) равный доступ всех субъектов, соответствующих критериям, к участию в программах, оказывающих поддержку; 
4) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"; 
5) открытость процедур оказания поддержки. 
В момент обращения субъектов за оказанием им поддержки они должны представить документы, подтверждающие их соответствие критериям субъектов малого и среднего предпринимательства и условиям, предусмотренным программами поддержки. Сроки рассмотрения обращений устанавливаются программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Каждый субъект должен быть проинформирован о решении в течение пяти дней со дня его принятия. 
Условия и порядок оказания поддержки устанавливаются программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Государство оставило за собой право отказать в поддержке следующим категориям субъектов: 
1) по формальным критериям: 
а) являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами; 
б) являющихся участниками соглашений о разделе продукции; 
в) осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса; 
г) являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации; 
2) в финансовой поддержке субъектам, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых; 
3) субъектам, допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, если: 
а) не представлены или представлены недостоверные сведения и документы, определенные программами развития малого и среднего предпринимательства; 
б) не выполнены условия оказания поддержки; 
в) ранее в отношении заявителя было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли; 
Статьей 15 Закона № 209-ФЗ предусмотрено создание инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. 
Под инфраструктурой понимается система коммерческих и некоммерческих организаций, которые функционируют в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства и оказания им поддержки. 
Правительство РФ Постановлением от 22.07.2008 № 556 установило предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг), принимаемые в качестве критерия при отнесении субъектов предпринимательской деятельности к микро, малым и средним предприятиям. В результате часть ныне считающихся "маленькими" фирм может лишиться своего статуса, а следовательно, и связанных с ним учетных и прочих преференций.  
Правительством РФ 22 июля 2008 года было принято Постановление № 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" (далее - Постановление), положения которого распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января текущего года (п. 2 Постановления). 
Напомним, что изданные Правительством РФ нормативные правовые акты не должны противоречить федеральному законодательству. Это следует как из части 1 статьи 114 Конституции РФ, согласно которой Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ, так и из абзаца первого статьи 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в котором воспроизведена эта же норма. 
Обратимся теперь к Федеральному закону от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон № 209-ФЗ). Статей 4 Закона № 209-ФЗ установлены следующие критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства. 
1. Для юридических лиц - в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) суммарная доля публичных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, иностранных граждан и/или юридических лиц не должна превышать 25%. Такое же процентное ограничение установлено для доли участия, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ). 
2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующих значений (п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ): 
•    для средних предприятий - от 101 до 250 человек включительно; 
•    для малых предприятий - до 100 человек включительно; 
•    для микропредприятий (эта категория субъектов малого предпринимательства выделена впервые) - до 15 человек. 
3. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС либо балансовая стоимость активов (остаточная стоимость ОС и НМА) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ). 
Указанные предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) должны устанавливаться Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (ч. 2 ст. 4 Закона № 209-ФЗ). С учетом этой нормы и во исполнение пункта 3 части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ Правительством РФ и было принято Постановление, которым были определены критерии выручки - основания для отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. 
Но дело в том, что, в отличие от основной части Закона № 209-ФЗ, часть 2 статьи 4 вступает в силу не с 1 января 2008 года, а значительно позднее - с 1 января 2010 года (ч. 1, ч. 2 ст. 27 Закона № 209-ФЗ). Следовательно, норма Закона № 209-ФЗ, определяющая порядок установления Правительством РФ предельных значений выручки, вступает в силу только с 1 января 2010 года, что указывает на отсутствие правовых оснований для введения в действие Правительством РФ Постановления до указанной даты. 
Установление критериев выручки в целях отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства с нарушением требований федерального законодательства приводит к тому, что некоторые из субъектов предпринимательской деятельности могут быть лишены статуса субъекта малого и среднего предпринимательства в середине отчетного года. 
Требования к данным организациям устанавливаются в программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства. 
В соответствии с Законом № 209-ФЗ поддержка малого и среднего бизнеса оказывается в следующих формах. 
1. Финансовая поддержка (ст. 17) - может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. 
2. Имущественная поддержка (ст. 18) - осуществляется в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению. Статьей 18 установлен также ряд ограничений и запретов, связанных с оказанием имущественной поддержки. 
3. Информационная поддержка (ст. 19) - осуществляется в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. 
4. Консультационная поддержка (ст. 20) - осуществляется в виде: 
- создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, и обеспечения деятельности таких организаций; 
- компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг. 
Кроме того, в Законе № 209-ФЗ отдельно определены особенности оказания поддержки по определенным направлениям деятельности: 
- поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров (ст. 21); 
- поддержка в области инноваций и промышленного производства (ст. 22); 
- поддержка в области ремесленной деятельности (ст. 23); 
- поддержка субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность (ст. 24); 
- поддержка субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность (ст. 25). 
Вместе с тем п. 3 ст. 16 Закона № 209-ФЗ определено, что субъекты Российской Федерации вправе наряду с установленными этим Законом формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. 
Общемировой финансово-экономический кризис не мог не отразиться на деятельности малых предприятий в Российской Федерации: в условиях кризиса многие малые предприятия были вынуждены значительно сокращать масштабы своей деятельности.  
При этом можно констатировать, что усилий и средств, направляемых государством на преодоление негативных последствий кризиса для предпринимательского сектора, недостаточно для исправления сложившейся ситуации. Так, в четвертом квартале 2008 г. была зафиксирована тенденция к снижению деловой активности малых предприятий. По итогам первого квартала 2009 г. значения основных статистических показателей, характеризующих сферу малого предпринимательства, также продолжили снижаться. 
Среднесписочная занятость на малых предприятиях в первом квартале 2009 г. по сравнению с показателем за аналогичный период 2008 г. сократилась на 5,4%. В наибольшей степени сократилось число занятых на малых предприятиях в сфере строительства (на 11,6%) и в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (на 10,8%).  
Объем оборота малых предприятий по итогам первого квартала по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года сократился на 22,4%. Наиболее значительное сокращение оборота произошло на малых предприятиях в сфере добычи полезных ископаемых (на 34,0%), в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (на 26,2%) и в сфере обрабатывающих производств (на 25,7%). 
Объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях  в первом квартале 2009 г. по сравнению с показателем за аналогичный период 2008 г. сократился на 24,1%. В наибольшей степени объемы инвестирования малых предприятий сократились в гостиничном и ресторанном бизнесе (на 78,1%), в сфере сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства (на 47,7%) и в сфере добычи полезных ископаемых (на 44,2%).

 

 

 

Поддержка предпринимательства  в Башкортостане

А.Т. Сагитов, генеральный  директор Уфимского городского фонда развития и поддержки малого предпринимательства

В Уфе сконцентрирована половина из 16 тыс. действующих субъектов малого предпринимательства республики, а  с индивидуальными частными предприятиями - около 30%. Этим фактом объясняется  наличие в городе двух Фондов поддержки и развития малого предпринимательства - городского и республиканского. У городского Фонда на сегодняшний момент существует одна проблема - это краткий период его деятельности (образован в марте 2000 г.), тогда как республиканский Фонд функционирует с августа 1999 г. Но, тем не менее, несмотря на короткий период своей деятельности, городской Фонд проделал определенную работу, учитывая долгий и трудный путь к созданию инфраструктуры по поддержке предпринимательства. Предварительно были созданы союзы - районные, городские, республиканские, отраслевые, которые объединила Ассоциация организаций предпринимательства. Председатель совета Ассоциации представляет и защищает интересы предпринимателей на уровне Кабинета министров республики и обладает информацией о направлении действий правительства в отношении этого сектора, что позволяет своевременно принять какие-то ответные меры и шаги. Кроме того, в структурах поддержки республики все их руководители являются предпринимателями, т.е. не чиновниками, а практиками, знакомыми со всеми проблемами бизнеса.

На примере фотобизнеса хорошо просматриваются проблемы административных барьеров: когда необходимо открыть  по всей территории города много мелких точек, администрация города всячески этому препятствует, потому что выгоднее, конечно, открыть большой магазин или супермаркет. Постоянно предъявляются требования о предоставлении гарантийных писем на юридические адреса, хотя это абсурд, поскольку чаще всего юридические и фактические адреса организаций не совпадают. Таким образом, одним из направлений деятельности Фонда является упрощение системы регистрации малых предприятий.

В республике есть свое Государственное  Собрание, имеющее право принимать  законы, однако в настоящий момент многие республиканские законы имеют те или иные расхождения с федеральными. Тем не менее, Фонды совместно с Государственным Собранием стараются максимально помочь предпринимательству. Так, например, были приняты в первом чтении поправки к закону “О государственной поддержке предпринимательства”, благодаря которым Фонд будет являться заказчиком разработок программ по предпринимательству и иметь доступ к документам проектируемых законопроектов на самой ранней стадии их разработки.

Далее хочется сказать несколько  слов о положении некоторых республиканских районов и городов. Если Уфу можно считать городом экономически достаточно стабильным и относительно богатым, то другие города и районы республики отличаются очень низким уровнем жизни и большим процентом безработицы. К таким городам относится Агидель, где в результате прекращения строительства Башкирской АС уровень безработицы возрос до 17%, в то время как по всей республике он составляет около 2%. Чтобы как-то стабилизировать ситуацию, был подготовлен проект закона, освобождающего предпринимателей, зарегистрированных и работающих в городах Агидель и Кумер-та, от ряда налогов. И результат показал следующее: если по республике поступления в бюджет от предпринимательской деятельности составляют 10% всех налоговых поступлений, то в городе Агидель 56%, следовательно, определенные проблемы можно решить и таким образом вполне успешно.

Кроме крупных городов, где сосредоточена  вся промышленность республики, в  Башкортостане существует множество  сельскохозяйственных районов, в которых  царит упадок: их нужно поднимать и восстанавливать. Это потребовало принятия закона, который в настоящий момент оформлен указом президента, освобождающего субъектов малого предпринимательства 19 сельскохозяйственных районов, действующих в приоритетных для республики направлениях, от ряда местных налогов. По статистическим данным за полгода действия данного закона, принятого в августе 1999 г., уровень безработицы в этих районах снизился на 1%, возросло количество малых предприятий и, соответственно, увеличилось количество рабочих мест, почти в два раза вырос объем товаров и услуг. Единственная проблема, которая является, видимо, повсеместной, заключается в том, что при согласии руководителей республики оказать поддержку предпринимателю, нижестоящие чиновники создают препятствия и бюрократические барьеры, в результате чего в этих 19 районах, попадающих под указ, из существующих 859 субъектов малого предпринимательства реально освобождение от налогов получили только 300. Кроме того, по данным республиканской администрации сумма налоговых льгот должна была составить порядка 2,0 млн. руб., однако данные налоговых инспекций показывают, что сумма составила всего 300 тыс. руб. Поэтому одной из главных задач является активизация местных союзов и объединений предпринимателей совместно с местными администрациями в более широком применении этого закона.

Тема законотворчества очень тесно  связана с темой преодоления  административных барьеров. Предприниматели  республики большое внимание уделяют  проблеме всяческих поборов, взимаемых  различными структурами, такими как  Пожнадзор, СЭС, административные, районные и городские советы. И сейчас готовится следующее предложение: если руководитель той или иной государственной службы, обязанной работать с предпринимателем, получает за это зарплату, то всякие побочные сборы и взносы исключаются. Параллельно этому необходимо уменьшить количество лицензированных видов деятельности в соответствии с законом ввиду существующих противоречий с федеральным законом, поскольку эти ограничительные меры сильно усложняют жизнь предпринимателям.

Известно, что в Нижегородской  области существует такая система, как единый журнал проверок, и мы сейчас тоже работаем над этим вопросом. Но здесь необходимо четко определить понятие комплексной проверки с учетом специфики предприятий, потому что по существующему законодательству такая проверка может осуществляться раз в три года. Возможно, следует разделить комплексную и бухгалтерскую проверки, но над этим надо еще работать. Необходимо привести в соответствие законы, которые защищают отраслевые интересы и предпринимательские, и достигнуть их однозначного толкования.

Еще несколько слов о вмененном  налоге. В текущем году в Башкортостане  пересматривались арендные ставки на землю, которые решено было ввести задним числом плюс введение единого налога на вмененный доход. Это сильно ударило  по автостоянкам, следствием чего должно было стать сокращение площадей автостоянок и резкое увеличение тарифных ставок. Причем считалось, что с введением земельного налога бюджет города получит дополнительно 1,0 млн. руб. без всяких усилий. Но в Госсобрании республики удалось продвинуть в первом чтении поправку к закону о снижении земельного налога применительно к автостоянкам. Но есть сомнение в том, что удастся эту поправку привести в соответствие с федеральным законом.

И, наконец, об информационной системе. Необходимо рассмотреть предложение о создании центрального информационного органа, освещающего опыт и достижения предпринимательской деятельности. Это может быть или центральная газета, или сайт, или даже энциклопедия предпринимателя, в которой можно легко найти ответы на интересующие вопросы в сфере предпринимательства. Желательно установить более широкий обмен опытом и информацией на региональном уровне, чтобы не приходилось с трудом изобретать то, что уже широко применяется в другом регионе.

2.3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ

Конструктивный диалог с властью -необходимое условие  действенности общественной организации

 

 

Конструктивное сотрудничество объединений предпринимателей и  власти - важнейшее условие развития предпринимательства

О.И. Хлынин, заместитель  начальника Главного управления по работе с объединениями предпринимателей Торгово-промышленной палаты РФ

Торгово-промышленная палата Российской Федерации неоднократно в своих  документах, направленных в законодательные  и исполнительные органы власти, подчеркивала необходимость конструктивного сотрудничества бизнеса и власти в решении наиболее острых и актуальных проблем по развитию предпринимательства, его поддержке и защите как важнейшего фактора экономического роста.

Информация о работе Сущность и место малого бизнеса в развитии экономики