Государственное предпринимательство: понятие, цели, способы реализации, критерии эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Экономическая реальность состоит в том, что государство выступает активным участником рыночных отношений. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено было брать на себя содержание больших экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т.д. В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, капитало- и энергоемкостью, сами монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны на внутреннем и внешнем рынках.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...…………..3
Глава 1. Теоретические подходы к необходимости хозяйственной деятельности государства в рыночной экономике ………………………………..…………………..…4
1.1. Государство как субъект экономики. Функции государства в рыночной экономике………………………………………..…………………………….…………..6
1.2. Государство как предприниматель. Государственный сектор в рыночной экономике.….……………………………………………………………………………...7
1.3. Роль государства в экономике…………………………………………………..…8
Глава 2. Социально-экономическое содержание и формы государственной собственности……………………………………………………………………....................12
2.1.Сущность собственности как экономической категории…………………........12
2.2. Разновидности собственности в рыночной экономике……..…………………16
Глава 3. Государственное предпринимательство: понятие, цели, способы реализации, критерии эффективности……………………………………………………………………..27
3.1. Сущность и функции предпринимательства……………………………………..27
3.2. Экономическая характеристика предпринимательства…………………………28
3.3. Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики……29
3.4. Формы государственного предпринимательства в России……………………...37
Заключение……………………………………………………………………………...43
Список литературы………………………….……………………

Файлы: 1 файл

Курсовая 111.docx

— 91.09 Кб (Скачать файл)

К государственному сектору относят акционерные  общества, в которых контрольные  пакеты голосующих акций находятся  в собственности государства, государственные  предприятия, государственные учреждения. Соответственно формируется и план развития государственного сектора  по названным хозяйствующим субъектам. Показатели плана производственно-финансовой деятельности государственных предприятий  и учреждений определяются федеральными законами о госпредприятиях.

Кроме показателей  планов деятельности предприятий и  учреждений в план развития государственного сектора включаются:

программа приватизации и приобретения имущества  в государственную (муниципальную) собственность;

предельная  штатная численность государственных (муниципальных) служащих и военнослужащих (по главным распорядителям бюджетных  средств);

план предоставления услуг бюджетными учреждениями (по основным распорядителям бюджетных  средств);

план получения  и использования доходов от распоряжения государственным имуществом;

программа повышения эффективности использования  федеральной собственности.

Органы  государственной власти и местного самоуправления могут определять дополнительные показатели и требования к плану  развития государственного (муниципального) сектора экономики.

Экономическую структуру государственного сектора  образуют предприятия материального  производства, управляемые государством непосредственно или через контрольные  пакеты акций акционерных обществ. К ним относятся в первую очередь  предприятия топливно-энергетического  комплекса, основных видов транспорта, связи, оборонного комплекса, по добыче драгоценных металлов и камней, по производству алкогольной продукции.

Основу  государственного сектора России составляют унитарные предприятия и учреждения. Экономическая функция унитарного предприятия заключается в непосредственном удовлетворении общественных потребностей, выполнении в основном государственных  заказов на продукцию и услуги особой значимости. Гражданским кодексом РФ предусмотрены два типа унитарных  предприятий: на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. Государство на базе общественной собственности создает предприятия, которым передает имущество в  хозяйственное ведение или оперативное  управление.

По отношению  к государственным унитарным  предприятиям органы государственной  власти осуществляют непосредственное планово-регулирующее воздействие. Оно  выражается в утверждении устава предприятия, назначении его руководителя, заключении с ним контракта, осуществлении  контроля над деятельностью посредством  периодической отчетности и другими  способами. Предприятие обязано  заниматься только теми видами деятельности, которые определены в его уставе, и распоряжаться закрепленным за ним имуществом с согласия учредителя.

В уставе отражаются предмет деятельности, порядок распределения  доходов, виды обязательной отчетности, ответственность руководителя за результаты хозяйственной деятельности и другие положения. В контракте с руководителем  предприятия содержатся условия, ставящие размер вознаграждения в зависимость  от финансово-экономического положения, устанавливающие ответственность  за принятие решений, наносящих ущерб  предприятию.

Основными общими признаками государственного предприятия  в России являются:

Имущество предприятия находится в государственной (муниципальной) собственности и  принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Руководитель  предприятия назначается собственником  и ему подотчетен.

Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом; не несет ответственности по обязательствам собственника имущества.

Государственное предприятие на праве хозяйственного ведения более самостоятельно в  организации производства, имея ряд  признаков, характерных для хозяйственных  обществ. Действующее законодательство не предусматривает каких-либо ограничений  по производительному использованию  имущества предприятия на праве  хозяйственного ведения. Размер уставного  фонда предприятия не может быть меньше суммы, определенной законом  о государственных предприятиях, чистые активы не могут быть меньше уставного фонда. При принятии решения  об уменьшении уставного фонда необходимо письменное уведомление об этом кредиторов. Предприятие может создавать  в качестве юридического лица другое унитарное предприятие (дочернее предприятие) путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение. Собственник имущества предприятия  не отвечает по его обязательствам, но решает вопросы определения предмета и целей его деятельности, назначения руководителя, создания, реорганизации  и ликвидации предприятия.

Все созданные  до введения в декабре 1994 г. ГК РФ государственные  предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения и  могут распоряжаться недвижимостью  только с согласия собственника. Они  функционируют до их приватизации или  ликвидации. Приватизация осуществляется в соответствии с программой приватизации, утверждаемой Государственной Думой. При этом устанавливается перечень предприятий, приватизация которых  запрещена. Основанием для ликвидации государственного предприятия могут  стать нецелевое расходование федеральных  средств, отсутствие прибыли по итогам последних двух лет, использование  недвижимого имущества с нарушением действующих правил.

На базе ограниченного круга государственных  предприятий создаются казенные предприятия, основанные на праве оперативного управления. Казенным может стать  государственное предприятие в  сфере промышленного и сельскохозяйственного  производства, которое:

• действует  в рамках, определяемых законами исключительно  для государственных предприятий;

• преобладающую  часть (более 50%) продукции поставляет государству;

• не подлежит приватизации.

Кандидатами на получение статуса казенного  предприятия прежде всего являются предприятия военно-промышленного комплекса, силовых министерств и ведомств; объекты, которые в интересах безопасности должны быть в ведении государства (порты, АЭС, ГЭС, метрополитены и др.) или представляют особую общественную важность (железные дороги, связь, мелиоративные системы и т.д.). В дореволюционной России все государственные предприятия были казенными.

Казенные  предприятия являются коммерческими  организациями (хотя не все нацелены на извлечение прибыли) и вступают в  экономические отношения с другими  предприятиями рыночной среды.

Статус  казенного предприятия не является раз и навсегда данным: если потребность  в соответствующем виде продукции  отпадает, то госзаказ снимается, и  предприятие переходит в разряд обычного государственного предприятия  или приватизируется. Количество казенных предприятий определяется размером тех средств, которые могут быть направлены из федерального бюджета  на поддержание их деятельности.

«Особенно эффективны казенные предприятия в  оборонном комплексе благодаря  возможности использования технологий двойного назначения. Государство определяет оборонному предприятию вид и  количество продукции, выдает заказ, выделяет ресурсы под него, устанавливает  нормативы. Одновременно предприятие может выпускать дополнительную продукцию, для этого оно самостоятельно ищет ресурсы, рынок сбыта, платит за труд и получает прибыль».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Государственное предпринимательство  необходимо даже в условиях рыночной экономики. Государственное предпринимательство  осуществляется в тех областях, где  требуются огромные вложения средств  и риск. Его основное отличие от частного предпринимательства состоит  в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении  социально-экономических задач, таких  как, обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических  колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса.

Приоритетное государственное  предпринимательство в условиях рыночной экономики должно осуществляться в следующих отраслях: обеспечение  развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей; стратегическое прогнозирование развития науки  и техники, долгосрочное прогнозирование  развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий  научно-технического прогресса с  общенациональных позиций; координация  усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды; создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение; выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом; поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.

Говоря о государственном  предпринимательстве относительно России необходимо отметить, что в  современной законодательной базе еще недостаточно актов, направленных на обеспечение предпринимательства  всеми правовыми гарантиями и  обеспечение условиями для эффективной  работы и развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Шимшилов С.С. Стратегия современного предпринимательства и социального развития корпораций. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2004..
  2. Экономическая теория / Под ред. Камаева В. Д. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.
  3. Экономическая теория / Под ред. Николаевой И. П. / М.: Проспект, 2001.
  4. Экономическая теория в современной России / Под ред. А.А. Пороховского. – М., 2003.
  5. Лапустина М.Г. «Предпринимательство», ИНФРА-М, 2008
  6. Никоноров С.М. «Проблемы предпринимательства в современной России» 2005г.
  7. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. (ред) Курс экономической теории: учебник, Изд. АСА, Киров 2006г.
  8. Филина Ф.Н., Толмачёв И.А. Всё об индивидуальном предпринимателе: 3-е изд. РОСБУХ 2009г.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Государственное предпринимательство: понятие, цели, способы реализации, критерии эффективности