Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 09:42, дипломная работа
Целью настоящей работы стало изучение процесса создания и развития малого бизнеса как одного из важнейших звеньев современной экономики.
Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:
• Рассмотреть понятие малого предприятия;
• Проанализировать этапы его создания в РФ,
• Рассмотреть меры государственного регулирования малых предприятий торговли в России,
• Изучить процесс создания торгового предприятия в г.Москва.
В стратегическом плане ТПП РФ поддерживает линию на развитие цивилизованных рыночных отношений в сочетании с укреплением и повышением регулирующей роли государства. Сложившиеся экономические условия требуют, чтобы все институты государственной власти вели постоянный и конструктивный диалог не только с иностранными кредиторами и МВФ, но и с представителями отечественного предпринимательства и научной общественности. Требование времени - создание различных совещательных органов в рамках, в которых высокопрофессиональные представители деловых кругов и научной общественности могли бы совместно с чиновниками участвовать в подготовке важнейших государственных решений, в т.ч. по формированию государственной промышленной и инновационной политики, в бюджетном процессе, выработке налогового законодательства. Исходя из сложившейся ситуации, основной задачей Федерального Собрания и Правительства РФ на ближайшую перспективу является закрепление позитивных сдвигов в экономике, обеспечение финансовой стабилизации и поддержки реального сектора и на этой основе - создание условий для перехода к социально ориентированному и устойчивому экономическому росту и повышению жизненного уровня населения.
При этом следует иметь в виду, что социальная политика, декларируемая думскими фракциями, должна быть не дележом скудных бюджетных возможностей в интересах социального сектора, а, прежде всего, содействовать развитию реального сектора, создающего продукцию и услуги и пополняющего за счет своих доходов государственную казну.
В этих целях, с точки зрения ТПП РФ, необходимы, прежде всего, формирование правового поля, устраняющего бюрократические барьеры на пути развития предпринимательства в реальном секторе, кодификация законодательства и обеспечение его стабильности, а также проведение последовательной региональной политики по содействию развитию производительных сил.
В настоящее время почти 20% ВВП создается в частном секторе. В стране сформирована соответствующая рыночным условиям инфраструктура. Особую роль при этом играют общественные объединения предпринимателей и система торгово-промышленных палат. Предпринимательские круги, опираясь на сложившуюся инфраструктуру, содействуют стабильному развитию бизнеса в крайне сложных политических ситуациях. Об этом свидетельствует кругооборот предпринимательского капитала, не зависящего ныне от политических потрясений в верхних эшелонах государственной власти, а также ожидание роста производства в 2000 г., которое предвидят более 40% опрошенных социологами предпринимателей реального сектора экономики.
В ближайшей и более отдаленной перспективе перед предпринимательским сообществом стоит задача дальнейшей самоорганизации и поиска путей упрочения позиций бизнеса в социально-экономических процессах в стране.
Усилия предпринимательского сообщества следует направить на взаимодействие с федеральными и региональными органами государственной власти и воздействие на власть с целью принятия законодательных и нормативных актов, способствующих созданию условий для предпринимательской деятельности.
Принципиальная позиция Палаты состоит в том, чтобы в диалоге бизнеса и власти был услышан и понят голос всех без исключения категорий, слоев и групп предпринимательства. Особенно это касается малого и среднего предпринимательства. Наметившиеся тенденции к пересмотру приоритетов государственной политики в области малого предпринимательства и сворачиванию мер по его государственной поддержке должны быть решительно остановлены. Необходимо в самое ближайшее время добиться финансирования Федеральной программы развития малого предпринимательства на 2000-2001 гг. и приступить к разработке Федеральной программы на 2002-2005 гг. на основе согласованных усилий предпринимательской общественности и всех ветвей власти.
Сотрудничество бизнеса и
Практически все палаты имеют соглашения с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривающие совместные действия, проведение консультаций, обмен информацией.
Торгово-промышленная палата Российской Федерации считает, что приоритетом в законодательной деятельности должна быть подготовка кодифицированных актов, решающих одновременно задачи социально-экономической сферы рыночных отношений и обновления правовой системы.
Помимо того, необходимо обеспечить упорядочение российского законодательства, приведение его в логически стройную систему, устранение в нем противоречий и обеспечение стабильности и доступности для предпринимателей, а также издать Свод законов Российской Федерации.
Торгово-промышленная палата РФ, основываясь на своем видении социально-экономического положения в стране, механизмах развития экономики, готова вести конструктивный диалог по этим и другим социально-экономическим проблемам со всеми ветвями законодательной и исполнительной власти, политическими партиями, блоками и фракциями. Палата для этих целей располагает необходимой инфраструктурой (электронной почтой, высококвалифицированными кадрами) и творчески сотрудничает с ведущими представителями отечественного и зарубежного бизнеса, их объединениями, а также научной общественностью. Располагая электронной информационной сетью и массовыми печатными изданиями, используя свой опыт организации и проведения “круглых столов”, конференций, деловых встреч и делегируя представителей для участия в различных форумах и съездах, Торгово-промышленная палата РФ и территориальные палаты, составляющие единую структуру из более чем 150 образований, которые функционируют во всех региональных центрах и крупнейших городах, формируют общественное мнение по отношению к рыночным преобразованиям, экономической политике государства в целом и поддержке отечественного предпринимательства на основе различных форм собственности.
Российские деловые круги, мнение и интересы которых выражает в соответствии с уставными документами Торгово-промышленная палата РФ, ожидают от законодательных и исполнительных органов власти (как на федеральном, так и на региональном уровнях) решительных и последовательных действий по формированию надежного правового поля по дальнейшему развитию предпринимательства.
При этом законодательно должен быть утвержден порядок, при котором ни один юридический акт, в той или иной степени затрагивающий экономику, не был бы окончательно принят без его предварительного обсуждения с предпринимательским сообществом.
Другой стороной сотрудничества власти
и бизнеса должно стать большее
доверие государственных
Приватизация и
концентрация форм и методов лоббирования интересов предпринимателей в законодательных и исполнительных органах власти;
участие представителей Палаты в процессе принятия решений федеральными и региональными органами власти по проблемам развития предпринимательства на микро- и макроуровнях;
координация деятельности по поддержке предпринимателей различных некоммерческих и общественных структур;
создание специализированных фирм по оказанию услуг предпринимателям;
привлечение отечественных и зарубежных источников поддержки предпринимателей.
Основными функциями действующего механизма являются анализ актуальных проблем и интересов предпринимателей, подготовка материалов по законодательным инициативам и другим нормативно-правовым актам. Торгово-промышленная палата РФ постоянно взаимодействует с законодательными, исполнительными органами на федеральном, региональном, муниципальном и местном уровнях. Такое взаимодействие, с одной стороны, способствует выявлению основополагающих тенденций развития предпринимательства, а с другой - позволяет оказывать предпринимательским структурам необходимую методическую и организационную помощь.
Система ТПП РФ достаточно широко разветвлена и включает объединения (союзы, гильдии, ассоциации) предпринимателей, являющиеся членами Палаты и ее территориальных образований, а также акционерные общества, внешнеэкономические объединения и предприятия, созданные при участии ТПП и оказывающие специализированные услуги предпринимателям и фирмам. Активное вовлечение в мирохозяйственные связи, развитие и диверсификация предпринимательских структур ставят перед данной системой задачи приспособления предпринимательства к постоянно меняющимся условиям социально-экономической жизни, нахождения адекватных решений для удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов и перспективных сфер активности.
В настоящее время в развитии предпринимательства возрастает роль территориальных торгово-промышленных палат. Они содействуют формированию рыночной инфраструктуры в регионах, развитию прямых партнерских связей с отечественными и зарубежными деловыми кругами, торгово-экономических и научно-технических связей для ведения всех видов предпринимательской деятельности независимо от форм собственности. В совершенствовании их деятельности особое значение приобретает выработка механизма взаимодействия местных и республиканских, краевых и областных палат, т.е. актуальной становится проблема развития их вертикальной кооперации в рамках региона.
2.4. ИНФРАСТРУКТУРА
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
Практика работы регионального центра социальной адаптации военнослужащих по вовлечению граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в предпринимательскую деятельность
А.Ю. Деркач, директор Регионального центра социальной адаптации
военнослужащих г. Одинцово (Московская область)
Одно из основных направлений работы Регионального центра социальной адаптации военнослужащих (РЦ CAB) - поддержка малого предпринимательства путем оказания помощи гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей в создании и расширении малых предприятий, что способствует, прежде всего, обеспечению самозанятости граждан этой категории.
При
непосредственном участии Центра создано
несколько малых предприятий: кадровое
агентство “Рубеж”, мини-типография,
фирма по сборке и ремонту компьютерной
и оргтехники, центр социально-
С целью вовлечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в предпринимательскую деятельность Региональный центр осуществляет комплекс мероприятий по отбору социально активных людей, их обучению основам предпринимательства, по составлению и экспертизе бизнес-планов, продвижению и поддержке перспективных бизнес-идей.
Этот отбор осуществляется на основе разработанной специалистами психологической службы РЦ CAB методики. В её основе - специальное социально-психологическое тестирование и семинар-тренинг “Первый шаг”. Психологическое тестирование позволяет определить наличие деловых качеств человека, необходимых для предпринимательской деятельности и работы менеджера. Семинар-тренинг “Первый шаг” позволяет тренерам донести до участников доступную информацию по основам экономической, правовой, кадровой деятельности малых предприятий, а также о психологических аспектах введения бизнеса. В анкетах обратной связи слушатели курса, будущие предприниматели, отмечают необходимость этой информации на первом этапе реализации бизнес-идеи. В целом эти мероприятия обеспечивают активизацию предпринимательской инициативы бывших военнослужащих, позволяя отобрать людей для дальнейшего обучения предпринимательскому делу.
Курс “Основы предпринимательства. Планирование и организация малого бизнеса” рассчитан на 80 учебных часов. Обучающий курс, разработанный нами, ориентирован на тех людей, которые в процессе обучения готовы составлять бизнес-планы на основе своих идей. Программа курса включает в себя основы маркетинга, экономического планирования, бухгалтерского учета, финансового планирования, вопросы оптимизации налогообложения, управления персоналом, минимизации предпринимательских рисков, выработки экономической модели поведения предприятия на рынке, эффективности бизнес-продаж, подготовки и проведения деловых переговоров. Хорошо зарекомендовали себя проводимые в рамках учебного курса практические занятия в компьютерном классе по составлению реальных бизнес-планов. Как показал наш опыт, эти занятия полезны слушателям курса, так как построены на основе практического опыта работы и требуют постоянного сбора и анализа информации.
Экспертизу бизнес-планов осуществляют специалисты РЦ CAB и привлекаемые к этой работе консультанты. Планируется проведение выставки бизнес-проектов, на которую будут приглашены наши партнеры, организации, заинтересованные в поддержке перспективных бизнес-проектов, представители местных администраций.
Информация о работе Сущность и место малого бизнеса в развитии экономики