Формирование условий поддержки предпринимательства в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 10:53, реферат

Описание работы

Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из условий успешного реформирования экономики. Создание и развитие сектора малого и среднего предпринимательства является основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Настоящая работа во многом обусловлена потенциалом малого и среднего предпринимательства как движущей силы становления и развития рынка.

Файлы: 1 файл

предпринимательство.docx

— 26.98 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Развитие малого и среднего предпринимательства является одним  из условий успешного реформирования экономики. Создание и развитие сектора  малого и среднего предпринимательства  является основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего  хозяйства страны к рыночной экономике. Настоящая работа во многом обусловлена  потенциалом малого и среднего предпринимательства  как движущей силы становления и  развития рынка.

В настоящее время в  Республике Казахстан в сфере  предприятия малого и среднего бизнеса  занято около 1 млн. человек. Предприятия  малого и среднего предпринимательства  формируют 11 % бюджета страны, их доля в ВВП составляет 17%, устойчиво  и увеличивается объем инвестированных  в них средств. По доле в ВВП  малое и среднее предпринимательство  занимает II место, после нефтяного  сектора. Достигнутый уровень формирования малого и среднего предпринимательства по-прежнему требует изучения проблем его становления и роста: разработки эффективных и гибких методов оценки, анализа, управления и прогнозирования перспектив развития.

В программе форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана на 2010-2014 гг. рассматривается государственная политика поддержки и развития малого и среднего предпринимательства и выстраивается новая идеология взаимоотношений государства и предпринимательства, основной целью, которой является повышение конкурентоспособности страны.

В данной программе говориться, что государство поддержит инициативы казахстанского среднего и малого бизнеса,  направленные на трансферт передовых технологий, привлечение иностранных инвесторов для создания современных импортозамещающих производств, с перспективой экспортной ориентированности, а также системно выстроит свое взаимодействие с бизнесом на основе формирования эффективных институтов сотрудничества, как на республиканском, так и региональном уровнях.

Концентрация ресурсов государства  и бизнеса на развитии приоритетных секторов экономики будет сопровождаться интерактивным процессом согласования решений государства и бизнеса, использования современных информационных систем мониторинга и конкретных инструментов реализации.

Таким образом, о правильной направленности вектора государственной  

поддержки предпринимательства  в Республике косвенно свидетельствует  политика развитых стран.

Структуры поддержки  предпринимательства

 

Государственная политика в  Республике Казахстан в отношении  частного предпринимательства нацелена на формирование среднего класса, путем  развития малого предпринимательства, ориентированного на создание новых  высокотехнологичных производств  с наибольшей добавленной стоимостью.

Для достижения поставленной цели, как одним из этапов реализации стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан предусматривается  решение задачи развития инфраструктуры предпринимательства.

Инфраструктура поддержки  предпринимательства представляет собой комплекс организаций, обеспечивающих благоприятные условия создания, функционирования и развития частной  предпринимательской деятельности.

В Республике Казахстан к  подобным организациям можно отнести:

  • государственные и созданные по инициативе государства организации; 
  • неправительственные организации;
  • коммерческие организации.

В зависимости от функциональной направленности структура институтов инфраструктуры определяется следующим  образом:

  • государственная поддержка и содействие на этапах становления, функционирования и развития бизнеса;
  • финансовая поддержка;
  • информационно-аналитическая поддержка;
  • поддержка в области образования и повышения квалификации кадров;
  • материально-техническая поддержка.

Сопоставление организационной  и функциональной структур позволяет  составить матрицу участия институтов инфраструктуры в процессе развития предпринимательства в Казахстане.

Все без исключения организации  содействия развитию предпринимательства  имеют свои достоинства и недостатки, обусловленные влиянием различных  факторов. При принятии решений по отношению к предпринимателям в  одних мотивацией выступают общественные цели, у руководства других могут  находиться люди, заинтересованные в  удовлетворении собственных интересов.

 

 

 

Государственные органы и организации, созданные  по инициативе государства.

Высший государственный  орган, реализующий политику и ответственный  за развитие частного предпринимательства - Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан (МИиТ). Министерство относится к центральным исполнительным органам и подотчетно Правительству и Президенту страны.

Организационно в структуру  МИиТ входит Департамент развития предпринимательства осуществляющий функции по формированию государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития и поддержки предпринимательства.

Основными задачами, как  это прописано в основных документах регулирующих деятельность Департамента являются:

  • формирование государственной политики в области развития и поддержки предпринимательства;
  • создание условий для развития предпринимательства;
  • разработка мер по привлечению инвестиций;
  • координация деятельности государственных органов по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.

Кроме указанных функций, Департамент также обязан осуществлять рассмотрение и принятие необходимых  мер по жалобам и обращениям предпринимателей на противоправные действия чиновников, препятствующие развитию предпринимательства.

Следующим уровнем государственной  структуры поддержки предпринимательства  в республике являются местные исполнительные органы в лице Аппаратов акимов областей и городов Алматы и Астаны. Для реализации государственной политики в области развития и поддержки предпринимательства при акиматах созданы Департаменты (Управления) предпринимательства и промышленности в состав которых входят Отделы предпринимательства (с 1 января 2005 года постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 октября 2004 года № 1022 введена типовая структура всех органов местного государственного управления).

Областной Департамент  предпринимательства и промышленности уполномочен, в пределах своей компетенции осуществлять поддержку малого и среднего предпринимательства.

Для осуществления поставленной задачи Департаменту принадлежат следующие  функции и права по реализации государственной политики:

  • участвовать в формировании и реализации единой государственной политики в области предпринимательства;
  • координировать деятельность местных органов государственного управления;
  • взаимодействовать с общественными объединениями и иными государственными и негосударственными структурами;
  • рассматривать в установленном порядке письма, жалобы, предложения и личные обращения граждан.

Окончательным звеном в цепочке  по реализации государственной политики в области предпринимательства  являются территориальные исполнительные органы, представленные Аппаратами акимов городов и районов республики, в составе которых проблемами предпринимательства обязаны заниматься Отделы экономики и бюджетного планирования или Отделы экономики и финансов. На территориальные исполнительные органы возлагаются функции по непосредственной реализации принятой государственной политики и осуществлению мероприятий и программ, запланированных и финансируемых из местных бюджетов.

Таким образом, исполнительные государственные органы являются основным стержнем в выстраиваемой правительством идеологии взаимоотношений государства  и предпринимательства.

В настоящее время государство  понимает, что сегодня назрела  ситуация, когда малое и среднее  предпринимательство должно использовать свою гибкость, мобильность, рыночную объективность для ускоренного  поиска своего места в инновационной  экономике. В целях создания благоприятных  условий для реализации инициатив  предпринимательской среды и  реализации поставленных Президентом задач Правительством разработана и осуществлена схема организации «обратной связи» с предпринимателями через создание в местных органах при Аппаратах акима Комиссий по делам предпринимательства, в функции которых вошло:

  • изучение проблем, препятствующих развитию малого и среднего бизнеса;
  • разработка предложений и рекомендаций для местных и территориальных органов исполнительной власти.

Выход на комиссию по делам  предпринимательства каждый предприниматель  может получить, обратившись в  любое общественное объединение  или объединение юридических  лиц в своей области. Как правило, несколько областных ассоциаций или объединений имеют места  в комиссии.

Для организации подобной «обратной связи» с предпринимателями  на уровне центральных исполнительных органов создан Совет предпринимателей при Президенте Республики Казахстан. Основными задачами Совета является:

  • выработка предложений, направленных на поддержку и развитие предпринимательства;
  • создание условий, стимулирующих развитие рыночной экономики;
  • консолидация деловых кругов, предпринимательских ассоциаций и союзов, действующих в Республике Казахстан;
  • подготовка рекомендаций для решения важных государственных проблем в области предпринимательства.

Совет предпринимателей при  Президенте создан для консолидации и обработки поступающей от предпринимателей, ассоциаций и Комиссий по делам предпринимательства  информации и выработки конкретных предложений Президенту, парламенту и правительству с целью устранения каких-либо систематически встречающихся  препятствий на пути развития предпринимательства  и на создание условий для дальнейшего  его развития.

Кроме задач по формированию и реализации государственной политики в области предпринимательства  государством выполняются функции  по обеспечению финансовой, информационно-аналитической  и материально-технической поддержки  предпринимательства. Все эти формы  поддержки реализуются государством как через исполнительные органы с помощью различных программ принимаемых на местном и территориальном  уровнях, так и с помощью специально созданных для этого с участием государственного капитала организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Используя опыт развитых стран  по развитию малого и среднего бизнеса, Правительство проводит углубленную  политику по реформе финансового  сектора и комплексному развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: расширение сети центров малого бизнеса, бизнес-инкубаторов, консалтинговых, лизинговых и других фирм, создание банков данных специализирующихся на обслуживании малых предприятий.

В настоящее время упрощен  порядок регистрации субъектов  малого предпринимательства - введены  типовые уставы, размер регистрационного сбора уменьшен в 4 раза; упрощена процедура  сертификации продукции для субъектов  малого предпринимательства; введены  льготы по регистрации недвижимости и права на землю; сокращено число  контролирующих и инспектирующих государственных  органов и платных услуг, осуществляемых ими; проводятся тендеры по передаче субъектам малого предпринимательства, занимающимся производственной деятельностью, неиспользуемых площадей и земель, а также объектов незавершенного строительства; введена система  упрощенного бухгалтерского учета  для субъектов малого предпринимательства. Таким образом, в настоящее время  в области поддержки предпринимательства  существует большое количество различных  институтов, сформированы базовые принципы, формы и механизмы поддержки.

Подводя итоги можно сказать, что количество предприятий малого бизнеса растёт из месяца в месяц, причём рост поступательный, не имеющий  каких либо скачков и спадов, это  обстоятельство характеризует предпринимательство  в стране как стабильно развивающееся. Наряду с определенными наработками  в Казахстане имеются серьезные  проблемы, требующие проведения коренной реорганизации деятельности в осуществлении  политики качества. Состояние дел  в этой области в настоящее  время позволяет констатировать отставание в Казахстане от европейских  стран примерно на 12-14 лет. Нетрудно представить, что если уже сейчас не начать целенаправленную работу в  этом направлении, указанный разрыв значительно увеличится.

 

 

 

 

 

 

Использованная  литература  

 

1.                 Ширшова Л.В.  Анализ развития малого и среднего предпринимательства в РК // Вестник. Серия экономическая.- 2011.- № 2.- С. 116-123

2.                 Воевутко А. Ю.  Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Казахстане // Финансы Казахстана.- 2011. - № 5.- С. 37-40

3.                 Ауезканов А.Б.  Предпринимательская деятельность - объективная основа организации малого бизнеса // Финансы Казахстана.- 2009.- № 3-4.- С. 73-76

Информация о работе Формирование условий поддержки предпринимательства в РК