Сущность и место малого бизнеса в развитии экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 09:42, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы стало изучение процесса создания и развития малого бизнеса как одного из важнейших звеньев современной экономики.
Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:
• Рассмотреть понятие малого предприятия;
• Проанализировать этапы его создания в РФ,
• Рассмотреть меры государственного регулирования малых предприятий торговли в России,
• Изучить процесс создания торгового предприятия в г.Москва.

Файлы: 1 файл

Античная цивилизация.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

В стратегическом плане ТПП РФ поддерживает линию на развитие цивилизованных рыночных отношений в сочетании с укреплением и повышением регулирующей роли государства. Сложившиеся экономические условия требуют, чтобы все институты государственной власти вели постоянный и конструктивный диалог не только с иностранными кредиторами и МВФ, но и с представителями отечественного предпринимательства и научной общественности. Требование времени - создание различных совещательных органов в рамках, в которых высокопрофессиональные представители деловых кругов и научной общественности могли бы совместно с чиновниками участвовать в подготовке важнейших государственных решений, в т.ч. по формированию государственной промышленной и инновационной политики, в бюджетном процессе, выработке налогового законодательства. Исходя из сложившейся ситуации, основной задачей Федерального Собрания и Правительства РФ на ближайшую перспективу является закрепление позитивных сдвигов в экономике, обеспечение финансовой стабилизации и поддержки реального сектора и на этой основе - создание условий для перехода к социально ориентированному и устойчивому экономическому росту и повышению жизненного уровня населения.

При этом следует иметь в виду, что социальная политика, декларируемая  думскими фракциями, должна быть не дележом скудных бюджетных возможностей в интересах социального сектора, а, прежде всего, содействовать развитию реального сектора, создающего продукцию и услуги и пополняющего за счет своих доходов государственную казну.

В этих целях, с точки зрения ТПП РФ, необходимы, прежде всего, формирование правового поля, устраняющего бюрократические барьеры на пути развития предпринимательства в реальном секторе, кодификация законодательства и обеспечение его стабильности, а также проведение последовательной региональной политики по содействию развитию производительных сил.

В настоящее время почти 20% ВВП  создается в частном секторе. В стране сформирована соответствующая  рыночным условиям инфраструктура. Особую роль при этом играют общественные объединения предпринимателей и система торгово-промышленных палат. Предпринимательские круги, опираясь на сложившуюся инфраструктуру, содействуют стабильному развитию бизнеса в крайне сложных политических ситуациях. Об этом свидетельствует кругооборот предпринимательского капитала, не зависящего ныне от политических потрясений в верхних эшелонах государственной власти, а также ожидание роста производства в 2000 г., которое предвидят более 40% опрошенных социологами предпринимателей реального сектора экономики.

В ближайшей и более отдаленной перспективе перед предпринимательским сообществом стоит задача дальнейшей самоорганизации и поиска путей упрочения позиций бизнеса в социально-экономических процессах в стране.

Усилия предпринимательского сообщества следует направить на взаимодействие с федеральными и региональными органами государственной власти и воздействие на власть с целью принятия законодательных и нормативных актов, способствующих созданию условий для предпринимательской деятельности.

Принципиальная позиция Палаты состоит в том, чтобы в диалоге бизнеса и власти был услышан и понят голос всех без исключения категорий, слоев и групп предпринимательства. Особенно это касается малого и среднего предпринимательства. Наметившиеся тенденции к пересмотру приоритетов государственной политики в области малого предпринимательства и сворачиванию мер по его государственной поддержке должны быть решительно остановлены. Необходимо в самое ближайшее время добиться финансирования Федеральной программы развития малого предпринимательства на 2000-2001 гг. и приступить к разработке Федеральной программы на 2002-2005 гг. на основе согласованных усилий предпринимательской общественности и всех ветвей власти.

Сотрудничество бизнеса и власти обеспечит необходимый эффект лишь в том случае, если оно будет развиваться на всех иерархических уровнях. На наш взгляд, ведущие позиции в диалоге бизнеса и власти на региональном и местном уровнях объективно принадлежат сегодня торгово-промышленным палатам. Около 80 территориальных торгово-промышленных палат инициировали принятие или участвовали в подготовке более чем 200 постановлений глав администраций и региональных законодательных актов, касающихся непосредственно их деятельности, развития предпринимательства, защиты и создания благоприятных условий для отечественного производства.

Практически все палаты имеют соглашения с органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, предусматривающие  совместные действия, проведение консультаций, обмен информацией.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации считает, что приоритетом в законодательной деятельности должна быть подготовка кодифицированных актов, решающих одновременно задачи социально-экономической сферы рыночных отношений и обновления правовой системы.

Помимо того, необходимо обеспечить упорядочение российского законодательства, приведение его в логически стройную систему, устранение в нем противоречий и обеспечение стабильности и доступности для предпринимателей, а также издать Свод законов Российской Федерации.

Торгово-промышленная палата РФ, основываясь на своем видении социально-экономического положения в стране, механизмах развития экономики, готова вести конструктивный диалог по этим и другим социально-экономическим проблемам со всеми ветвями законодательной и исполнительной власти, политическими партиями, блоками и фракциями. Палата для этих целей располагает необходимой инфраструктурой (электронной почтой, высококвалифицированными кадрами) и творчески сотрудничает с ведущими представителями отечественного и зарубежного бизнеса, их объединениями, а также научной общественностью. Располагая электронной информационной сетью и массовыми печатными изданиями, используя свой опыт организации и проведения “круглых столов”, конференций, деловых встреч и делегируя представителей для участия в различных форумах и съездах, Торгово-промышленная палата РФ и территориальные палаты, составляющие единую структуру из более чем 150 образований, которые функционируют во всех региональных центрах и крупнейших городах, формируют общественное мнение по отношению к рыночным преобразованиям, экономической политике государства в целом и поддержке отечественного предпринимательства на основе различных форм собственности.

Российские деловые круги, мнение и интересы которых выражает в  соответствии с уставными документами Торгово-промышленная палата РФ, ожидают от законодательных и исполнительных органов власти (как на федеральном, так и на региональном уровнях) решительных и последовательных действий по формированию надежного правового поля по дальнейшему развитию предпринимательства.

При этом законодательно должен быть утвержден порядок, при котором  ни один юридический акт, в той  или иной степени затрагивающий  экономику, не был бы окончательно принят без его предварительного обсуждения с предпринимательским сообществом.

Другой стороной сотрудничества власти и бизнеса должно стать большее  доверие государственных органов  к деятельности общественных структур предпринимателей, действующих в  качестве регулирующего фактора  при самоорганизации бизнеса. Здесь  желательно расширение прав и обязанностей торгово-промышленных палат по оказанию отечественному предпринимательству услуг. Это, в первую очередь, касается выдачи различных удостоверяющих документов, консультационных услуг, сертификации образовательных учреждений и профессиональной подготовки предпринимательских кадров для малого бизнеса и ремесленников, аудиторских и экспертных услуг, деятельности третейских судов и т.п.

Приватизация и разгосударствление, бурное развитие предпринимательства  в России в прошедшее десятилетие способствовали возникновению множества различных по своей структуре, видам деятельности и формам организаций (ассоциаций, гильдий, союзов, общественных структур), объединяющих предпринимателей. По общему признанию, ведущей общественной структурой является Торгово-промышленная палата РФ. В ее деятельности принимают участие лидеры бизнеса всех отраслей экономики, они на общественных началах проводят совместную работу по оказанию содействия органам власти в развитии цивилизованных рыночных отношений в стране, подъеме отечественного производства и росте благосостояния населения. Механизм системы ТПП по оказанию поддержки предпринимателям базируется на следующих концептуальных подходах:

концентрация форм и методов  лоббирования интересов предпринимателей в законодательных и исполнительных органах власти;

участие представителей Палаты в процессе принятия решений федеральными и  региональными органами власти по проблемам  развития предпринимательства на микро- и макроуровнях;

координация деятельности по поддержке предпринимателей различных некоммерческих и общественных структур;

создание специализированных фирм по оказанию услуг предпринимателям;

привлечение отечественных и зарубежных источников поддержки предпринимателей.

Основными функциями действующего механизма являются анализ актуальных проблем и интересов предпринимателей, подготовка материалов по законодательным инициативам и другим нормативно-правовым актам. Торгово-промышленная палата РФ постоянно взаимодействует с законодательными, исполнительными органами на федеральном, региональном, муниципальном и местном уровнях. Такое взаимодействие, с одной стороны, способствует выявлению основополагающих тенденций развития предпринимательства, а с другой - позволяет оказывать предпринимательским структурам необходимую методическую и организационную помощь.

Система ТПП РФ достаточно широко разветвлена и включает объединения (союзы, гильдии, ассоциации) предпринимателей, являющиеся членами Палаты и ее территориальных  образований, а также акционерные  общества, внешнеэкономические объединения и предприятия, созданные при участии ТПП и оказывающие специализированные услуги предпринимателям и фирмам. Активное вовлечение в мирохозяйственные связи, развитие и диверсификация предпринимательских структур ставят перед данной системой задачи приспособления предпринимательства к постоянно меняющимся условиям социально-экономической жизни, нахождения адекватных решений для удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов и перспективных сфер активности.

В настоящее время в развитии предпринимательства возрастает роль территориальных торгово-промышленных палат. Они содействуют формированию рыночной инфраструктуры в регионах, развитию прямых партнерских связей с отечественными и зарубежными деловыми кругами, торгово-экономических и научно-технических связей для ведения всех видов предпринимательской деятельности независимо от форм собственности. В совершенствовании их деятельности особое значение приобретает выработка механизма взаимодействия местных и республиканских, краевых и областных палат, т.е. актуальной становится проблема развития их вертикальной кооперации в рамках региона.

2.4. ИНФРАСТРУКТУРА  ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Практика работы регионального  центра социальной адаптации военнослужащих по вовлечению граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в предпринимательскую деятельность

А.Ю. Деркач, директор Регионального  центра социальной адаптации

военнослужащих г. Одинцово (Московская область)

Одно из основных направлений работы Регионального центра социальной адаптации военнослужащих (РЦ CAB) - поддержка малого предпринимательства путем оказания помощи гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей в создании и расширении малых предприятий, что способствует, прежде всего, обеспечению самозанятости граждан этой категории.

При непосредственном участии Центра создано  несколько малых предприятий: кадровое агентство “Рубеж”, мини-типография, фирма по сборке и ремонту компьютерной и оргтехники, центр социально-психологической  поддержки “Статус”. Центр также оказал содействие в становлении и развитии другим малым предприятиям. Это позволило создать 26 рабочих мест.

С целью вовлечения граждан, уволенных  с военной службы, и членов их семей в предпринимательскую  деятельность Региональный центр осуществляет комплекс мероприятий по отбору социально активных людей, их обучению основам предпринимательства, по составлению и экспертизе бизнес-планов, продвижению и поддержке перспективных бизнес-идей.

Этот  отбор осуществляется на основе разработанной  специалистами психологической службы РЦ CAB методики. В её основе - специальное социально-психологическое тестирование и семинар-тренинг “Первый шаг”. Психологическое тестирование позволяет определить наличие деловых качеств человека, необходимых для предпринимательской деятельности и работы менеджера. Семинар-тренинг “Первый шаг” позволяет тренерам донести до участников доступную информацию по основам экономической, правовой, кадровой деятельности малых предприятий, а также о психологических аспектах введения бизнеса. В анкетах обратной связи слушатели курса, будущие предприниматели, отмечают необходимость этой информации на первом этапе реализации бизнес-идеи. В целом эти мероприятия обеспечивают активизацию предпринимательской инициативы бывших военнослужащих, позволяя отобрать людей для дальнейшего обучения предпринимательскому делу.

Курс  “Основы предпринимательства. Планирование и организация малого бизнеса” рассчитан  на 80 учебных часов. Обучающий курс, разработанный нами, ориентирован на тех людей, которые в процессе обучения готовы составлять бизнес-планы на основе своих идей. Программа курса включает в себя основы маркетинга, экономического планирования, бухгалтерского учета, финансового планирования, вопросы оптимизации налогообложения, управления персоналом, минимизации предпринимательских рисков, выработки экономической модели поведения предприятия на рынке, эффективности бизнес-продаж, подготовки и проведения деловых переговоров. Хорошо зарекомендовали себя проводимые в рамках учебного курса практические занятия в компьютерном классе по составлению реальных бизнес-планов. Как показал наш опыт, эти занятия полезны слушателям курса, так как построены на основе практического опыта работы и требуют постоянного сбора и анализа информации.

Экспертизу  бизнес-планов осуществляют специалисты РЦ CAB и привлекаемые к этой работе консультанты. Планируется проведение выставки бизнес-проектов, на которую будут приглашены наши партнеры, организации, заинтересованные в поддержке перспективных бизнес-проектов, представители местных администраций.

Информация о работе Сущность и место малого бизнеса в развитии экономики