Государственная поддержка предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в изучении предпринимательства в экономике, ее объективной необходимости.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
раскрытие сущности предпринимательства;
рассмотрение экономической основы;
рассмотрение характеристики структур предпринимательства;
изучение путей развития предпринимательства в экономике России

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ………7
Взгляды ученых на сущность предпринимательства ………….7
Экономическая основа предпринимательства………………….11
Экономическая свобода – основное условие развития предпринимательства………………………………………………17
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ……………………………26
Объективная необходимость предпринимательства в экономике……………………………………………………….......
Основные шаги при создании собственного дела…………….
Государственная поддержка предпринимательства.…
ПУТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….47

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 108.88 Кб (Скачать файл)

- организуют разработку  и реализацию Федеральной программы  государственной поддержки малого  предпринимательства, обеспечивают  участие субъектов малого предпринимательства  в реализации государственных  программ и проектов, а также  в поставках продукции и выполнении  работ (услуг) для федеральных  нужд;

- подготавливают предложения  об установлении для субъектов  малого предпринимательства льгот  по налогообложению и иных  льгот, а также об использовании  средств федерального бюджета  и специализированных внебюджетных  фондов Российской Федерации  для поддержки малого предпринимательства; 

- оказывают содействие  органам исполнительной власти  субъектов Российской Федерации  при разработке и реализации  мер по поддержке малого предпринимательства; 

- координируют деятельность  федеральных специализированных  организаций с государственным  участием, осуществляющих поддержку  малого предпринимательства.

Содействие малому бизнесу  со стороны государства осуществляется в соответствии с Федеральной  программой государственной поддержки  малого предпринимательства, региональными, отраслевыми и муниципальными программами  развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов  РФ, органами местного самоуправления. В бюджетах соответствующих уровней  ежегодно предусматривается выделение  ассигнований на реализацию таких программ [15, c. 241].

Законодательно предусмотрена  возможность создания фондов поддержки  малого предпринимательства. Фондом поддержки  малого предпринимательства является некоммерческая организация, создаваемая  в целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направляемых на его поддержку и развитие.

Малым предприятиям государство  предоставляет всевозможные льготы.

В случае если изменения  налогового законодательства создают  менее благоприятные условия  для субъектов малого предпринимательства  по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех  лет своей деятельности указанные  субъекты подлежат налогообложению  в том же порядке, который действовал на момент их регистрации.

В 2007 г. был принят Федеральный  закон – «Об упрощенной системе  налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» [1]. В результате к настоящему времени  в России сложились и функционируют  три системы налогообложения  предприятий малого бизнеса:

  1. общеустановленная система
  2. упрощенная система
  3. единый налог.

К ведению Федерации законодательством  отнесено определение общих принципов, приоритетных направлений и методов  государственной поддержки этого  сектора: регламентация порядка  создания и деятельности федеральных  органов исполнительной власти и  распределение полномочий между  ними; разработка и организация федеральных  программ и проектов, финансируемых  полностью или частично за счет средств  государственного бюджета; установление льгот по федеральным налогам  и иным платежам в государственный  бюджет и во внебюджетные фонды РФ.

Субъекты Федерации при  этом имеют право самостоятельно решать все вопросы, связанные с  поддержкой малого бизнеса на своей  территории с учетом местных особенностей и условий, в том числе принимать  дополнительные меры за счет собственных  средств и ресурсов. Определенное внимание уделяется развитию малого бизнеса в регионах России. Почти во всех регионах разработаны собственные программы развития малого бизнеса, более чем в половине из них созданы специальные органы и фонды его поддержки. Наиболее крупный регион России – Москва, где сосредоточена четверть всех предприятий малого бизнеса, на начало 2007 г. занимал первое место в числе регионов по развитию малого бизнеса (207,8 тыс. предприятий). Далее следует Санкт – Петербург (110,3 тыс.), Области Московская (43,9 тыс.), Самарская (29,9 тыс.), Ростовская (34,1 тыс.),Свердловская (30,3 тыс. ), Краснодарский край (35,0 тыс.) [8, c. 103]. Представляется, что в перспективе будет преобладать тенденция к дальнейшей децентрализации и расширению прав регионов и местного самоуправления в данной сфере. Эффективность децентрализованных подходов подтверждает опыт развитых стран. Так, особенностью Германии как федерального государства является высокая степень политической и хозяйственной самостоятельности федеральных земель. Детально отработанная система распределения компенсации позволяет, в частности, правительствам земель выполнять специальные программы развития, в то время как федеральное правительство реализует собственные мероприятия и программы федерального уровня на той же территории. В определенных случаях возможно, например, долевое финансирование того или иного проекта одновременно в рамках федеральных и земельных программ. Свои особенности имеет распределение полномочий в сфере малого бизнеса и соотношение централизованных и региональных мер его поддержки и в таких странах, как США, Япония, Испания. Зарубежный опыт в данной области весьма полезен при совершенствовании распределения функций между центральными и местными органами власти и управления в России. Программа действий правительства РФ на 1995-1997 гг. впервые включала  меры по поддержке предпринимательства как одного из основных факторов структурных и институциональных преобразований в экономике. Предполагалось, что устойчивая стабилизация производства и возобновление экономического роста могут быть достигнуты при быстром росте малого конкурентоспособного сектора экономики, использовании присущей ему инициативы. Переключение ресурсов государства с поддержки старых бесперспективных производств на стимулирование роста предпринимательства и частных инвестиций должно стать одним из ключевых моментов стабилизации и начала экономического подъема. Для этого необходимы сохранение налоговых льгот для малого предпринимательства и введение упрощенной системы налогообложения, помощь со стороны субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также формирование системы объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса и подготовки кадров, поощрение самоорганизации малого предпринимательства и др.

Между тем ни федеральный  закон "О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации", ни программа действий правительства, ни федеральная программа  поддержки малого бизнеса не содержат четкой концепции его развития.  Не сформулированы ясные социально-экономические цели развития, не обоснованы стратегия, тактика и приоритеты. По-прежнему нет определенности в системе и механизмах реализации программы. Основные направления поддержки малого предпринимательства не подкреплены и достаточными ресурсами.

Большое влияние на результаты предпринимательской деятельности оказывают тарифы на продукцию и услуги естественных монополий. Ошибки в этой сфере обостряют многие проблемы в экономике. Из-за быстрых изменений экономической ситуации необходима постоянная корректировка тарифов (например, опережающий рост цен и тарифов для промышленных потребителей способствует углублению ценовых диспропорций в различных секторах экономики и сохраняет инфляционный потенциал). Из-за искажения в ценах и тарифах плохо используются материальные и финансовые ресурсы, становятся неэффективными инвестиции). В настоящее время предполагается переход к новым принципам ценового регулирования: возмещение регулируемым компаниям электроэнергетики действительно необходимых эксплуатационных и капитальных затрат; обеспечение получения обоснованной прибыли на используемый капитал; дифференциация тарифов для различных групп потребителей и регионов России; сокращение масштабов перекрестного субсидирования; введение дифференцированных цен на природный газ; прекращение субсидирования пассажирских железнодорожных перевозок; сближение тарифов по категориям потребителей услуг связи и сокращение дотирования и др. Развитию предпринимательства могут способствовать гарантии государства по займам и кредитам предприятий. Правительство РФ предполагает выдавать гарантии лишь тем, кто не имеет долгов перед бюджетом. Меняется и механизм предоставления гарантий. Их будут получать только победители инвестиционных конкурсов, проводимых Министерством экономики.

Таким образом, для развития предпринимательства применяется  ряд экономических методов и рычагов, в том числе приватизация, конкуренция, налоги, акцизы, инвестиции, кредиты, государственный заказ, лицензии, тарифы, государственные гарантии и др. Однако эти методы пока не составляют системы и используются плохо, путем проб и ошибок, что резко снижает их эффективность. Предстоит длительная совместная работа государственных, властных и участвующих в бизнесе структур, чтобы предпринимательство стало импульсом подъема отечественной экономики. 

3. ПУТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ  

Проблемы развития страны и регионов, в настоящее время, являются важнейшим императивом  стратегии развития российской экономики. Сохранение её целостности и единства предполагает консолидацию политических, экономических, социальных и правовых сил и механизмов российского  общества.

На сегодняшний день, при  оценке и анализе развития экономики  и страны в целом, по мнению многих учёных и авторов, зависит от малого и среднего бизнеса.

В условиях рыночных отношений  предприятие, является основным звеном экономики, и, по мнению многих авторов, особое место относят малому бизнесу. Успешное развитие малого предпринимательства, насыщает рынок многообразием товаров  и услуг.

Важнейшей проблемой развития малого бизнеса в России, является преодоление разобщённости хозяйственных  и административных структур.

Для развития в нашей стране малому бизнесу необходимо:

- государственная поддержка

-привлечение инвестиций, как отечественных, так и иностранных

-инновации

-пониженные ставки налога  на прибыль для МП.

По последним данным Госкомстата  России, на 1 октября 2012 г. количество зарегистрированных малых предприятий (МП) в России составило 875,5 тысяч или 27 % общего числа предприятий  и организаций, учитываемых Единым государственным регистром предприятий  и организаций. В 2011 г. доля товаров, работ и услуг, произведенных  малыми предприятиями, в ВВП России достигла 9,5 %.

Однако нынешние масштабы развития   малого   бизнеса  в России остаются весьма скромными, особенно в сравнении со странами с развитой рыночной экономикой.

Развитие малого бизнеса вызывается двумя обстоятельствами:

-особенностями современного  этапа развития НТР, обеспечивающего  соответствующую материальную базу  для эффективного функционирования  малого бизнеса;

-дифференциацией потребительского  спроса в условиях роста доходов  населения и роста сферы обслуживания.

Несмотря на серьезность проблем, связанных с малым бизнесом, отечественный малый бизнес имеет перспективы дальнейшего развития.

Прежде всего, необходимо решить следующие задачи:

- минимизировать влияние  бюрократии на малый бизнес;

- сделать как можно  проще процедуру регистрации;

- сократить число контролирующих  органов и проверок;

- продолжить процесс сокращения  числа лицензируемых видов деятельности  и продукции.

Следует искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной  точки зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно  удорожает, извращает конкуренцию. Необходимо существенно уменьшить  налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для начинающих предпринимателей в первую очередь  в таких видах деятельности, как  инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская.

Следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки  малого бизнеса (федерального и региональных бюджетов, Федерального фонда поддержки  малого предпринимательства, всевозможных внебюджетных источников), на важнейших  приоритетных направлениях, создать  для него систему гарантий кредитования.

Основной проблемой малого бизнеса является привлечение инвестиций.

Совершенно очевидно, что  без инвестиций, без применения современной  техники и технологии невозможно эффективно решать задачи повышения  качества продукции, снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности  продукции и предприятий, обеспечения  стабильного развития и высокой  эффективности производства.

Предприятие самостоятельно определяет объёмы, направления, размеры  и эффективность инвестиций. По своему усмотрению оно привлекает на договорной, преимущественно конкурентной, основе физических и юридических лиц  для участия в деятельности по реализации инвестиций.

Значит выбор того или  иного направления вложений определяется многими обстоятельствами. Важнейшими среди них являются:

- инвестиционный климат  в стране;

- состояние производственно-технической  базы;

- базы промышленных предприятий;

- кредитная политика;

- уровень развития воспроизводственной  рыночной инфраструктуры;

- системы привлечения  и освоения капитальных вложений;

- системы налогообложения;

-уровень развития законодательной  базы в сфере инвестиционной  деятельности.

Основные факторы, сдерживающие инвестиционную активность в настоящее  время, относятся:

- высокая зависимость  национального хозяйства, государственных  финансов и платежного баланса  от внешнеэкономической конъюнктуры  при существующей структуре ВВП;

Информация о работе Государственная поддержка предпринимательства