Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства на примере Белгородской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что малое и среднее предпринимательство играет существенную роль в развитии экономики страны.
Развитие малого и среднего предпринимательства обеспечивает формирование рыночной структуры экономики, именно предприятие предоставляет рабочие места, выплачивает заработную плату, тем самым участвует в осуществлении государственных социальных программ. Благосостояние общества в целом и приумножение национального богатства во многом зависит от того, насколько эффективно осуществляет свою хозяйственную деятельность каждое предприятие

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 86.88 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что малое и среднее предпринимательство играет существенную роль в развитии экономики страны.

Развитие малого и среднего предпринимательства обеспечивает формирование рыночной структуры экономики, именно предприятие предоставляет рабочие места, выплачивает заработную плату, тем самым участвует в осуществлении государственных социальных программ. Благосостояние общества в целом и приумножение национального богатства во многом зависит от того, насколько эффективно осуществляет свою хозяйственную деятельность каждое предприятие.

Поддержка государства малого и среднего предпринимательства повышает благосостояние населения.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства –деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Малый и средний бизнес играет важную роль в экономике, как инструмент регулирования экономических отношений между отдельными секторами и сферами экономики, различными группами населения.

Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально - экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

Степень изученности темы характеризуется определенным количеством научных трудов по ней, имеющих важное методологическое значение. Наиболее полно и подробно тема малого предпринимательства раскрыта в трудах: М.Г. Лапусты, Ю.Л. Старостина1, В.Д. Грибова, В.З. Черняка2.

Таким образом, на основании актуальности и степени изученности можно сформулировать основную проблему исследования.

Проблема данной курсовой работы обусловлена наличием противоречий между необходимостью поддержки малого и среднего предпринимательства и недостаточной теоретической разработанностью данной проблемы.

Объектом курсовой работы является малое и среднее предпринимательство.

Предмет – государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

Цель – разработать рекомендации по совершенствованию государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Белгородской области.

Для достижения этой цели обозначены следующие задачи:

  1. Раскрыть теоретические основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
  2. Выявить основные направления государственной поддержки и регулирования малого и среднего предпринимательства в Белгородской области;
  3. Изучить меры по совершенствованию государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Теоретико – методологические основы исследования ключевые положения трудов отечественных и зарубежных ученых по экономической теории, региональной экономике, сущности предпринимательских отношений, современным тенденциям развития малого бизнеса в России и в странах с развитой рыночной экономикой. В процессе выполнения работы были использованы общенаучные методы: анализ и синтез, структуризация, обобщение, а также качественный анализ нормативных документов.

Эмпирической основой написания курсовой работы являются нормативно-правовые акты3, внутренние, инструктивные документы организации.4

Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСТВА В РФ

В настоящее время нормативное определение понятия предпринимательской деятельности содержится в пункте 1 статьи 2 ГК РФ. Предпринимательской деятельностью в соответствии с гражданским законодательством признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.5

Согласно  статье 2 ФЗ РФ от 24 июля 2007 года № 209 – ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.6

Одним из основных документов, регулирующих порядок осуществления деятельности малых и средних предприятий, является Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», принятый 24 июля 2007 года, и ставший нормативно – правовой основой дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с этим законом субъектами малого и среднего предпринимательства являются  хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микро – предприятиям, и средним предприятиям.7

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

 

1. Установить предельные  значения выручки от реализации  товаров (работ, услуг) за предшествующий  календарный год без учета  налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • микропредприятия - 60 млн. рублей;
  • малые предприятия - 400 млн. рублей;
  • средние предприятия - 1000 млн. рублей. 8

Выделяют следующие виды предприятий:9

  1. Малое предприятие – это фирма, которая не доминирует в своей области, а хозяин – это независимый владелец, осуществляющий руководство малым числом подчинённых в сравнении с другими фирмами той же отрасли.
  2. Микро – предприятия относятся к очень небольшому бизнесу. Они часто включают единоличного, редко двух собственников, а также сферу семейного бизнеса. Большинство микро – предприятий имеет незначительный капитал, обладают ограниченными техническими и бизнес – навыками. При этом большинство таких предприятий демонстрируют жизнеспособность малого предпринимательства.
  3. Средние предприятия проходят по границе малых и крупных фирм. Как правило, под средним понимают предприятие, которое управляется менеджером, находящимся под контролем собственников – акционеров и подпадает под верхнюю границу предельных значений, установленных для малого предпринимательства.

Малые и средние предприятия группируются по ряду признаков, наиболее распространенным является классификация по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.10

По формам собственности предприятия подразделяются на: частные; государственные; смешанные.

По размерам: малые; средние; крупные.

По отраслевой принадлежности: промышленные; сельскохозяйственные; торговые; транспортные; банковские и т.д.

По признаку доминирующего фактора производства: трудоемкие; капиталоемкие; наукоемкие; материалоемкие.

По характеру деятельности на: производящие материальные блага; услуги.

По правовому статусу: индивидуальные предприниматели;  хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия; некоммерческие организации.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства –  деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.11

В соответствии с пунктами 2-4 статьи 3 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ различают три уровня программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:

  1. Федеральные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства – нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в Российской Федерации, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию указанных мероприятий;
  2. Региональные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства – нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в субъектах Российской Федерации, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию указанных мероприятий;
  3. Муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства – нормативные правовые акты органов местного самоуправления, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в муниципальных образованиях, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов местного самоуправления, ответственных за реализацию указанных мероприятий.12

Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально – экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) развитие субъектов малого  и среднего предпринимательства  в целях формирования конкурентной  среды в экономике Российской  Федерации;

2) обеспечение благоприятных условий  для развития субъектов малого  и среднего предпринимательства;

3) обеспечение конкурентоспособности  субъектов малого и среднего  предпринимательства;

4) оказание содействия субъектам  малого и среднего предпринимательства  в продвижении производимых ими  товаров (работ, услуг), результатов  интеллектуальной деятельности  на рынок Российской Федерации  и рынки иностранных государств;

5) увеличение количества субъектов  малого и среднего предпринимательства;

6) обеспечение занятости населения  и развитие самозанятости;

7) увеличение доли производимых  субъектами малого и среднего  предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего  продукта;

8) увеличение доли уплаченных  субъектами малого и среднего  предпринимательства налогов в  налоговых доходах федерального  бюджета, бюджетов субъектов Российской  Федерации и местных бюджетов.

Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) разграничение полномочий по  поддержке субъектов малого и  среднего предпринимательства между  федеральными органами государственной  власти, органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации и органами местного  самоуправления;

2) ответственность федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти  субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления  за обеспечение благоприятных  условий для развития субъектов  малого и среднего предпринимательства;

Информация о работе Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства на примере Белгородской области