Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Целью работы, исходя из ее актуальности и практической значимости, является изучение особенностей взаимодействия малого бизнеса и государства в современных российских условиях.
Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:
 раскрыть понятие «малый бизнес», определив его специфические черты;
 изучить основы кредитования, финансирования и налогообложения малого бизнеса;
 проанализировать динамику развития малого бизнеса в России;
 определить проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России;
 выявить роль государства в решении проблем малого бизнеса и наметить направления взаимодействия государства и малого бизнеса в дальнейшем.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Особенности развития малого бизнеса……………………4
1.1. Сущность малого бизнеса…………………………………………………..4
1.2. Взаимосвязь малого бизнеса и государства……………………………….10
Глава 2. Инструменты взаимодействия государства и малого бизнеса………………………………………………………………………….13
2.1. Источники финансирования малого бизнеса……………………………...13
2.2. Кредитование малого бизнеса……………………………………………...17
2.3. Системы налогообложения малого бизнеса……………………………...22
Глава 3. Проблемы государственного регулирования малого бизнеса в России……………………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………...29Список литературы………

Файлы: 1 файл

готовый курсовик.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Как следствие этого, в анализе роли малого бизнеса в развитии НТП просматривается сдвиг от противопоставления малых фирм и крупных промышленных компаний к более комплексной схеме их взаимодействия и даже симбиоза на различных этапах инновационного цикла с учетом имеющихся в каждом конкретном случае возможностей.

В нашей стране инновационную роль малого предпринимательства трудно переоценить, имея в виду развернувшийся процесс конверсии.

Существуют особенности рискового финансирования.

Во-первых, в случае рисковых капиталовложений кредит мелким фирмам, специализирующимся на внедрении технологических новшеств, предоставляется под перспективную идею, и не оговариваются гарантии его обязательного погашения за счет имущества, фондов и прочих активов фирмы. С самого начала допускается возможность потери вложенных средств, если финансируемый проект не принесет после своей реализации ожидаемых результатов.

Существует два пути реализации идей: продать ее заинтересованной компании или довести до практической реализации собственными силами. Первое проще, второе может оказаться прибыльнее в случае успеха. Но для осуществления проекта по второму пути необходимо решить огромное количество проблем, связанных не только с доведением идеи до стадии практической реализации, но и с оценкой перспектив рынка, выработанной стратегии преодоления конкуренции, рекламой, организацией сбыта и т.п. Для этого необходим определенный штат сотрудников, наличие финансовых ресурсов, что часто не под силу отдельному предпринимателю. Платой за дополнительные средства является предоставление права использования новых технологий или весомый пакет акций созданной фирмы. В случае успеха инвестор получает сверхприбыль, извлекаемую из разницы между начальной и курсовой стоимостью акций.

Вторая особенность рисковых капиталовложений заключается в том, что они осуществляются, как правило, в самых передовых направлениях НТП.

Третья отличительная особенность рисковых капиталовложений состоит в том, что инвесторы не ограничиваются только предоставлением финансового кредита. Они непосредственно или через своих представителей активно участвуют в управлении новой фирмой на всех стадиях осуществления нововведения.

1.2 Взаимосвязь малого бизнеса и государства

Взаимоотношения бизнеса и государства принимают разные формы, но основополагающие принципы этих взаимоотношений в развитых демократических странах мало различаются:

•              государство определяет правовые рамки, в которых осуществляется деловая активность;

•              государство вводит рыночные отношения в жесткие рамки; ни одно общество не отдает всего на откуп рынку, хотя количество и масштаб ограничений существенно разнятся по странам;

•              государство выступает в роли самого крупного потребителя, о чем свидетельствует доля ВВП, им контролируемая;

•              государство защищает интересы своих компаний за рубежом; в крайних ситуациях компании могут обращаться за помощью к государству для того, чтобы их собственность не было экспроприирована или их бизнес не был национализирован и т.п.;

•              государство сохраняет разумные экономические условия, под которыми обычно понимается допустимый уровень  инфляции и безработицы;

•              бизнес выступает в качестве важного поставщика ресурсов для государства (налоги).

В современной капиталистической экономике действую две принципиально отличные друг от друга модели взаимодействия бизнеса  и государства: плюралистическая и неокорпоратистская.  В действительности ни одна из них не действует в чистом виде. Существующие в мире экономики чаще всего представляют собой  некие смешения и переплетения обеих моделей. Однако во всех случаях можно проследить преобладание одной модели над другой.

Плюралистическая модель основывается  на взаимодействии всех частей общественной системы, при этом исключается доминирование какой-то одной из них. Совокупное воспроизводство целостной жизни общества возможно лишь при участии в нем всех типов и видов общественного производства, что не исключает наличия субординационных  связей между ними. Именно материальное производство создаёт жизнеобеспечивающие продукты, от которых зависит не только функционирование общества, но и физическое  выживание конкретного индивида. Следовательно, все прочие виды общественного производства должны служить средством его оптимизации и дальнейшего развития.

В плюралистической модели государство традиционно рассматривается как внешняя сила, роль которого заключается в выработке совместно с бизнесом правил регулирования , разрешения конфликтов, с которыми не может справиться само деловое сообщество, ив  поддержке национального бизнеса на международных рынках.

Плюралистическая модель взаимодействия бизнеса и государства предполагает: Множество групп давления, конкурирующих между собой за влияние на политику; лидерство в группах давления, адекватно учитывающее реакцию своих членов; государство, которое  должно оставаться независимым от групп давления, в то время как они могут выдвигать ему свои предложения (некоторые из них могут быть даже институционализированы).

Для корпоратистской  или неокорпоратистской модели взаимодействия «бизнес-государство»  характерна ориентация на партнерство и сотрудничество различных профессиональных и социальных групп («капитализм кооперации»), гарантии достигнутого уровня жизни, предотвращение возможных потрясений и потерь, стремление избежать неудач в бизнесе. Главным считается не успех отдельной личности или компании, а обеспечение стабильности и успешного развития  национальной экономики в целом. Государство в корпоратистской  традиции является важным экономическим агентом, обеспечивающим выработку и соблюдение общих «правил игры», а также рассматривается как сила, несущая большие социальные обязательства  перед обществом  в целом и имеющая, поэтому право выдвигать соответствующие требования к бизнесу.

Неокорпоратизм основывается на наличии институциональных форм правления, в которой организации, представляющие основные экономические интересы (обычно это профсоюзы и союзы работодателей), получают привилегии и возможность участвовать в разработке  законопроектов и политических решений в обмен на принятие  ответственности и обязательств по содействию государству в управлении обществом. Корпоративные организации также вовлечены в установку стандартов и условий для производства. Сама идея, что организации,  которые принимают участие в корпоратистских соглашениях, получают от государства гарантированный статус монополии, является фундаментальной для современного концепта и констатирует с обычным ожиданием плюралистической политики, что всегда будут возникать новые конкурирующие интересы.


Глава 2. Инструменты взаимодействия государства и малого бизнеса

2.1 Источники финансирования малого бизнеса

По данным аналитиков, доля кредитования малых предприятий в общем объеме банковского кредитования незначительна и составляет всего 5 - 10%1.

Часть финансовых нужд малых предпринимателей покрывают микрофинансовые организации. В 2005 г. рынок микрофинансирования составил около 30 млрд руб. Спрос на услуги микрофинансовых организаций оценивается в 240 млрд руб. В Российской Федерации средний размер микрокредита в настоящее время составляет 1500 долл. США2.

Обычная небольшая фирма, как правило, никакого отношения к высоким технологиям не имеет. Это или магазинчик, франшизинговое подразделение, компания, предоставляющая услуги, или небольшая фирма-производитель. Даже если она работает вполне успешно, она останется маленькой. Такой прогноз отнюдь не уменьшает значимость малого бизнеса для экономики, наоборот. Просто следует признать, что рост в данном случае - не первоочередная задача.

Малые фирмы не могут эмитировать обыкновенные акции. Весь капитал формируется за счет владельцев, а также прибылей от бизнеса. Нехватка денег существенно ограничивает какие-либо планы руководства, нацеленные на расширение. Основными источниками финансирования являются кредиторская задолженность по расчетам, а также ссуды банков или финансовых компаний.

Финансирование включает в себя разработку краткосрочной и долгосрочной финансовой стратегии предприятия, которые соответственно основаны на источниках краткосрочного и долгосрочного финансирования.

 

 

 

 

 

 

__________

1 См.: Емелин А.В., Иванов О.М., Мамута М.В., Маркварт Э. Предоставление и рефинансирование кредитов для малого и среднего бизнеса: текущее состояние, проблемы и пути решения. Аналитический доклад // Кредитование малого бизнеса в России и Германии: Материалы совместного российско-германского проекта. М.: OST-EURO, 2005. С. 14.

2 См.: Курганов А.Д. Основные виды государственной поддержки малого предпринимательства в России // Юрист. 2009. N 1. С 37.

Краткосрочное финансирование используется, как правило, для пополнения оборотного капитала. Объем и структура оборотного капитала варьируются в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия, могут быть подвержены сезонным и циклическим колебаниям, они также зависят от эффективности управления портфелем продукции и стратегии управления оборотным капиталом.

Прежде чем рассматривать внешние источники финансирования, предприятию следует проанализировать возможности финансирования за счет "внутренних", которые, как правило, значительно дешевле.

Структура краткосрочного финансирования.

Если фирма не может осуществить финансирование посредством эмиссии коммерческих векселей или взять ссуду в банке из-за низкой кредитоспособности, она должна обратиться к альтернативным источникам. Чем ниже кредитоспособность фирмы, конечно, тем меньше источников краткосрочного финансирования ей доступно. Гибкость в связи с краткосрочным финансированием зависит от способности фирмы выплатить ссуду, а также от способности возобновить ее или увеличить. При факторинге и банковском кредите фирма может выплатить заем, если у нее есть избыток средств; таким образом она сокращает общие процентные издержки.

Гибкость зависит от того, насколько легко фирма может увеличить объем кредитования в короткий срок. При кредитной линии или револьверном кредите в коммерческом банке легко увеличить объем кредитования, если, конечно, не достигнут его предел. И, наконец, на выбор вида финансирования влияет степень обремененности активов фирмы долгами.

Все эти факторы влияют на фирму при определении оптимальной комбинации методов краткосрочного финансирования. Так как издержки, вероятно, - ключевой фактор, разница в других факторах должна быть сопоставлена с разницей в издержках. То, что является самым дешевым методом финансирования в отношении внешних затрат, может не оказаться таковым с учетом гибкости, возраста и степени обремененности долгами активов. Так как финансовые потребности фирмы меняются со временем, многочисленные источники краткосрочного финансирования должны использоваться на долгосрочной основе.

Источники краткосрочного финансирования отличаются по гибкости и стоимости:

Торговый кредит кажется бесплатным, но содержит скрытые затраты.

Поставщик, продлевающий торговый кредит, несет вмененные издержки по средствам, инвестированным в дебиторскую задолженность, поэтому он, как правило, закладывает большую часть этих расходов в цену.

Краткосрочное банковское финансирование может дорого стоить, однако его преимущества - это гибкость и возможность пролонгации.

Факторинг (продажа или дисконтирование дебиторской задолженности) также ограничен сейчас в России. Преимущество факторинга - в том, что он позволяет продавцу поддерживать ликвидность. Недостатки - в том, что факторинг недешев, ограничен в России и обычно предоставляется только клиентам банка.

Коммерческие векселя, по сути, являются необеспеченной дешевой альтернативой торговому кредиту и используются как денежный эквивалент для текущих расчетов в случае нехватки наличности.

Краткосрочный лизинг может сократить инвестиции в оборудование, которое нужно предприятию только на ограниченный срок.

Для стабильного роста и развития предприятие нуждается в долгосрочном финансировании. Постоянное развитие необходимо для обеспечения конкурентоспособности предприятия.

Поскольку инвестиционные проекты требуют значительных финансовых ресурсов, а получение прибыли предполагается только в долгосрочном аспекте, то долгосрочное финансирование требует согласования с акционерами и всеми заинтересованными лицами.

Привлечение финансовых ресурсов из источников долгосрочного финансирования гарантирует стабильное поступление денежных средств для предприятия, и в этом смысле оно более надежно, чем краткосрочное финансирование, при котором у предприятия нет уверенности в получении ресурсов в ближайшем будущем.

К недостаткам долгосрочного финансирования можно отнести следующие:

- Почти всегда оно требует обеспечения в виде основных активов и/или гарантий акционеров;

Информация о работе Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение