Концепция развития и поддержки предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 21:56, статья

Описание работы

За годы суверенитета Кыргызстана с целью поднятия экономики страны государством осуществлены конкретные меры по развитию предпринимательства, которые были направлены на ближайшую перспективу.

Сегодня же назрела необходимость разработать стратегию развития предпринимательства на долгосрочный период, которая должна быть тесно увязана и скоординирована с задачами Комплексной основы развития Кыргызской Республики до 2010 года.

Файлы: 1 файл

Концепция развития и поддержки предпринимательства.doc

— 52.50 Кб (Скачать файл)


Одобрена

постановлением Правительства

Кыргызской Республики

от 11 августа 2001 года N 424

 

КОНЦЕПЦИЯ

развития и поддержки малого и среднего предпринимательства

в Кыргызской Республике на 2001-2005 годы

 

I. Введение

 

За годы суверенитета Кыргызстана с целью поднятия экономики страны государством осуществлены конкретные меры по развитию предпринимательства, которые были направлены на ближайшую перспективу.

Сегодня же назрела необходимость разработать стратегию развития предпринимательства на долгосрочный период, которая должна быть тесно увязана и скоординирована с задачами Комплексной основы развития Кыргызской Республики до 2010 года. В связи с этим Правительством Кыргызской Республики было принято решение о разработке Концепции развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Кыргызской Республике на 2001-2005 годы (далее - Концепция).

 

II. Современное состояние предпринимательства

в Кыргызской Республике

 

Основой правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность, является конституционное закрепление частной собственности, а также прав и свобод личности. Создана соответствующая нормативная правовая база; содержание принятого в 1991 году Верховным Советом Республики Кыргызстан Закона Республики Кыргызстан "Об общих началах разгосударствления, приватизации и предпринимательства в Республике Кыргызстан" послужило основой для принятия более тридцати пяти законодательных актов в сфере развития предпринимательства.

Планомерное проведение государственной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства началось с 1998 года, а именно, с принятия постановления Правительства Кыргызской Республики от 21 апреля 1998 года N 206 "О мерах по развитию малого и среднего бизнеса в Кыргызской Республике", в котором была утверждена Программа действий по государственной поддержке малого предпринимательства в Кыргызской Республике на 1998-1999 годы, и постановления Правительства Кыргызской Республики от 21 июня 2000 года N 364 "О дополнительных мерах по развитию индивидуального, малого и среднего предпринимательства в 2000 году". За период 1998-2000 годы проделана определенная работа по усилению нормативной правовой базы развития предпринимательства. Правительством Кыргызской Республики принято свыше 30 нормативных правовых актов; принят Закон Кыргызской Республики от 1 февраля 2001 года "О защите прав предпринимателей" и Закон Кыргызской Республики от 18 января 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики "О лицензировании"; создана государственная инфраструктура поддержки предпринимательства, а именно, образована Государственная комиссия при Правительстве Кыргызской Республики по развитию предпринимательства, созданы отделы поддержки предпринимательства областных государственных администраций и мэрии гор. Бишкек; интегрированные бизнес-центры во всех регионах республики; проделаны реальные шаги по упрощению и удешевлению процедуры выдачи разрешительных документов, а также работа по сокращению числа необоснованных проверок.

Объем произведенных товаров и услуг, оказанных малыми и средними предприятиями в 2000 году, составил 25,7 млрд.сомов и его доля в ВВП достигла 41,3 процента. В целом по республике в сфере малого и среднего бизнеса было занято более 1 млн. 60 тыс.человек, что составило около 60 процентов от общей численности населения, занятого в отраслях экономики. Объем промышленного производства субъектов малого и среднего предпринимательства составил 8,56 млрд.сомов. Темпы роста составили 103,9 процента.

Наряду с решаемыми проблемами в сфере развития предпринимательства имеется ряд вопросов, требующих скорейшего рассмотрения.

Существующая бюджетно-налоговая система не создает достаточного поощрения к накоплению средств на инвестиционные цели, на развитие и стимулирования экспорта. Высокий уровень взносов на социальное обеспечение значительно увеличивает стоимость труда, влияет на рост цен на продукцию и на общий уровень инфляции, а также ограничивает конкурентоспособность предприятий.

Условия предоставления банками кредитов предприятиям создают один из главных барьеров развития малых и средних предприятий (далее - МСП). Использование МСП банковского финансирования, в связи с высокими процентными ставками, неоднократно связано для предпринимателей с риском утраты финансовой ликвидности, а также банкротством. Кроме этого существующая банковская система подвержена дефициту доверия как со стороны предпринимателей, так и со стороны населения из-за повышенного риска банкротства большинства действующих банков.

Существует тесная связь взаимозависимости МСП с инвестиционной привлекательностью региона, в котором работает фирма. На уровень внешнего финансирования в большей степени влияет качество инфраструктуры, развитие транспорта, емкость рынка, а также уровень развития институтов поддержки бизнеса и степень продвижения процесса преобразования собственности.

На сегодня также имеют место препятствия бюрократического характера, которые усложняют ведение хозяйственной деятельности и увеличивают ее издержки. Они связаны со сложными для выполнения условиями, критериями и процедурами получения разрешений и лицензий необходимых для МСП, а также с неясностью хозяйственного, финансового, налогового и административного права.

Существенным препятствием является отсутствие системных решений, определяющих принципы и условия компенсации убытков предпринимателей, пострадавших от стихийных бедствий. Создание компенсационного механизма уменьшило бы риск ведения хозяйственной деятельности.

Анализируя уровень экспорта МСП можно предположить, что возрастает количество предприятий, которые сумеют преодолеть международную конкуренцию. Однако в экспортных предложениях пока преобладают малообработанные товары (заготовки и комплектующие), сырье, а их конкурентоспособность в большей степени определяется низкой стоимостью труда.

 

III. Цели и задачи

 

Стратегической целью политики государства является длительный сбалансированный рост экономики. Вокруг этой цели концентрируются все кратковременные цели, среди которых находится и политика развития предпринимательства.

Состояние и перспективы развития субъектов предпринимательства, как и других участников экономической жизни, зависят, прежде всего, от макроэкономических условий. Поэтому главным условием долгосрочного развития предпринимательства следует признать стабильную макроэкономическую политику, обеспечивающую экономическое равновесие в долгосрочной перспективе.

Анализируя в этом контексте представленное выше общее состояние, характеризующее участие субъектов предпринимательства в народном хозяйстве, можно утверждать, что потенциал развития этого сектора все еще не использован в полной мере. Политика правительства относительно предпринимательства должна создавать условия для продолжения и укрепления этих положительных тенденций. В последующие годы прирост добавленной стоимости, произведенной частным сектором, должен быть выше чем в секторе крупных предприятий, то есть экономический рост должен осуществляться прежде всего за счет развития сектора МСП.

Главной целью правительственной политики относительно предпринимательства до 2005 года является выработка условия для создания и полного использования потенциала развития сектора малых и средних предприятий.

Как говорилось выше, на положение МСП влияют как общие макроэкономические условия, так и специфические факторы, характерные для этого сектора. Поэтому эффективная деятельность по отношению к предпринимательству должна проводиться в двух плоскостях: с использованием инструментов и решений, общих для большинства предприятий, дополненных особенностями инструментов, свойственными исключительно для малого и среднего предпринимательства.

В сфере методов, общих для всех предприятий, особенное значение имеют:

1) оздоровление сферы общественных финансов, которое состоит в ограничении бюджетного дефицита путем рационализации бюджетных расходов. Такая деятельность ведет к снижению уровня инфляции, а также ограничению потребности в займах. Эти факторы непосредственно ведут к расширению доступа предприятий, в том числе малых и средних, к банковским и внебанковским источникам внешнего финансирования, а также к уменьшению издержек такого финансирования;

2) совершенствование налоговой системы в рамках Концепции совершенствования налоговой политики, поощряющая инвестиции и приемлемая для налогоплательщика;

3) ограничение бюрократического давления и барьеров чиновников, которые являются причиной неоправданного роста издержек деятельности предприятий, что приводит к снижению их конкурентоспособности. Бюрократические препятствия весьма ощутимы для МСП, ибо в их случае доля такого рода издержек в итоговых расходах деятельности самая высокая.

Среди специфических инструментов сектора малых и средних предприятий исключительное значение имеют те, которые направлены на выравнивание условий конкуренции на свободном рынке:

1) расширение системы консультационных услуг для предпринимателей во всех сферах, связанных с управлением предприятием. В крупных предприятиях существуют специализированные маркетинговые, финансовые и другие службы, а в малых и средних предприятиях эти функции часто выполняются самим владельцем или узким кругом лиц, не обязательно будущими специалистами во всех этих областях;

2) улучшение доступа МСП к информации, существенной с точки зрения производственной деятельности, путем создания и представления открытого доступа к базам данных, касающихся, например, потенциальных экспортных возможностей или регулирований;

3) расширение государственной финансово-кредитной поддержки МСП. В настоящее время банковский сектор, международные кредитные линии не могут удовлетворить потребности МСП в кредитных ресурсах из-за неблагоприятных условий кредитования. Государственные кредитные учреждения, финансируя на приемлемых условиях и имея большое число кредитозаявителей, испытывают недостаточность финансовых средств. Увеличение объемов государственной кредитной поддержки должно быть осуществлено за счет отчислений от приватизации государственной собственности, направления части налоговых поступлений от субъектов МСП и от дивидендов, причитающихся на государственную долю акций акционерных обществ;

4) правовые и системные решения, способствующие развитию фондового рынка, в частности фонды повышенного риска (венчурный капитал). Опыт государств с развитой рыночной экономикой показывает, что фонды этого типа являются оптимальным источником капитала для небольших предприятий с большим потенциалом развития.

Последующий анализ условий развития малых и средних предприятий дает возможности разделить сформулированную выше общую цель на четыре частных направления:

 

Цель 1. Повышение конкурентоспособности сектора малых и средних

предприятий

 

Прирост продаж товаров и услуг, проводимых малыми и средними предприятиями возможен настолько, насколько они сумеют преодолеть конкуренцию других отечественных и зарубежных предприятий. Однако, в результате процесса интеграции нашей страны в ВТО, а также постепенной либерализации торгового обмена Кыргызстана с зарубежными странами СНГ, конкуренция на внутреннем рынке становится все более сильной. Повышение конкурентоспособности сектора МСП становится обязательным условием роста его доли в создании внутреннего валового продукта. Действия Правительства Кыргызской Республики, направленные на увеличение конкурентоспособности сектора МСП, будут заключаться в следующем:

- правовые изменения, способствующие снижению затрат, связанных с трудоустройством служащих;

- финансовая поддержка инновационных начинаний предпринимателей, в том числе начинаний, способствующих внедрению систем управления качеством;

- развитие экономической инфраструктуры, в том числе сети экономического консультирования;

- создание сети, обеспечивающей повсеместный доступ предприятий к информации, существенной с точки зрения проводимой ими хозяйственной деятельности;

- облегчение предпринимателям доступа к знаниям из области управления предприятиями;

- принятие мер на межгосударственном уровне по уменьшению затрат на транзитные перевозки (снижение железнодорожных тарифов по Казахстану, Узбекистану и Российской Федерации, таможенных сборов по сопровождению грузов и т.д.), снятие ограничений на импорт товаров в странах-участницах СНГ;

- уменьшение затрат по оформлению документов на экспорт товаров, в том числе упрощение и удешевление сертификации;

- поощрение выпуска высококачественных товаров.

 

Цель 2. Рост экспорта сектора малых и средних предприятий

 

Доля малых и средних предприятий в валовом экспорте характеризовалась в последние годы снижающейся тенденцией. Предотвращение этой тенденции или рост продаж МСП на внешнем рынке станет основным компонентом, способствующим реализации главной цели Концепции.

Действия Правительства Кыргызской Республики, способствующие увеличению экспорта сектора МСП, будут состоять в следующем:

- финансировании из бюджетных средств участия предприятий в зарубежных выставочных мероприятиях;

- расширение системы информации об экспортных возможностях, опирающейся в частности на информацию, накопленную кыргызскими торговыми представителями за рубежом;

- распространении среди предпринимателей знаний о правилах, действующих на общем европейском, азиатском рынках.

 

Цель 3. Рост капиталовложений в секторе малых и средних

предприятий

 

Инвестирование является необходимым условием развития малых и средних предприятий, между тем доля капиталовложений в сектор МСП в целом относительно низка. Поэтому реальный рост инвестиций в этом секторе необходим для роста его производственных возможностей, а в результате для роста его доли в ВВП.

Действия Правительства Кыргызской Республики, способствующие росту капиталовложений в секторе МСП:

- укрепление воздействия налоговой системы, способствующей инвестированию;

Информация о работе Концепция развития и поддержки предпринимательства