Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства на примере Белгородской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что малое и среднее предпринимательство играет существенную роль в развитии экономики страны.
Развитие малого и среднего предпринимательства обеспечивает формирование рыночной структуры экономики, именно предприятие предоставляет рабочие места, выплачивает заработную плату, тем самым участвует в осуществлении государственных социальных программ. Благосостояние общества в целом и приумножение национального богатства во многом зависит от того, насколько эффективно осуществляет свою хозяйственную деятельность каждое предприятие

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 86.88 Кб (Скачать файл)

В Белгородской области созданы и постоянно совершенствуются институты развития предпринимательства, которые реализуют механизмы государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

Ведущей структурой, оказывающей полный комплекс услуг малому бизнесу, является Белгородский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. Субъекты предпринимательства, в первую очередь на начальных этапах своего развития, получают здесь финансово-кредитную, имущественную, информационно-образовательную поддержку. За 2011 - 2013 годы субъектам малого и среднего бизнеса предоставлены целевые гранты размером 300 тыс. рублей на сумму 211 млн. рублей, займы размером до 1 млн. рублей на сумму 2,1 млрд. рублей, субсидии в объеме 325 млн. рублей на частичное возмещение предпринимательских расходов по кредитным и лизинговым договорам и в объеме 8,3 млн. рублей на организацию 18 центров дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста. За указанный период фондом было организовано обучение основам ведения бизнеса более 4,5 тыс. начинающих предпринимателей.

Основная цель деятельности Белгородского областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства — финансирование программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства Белгородской области.

Направления деятельности Белгородского областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства:

    1. Cодействие в формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства.
    2. Участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе проектов в области малого предпринимательства, а также в реализации федеральных, областных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства.
    3. Участие в мероприятиях, способствующих демонополизации экономики, развитию конкуренции, насыщению товарного рынка, созданию новых рабочих мест.
    4. Участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности в области малого предпринимательства.
    5. Поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений.
    6. Содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства;
    7. Организация консультаций по вопросам налогообложения и применения норм законодательства, передовых достижений в области маркетинга, менеджмента, информационных технологий.

Упрощению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам способствует деятельность Белгородского гарантийного фонда содействия кредитованию. За 2012 - 2014 годы гарантийным фондом предоставлены гарантии (поручительства) по частично обеспеченным банковским кредитам 50 субъектам малого предпринимательства на сумму 122,1 млн. рублей, что позволило привлечь в сектор малого предпринимательства кредитные ресурсы в объеме 271,5 млн. рублей и создать 225 новых рабочих мест за счет реализации инвестиционных проектов.

Большое внимание оказывается созданию и развитию производственно-инновационной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Развивается деятельность созданной на условиях государственно-частного партнерства некоммерческой организации "Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в Белгородской области", целью которой является инвестиционная поддержка малых и средних производственных компаний. Сформирован закрытый паевой инвестиционный фонд с объемом капитализации 400 млн. рублей, где 200 млн. рублей - средства областного и федерального бюджетов в равных долях, 200 млн. рублей - средства управляющей компании закрытого паевого инвестиционного фонда.

Деятельность действующего областного государственного бюджетного учреждения "Белгородский региональный ресурсный инновационный центр" (далее - ОГБУ "БРРИЦ") направлена на решение вопросов внедрения инноваций, организации в секторе малого и среднего предпринимательства высокотехнологичных производственных предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию. ОГБУ "БРРИЦ" за 2012 - 2014 годы оказана поддержка 27 малым инновационным предприятиям в объеме 101,2 млн. рублей в форме компенсации инновационных затрат. Более 50 малых инновационных предприятий-резидентов действующего при ОГБУ "БРРИЦ" инновационного бизнес-инкубатора общей площадью 7 тыс. кв. метров получили в аренду на льготных условиях сроком на три года офисные помещения, оснащенные оргтехникой, для реализации инновационных проектов в области информационных, медицинских и ресурсосберегающих технологий.

В целях создания благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего бизнеса на территории области, Белгородский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства оказывает финансовую поддержку предпринимателям на создание и развитие бизнеса.

Низкие процентные ставки, упрощенная процедура получения заемных средств и отсутствие аналогичных программ льготного финансирования в коммерческих банках обусловили высокий уровень спроса на мероприятия государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

В настоящее время финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства области осуществляется по следующим направлениям:

    1. «Формирование (пополнение) фондов микрофинансовой организации, предназначенных для выдачи займов малым предприятиям» - целевые займы, предоставляемые субъектам малого предпринимательства на возвратной основе на реализацию инновационных, инвестиционных проектов в приоритетных сферах деятельности и пополнение оборотных средств, не превышающие 1 млн. рублей, на срок до 12 месяцев:
          1. под 5% годовых - на реализацию инвестиционных проектов в сфере агропромышленного комплекса и проектов, реализуемых в рамках областной целевой программы «Семейные фермы Белогорья»;
          2. под 9% годовых - на реализацию инвестиционных проектов, связанных с другими приоритетными направлениями предпринимательской деятельности;
          3. под 10% годовых - на пополнение оборотных средств.
        1. «Микрофинансирование субъектов малого и среднего предпринимательства» за счет кредитных ресурсов коммерческих банков - предоставление на возвратной основе субъектам малого и среднего предпринимательства, зарегистрированным на территории Белгородской области и соответствующим критериям, установленным федеральным законодательством, целевых займов размером до 1 млн. рублей сроком до 3 лет-5 лет:
          1. под 10% годовых – на реализацию инвестиционных проектов, получившим одобрение органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов;
          2. под 13,875% годовых – на пополнение оборотных средств.

Белгородский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства осуществляет финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства с использованием механизма микрофинансирования, в том числе за счет целевых ресурсов открытого акционерного общества «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (ОАО «МСП Банк»).

Суммарный размер предоставляемых займов на реализацию инвестиционных проектов и пополнение оборотных средств не должен превышать 1 млн. рублей для одного субъекта малого и (или) среднего предпринимательства.

Реализация проектов должна способствовать улучшению социально - экономического положения соответствующих территорий, наибольшему вовлечению в сферу малого предпринимательства незанятого населения и пополнению бюджетов территорий.

Для получения займа субъект малого или среднего предпринимательства должен получить рекомендацию на реализацию проекта и характеристику своей деятельности в органах местного самоуправления по месту регистрации в соответствии с постановлением правительства Белгородской области от 20 октября 2008 года № 250-пп «О мерах по финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства области». Кроме того, необходимым условием для получения льготного целевого займа является предоставление заемщиком ликвидного обеспечения, в соответствии с требованиями Фонда.

Решение о выдаче целевого займа после соответствующего анализа документов принимается высшим органом управления – Правлением Белгородского областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства.

Гранты начинающим малым предприятиям на создание собственного дела предоставляются в форме субсидий индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, в размере не более 300 тыс. рублей на одного получателя поддержки.

Получателями грантов являются вновь зарегистрированные или действующие менее одного года субъекты малого и среднего предпринимательства, прошедшие краткосрочное обучение основам предпринимательской деятельности и представившие бизнес-проект.17

И в заключении можно сказать, что на основе позитивных результатов, достигнутых в предшествующие годы, в 2014 - 2020 годах целесообразно дальнейшее стимулирование развития производственной и инновационной предпринимательской деятельности, создание условий для роста капитализации предприятий малого и среднего предпринимательства, принятие дополнительных мер по вовлечению в сферу предпринимательства молодежи, незанятого сельского населения.

Указанные задачи необходимо решать в сочетании с принятием мер по ликвидации административных барьеров, коррупционных факторов, улучшению качества предоставления государственных услуг субъектам предпринимательства, повышению эффективности управления органов исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСТВА В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Для эффективного функционирования малого и среднего предпринимательства необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфику малого и среднего предпринимательства. Предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентация контролирующих функций государства, усиление государственной поддержки предпринимателей должны стать главными составляющими законотворческой деятельности государства, направленными на активизацию предпринимательской деятельности в России.

В малом и среднем предпринимательстве Белгородской области имеются проблемы, препятствующие его развитию и требующие решения программно-целевым методом.

Практически отсутствуют элементы инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне. Комплекс консультационных услуг предприниматель имеет возможность получить в основном только в областном центре. Финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства области осуществляется преимущественно за счет средств областного и федерального бюджетов.

Факторами, сдерживающими развитие предпринимательства, являются существующие административные барьеры в сфере организации и ведения бизнеса, которые не позволяют обеспечивать устойчивое развитие малого и среднего предпринимательства, существуют проблемы охраны и безопасности труда, размер средней заработной платы в малом и среднем предпринимательстве остается ниже среднеобластного уровня.

Исходя из выше перечисленных проблем, выделяются следующие приоритеты государственной политики в сфере экономического развития на долгосрочную перспективу, которые отражены в Стратегии области. В соответствии с данным документом стратегическими задачами и приоритетами являются:

  • повышение конкурентоспособности продукции, товаров и услуг региональных товаропроизводителей, модернизации существующих производств, обеспечивающих возможность интеграции в глобальную экономику;
  • структурная диверсификация экономики региона на основе инновационного технологического перевооружения, выделения приоритетных секторов и сегментов специализации, развития новых инновационно ориентированных производств;
  • формирование территориальных кластеров, позволяющих интенсифицировать экономический рост и конкурентоспособность региона в целом, индуцировать значительный прирост добавленной стоимости, в том числе и за счет мультипликативного эффекта;
  • повышение устойчивости экономики области за счет совершенствования условий и стимулирования развития малого бизнеса и перехода его на качественно новый уровень участия в формировании валового регионального продукта;
  • создание условий для раскрытия потенциала развивающихся и новых секторов экономики (зона опережающего развития "Машиностроительный комплекс", туристско-рекреационный кластер);
  • формирование основы новой экономики - экономики знаний, создание высокотехнологичных, наукоемких производств, развитие био-, нано-, информационных технологий, альтернативной энергетики, развития энергоэффективности и энергосбережения.

Информация о работе Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства на примере Белгородской области