ВВЕДЕНИЕ
Актуальность 
темы курсовой работы состоит в том, что малое и среднее 
предпринимательство играет существенную 
роль в развитии экономики страны. 
Развитие малого и среднего 
предпринимательства обеспечивает формирование 
рыночной структуры экономики, именно 
предприятие предоставляет рабочие места, 
выплачивает заработную плату, тем самым 
участвует в осуществлении государственных 
социальных программ. Благосостояние 
общества в целом и приумножение национального 
богатства во многом зависит от того, насколько 
эффективно осуществляет свою хозяйственную 
деятельность каждое предприятие.
Поддержка государства малого 
и среднего предпринимательства повышает 
благосостояние населения.
Поддержка субъектов малого 
и среднего предпринимательства –деятельность 
органов государственной власти Российской 
Федерации, органов государственной власти 
субъектов Российской Федерации, органов 
местного самоуправления и функционирование 
инфраструктуры поддержки субъектов малого 
и среднего предпринимательства, направленные 
на реализацию мероприятий, предусмотренных 
федеральными программами развития субъектов 
малого и среднего предпринимательства, 
региональными программами развития субъектов 
малого и среднего предпринимательства 
и муниципальными программами развития 
субъектов малого и среднего предпринимательства.
Малый и средний бизнес играет 
важную роль в экономике, как инструмент 
регулирования экономических отношений 
между отдельными секторами и сферами 
экономики, различными группами населения.
Государственная политика в 
области развития малого и среднего предпринимательства 
в Российской Федерации является частью 
государственной социально - экономической 
политики и представляет собой совокупность 
правовых, политических, экономических, 
социальных, информационных, консультационных, 
образовательных, организационных и иных 
мер, осуществляемых органами государственной 
власти Российской Федерации, органами 
государственной власти субъектов Российской 
Федерации, органами местного самоуправления 
и направленных на обеспечение реализации 
целей и принципов, установленных настоящим 
Федеральным законом.
Степень 
изученности темы характеризуется определенным 
количеством научных трудов по ней, имеющих 
важное методологическое значение. Наиболее 
полно и подробно тема малого предпринимательства 
раскрыта в трудах: М.Г. Лапусты, Ю.Л. Старостина1, В.Д. Грибова, В.З. Черняка2.
Таким образом, на основании 
актуальности и степени изученности можно 
сформулировать основную проблему исследования.
Проблема данной курсовой работы обусловлена 
наличием противоречий между необходимостью 
поддержки малого и среднего предпринимательства 
и недостаточной теоретической разработанностью 
данной проблемы.
Объектом курсовой работы является малое 
и среднее предпринимательство.
Предмет – государственная поддержка 
малого и среднего предпринимательства 
в Российской Федерации.
Цель – разработать рекомендации 
по совершенствованию государственной 
поддержки малого и среднего предпринимательства 
в Белгородской области. 
Для достижения 
этой цели обозначены следующие задачи:
  - Раскрыть теоретические основы 
  государственной поддержки малого и среднего 
  предпринимательства;
 
  - Выявить основные направления 
  государственной поддержки и регулирования 
  малого и среднего предпринимательства в Белгородской области;
 
  - Изучить меры по совершенствованию 
  государственной поддержки малого и среднего 
  предпринимательства.
 
Теоретико 
– методологические основы исследования ключевые положения трудов 
отечественных и зарубежных ученых по 
экономической теории, региональной экономике, 
сущности предпринимательских отношений, 
современным тенденциям развития малого 
бизнеса в России и в странах с развитой 
рыночной экономикой. В процессе выполнения 
работы были использованы общенаучные 
методы: анализ и синтез, структуризация, 
обобщение, а также качественный анализ 
нормативных документов.
Эмпирической 
основой написания курсовой работы 
являются нормативно-правовые акты3, внутренние, инструктивные 
документы организации.4
Курсовая 
работа состоит из введения, трех разделов, заключения, 
списка источников и литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСТВА 
В РФ
В настоящее время нормативное 
определение понятия предпринимательской 
деятельности содержится в пункте 1 статьи 
2 ГК РФ. Предпринимательской деятельностью 
в соответствии с гражданским законодательством 
признается самостоятельная, осуществляемая 
на свой риск деятельность, направленная 
на систематическое получение прибыли 
от пользования имуществом, продажи товаров, 
выполнения работ или оказания услуг лицами, 
зарегистрированными в этом качестве 
в установленном законом порядке.5
Согласно  статье 2 ФЗ РФ от 
24 июля 2007 года № 209 – ФЗ «О развитии малого 
и среднего предпринимательства в РФ», 
нормативное правовое регулирование развития 
малого и среднего предпринимательства 
в Российской Федерации основывается 
на Конституции Российской Федерации 
и осуществляется настоящим Федеральным 
законом, другими федеральными законами, 
принимаемыми в соответствии с ними иными 
нормативными правовыми актами Российской 
Федерации, законами и иными нормативными 
правовыми актами субъектов Российской 
Федерации, нормативными правовыми актами 
органов местного самоуправления.6
Одним из основных документов, 
регулирующих порядок осуществления деятельности 
малых и средних предприятий, является Федеральный 
закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего 
предпринимательства в Российской Федерации», 
принятый 24 июля 2007 года, и ставший нормативно 
– правовой основой дальнейшего развития 
малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с этим законом 
субъектами малого и среднего предпринимательства 
являются  хозяйствующие субъекты (юридические 
лица и индивидуальные предприниматели), 
отнесенные в соответствии с условиями, 
установленными настоящим Федеральным 
законом, к малым предприятиям, в том числе 
к микро – предприятиям, и средним предприятиям.7
К субъектам малого и среднего 
предпринимательства относятся внесенные 
в единый государственный реестр юридических 
лиц потребительские кооперативы и коммерческие 
организации (за исключением государственных 
и муниципальных унитарных предприятий), 
а также физические лица, внесенные в единый 
государственный реестр индивидуальных 
предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую 
деятельность без образования юридического 
лица (далее - индивидуальные предприниматели), 
крестьянские (фермерские) хозяйства, 
средняя численность работников которых 
за предшествующий календарный год не 
должна превышать следующие предельные 
значения средней численности работников 
для каждой категории субъектов малого 
и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот 
пятидесяти человек включительно для 
средних предприятий;
б) до ста человек включительно 
для малых предприятий; среди малых предприятий 
выделяются микропредприятия - до пятнадцати 
человек.
В соответствии со статьей 4 
Федерального закона "О развитии малого 
и среднего предпринимательства в Российской 
Федерации" Правительство Российской 
Федерации постановляет:
 
1. Установить предельные 
значения выручки от реализации 
товаров (работ, услуг) за предшествующий 
календарный год без учета 
налога на добавленную стоимость 
для следующих категорий субъектов малого 
и среднего предпринимательства:
  - микропредприятия - 60 млн. рублей;
 
  - малые предприятия - 400 млн. рублей;
 
  - средние предприятия - 1000 млн. 
  рублей. 8
 
Выделяют следующие виды предприятий:9
  - Малое предприятие  – это фирма, которая не доминирует 
  в своей области, а хозяин – это независимый 
  владелец, осуществляющий руководство 
  малым числом подчинённых в сравнении 
  с другими фирмами той же отрасли.
 
  - Микро – предприятия относятся к очень 
  небольшому бизнесу. Они часто включают 
  единоличного, редко двух собственников, 
  а также сферу семейного бизнеса. Большинство микро – предприятий имеет незначительный 
  капитал, обладают ограниченными техническими и бизнес – навыками. При этом большинство 
  таких предприятий демонстрируют жизнеспособность 
  малого предпринимательства.
 
  - Средние предприятия проходят 
  по границе малых и крупных фирм. Как правило, 
  под средним понимают предприятие, которое 
  управляется менеджером, находящимся под контролем собственников – акционеров и подпадает под 
  верхнюю границу предельных значений, 
  установленных для малого предпринимательства.
 
Малые и средние предприятия 
группируются по ряду признаков, наиболее 
распространенным является классификация 
по формам собственности, размерам, характеру 
деятельности, отраслевой принадлежности, 
доминирующему фактору производства, 
правовому статусу.10
По формам собственности предприятия 
подразделяются на: частные; государственные; 
смешанные.
По размерам: малые; средние; 
крупные.
По отраслевой принадлежности: 
промышленные; сельскохозяйственные; 
торговые; транспортные; банковские и 
т.д.
По признаку доминирующего 
фактора производства: трудоемкие; капиталоемкие; 
наукоемкие; материалоемкие.
По характеру деятельности 
на: производящие материальные блага; 
услуги.
По правовому статусу: индивидуальные предприниматели;  
хозяйственные товарищества и общества; 
производственные кооперативы; государственные 
и муниципальные унитарные предприятия; 
некоммерческие организации.
Поддержка субъектов малого и среднего 
предпринимательства –  деятельность 
органов государственной власти Российской 
Федерации, органов государственной власти 
субъектов Российской Федерации, органов 
местного самоуправления и функционирование 
инфраструктуры поддержки субъектов малого 
и среднего предпринимательства, направленные 
на реализацию мероприятий, предусмотренных 
федеральными программами развития субъектов 
малого и среднего предпринимательства, 
региональными программами развития субъектов 
малого и среднего предпринимательства 
и муниципальными программами развития 
субъектов малого и среднего предпринимательства.11
В 
соответствии с пунктами 2-4 статьи 3 Федерального 
закона «О развитии малого и среднего 
предпринимательства в Российской Федерации» 
от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ различают три уровня программ поддержки 
субъектов малого и среднего предпринимательства:
  - Федеральные программы развития 
  субъектов малого и среднего предпринимательства – нормативные 
  правовые акты Правительства Российской 
  Федерации, в которых определяются перечни 
  мероприятий, направленных на достижение 
  целей государственной политики в области 
  развития малого и среднего предпринимательства, 
  в том числе отдельных категорий субъектов 
  малого и среднего предпринимательства, 
  и осуществляемых в Российской Федерации, 
  с указанием объема и источников их финансирования, 
  результативности деятельности федеральных 
  органов исполнительной власти, 
  ответственных за реализацию указанных мероприятий;
 
  - Региональные программы развития 
  субъектов малого и среднего предпринимательства – нормативные 
  правовые акты органов государственной 
  власти субъектов Российской Федерации, 
  в которых определяются перечни мероприятий, 
  направленных на достижение целей государственной 
  политики в области развития малого и 
  среднего предпринимательства, в том числе 
  отдельных категорий субъектов малого 
  и среднего предпринимательства, и осуществляемых 
  в субъектах Российской Федерации, с указанием 
  объема и источников их финансирования, 
  результативности деятельности 
  органов государственной власти субъектов 
  Российской Федерации, ответственных 
  за реализацию указанных мероприятий;
 
  - Муниципальные программы развития 
  субъектов малого и среднего предпринимательства – нормативные 
  правовые акты органов местного самоуправления, 
  в которых определяются перечни мероприятий, 
  направленных на достижение целей в области 
  развития малого и среднего предпринимательства, 
  в том числе отдельных категорий субъектов 
  малого и среднего предпринимательства, 
  и осуществляемых в муниципальных образованиях, 
  с указанием объема и источников их финансирования, 
  результативности деятельности органов 
  местного самоуправления, ответственных 
  за реализацию указанных мероприятий.12
 
Государственная политика в области 
развития малого и среднего предпринимательства 
в Российской Федерации является частью 
государственной социально – экономической 
политики и представляет собой совокупность 
правовых, политических, экономических, 
социальных, информационных, консультационных, 
образовательных, организационных и иных 
мер, осуществляемых органами государственной 
власти Российской Федерации, органами 
государственной власти субъектов Российской 
Федерации, органами местного самоуправления 
и направленных на обеспечение реализации 
целей и принципов, установленных настоящим 
Федеральным законом.
Основными целями государственной политики 
в области развития малого и среднего 
предпринимательства в Российской Федерации 
являются:
1) развитие субъектов малого 
и среднего предпринимательства 
в целях формирования конкурентной 
среды в экономике Российской 
Федерации;
2) обеспечение благоприятных условий 
для развития субъектов малого 
и среднего предпринимательства;
3) обеспечение конкурентоспособности 
субъектов малого и среднего 
предпринимательства;
4) оказание содействия субъектам 
малого и среднего предпринимательства 
в продвижении производимых ими 
товаров (работ, услуг), результатов 
интеллектуальной деятельности 
на рынок Российской Федерации 
и рынки иностранных государств;
5) увеличение количества субъектов 
малого и среднего предпринимательства;
6) обеспечение занятости населения 
и развитие самозанятости;
7) увеличение доли производимых 
субъектами малого и среднего 
предпринимательства товаров (работ, 
услуг) в объеме валового внутреннего 
продукта;
8) увеличение доли уплаченных 
субъектами малого и среднего 
предпринимательства налогов в 
налоговых доходах федерального 
бюджета, бюджетов субъектов Российской 
Федерации и местных бюджетов.
Основными принципами государственной 
политики в области развития малого и 
среднего предпринимательства в Российской 
Федерации являются:
1) разграничение полномочий по 
поддержке субъектов малого и 
среднего предпринимательства между 
федеральными органами государственной 
власти, органами государственной 
власти субъектов Российской 
Федерации и органами местного 
самоуправления;
2) ответственность федеральных 
органов государственной власти, 
органов государственной власти 
субъектов Российской Федерации, 
органов местного самоуправления 
за обеспечение благоприятных 
условий для развития субъектов 
малого и среднего предпринимательства;