Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Целью работы, исходя из ее актуальности и практической значимости, является изучение особенностей взаимодействия малого бизнеса и государства в современных российских условиях.
Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:
 раскрыть понятие «малый бизнес», определив его специфические черты;
 изучить основы кредитования, финансирования и налогообложения малого бизнеса;
 проанализировать динамику развития малого бизнеса в России;
 определить проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России;
 выявить роль государства в решении проблем малого бизнеса и наметить направления взаимодействия государства и малого бизнеса в дальнейшем.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Особенности развития малого бизнеса……………………4
1.1. Сущность малого бизнеса…………………………………………………..4
1.2. Взаимосвязь малого бизнеса и государства……………………………….10
Глава 2. Инструменты взаимодействия государства и малого бизнеса………………………………………………………………………….13
2.1. Источники финансирования малого бизнеса……………………………...13
2.2. Кредитование малого бизнеса……………………………………………...17
2.3. Системы налогообложения малого бизнеса……………………………...22
Глава 3. Проблемы государственного регулирования малого бизнеса в России……………………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………...29Список литературы………

Файлы: 1 файл

готовый курсовик.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Анализ существующих систем налогообложения малого бизнеса показал, что специальные налоговые режимы, несомненно, должны способствовать развитию малого предпринимательства в нашей стране.

Общий режим налогообложения предполагает уплату налогоплательщиками федеральных, региональных и местных налогов. Федеральные налоги действуют на территории страны, а региональные — только в тех, где законодательный орган принял специальный закон об их введении, устанавливающий ставки, формы отчетности и сроки уплаты налогов. Местные налоги вводятся в действие актами местных органов власти.

Установление специальных налоговых режимов в отношении субъектов малого и среднего бизнеса продиктовано необходимостью учета при налогообложении направления и объема их деятельности.

Специальные налоговые режимы получили распространение и в ряде стран ближнего зарубежья, таких как Азербайджан, Армения, Беларусь, Таджикистан, Казахстан, Украина и др.

Использование специальных режимов заменяет уплату нескольких основных налогов, таких как налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на имущество организаций и единого социального налога (ЕСН), уплатой единого налога, размер которого рассчитывается в упрощенном порядке, при этом остальные налоги уплачиваются в общем порядке. Возможность применения специальных режимов зависит от сферы деятельности налогоплательщика, величины дохода и организационно-правовой формы бизнеса.

В зависимости от различных показателей выбирается одна из четырех специальных систем налогообложения или применяются несколько одновременно.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей — организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих сельскохозяйственную продукцию или выращивающих рыбу, осуществляющих ее первичную или последующую переработку. Система предусматривает на добровольных началах замену единым сельскохозяйственным налогом (ЕСХН) уплату налога на прибыль, НДС (кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации), налога на имущество и ЕСН.

Упрощенная система налогообложения (УСНО) — одна из наиболее популярных систем, поскольку налогоплательщик имеет возможность выбора объекта налогообложения, кроме того, он может вести бухгалтерский учет в минимальном объеме, что, безусловно, является существенным преимуществом.

Объектом налогообложения могут быть доходы (облагаются по ставке 6%) или доходы, уменьшенные на величину расходов (облагаются по ставке 15%). Выбор объекта налогообложения зависит от доли расходов в общем объеме выручки и их состава, так как не все расходы уменьшают доходы в целях налогообложения.

Существуют жесткие ограничения, установленные Налоговым Кодексом РФ по применению УСНО.

Не имеют права применять данную систему:

банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды и нотариусы, занимающиеся частной практикой;

юридические лица и ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров, добычей полезных ископаемых (кроме не числящихся на государственном балансе и установленных в подп. 1 п. 2 ст. 336 НК РФ), являющиеся участниками соглашений о разделе имущества;

Кроме того, на УСНО, согласно подп. 13 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, не имеют право переходить организации:

имеющие филиалы и (или) представительства на территории Российской Федерации (ст. 55 ГК РФ);

в которых доля участия сторонних организаций превышает 25%;

списочная численность работников которых за налоговый период превысила 100 человек;

в которых стоимость основных средств (ОС) и нематериальных активов (НА), определенных в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете», превышает 100,00 млн руб.

К неудобству данной системы можно отнести легкость утраты права по ее применению. Для этого достаточно выйти за лимит годового дохода в 20,00 млн руб. или иметь остаточную стоимость ОС и НА более чем в 100,00 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Как следствие, возможная обязанность доплаты налога на прибыль, уплата штрафных санкций, восстановление данных бухгалтерского учета за весь период применения упрощенного режима налогообложения, возможная дополнительная сдача налоговой и бухгалтерской отчетности. Вполне оправдано было бы увеличение суммы этого лимита, для того чтобы более широкий круг предпринимателей смог воспользоваться данной системой, а налогоплательщики, уже использующие ее, не испытывали неудобств, связанных с переходом на общий режим налогообложения при незначительном превышении лимита.

Кроме того, налогоплательщики УСНО должны отслеживать все изменения в налоговом законодательстве, так как введение нового налога или изменение названия налога означает автоматическое включение их в качестве его плательщиков. Решение дублировать учет хозяйственных операций по правилам бухгалтерского учета или возможное появление обязанности перехода на уплату ЕНВД по одному или некоторым видам деятельности может повлечь за собой увеличение затрат на ведение учета.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) — специальный налоговый режим, который применяется в обязательном порядке в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, если предприниматели и организации занимаются следующими видами деятельности:

- оказание бытовых и ветеринарных услуг; услуг по ремонту, техническому обслуживанию, мойке автотранспортных средств и платных автостоянок;

- услуг общественного питания и розничной торговли;

- распространения или размещения наружной рекламы.

Стоит отметить, что, наряду с недостатками, налог обладает и неоспоримым преимуществом — снижением себестоимости продукции (работ, услуг) за счет отсутствия таких налогов, как НДС и ЕСН, что особенно актуально для малых предприятий.

Также хотелось бы обратить внимание на то, что п. 4 ст. 346.12 НК РФ дает право организациям и индивидуальным предпринимателям применять УСНО и систему налогообложения в виде ЕНВД одновременно.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции — довольно специализированный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений о разделе продукции (полезных ископаемых, добытых из недр на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации), заключенных между государством и пользователем недр в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции».

Но, как показывает статистика, самой популярной системой у представителей малого бизнеса является упрощенная система налогообложения в виде патента для индивидуальных предпринимателей.

Система налогообложения на основе патента — модернизированный вид УСНО. Суть этого способа уплаты налогов состоит в уплате фиксированной суммы за патент на вид деятельности, которым предприниматель занимается, не привлекая к своей деятельности наемных работников.

Покупка патента осуществляется на квартал, полугодие, 9 месяцев или год и оплачивается двумя частями: одну треть стоимости — не позднее 25 дней после начала работы по новой системе, оставшуюся часть — не позднее 25 дней по окончании периода, на который был выдан патент.

Годовая стоимость патента определяется как соответствующая налоговой ставке, предусмотренной п. 1 ст. 346.20 НК РФ, процентная доля установленного по каждому виду предпринимательской деятельности, предусмотренному п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ, потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.

Особое внимание следует обратить на тот факт, что в случае использования специальных налоговых режимов налогоплательщик уже не является плательщиком НДС. Следовательно, его контрагенты (покупатели или заказчики), применяющие общий режим налогообложения и являющиеся плательщиками НДС, не могут возместить НДС, поэтому сделка становится для них малопривлекательной.

Необходимость оптимизации системы налогообложения малого бизнеса признается и законодателями. Совершенно очевидно, что без дальнейших реформ в этой области не обойтись, так как удобство, грамотность и простота уплаты налога является ключевым моментом не только в выполнении государством в полном объеме своей фискальной функции, но и в повышении мотивации к развитию у малого бизнеса, без которого невозможно повышение конкурентоспособности страны в целом.

 

 

 

Глава 3. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Сегодня Россия отстает от большинства развитых стран по основным показателям, характеризующим сферу малого бизнеса. Это свидетельствует о недостаточном развитии данного сектора российской экономики, что не позволяет ему в полной мере осуществлять все свои функции. Однако с каждым годом количество малых предприятий в России возрастает (табл. 2).

Динамика развития малого предпринимательства в России

                                              в 2001-2008гг.                                              Таблица 2

Год

Количество малых предприятий, тыс. ед.

Общая численность занятых на малых предприятиях, тыс. чел.

2001

890,6

6485,8

2002

879,3

6596,7

2003

843

6483,5

2004

882,3

7220,3

2005

892,9

7433,1

2006

953,1

7815,1

2007

979,3

8045,2

2008

1032,8

8582,8

Источник: Чибисов А.А. Проблемы банковского кредитования малого бизнеса / А.А. Чибисов // Финансы и кредит. – 2010. –  №6. – С. 41-47.

 

В России за 2008г. количество субъектов малого предпринимательства составило свыше 4 млн (1,1 млн – малые предприятия – юридические лица; 3 млн – индивидуальные предприниматели).

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проблемой, наиболее остро стоящей перед российскими предпринимателями, сегодня является дефицит квалифицированных кадров. На это указали более 52% опрошенных. Далее следуют претензии к налоговой политике (слишком высокий размер налоговых ставок и неэффективное налоговое администрирование) и распространенность коррупции на всех уровнях власти (42-45%). Реже (в 16-24% случаях) предприниматели говорят о недостаточной защищенности прав собственности и контрактных прав, неэффективном государственном управлении и судебной системе. Вопросы, связанные с политической ситуацией, ясностью целей и ориентиров развития государства, почти не беспокоят бизнес (7-10%)5.

В последнее десятилетие в России появляются более 50тыс. малых предприятий ежегодно. Однако этого явно недостаточно. Их количество в интересах развития экономики необходимо увеличить с нынешних 1,1млн до 5млн. А вклад ВВП, как минимум, - до 50%. Также считается реальным и развитие среднего класса в России к 2020г. до 60-70% от всего населения6. Все ресурсы по увеличению ВВП за счет сырья Россия уже выработала – пришло время наращивать ВВП за счет развития малого бизнеса.

Важно и то, где проявляет себя малый бизнес. Скажем, в перерабатывающем секторе нашей страны насчитывается сегодня лишь 120тыс. А в сфере здравоохранения и социальных услуг – их только 20тыс. В то время как в США – 2,5 млн представителей малого бизнеса занимаются здоровьем и социальным обеспечением своих сограждан7.

Развитие малого предпринимательства в России тормозит отсутствие свободного доступа к недвижимости (аренда площадей) и финансовым ресурсам. Имеются проблемы налогообложения, с подключением к объектам инфраструктуры, многочисленные административные проблемы, засилье контрольно-надзорных органов, а также недостаток квалифицированных кадров. Но особой проблемой являются бюрократические сложности, препятствующие открытию собственного бизнеса. Издержки на оформление малого бизнеса колеблются по стране от 45тыс. до 1млн руб8.

 

__________

5,6,7,8.См: Чибисов А.А. Проблемы банковского кредитования малого бизнеса / А.А. Чибисов // Финансы и кредит. – 2010. –  №6. – С. 41-47.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Повышенный интерес к развитию малого бизнеса можно объяснить, прежде всего, тем, что от него напрямую зависят многие сектора как развития экономики, так и развития социальной инфраструктуры в целом.  По средствам малого бизнеса государство получает возможность получать дополнительные доходы через налогообложение и другие сферы государственного контроля предпринимательства.

Информация о работе Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение