Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Целью работы, исходя из ее актуальности и практической значимости, является изучение особенностей взаимодействия малого бизнеса и государства в современных российских условиях.
Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:
 раскрыть понятие «малый бизнес», определив его специфические черты;
 изучить основы кредитования, финансирования и налогообложения малого бизнеса;
 проанализировать динамику развития малого бизнеса в России;
 определить проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России;
 выявить роль государства в решении проблем малого бизнеса и наметить направления взаимодействия государства и малого бизнеса в дальнейшем.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Особенности развития малого бизнеса……………………4
1.1. Сущность малого бизнеса…………………………………………………..4
1.2. Взаимосвязь малого бизнеса и государства……………………………….10
Глава 2. Инструменты взаимодействия государства и малого бизнеса………………………………………………………………………….13
2.1. Источники финансирования малого бизнеса……………………………...13
2.2. Кредитование малого бизнеса……………………………………………...17
2.3. Системы налогообложения малого бизнеса……………………………...22
Глава 3. Проблемы государственного регулирования малого бизнеса в России……………………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………...29Список литературы………

Файлы: 1 файл

готовый курсовик.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

- Требуется предоставление вспомогательной информации: например, бизнес-плана, финансовых расчетов, подтверждающих способность обслуживать и выплачивать долг;

- Не обладает гибкостью - может оказаться дорогостоящим при падении процентных ставок, если условия не будут пересмотрены;

- Как правило, обходится дороже краткосрочного финансирования, так как является более рискованным кредитом или инвестициями для банка/инвестора.

Предприятие может обеспечить себя внутренним долгосрочным финансированием посредством:

- реинвестирования прибыли;

- амортизационной политики;

- оптимизации управления основными фондами.

Существует два типа внешнего долгосрочного финансирования: кредитование и акционерное финансирование.

К основным характеристикам кредитования относятся:

- источник финансирования с фиксированной стоимостью, независящей от доходности активов;   

- погашение основной суммы и выплаты процентов в отличие от дивидендов  

требуется по закону;                

- сроки погашения можно совместить по времени с поступлением средств,  но они должны быть определены заранее;                            

- стоимость привлечения средств относительно низка;                 

- как правило, требует обеспечения  в виде основных средств или гарантий.

 

Основными характеристиками акционерного финансирования являются:

- отсутствует обязательство направления средств на выкуп акций; 

- по закону отсутствует обязательство выплаты дивидендов;   

- увеличивает финансовую базу и кредитную емкость предприятия ;     

- является самым дорогостоящим  источником финансирования, так как 

дивиденды не снижают налогооблагаемую базу, а стоимость привлечения средств высока;         

- инвесторы ожидают высокий доход на свои вложения, так как риск и   неопределенность, связанная с акционерным капиталом, высоки;    

- расширение акционерного капитала размывает владение и контроль со   

стороны существующих акционеров.         

 

2.2 Кредитование малого бизнеса

В новых экономических условиях  одним из важнейших вопросов при создании и функционирования малого предприятия является определение источника финансирования основного и оборотного капитала. Заимствование необходимых сумм становится существенной проблемой.

Существуют три наиболее оптимальных варианта привлечения финансовых ресурсов субъектами малого предпринимательства:

      Банковский кредит;

      Займы, выданные государственными фондами поддержки малого предпринимательства;

      Займы, выданные микрофинансовыми организациями (МФО).

Приведенные способы заимствования средств можно назвать наиболее популярными и отвечающими реальным потребностям и возможностям малого бизнеса. По экспертным оценкам, потребность малого бизнеса в кредитах составляет на сегодня 700-800 млрд. руб.3 При получении кредита представители малого бизнеса сталкиваются с рядом проблем. Причем они касаются как самих предпринимателей, так и кредитных организаций.

 

 

 

__________

3.См:.Барейша И. Секьюритизация: причины успеха. Рынок ценных бумаг, февраль. 2004г. С.15.

Для предпринимателей эти проблемы подразделяются на внешние и внутренние. Внешними проблемами являются:

      Высокие проценты;

      Короткие сроки погашения;

      Отсутствие или недостаточность стартового капитала малого предприятия;

      Ограниченность предложения кредитов для малого бизнеса и отсутствие конкурентного рынка услуг по кредитованию;

      Сложность и длительность процедуры получения банковского кредита.

У банков на пути кредитования малого бизнеса возникают следующие препятствия:

      риски, которые являются следствием недостаточного залогового обеспечения, отсутствие необходимой кредитной истории и четкой бухгалтерии малого предприятия;

      низкий интерес к малому бизнесу как прямое следствие высокой степени риска;

      неграмотность заемщиков: многие предприниматели не понимают условия получения кредита или предоставляют неполную информацию о деятельности;

      законодательные сложности.

Очень широк круг нерешенных правовых проблем, связанных с кредитованием малого бизнеса.

1.              Система оценки финансовой состоятельности крупных, средних и малых предприятий, отраженная в нормативных документах Банка России, не дифференцирована. К банкам предъявляются требования по анализу малого бизнеса, которые аналогичны анализу корпоративных заемщиков. Это обстоятельство значительно в значительной степени ограничивает  возможности банков кредитовать малые предприятия. Российское законодательство не содержит специальных правовых норм, учитывающих особенности такого вида кредитования.

2.              Отсутствуют институты государственной регистрации залога движимого имущества.

3.              Размыты критерии субъектов малого предпринимательства. Чтобы считаться представителем малого бизнеса, необходимо постоянно соответствовать критериям, которые содержаться в законодательстве. Однако нередко банки разрабатывают свои критерии.

По мнению экспертов, рынок финансовых услуг для малых предприятий, несмотря на все трудности, развивается достаточно бурно. Конкуренция между коммерческими банками усиливается. Во-первых, на рынок вышли крупные иностранные банки, которые обладают большим опытом риск-менеджмента. У них, в отличие от российских мелких и средних банков, есть необходимые средства для формирования резерва под кредиты, предоставленные малому бизнесу. Во-вторых, отечественные банки уже осознали, что кредитование малого бизнеса является одним из наиболее доходных видов банковской деятельности.

Наибольшую активность в предоставлении денежных ссуд малому бизнесу проявляют такие банки как Сбербанк, Внешторгбанк, МДМ-Банк, Уралсиб, Райффайзенбанк.

                                                                                                                      Таблица 1

Кредитование малого бизнеса российскими банками

Банк

   Размер кредита

Срок

Процентная

ставка, %

Срок рассмотрения заявки, дн

Сбербанк

России

 

 

       0,01-1 млн.долл

     До 10 лет

12,5-14

До 5

  1-3 млн.руб.

    До 1 года

16-17

До 5

   1-10 млн.руб.

До 1 г.

9-18

До 5

  3-10 млн.руб.

   До 3 лет

15-16

До 10

  10-30 млн.руб.

   До 5 лет

14-15

До 10

МДМ-Банк

      0,03-60 млн руб.

  До 7 лет

От 15

1-7

ВТБ

    До 5 млн долл.

До 5 лет

Индивидуально

1-7

     Райффайзенбанк

     До 80 млн руб.

До 5 лет

До 3

УралСиб

     До 15 млн руб.

До 5 лет

От 14,5(руб.),от

13 %  (долл. и евро)

Источник: Девятов А.В. Кредитование вчера и сегодня / А.В. Девятов // Банковское дело. -2006. -  № 11. - С. 56.

Приведенные в табл.1 данные свидетельствуют о том, что российские банки активно участвуют в кредитовании малого бизнеса, несмотря на многие сдерживающие факторы, препятствующие этому процессу: низкая прозрачность (легальность) малого бизнеса, отсутствие залогов и гарантий, грамотных бизнес-планов и др. Для «малышей» банковские кредиты остаются главным источником увеличения оборотного капитала.

Как показано в табл.1, средняя процентная ставка – не мение 16% годовых. Для сравнения: среднегодовая ставка по кредитам малому бизнесу в 2003г. составляла 26,6%, в 2005г. – 19,3%, в 2007г. – 18,2%4. В 2008 процентные ставки были на уровне 16 -19%. Чаще всего кредиты выдаю на срок до 3 лет, а на рассмотрение заявки в среднем уходит 6 – 7 дней. Средняя сумма кредита, которую получают «малыши», составляет порядка 1,5 млн. руб., а пороговая – 15 млн. руб. Обычно банки берут только единовременную комиссию за предоставление кредита. Ежемесячные комиссии чаще всего программами не предусматриваются. По статистике банков, доля невозвратов кредитов  малого бизнеса не превышает 1,5% от общего объема кредитного портфеля.

 

 

 

 

 

 

 

__________

4. См:. Девятов А.В. Кредитование вчера и сегодня / А.В. Девятов // Банковское дело. -2006. -  № 11. - С. 56.

Для рассмотренных банков характерны следующие общие моменты при кредитовании малого бизнеса:

1.              кредитование осуществляется при обязательном соблюдении принципов возвратности, срочности, платности и целевого характера использования кредита при наличии у клиента реального, достаточного и ликвидного обеспечения, гарантирующего исполнения заемщиком всех своих обязательств, предусмотренных кредитным договором. В качестве возможного обеспеченья по кредиту может служить оформленный в уставном порядке залог имущества, прав, гарантия или поручительство третьего лица, в платежеспособности которого банк не сомневается. Товары в обороте чаще всего выступают обеспечением кредитов, выданных малому бизнесу. Обеспечение должно покрывать сумму кредита и проценты за весь срок кредитования. При этом обычно банк исходит из ликвидности залога и принимает в расчет не более 70% его оценочной стоимости. Принимаемое в залог в качестве обеспечения имущество должно быть в обязательном порядке застраховано;

2.              возможно предоставления кредита без залога имущества;

3.              чаще всего одним из своих преимуществ банки указывают:

•              минимальный пакет документов;

•              различные формы кредитования и гибкий подход к обеспечению;

•              удобные схемы погашения (аннуитетные платежи, позволяющие заранее планировать отвлечение средств на погашение кредита или индивидуальный график, учитывающий особенности кредитуемого бизнеса);

•              индивидуальный подход при оценке финансового состояния заемщика;

4.              условия для бизнеса: работа в одном из регионов присутствия банка должна составлять не менее 6 мес. с положительными финансовым результатом, отсутствие просроченной задолженности перед бюджетом;

5.              перед тем как выдать кредит, банки оценивают клиентов, исходя из объемов их выручки, вида и перспектив бизнеса. Чтобы получить кредит, как правило, нужно представить финансовую документацию, технико – экономическое обоснование проекта и возможное обеспечение (это может быть имущество предприятия, его учредителей или третьих лиц). Принимая решения о кредитовании, банк старается просчитать все возможные риски и подобрать для клиента максимально возможный вариант сотрудничества. Отказ чаще всего может получить тот, кто не согласен работать прозрачно, подтверждая  финансовое состояние и стратегические планы развития бизнеса.  Чаще всего банки отказывают посредническим организациям, а также организациям, осуществляющим операции на финансовом и фондовых ранках. И, конечно же, кредит никогда не получит организация с отрицательной кредитной историей. Те же предприятия, которые трудятся на благо экономики, кредит получают более легко. Вполне уверенно могут рассчитывать на получение кредита так называемые организации реального сектора (предприятия бытового обслуживания, такие как кафе, химчистки, небольшие магазины  и т.п.). Когда предприниматель берет у банка большую сумму, у него обязательно должно существовать материально обеспечение. Именно это условие является камнем преткновения для большинства начинающих предпринимателей.

Разработка и реализация  экономически грамотных программ кредитования в сочетании с формированием у населения мотивации к предпринимательской деятельности повысить уровень развития малого бизнеса в небольших городах, а значит – уменьшить издержки в период вхождения России в цивилизованный рынок.

2.3 Системы налогообложения малого бизнеса

 

Наиболее действенным способом поддержки малого бизнеса, безусловно, является установление такого порядка налогообложения, который позволил бы улучшить экономическое состояние существующих малых предприятий и дал толчок к развитию малого бизнеса в отраслях производственной сферы. Опыт многих зарубежных стран показывает, что учет специфики малого бизнеса при разработке налоговых режимов позволяет в короткие сроки добиться желаемых результатов.

Информация о работе Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение