Предпринимательство в условиях современного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

История предпринимательства начинается со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С появлением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают специализированный характер, обретая цивилизованные рамки.

Содержание работы

Введение

Глава 1 Предпринимательство
История становления предпринимательства
Функции предпринимательства
Характерные черты предпринимательства и его признаки
Предприниматель и его роль в экономике
Формы и виды предпринимательства

Глава 2 Предпринимательство в условиях современного рынка

2.1 Доход предпринимателя

2.2 Предпринимательство в условиях современного рынка

Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 36.02 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию 

Саратовский государственный социально-экономический  университет 
 

Кафедра институциональной экономики 
 

Курсовая  работа

на тему: 

«Предпринимательство в условиях современного рынка» 
 

Выполнила:

Студентка 1 курса 5 группы УЭФ

Михайлюкова Е.Е 

Научный руководитель:  
 
 

Саратов 2008

 
 
 
 
 
 
 

 
                                       Содержание

Введение 

Глава 1 Предпринимательство

    1. История становления предпринимательства
    2. Функции предпринимательства
    3. Характерные черты предпринимательства и его признаки
    4. Предприниматель и его роль в экономике
    5. Формы и виды предпринимательства

Глава 2 Предпринимательство  в условиях современного рынка

2.1 Доход предпринимателя

2.2 Предпринимательство  в условиях современного рынка

Заключение

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

введение

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                            1 Предпринимательство

 

     1.1 История становления  предпринимательства

 

     История предпринимательства начинается со средних веков. Уже в то время  купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С появлением капитализма стремление к богатству приводит к желанию  получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают специализированный характер, обретая цивилизованные рамки. Нередко предприниматель, будучи собственником  средств производства, и сам трудится на своей фабрике, на своем заводе.

     С середины XVI в. появляется акционерный  капитал, организуются акционерные  общества. Первые акционерные компании возникли в сфере международной  торговли. Самой первой  основана английская торговая компания для торговли с Россией  (1554 г.). Позже, в 1600 г., была создана английская Ост-Индская торговая компания, в 1602 г. — голландская Ост-Индийская торговая компания, в 1670 г. — компания Гудзонова залива. В дальнейшем акционерная форма хозяйствования проникает в другие отрасли экономики.)

     В конце XVII в. возникают первые акционерные  банки. Так, в 1694 г. был основан на акционерных началах Английский банк, в 1695 г. — Банк Шотландии. В конце XVIII и начале XIX вв. акционерная форма организации банковского дела получает широкое развитие во многих странах. В этот период собственность ранее существовавших крупных семейных фирм распадается на сотни, тысячи паев вкладчиков—владельцев акций. Все более расширяется пропасть между малым и крупным бизнесом. В таких условиях мелким фирмам становится все труднее выживать, им оказываются не под силу нововведения, зато широкое развитие получают средние и крупные фирмы. Все громче звучит мотив получения максимальной прибыли. В этот период появляется новая профессия—менеджер—руководитель и организатор крупного производства. Предпринимательские функции, ранее сосредоточенные в одном лице, расчленяются по специализированным направлениям. Появляются финансисты, экономисты, бухгалтеры, юристы, конструкторы, технологи. Над всеми ними как бы возвышается менеджер, освободившийся от многих функций и сосредоточившийся на руководстве и организации производства.

     B России предпринимательство существует  с давних времен. Зародилось оно  еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями в России можно считать мелких торговцев, купцов. Наибольшее развитие предпринимательства относится к годам правления Петра I (1689— 1725) По всей России создаются мануфактуры, широко развиваются такие отрасли промышленности, как горная, оружейная, суконная, полотняная. Ярким представителем династии предпринимателей промышленности в ту пору явилась семья Демидовых, родоначальником которой был тульский кузнец.

     Дальнейшее  развитие предпринимательства сдерживалось наличием крепостного права. Серьезным стимулом развития предпринимательства стала реформа 1861 г. Началось строительство железных дорог, реорганизуется тяжелая промышленность, оживляется акционерная деятельность. Развитию и переустройству промышленности способствует иностранный капитал. В 90-е г. XIX в. в России окончательно складывается индустриальная база предпринимательства. В начале XX в. предпринимательство становится массовым  явлением в России, предприниматель формируется как собственник, хотя влияние иностранного капитала и государства остается значительным. В этот период формируется рынок рабочей силы, развивается акционерно-паевая форма предпринимательства, открываются частные акционерные банки: коммерческий, земельный и др. К началу XX в. в российской экономике 2/3 всей промышленной продукции производилось в акционерных, паевых и других коллективных формах предпринимательской деятельности и лишь 1/3 приходилась на единоличные формы. Особо доходными были вложения средств в хлопчатобумажное производство, торговлю и кредит. Начался процесс монополизации фирм Среди крупных фирм известны    "Продамет",    "Продвагон", "Продуголь", товарищества Российско-американской мануфактуры, братьев Нобиль и др.

       К сожалению, в России после  окончания Первой мировой воины  и завершения двух революций  — Февральской и Октябрьской  — был взят курс на ликвидацию  рыночных экономических связей. Были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей.

     Некоторое оживление в предпринимательскую  деятельность внесли годы новой экономической  политики — НЭП (1921— 1926). Однако с конца 20-х гг. предпринимательство вновь сворачивается и лишь в 90-е гг. началась его реанимация в России. В   октябре   1990   г.   был   принят   Закон   "О собственности   в РСФСР", в декабре 1990 г. - Закон "О предприятиях и предприятиях и  предпринимательской деятельности» С того момента, когда частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в своих правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ, других форм деятельности предприятий. В настоящее время в России насчитывается около 10000 акционерных предприятий, свыше 2000 акционерных коммерческих банков, представлены также и другие предпринимательские структуры. Дальнейшее развитие рыночных отношений в России предполагает создание благоприятных социально-экономических условий для предпринимательства.

     Что же имеется в виду под понятиями "предприниматель" и "предпринимательство"?

     Эти понятия в современном смысле  впервые употребил английский экономист конца XVII — начала XVIII вв. Ричард Кантильон. Он высказал мнение, что предприниматель — это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства Р. Кантильон считал землю и труд, которые и определяют действительную стоимость экономических благ.

     Позже известный французский экономист  конца XVIII — начала XIX вв. Ж.Б.Сэй (1767—1832) в книге "Трактат политической экономии"£(1803 г.) сформулировал определение предпринимательской деятельности, как соединения, комбинирования трех классических факторов производства — Земли, Капитала, Труда. Он указывал также, что "талант английских предпринимателей" был одним из факторов успеха развития промышленности Англии. Основной тезис Сэя состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя, по мнению Сэя, является вознаграждением за его труд, способность организовать производство, и сбыт продукции, обеспечить ″дух″ порядка. Предприниматель, указывал он, — это лицо, которое берется на свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт.

     Английские  ученые-экономисты А. Смит (1723—1790) и  Д. Рикардо (1772-1823) представляли экономику как саморегулирующийся механизм. В таком механизме творческому предпринимательству не находилось места. Вместе с тем в своем основном труде "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 г.) А. Смит уделил внимание характеристике предпринимателя. Предприниматель, по мнению А. Смита, являясь собственником капитала, ради реализации определенной коммерческой идеи и получения прибыли идет на риск, поскольку вложения капиталов в то или иное дело всегда содержат в себе элемент риска.

 

     1.2Функции  предпринимательства

 

     В экономической литературе выделяются три основные функции предпринимательства. Первая функция — ресурсная. Для любой хозяйственной деятельности необходимы экономические ресурсы — факторы производства. К ним относятся, как отмечалось, прежде всего естественные ресурсы — земля, полезные ископаемые, леса и воды. Важными являются инвестиционные ресурсы — машины, оборудование, инструменты, транспорт, другие средства, используемые для производства товаров и услуг и доставки их потребителю, а также собственно финансовые ресурсы. Третий вид ресурсов — это человеческие трудовые ресурсы. Они определяются качественным и количественным составом рабочей силы, ее квалификацией, специализацией, уровнем занятости и т.п.

     За  последнее время в теории и  на практике все чаще акцент делается на значимости еще одного ресурса  — предпринимательской способности. Предприниматель, берущий на себя инициативу новаторского, нетрадиционного соединения факторов производства — земли, капитала, труда, — способствует росту производства товаров и услуг, повышению эффективности  экономики. Добивается он этого, осуществляя  вторую функцию предпринимательства организаторскую. Предприниматель использует свои способности, чтобы обеспечить такое соединение и комбинирование факторов производства, которое наилучшим образом приведет к достижению цели, получению высокого дохода.

     Третья  функция предпринимательства — творческая, связанная с новаторством. Ее значение особенно возрастает в условиях современного научно-технического прогресса. В связи с усилением функции, связанной с инновациями, создается новый экономический климат для предпринимательства. Растет рынок научно-технических разработок, или венчурного предпринимательства, занятого внедрением новинок техники и технологий. Развивается информационная инфраструктура предпринимательства, расширяется доступ к полезной информации, укрепляются патентно-лицензионные службы, сеть банковских информационных данных, накапливаемых с помощью электронно-вычислительной техники. В развитых странах делается ставка на информационный бизнес (Япония), на новые технологии (Германия, Франция), на наращивание интеллектуального потенциала (США).

 

     1.3 Характерные черты  предпринимательства  и его признаки

     Современное понимание предпринимательства  дает возможность выделить четыре его основных признака:

  1. Наличие у субъекта определенной совокупности прав и свобод:
    • по выбору вида хозяйственной деятельности и её планированию;
    • по выбору источников финансирования и по доступу к ресурсам;
    • по организации и управлению производством;
    • по сбыту продукции и услуг;
  1. Наличие прав собственности на средства производства. Производственную продукцию и доход, то есть наличие частной собственности.
  1. Наличие определенной экономической среды и соответствующего экономического климата, которые реально бы обеспечивали, а не только декларировали: самоуправление; свободу хозяйственного выбора; возможность инвестирования дохода.
  2. Наличие конкурентного режима хозяйствования. Основное правило предпринимательской деятельности - это получение прироста первоначального затраченного капитала, увеличение объема прибыли. Результатом предпринимательской деятельности является повышение эффективности и использования экономических ресурсов.

     Предпринимательство – хозяйственная деятельность с использованием новизны , риска, изобретательства с целью получения доходов.

 

     В широком смысле слова предпринимательство  – это хозяйственное новаторство.

     В узком смысле предпринимательство  как процесс создания нового бизнеса  в условиях конкуренции.

       Предпринимательство характеризуется следующими чертами:

  1. Не только свобода в выборе хозяйственной деятельности и её методов, не только самостоятельность, но главное- новаторство

         Предпринимательство не возможно без новаторства.

  1. Ответственность за принимаемые решения и их последствия сопряженный с этим риском. Не связанная с ответственностью деятельность – это не предпринимательство, а простое распорядительство по поручению.
 

     Риск  предпринимателя -  возможности неудач, убытков в предпринимательской деятельности, которые при неосмотрительном, неграмотном подходе к делу могут повлечь нежелательные последствия, ущерб.

Информация о работе Предпринимательство в условиях современного рынка