Государственная политика цен: понятие, цели, задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Цены являются важным экономическим инструментом, отражающим все процессы, происходящие в сфере производства, обмена, распределения, потребления, накопления. Они определяют валовой доход, прибыль, рентабельность и другие показатели предприятий; цены выступают рычагом экономического управления и конкурентной борьбы.
В ценах переплетаются все экономические, социальные проблемы государства, отраслей, секторов предприятий, фирм и др. При формировании политики цен необходимо учитывать отечественный и зарубежный положительный опыт

Содержание работы

Введение. 2
Глава 1. Цена и ценообразование. 3
1.1. Понятие цены. 3
1.2. Функции цены. 5
1.3. Процесс ценообразования. 16
Глава 2. Государственная политика цен: понятие, цели, задачи. 18
2.1. Формы и методы воздействия государства на цены 23
2.2. Контроль за соблюдением порядка применения регулируемых цен 33
2.3. Фискальная политика 35
2.4. Налоги и их функции 38
Заключение 40
Список использованной литературы 42

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование и контроль над ценами (1).doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Цены являются важным экономическим инструментом, отражающим все процессы, происходящие в сфере производства, обмена, распределения, потребления, накопления. Они определяют валовой доход, прибыль, рентабельность и другие показатели предприятий; цены выступают рычагом экономического управления и конкурентной борьбы.

В ценах переплетаются все экономические, социальные проблемы государства, отраслей, секторов предприятий, фирм и др. При формировании политики цен необходимо учитывать отечественный и зарубежный положительный опыт. Цены тесно связаны с такими экономическими категориями, как финансы, кредит, налоги, себестоимость, прибыль, зарплата и другие, а также с законами стоимости, спроса и предложения.

Если бы рынки обладали только одними достоинствами, и у них не было бы серьёзных недостатков, то не было бы и необходимости их регулирования со стороны государства. Между тем, как мы только что убедились, рынок не обязательно гарантирует оптимальную и высокую эффективность, а потому нуждается в постоянном контроле и регулировании. Вмешательство в экстремальные экономические ситуации, угрожающие обществу; устранение нарушений, вносимых несовершенством рынка; поддержка отдельных субъектов экономики; наконец, сбор налогов; необходимых для нормального функционирования современного общества, – вот далеко не полный перечень основных мотивов вмешательства государства в установление рыночного равновесия.

 

 

 

 

Глава 1. Цена и ценообразование.

Цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены являются одной из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются интересы потребителей и производителей, импортеров и экспортеров. Воздействие на цены служит глобальным целям ГРЭ, целям конъюнктуры и структурной политики, борьбе с инфляцией, усиление национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен. Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже экстренные цели, который могут в данный конкретный момент не совпадать с другими целями, но они всегда служат генеральной цели государственного регулирования-оптимизация темпов и пропорций экономического развития и стабилизации социальной системы. 
Классическая политическая экономия рассматривала свободно складывающиеся на рынке цены как главный элемент механизма поддержания равновесия между спросом и предложением. Тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, продажа продовольствия из государственных запасов в неурожайные годы, таможенная политика и косвенное налогообложение, существенным образом воздействующее на внутренние цены, - вот не полный перечень мер государственного регулирования цен. Попытки регулировать цены в условиях инфляции и кризиса путем внешнеторговой политики оказались несостоятельными.

    1. Понятие цены.

Цена́ — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью единицы товара, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара, или денежным выражением стоимости. Это фундаментальная экономическая категория.

Цена — сильная экономическая категория. Она может активно участвовать в решении многих экономических, социальных, политических задач, поэтому и государство, и различные субъекты рынка учитывают и используют все качества цены в своих действиях. Роль цены, ее место на микро- и макроуровне проявляется через функции.

Цена выполняет измерительную функцию . Цена обслуживает оборот по реализации товаров и тем самым обслуживает экономические интересы всех относительно самостоятельных участников товарного оборота: производителя-посредника-покупателя. В этом качестве она выступает, как утверждают К. Макконнел и С. Брю, как количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги. 2 С помощью цен определяется количество денег в обращении (М). М =PQ/V , где V — скорость обращения денег; Р — средний уровень цен; Q — количество (объем) товаров; М — количество денег в обращении. Благодаря цене удается измерить, определить количество денег, которое покупатель должен, уплатить, а продавец получить за проданный товар. Зная цены различных товаров, услуг и количество продаваемых и покупаемых товаров, можно определить величину денежного платежа за товары и услуги. Зная цену рабочей силы, труда, можно определить размер зарплаты на предприятии, отрасли и т. д.

Сравнивая цены разных товаров, мы можем их дифференцировать на дорогие и дешевые. Если цены учитывают полезность, то по соотношению таких цен можно судить о соотношении полезности разных товаров. Перечисленные факты позволяют считать, что цена выполняет соизмерительную функцию , с помощью которой сопоставляются ценности разных товаров. 
Цена выполняет учетную функцию . С помощью цен разнообразный и многообразный мир товаров из натурально-вещественной формы переводится в денежную оценку. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности. 
На практике с помощью цены в ее учетной функции исчисляются все стоимостные показатели на макро- и микроуровне: валовой внутренний продукт, национальный доход, объем розничного товарооборота, объем произведенной и реализованной продукции отдельных отраслей, предприятий и т. д. Цена выступает также как инструмент расчета таких качественных показателей, как производительность труда, рентабельность изделий и производства, фондоотдача и т.п. В качестве измерительной, соизмерительной, учетной функции цена является носителем важнейшей экономической информации и тем самым сильно влияет на поведение субъектов рынка: покупателей и продавцов. По этой причине, например, американцы называют Америку ценоуправляемой системой. Есть даже в американских учебниках такая картинка: здание свободного предпринимательства держится на трех колоннах: частная собственность, система ценообразования, конкуренция. Поскольку цена является носителем информации, она выступает как важный инструмент анализа, прогнозирования, планирования всех показателей в денежном выражении и занимает ключевое место в системе хозяйственного механизма управления как предприятия, региона, так и национальной экономики в целом.

1.2. Функции цены.

При прогнозировании, разработке и применении цен учитывают объективно присущие им функции, являющиеся проявлением действия объективных экономических законов, и прежде всего закона стоимости. Через функции проявляются роль цен в экономическом управлении, место каждого вида цен в хозяйственном механизме, взаимосвязь системы ценообразования со смежными системами экономического управления. Функции выражают объективные свойства цены. Познание и использование функций цены позволяет более четко определить ее роль и значение в экономическом управлении.

Функции цены используются для решения широкого круга экономических задач. Однако не задачи определяют функции цены, а наоборот, функциями цены определяется, какие экономические задачи можно решать с помощью цен. Нельзя отождествлять или допускать смешения функций цены и экономических задач, решаемых при использовании цен: с помощью цен решается множество самых разнообразных задач и поэтому количество функций цены становится также необозримым. Кроме того, при смешении функций цены и задач, решаемых с помощью цен, оказывается, что функции конкретных цен не совпадают ни по их числу, ни по их характеру.

Функции цены связаны с действием экономических законов. Однако их нельзя непосредственно выводить и из действия объективных экономических законов, считая, что именно функции есть проявление действия этих законов. Связь между функциями цены и экономическими законами существует, но эта связь опосредствуется внутренним содержанием цены, ее экономической сущностью. Прямое проецирование действия экономических законов на функции цены без учета ее экономической сущности может проявиться в навязывании ценам несвойственных им функций, в попытках применять цены там, где их использование не будет эффективно в сравнении с другими экономическими методами управления.

Обычно в экономической литературе выделяют следующие функции цены: учетную, перераспределительную, стимулирующую, регулирующую и координирующую.

Учетная функция выражается в том, что цена является мерой затрат труда, показывает, во что обходится обществу производство товаров.

Наличие учетной функции является необходимой предпосылкой использования цен для приведения в сопоставимый вид всего многообразия производимых товаров и услуг при их обмене (для соблюдения принципа эквивалентности), позволяет вести планирование и учет не только в натуральной, но и в стоимостной, денежной форме.

Эта функция позволяет использовать цены в экономических расчетах для исчисления всех стоимостных показателей: объема производства, величины совокупного общественного продукта, национального дохода, розничного товарооборота, издержек производства и обращения, прибыли, рентных платежей, объема инвестиций и т. д. Она позволяет выявить, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товаров, определить величину издержек производства и обращения товаров.

Стоимостные показатели в свою очередь используются для определения темпов и пропорций развития отдельных отраслей и производств и соотношений между ними, дли определения экономической эффективности инвестиций и внедряемых мероприятий научно-технического прогресса, эффективности производства и пр.

Развитие учетной функции осуществляется в направлении наиболее полного отражения в ценах общественно необходимых затрат труда на производство товаров, последовательного изменения цен вслед за изменением этих затрат. Чем ближе цены к общественно необходимым затратам труда, тем точнее они показывают, во что обходится обществу удовлетворение тех или иных потребностей, тем достовернее все экономические расчеты, осуществляемые с помощью стоимостных показателей.

Однако цена - не пассивно-учетная, а активная экономическая категория, один из важнейших рычагов активного воздействия на ход экономического развития. Учет затрат труда в цене есть одновременно и стимулирование их экономии, рационального распределения по отраслям и секторам общественного производства, что в свою очередь является основой связи учетной функции со стимулирующей и распределительной функциями. При выполнении учетной функции цена выступает не как пассивный измеритель затрат, а как норматив общественного значения, носящий управленческий характер.

Перераспределительная функция. Посредством цен осуществляется распределение и перераспределение доходов. Другими словами, распределительная, или более правильно — перераспределительная, функция цен означает, что с помощью цен осуществляется перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, районами страны, социальными группами и тем самым происходит регулирование доходов отраслей, предприятий, населения.Перераспределение доходов через цены осуществляется через уровень цен, их структуру, соотношения цен на различные виды продукции добывающих и обрабатывающих отраслей, продукции сельского хозяйства и промышленности. Более конкретно это достигается путем действия относительно высоких или низких цен, с помощью включения или, наоборот, невключения в цену налогов (налог на добавленную стоимость, акциз и т. д.), путем установления системы разных уровней цен для различных потребителей (при государственном вмешательстве в ценообразование, ценовой дискриминации) на одну и ту же продукцию, например, для промышленных потребителей и для населения (как в энергетике), для предприятий различных форм собственности (госсектора и частного). 
Особенно сильно было влияние цен на экономику союзных республик до распада СССР. Россия финансировала другие республики примерно до $50 млрд в год в виде льготных цен. Россия продавала нефть на мировых рынках по $140 за т, а союзным республикам по $2-3 за т. Это была колоссальная субсидия. Для Казахстана это составляло примерно $ 11 млрд в год, Украины — примерно 6, Беларусии — 3, Грузии — примерно $3,5 млрд. 'Перераспределительное ценообразование не есть явление, характерное только для планово-регулируемой экономики, или условие существования регулируемых цен. Существование монополистических структур также порождает перераспределительное ценообразование, в результате которого происходит присвоение чужих прибылей. В этих условиях в основе процесса лежи стратегия максимизации прибыли. Монополистические структуры обеспечивают возможности для его реализации. 
Перераспределительное ценообразование имеет место и в условиях сложившейся олигополистической структуры рынка, когда фирмы могут устанавливать сравнительно низкие цены, чтобы препятствовать проникновению на рынок фирм-«чужаков». Перераспределительное ценообразование называют грабительским ценообразованием (англ, predatory pricing). Перераспределительная функция сходна со стимулирующей, но здесь есть и различия. Если стимулирующая функция цены поощряет дополнительные усилия предприятия на повышение качества, увеличение его объемов производства и т. д., призвана учесть в цене товара интересы производителя и потребителя, то перераспределительная функция связана либо с государственным воздействием на уровень и структуру цен, либо с действиями монополий или олигополии, когда те с помощью цен регулируют свои доходы и перспективу. 
Если государство регулирует с помощью цен накопления отдельных отраслей экономики, то оно влияет на темпы их развития, разрешает противоречия между изготовителем и потребителем продукции, между интересами предприятий и интересами общества, подчиняя деятельность предприятия национальным интересам. 
Перераспределение накоплений из одних отраслей в другие через систему цен не всегда экономически обосновано и социально приемлемо при государственном регулировании, так как делает таких производителей и покупателей неконкурентоспособными. Например, чрезмерное перераспределение чистого дохода из легкой промышленности (путем чрезмерно высокой доли доходов в структуре цены) в другие отрасли народного хозяйства привели к ее отставанию, сделали непрестижной сферой приложения труда для молодежи. 
В перераспределительных процессах участвует также и финансовая система, роль которой может быть гораздо выше, чем системы ценообразования, и растет по мере снижения роли цены. Поэтому понимание конкретных направлений участия цен и финансовой системы в перераспределительных процессах повышает эффективность хозяйствования как субъектов рынка, так и государственного воздействия в перераспределительных процессах. 
При государственном участии в выполнении перераспределительной функции розничная цена несет весомую социальную нагрузку: через систему розничных цен можно создать благоприятные условия для потребления товаров, услуг, связанных с просвещением, воспитанием детей, лечением, способствовать повышению жизненного уровня отдельных социальных (и прежде всего социально незащищенных) групп населения. Изучая функции ценообразования, необходимо учитывать, что одни и те же экономические процессы можно выполнять с помощью различных элементов хозяйственного механизма. Разница состоит в том, что финансовый, кредитный, плановый аппараты воздействуют на производство и распределение, как правило, административными методами, цена же воздействует всегда на экономические интересы. Например, налоги, которые платят производители, потребители, они не в силах отменить, не в силах отменить процентную ставку за кредит, в то время как цены они могут снижать, повышать или покупать товары, сырье с разным уровнем цен. Даже в период диктатуры плана предприятия ухитрялись использовать систему надбавок-скидок, договорных, временных цен, чтобы улучшить свои экономические показатели.

Стимулирующая функция. Рыночное ценообразование создает возможности для альтернативного выбора при принятии хозяйственных решений, что способствует повышению эффективности производства. Так, есть альтернатива сочетания различных факторов производства для создания той или иной продукции (например, между капиталоемкими процессами, требующими значительных затрат, но затем дающими большую экономию в издержках производства, или более трудоемким процессом, требующим меньше капиталовложений, но зато с большей величиной издержек). К этому добавляется выбор рынков, выбор производимой продукции, выбор инвестора, кредитора и т. д. Таким образом, стимулирующее воздействие цены заключается в том, что ее уровень служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов. Цена входит в состав экономического механизма стимулирующего воздействия на производство через следующие ориентиры: повышенную (пониженную) рентабельность, надбавки (скидки) к цене, применение различных видов цен (свободные, регулируемые, расчетные и т. д.). Учитывая стимулирующее воздействие перечисленных ориентиров-показателей, предприятие будет иметь различный уровень доходов, следовательно, возникают экономические стимулы пересматривать ассортимент выпускаемых товаров, расширять производство тех, где прибыль на единицу продукции выше, или тех, где может быть наибольший сбыт. С помощью розничных цен стимулируется потребление продукции. Например, при снижении абсолютного уровня и при снижении розничных цен на единицу полезного эффекта (например, по бытовой технике) расширяется сфера потребления соответствующей продукции. Фирмы, изучая рынок, определяют группы покупателей (сегменты рынка), которые могут приобрести их продукцию по различным уровням, группам, интервалам цен, и с учетом этого обстоятельства наращивают производство соответствующих товаров, получая при этом высокую массу прибыли. В систему экономического стимулирования кроме цены, как известно, включены все базирующиеся на цене стоимостные экономические рычаги: прибыль, рентабельность, налоги и т. д. Эффективность функционирования всего механизма хозяйственного стимулирования зависит от правильного сочетания и использования субъектами рынка основополагающей роли цены и других стимулирующих экономических рычагов. Выбор в пользу цены или другого стимулирующего рычага делают субъекты рынка.

Сущность стимулирующей функции заключается в поощрительном или сдерживающем воздействии цены на производство и потребление отдельных товаров.

Действие стимулирующей функции цены основано на отклонении цены от стоимости. Воздействие на экономические интересы участников обмена цена оказывает через величину обеспечиваемой с ее помощью (или заключенной в ней) прибыли. Поэтому применение стимулирующей функции цены связано с одновременным использованием распределительной и регулирующей функций.

Информация о работе Государственная политика цен: понятие, цели, задачи