Государственное предпринимательство: понятие, цели, способы реализации, критерии эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Экономическая реальность состоит в том, что государство выступает активным участником рыночных отношений. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено было брать на себя содержание больших экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т.д. В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, капитало- и энергоемкостью, сами монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны на внутреннем и внешнем рынках.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...…………..3
Глава 1. Теоретические подходы к необходимости хозяйственной деятельности государства в рыночной экономике ………………………………..…………………..…4
1.1. Государство как субъект экономики. Функции государства в рыночной экономике………………………………………..…………………………….…………..6
1.2. Государство как предприниматель. Государственный сектор в рыночной экономике.….……………………………………………………………………………...7
1.3. Роль государства в экономике…………………………………………………..…8
Глава 2. Социально-экономическое содержание и формы государственной собственности……………………………………………………………………....................12
2.1.Сущность собственности как экономической категории…………………........12
2.2. Разновидности собственности в рыночной экономике……..…………………16
Глава 3. Государственное предпринимательство: понятие, цели, способы реализации, критерии эффективности……………………………………………………………………..27
3.1. Сущность и функции предпринимательства……………………………………..27
3.2. Экономическая характеристика предпринимательства…………………………28
3.3. Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики……29
3.4. Формы государственного предпринимательства в России……………………...37
Заключение……………………………………………………………………………...43
Список литературы………………………….……………………

Файлы: 1 файл

Курсовая 111.docx

— 91.09 Кб (Скачать файл)

Перед государством не стоят такие  задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров  и услуг. Но оно не имеет права  свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной  экономике. Государство должно постоянно  балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыночная система - это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

Активное  участие государства в экономической  жизни обусловлено, как минимум, тремя причинами.

Во-первых, этого требует "стержень" рыночного  механизма - конкуренция. Развитие монополий  подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства. Поэтому всесилию монополий должны быть противопоставлена законодательная и иная антимонополистическая деятельность государства.

Первый  опыт организованной антимонопольной  деятельности государства был положен  принятием антитрестовского законодательства в США в 1890 г. ("Закон Шермана"). Позже аналогичные законы появились в других странах. Антимонополистическое законодательство направлено на поддержание такой структуры производства, которая позволяла бы ему оставаться конкурентоспособной. Расчеты показали, что одна компания не должна производить более 40% того или иного вида продукции. Предусмотрены ограничения на долю акций других компаний, которыми может владеть крупная корпорация. Законодательство запрещает всякий сговор по искусственному поддержанию цен, не соответствующему реальному соотношению между спросом и предложением.

Правовая  защита производителей и потребителей является важнейшей функцией государства. Прежде всего, должно быть обеспечено право собственности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться  ее отчуждения и не сможет использовать в полную силу творческий и материальный потенциал.

Во-вторых, всегда существовали такие виды производства, которые "отторгает" рыночный механизм. Прежде всего, это производство с  длительным сроком окупаемости капитала, без которых общество не может  обойтись, а результаты, которых  нельзя соизмерить в денежной форме: фундаментальная наука, поддержание  обороноспособности страны, охрана правопорядка, содержание нетрудоспособных, организация  образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.).

В-третьих, есть причины, вытекающие из ограниченных возможностей рыночных саморегуляторов: обеспечение равновесия в экономической системе, поддержание занятости населения на необходимом уровне, правовое обеспечение функционирования рыночного механизма, разработка теории общественного выбора и принципов рационального экономического поведения.

В развитии экономики государство призвано корректировать те недостатки, которые  присущи рыночному механизму. Рынок  не способствует сохранению не воспроизводимых  ресурсов, защиты окружающей среды, не может регулировать использование  ресурсов, принадлежащих всему человечеству (рыбные богатства океана). Рынок всегда был ориентирован на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.

Многие  государственные предприятия играют заметную роль в национальном хозяйстве, а порой являются лидерами среди  промышленных фирм. Рассмотрим организационные  формы предпринимательской деятельности государства.

Правовой  статус государственных предприятий  в различных странах отличается большим разнообразием. При этом даже в одной стране, как правило, не существует единого законодательного акта, регулирующего положение всех государственных предприятий. Практически  каждое предприятие образуется и  действует на основании специального постановления государственных  органов, регламентирующих методы контроля и руководства со стороны государства, а также регулирующего финансовые и имущественные отношения с  государством и рынком.

На основании  вышеназванных условий государственные  предприятия можно подразделить на три группы: бюджетные предприятия; государственные корпорации; смешанные  акционерные общества.

Бюджетные предприятия. В эту группу входят предприятия, не имеющие ни юридической, ни хозяйственной самостоятельности. По своему положению они относятся  к системе государственного административного  управления и непосредственно подчиняются  или структурно входят в какие-либо министерства, ведомства или органы местного самоуправления. Они не платят налоги на полученную прибыль, все их доходы и расходы проходят через  госбюджет.

Государственные корпорации. Это распространенная организационно-правовая форма государственных предприятий. Они наделяются определенной правосубъективностью и имеют собственное имущество. Как правило, наряду с хозяйственной  деятельностью они выполняют  определенные регулирующие и управленческие функции в установленных пределах от имени государства. Другими словами, государственные корпорации сочетают в себе черты коммерческого предприятия  и государственного органа. Государственные  корпорации могут быть образованы в  форме акционерного общества, все  акции которого принадлежат государству.

Предпринимательская деятельность государственных корпораций обычно осуществляется на коммерческой основе в рамках устанавливаемых  соответствующими министерствами или  ведомствами планов. Экономической  основой такой деятельности служит собственный капитал корпорации, образуемый за счет государственных  фондов, акционерный капитал и  капитализируемая прибыль. Используется также заемный капитал в форме  облигационных займов. Кредитов банков и других финансовых институтов. На размеры заемных средств обычно ограничиваются, что снижает возможность маневрирования финансовыми ресурсами.

Показатели  рентабельности и эффективности  деятельности государственных корпораций зачастую несопоставимы с аналогичными показателями частных фирм, поскольку  убыточное производство у первых обычно безвозмездно субсидируется  государством, а реализация производственной продукции и услуг осуществляется по регламентированным ценам.

Смешанные компании действуют в соответствии с законом об акционерных обществах  и являются юридическими лицами, участвуя в хозяйственном обороте на коммерческой основе наравне с частными фирмами. Тем не менее они обычно пользуются определенными привилегиями по сравнению с частными фирмами, которые могут выражаться в предоставлении государственных субсидий и дотаций, льготном режиме получения импортных лицензий, гарантированных поставок сырья и полуфабрикатов с других государственных предприятий по твердо фиксированным ценам, гарантированном рынке сбыта производимой продукции, экспортных дотаций и т.д.

Собственный капитал смешанных фирм складывается из акционерного капитала, капитализированной прибыли и эмиссионного дохода, если из акции реализуются на фондовой бирже. Государство и частные  акционеры получают доход от их деятельности в виде дивидендов. Смешанные компании имеют более широкие возможности, чем государственные корпорации, пользоваться заемными средствами.

Хозяйственная деятельность смешанных компаний осуществляется на предпринимательской, коммерческой основе. Однако для наиболее важных для экономики страны компаний могут  устанавливаться планы, разрабатываемые  их администрацией совместно с соответствующими министерствами и ведомствами. По сравнению  с государственными корпорациями они  пользуются большей хозяйственной  самостоятельностью.

Проведенный анализ показывает, что государственное  предпринимательство на Западе, вопреки  распространяемому иногда у нас  мнению о его нежизнеспособности, играет важную экономическую и социальную функцию. Отсюда следует, что и наше обновляющееся общество, переходя к  рынку, также не может обойтись без  государственной формы собственности  и хозяйствования. Вопрос может стоять лишь о ее масштабах, сферах распространения, экономических границах, одним словом – о ликвидации монопольного положения  государства в хозяйственной  системе.

Глава 2. Социально-экономическое содержание и формы государственной собственности

2.1. Сущность собственности как  экономической категории

Различные экономические  школы по-разному определяют собственность  и ее сущность.

Согласно  марксистскому учению, собственность как экономическая категория выражает отношения присвоения (отчуждения) средств производства и создаваемых с их помощью материальных благ в процессе их производства, распределения, обмена и потребления.

Здесь совершенно правильно  фиксируется внимание на том, что  факт принадлежности материальных благ субъекту должен признаваться не только им самим, но и другими субъектами, поэтому возникает право собственности  как общественное отношение.

Западные экономисты видят  в собственности лишь отношение  человека к вещи. Здесь момент истины состоит в том, что отношения  собственности рассматриваются  онтологически, т.е. как отображение  реального взаимодействия собственника с его имуществом.

Одно из первых определений  собственности дано задолго до появления  всяких "измов" в кодексе императора Юстиниана (V в.) "Римское право", где собственность рассматривается как право владения, пользования и распоряжения имуществом. В этом определении слова "право" и "владение" выражают более позднее марксистское понимание собственности (так как отражают общественный характер и присвоение), а слова "пользование" и "распоряжение" - западное понимание данной категории.

Характерной чертой марксистской трактовки собственности было подчеркивание  примата экономического содержания (экономической природы) собственности  над ее юридической формой, а также  глубинной основы собственности  как отношения между людьми, в  отличие от отношения человека к  вещи. Если рассматривать право собственности  как установление законом правил, которые определяют, какими вещами может пользоваться или распоряжаться  то или иное лицо, а также условия, при которых такое использование  или распоряжение может быть осуществлено, в этом случае право собственности - юридическая категория.

Собственность как экономическая  категория, согласно марксистской теории, существует независимо от воли и сознания людей. Еще в законах Клисфена (509 г. до н.э.) и Солона (594 г. до н.э.) отмечалось, что законы не создают отношений собственности, а лишь закрепляют те отношения, которые фактически сложились в обществе. А поэтому следует различать экономическую и юридическую категории собственности. Как юридическая категория собственность есть субъективное толкование объективно сложившихся отношений присвоения, результат общественной потребности закрепить то, что уже сложилось на практике, в специфически регулятивной форме общественного сознания.

Отношения собственности  есть объективно-субъективные отношения, где объектом выступают материальные условия производства и жизни человека (средства производства и рабочая сила), а также результаты производства (материальные блага и услуги), а субъектами - человек, товарищества, ассоциации, трудовые коллективы, представители государства, работники государственного аппарата.

Собственность на материальные условия производства и собственность  на рабочую силу обеспечивают равенство факторов производства в рыночной экономике в том смысле, что они не могут существовать один без другого в процессе производства.

Согласно марксизму, определяющими по сравнению с собственностью на предметы потребления являются отношения собственности на средства производства, так как последние определяют цель, характер общественного производства, социально-экономическую структуру общества, взаимоотношения между классами и социальными группами.

Отношения собственности  охватывают процессы присвоения, отчуждения, пользования, владения и распоряжения факторами производства и продуктами труда, стратегию и тактику развития производства, направления использования  средств, выбора форм организации труда  и производства, а также контроля за ними. Собственность тесно связана с экономической властью. Строго говоря, управление производством является функцией собственности, одной из ее обязательных сторон. Как правило, управляет производством тот, кто является собственником средств производства. Собственность является одним из ключевых (хотя и не единственным) элементов экономической власти - ее источником.

Главным, определяющим в  содержании собственности является присвоение. Присвоение есть отчуждение объекта собственности субъектом от других субъектов, осуществляемое, наряду с экономическими также насильственными и юридическими способами. Исследуя категорию присвоения, можно выделить присвоение посредством труда, посредством обращения и как акт, совершаемый в самом процессе производства, в момент производства.

От собственности как  полной формы присвоения и отчуждения следует отличать владение, пользование  и распоряжение.

Владение - это неполное, частичное присвоение. Владелец - представитель средств производства. Он является персонифицированным представителем собственника. Владение - функционирующая собственность при условиях, определяемых собственником, например, аренда, кредит, которые предполагают срочность, платность, возвратность, а также присвоение части дохода.

Пользование - фактическое применение вещи в зависимости от ее назначения. Пользование представляет собой форму реализации владения и собственности. Если владение есть функция собственности, то пользование есть функция владения.

Информация о работе Государственное предпринимательство: понятие, цели, способы реализации, критерии эффективности