Фирма в условиях конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

В странах с развитой рыночной экономикой преимущественно существуют рынки монополистической конкуренции (производство одежды, обуви, сфера услуг, торговля и т.д.), а также олигополии (автомобильная промышленность, металлургия). Совершенная конкуренция и чистая монополия встречаются довольно редко и скорее являются абстракциями, моделями, на примере которых можно провести анализ поведения фирмы, формирования ее ценовой стратегии и определения объема выпуска, обеспечивающего максимальную прибыль. Хотя совершенная конкуренция - явление редкое, ее анализ позволяет понять, как функционирует рыночная экономика, и сравнить «идеальный» рынок с реальным.

Содержание работы

Введение

1. Теоретические аспекты функционирования фирмы в условиях рынка

1.1. Понятие фирмы, ее отличительные черты

1.2. Поведение фирмы в условиях различных рыночных структур

2. Анализ поведения фирм в условиях рынка совершенной и монополистической конкуренции

2.1. Модель фирмы в условиях рынка совершенной конкуренции

2.2. Модель фирмы в условиях монополистической конкуренции

3. Анализ поведения фирм в условиях монопольной и олигопольной рыночных структур

3.1. Модель фирмы в условиях монопольной рыночной структуры

3.2. Модель фирмы в условиях олигопольной рыночной структуры

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 46.06 Кб (Скачать файл)

 

Разница между  количеством товара, соответствующим  и количеством, выпускаемым в  долгосрочном плане монопольно конкурентной фирмой, называется избыточной мощностью. Она означает, что такой же выпуск можно было бы предложить потребителю  при более низких средних издержках. Отсюда следует, что дифференциация продукта, которая подразумевает  наклоненные вниз кривые спроса на продукцию отдельных продавцов, несовместима с экономией ресурсов. Избыточная мощность является зачастую частью затрат на дифференциацию продукта при монополистической конкуренции.

 

Таким образом, условия на рынке во многом сходны с совершенной конкуренцией. Разница  состоит в том, что спрос на продукцию фирм не является абсолютно  эластичным, и поэтому график предельного  дохода проходит ниже графика спроса. Однако на рынках монополистической  конкуренции экономическая прибыль  и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические прибыли  станут стимулом вступления в нее  новых фирм. Новые фирмы, производя  близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос  на товары фирмы, получавшей экономическую  прибыль, снизится. Сокращение спроса снизит экономическую прибыль фирмы  до нуля. Иными словами, долгосрочной целью фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность. Однако в условиях монополистической конкуренции  стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В реальной жизни  фирмы могут получать экономическую  прибыль достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией  продукции. Некоторые виды продукции, выпускаемые фирмами, трудно воспроизвести. В то же время барьеры для входа  в отрасль хоть и не высоки, но все же существуют.

 

 

3. Анализ  поведения фирм в условиях  монопольной и олигопольной рыночных структур

 

3.1. Модель  монопольной рыночной структуры

 

Монополия - тип отраслевого рынка, на котором  существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. В  отличие от рынка совершенной  конкуренции, на котором большое  количество конкурирующих продавцов  предлагают стандартизированный товар, у чистой монополии нет конкурентов  на рынке ее товара. Чистая монополия  в реальной жизни встречается  довольно редко, чаще она присутствует на местных рынках, а не на национальных или мировых.

 

Рассмотрим  поведение фирмы-монополиста.

 

Наличие монопольной  власти не означает, что она бесконечно будет повышать цену своей продукции.

 

Поскольку фирма-монополист, так же как и любая другая фирма, стремится к получению высокой  прибыли, в ходе принятия решения  о цене продажи она учитывает  рыночный спрос и свои издержки. Так как монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет  совпадать с кривой рыночного  спроса. Отсюда понятно, что данная кривая имеет отрицательный наклон.

 

Принятие  решения об объеме выпуска основывается на том же принципе, что и в  случае конкуренции, т.е. на равенстве  предельного дохода и предельных издержек.

 

Как уже было сказано, для фирмы в условиях совершенной конкуренции характерно равенство предельного дохода и  цены. Для монополиста ситуация иная. Кривая среднего дохода и цены совпадает  с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже нее.

 

Поскольку монополист - единственный производитель продукции  на рынке и представитель всей отрасли, он, снижая цену продукции  для увеличения объема продаж, вынужден снижать ее на все единицы продаваемых  товаров, а не только на последующую.

 

Пусть обратная функция спроса. Тогда общая выручка, которую монополист может получить от продажи  единиц продукции составит [7, c.454]:

 

        (3.1)

 

Мы можем  сформулировать проблему максимизации прибыли монополистом следующим  образом [7, c.454]:

 

                     (3.2)

 

При объёме выпуска, максимизирующем прибыль, предельная выручка должна быть равна предельным издержкам [7, c.455]:

 

     (3.3)

 

Отличие от идеально конкурентной фирмы заключается  в том, что равенство цены предельным издержкам не будет являться условием максимизации прибыли в ситуации монополии (так же как и в ситуации монополистической конкуренции, и  в случае олигополии). Ибо предельная выручка монополиста не равна  цене продукции. Ещё более точно  можно утверждать, что при каждом возможном объёме выпуска величина предельной выручки окажется меньше цены товара. Также следует отметить, что монополист, максимизирующий прибыль, всегда будет работать только на эластичном участке кривой спроса.

 

Графическое определение цены для монополии  показано на рис. 3.1.

 

 

 

Рис. 3.1. Графическое  определение цены для монополии

 

Отметим, что  эластичность спроса на продукцию (даже в случае, если на рынке присутствует только один продавец этой продукции) влияет на цену, установленную монополистом. Имея информацию об эластичности спроса Ер, а также данные, характеризующие  предельные издержки фирмы МС, руководство  фирмы может рассчитать цену продукции  Р по формуле [7, c.457]:

 

      (3.4)

 

Чем выше эластичность спроса, тем более приближены условия  деятельности монополиста к условиям свободной конкуренции, и наоборот, при неэластичном спросе у монополиста  создается больше возможностей «взвинчивать»  цены и получать монопольные доходы.

 

Монопольный рынок нельзя назвать эффективным  с точки зрения общественного  благосостояния. Правительства всех стран с рыночно - ориентированной  экономикой стараются в какой-то мере смягчить негативные последствия  деятельности монополий путём введения специальных налогов, контролирования  цен, а также путём введения антимонопольных  законов.

 

Среди основных мер антимонопольной политики выделяются меры по коррекции поведения, состоящие  в том, что правительство приказывает  фирме или группе фирм изменить своё поведение, сделав его более конкурентным, и структурная политика, в ходе которой изменяется структура отрасли, становясь более конкурентной. Разделение крупой компании на ряд мелких независимых  фирм является примером структурной  политики. [12, c.14]

 

Сегодняшнее состояние экономики Республики Беларусь характеризуется достаточно высокой степенью монополизации  товарных рынков, концентрацией производства. С учетом этого важным является проведение государственной антимонопольной  политики в переходный период и в  условиях функционирования свободной  рыночной экономики.

 

Стратегической  целью экономической политики государства  является построение в республике социально-ориентированной  рыночной экономики, основой которой  является конкуренция.

 

В декабре 1992 года был принят Закон Республики Беларусь № 2034-XII «О противодействии  монополистической деятельности и  развитии конкуренции». Данные нормативный  акт определяет организационные  и правовые основы ограничения, пресечения и предупреждения монополистической  деятельности и направлен на создание условий для развития конкуренции. [1]

 

Министерство  экономики в рамках предоставленных  ему полномочий формирует и ведет  Государственный реестр хозяйствующих  субъектов, занимающих доминирующее положение  на товарных рынках республики. Для  оценки ситуации, складывающейся на товарных рынках, и выработке оперативных  мер по формированию и поддержанию  конкурентных условий на постоянной основе осуществляется мониторинг товарных рынков и, в первую очередь, рынков продуктов питания, товаров народного потребления и хозяйственно-бытового назначения (Приложение А).

 

Постановлением  Министерства предпринимательства  и инвестиций Республики Беларусь от 28.04.2000 г. № 10 утверждена Инструкция по выявлению монопольных цен, Постановлением Министерства предпринимательства  и инвестиций от 27 марта 2000 года № 5 утверждена Инструкция по реорганизации  хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь. Разработана  и утверждена Концепция демонополизации  экономики и развития конкуренции  Республики Беларусь на 2002 - 2005 годы. Приоритетными  направлениями демонополизации  экономики и развития конкуренции  на 2002 - 2005 годы определены: демонополизация  товарных рынков, ограничение монопольной  практики в сфере управления экономикой, совершенствование регулирования  естественных монополий.

 

Заметим, что  Республика Беларусь не избежала негативного  воздействия отраслей - естественных монополий в условиях рынка. В  Беларуси создан Государственный реестр хозяйственных субъектов, занимающих лидирующее положение на товарных рынках (30% и более от объема производства какого-либо товара). На сегодняшний  день в реестр внесено более тысячи предприятий, доминирующих на республиканском  и местном уровне.

 

Первый раздел включает естественные монополии. Второй - временные монополии, на рынках которых  в течение какого-то времени может  быть создана конкурентная среда. Третий состоит из предприятий, над которыми установлен госконтроль и к продукции  которого применяется ценовое регулирование.

 

Ежеквартально предприятие, признанное монополистом, заполняет определенную статистическую форму. Министерство экономики проверяет  цены, и если они завышены искусственно, налагает штраф и переводит предприятие  в третий раздел реестра.

 

Третий раздел реестра (список монополий) содержит около 200 предприятий, в основном производящих товары народного потребления и  продукты питания [5, с 103].

 

Регулированию деятельности монополий будет уделено  внимание и в дальнейшем. Так, антимонопольная  политика занимает важное место в  Концепции ценообразования, утвержденной постановлением Совета Министров от 20.07.2005 г. № 799. Ее планируется привести в соответствие с международными нормами с учетом открытости национальной экономики.

 

Пункт 3.3 Концепции  констатирует, что в республике создана  правовая база антимонопольного регулирования, предотвращено создание новых монополий, в том числе в процессе реорганизации  хозяйствующих субъектов и их объединений, обеспечены постоянный мониторинг отдельных товарных рынков и выработка  оперативных мер по улучшению  конкурентной ситуации на них. По мнению авторов Концепции, в результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в  республике сформировались товарные рынки  с конкурентной структурой. Правда, некоторые из них по своей природе  остаются монополизированными. А потому необходимо определить статус и роль рыночных монополий, а также соответствующих  методов государственного антимонопольного регулирования и контроля за их деятельностью  и поведением на товарных рынках. [17]

 

Поскольку экономические  условия у нас изменились, то основным направлением антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение  сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к  товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей. От ценового регулирования планируется постепенно перейти к системе антимонопольного регулирования и контроля.

 

Одной из важнейших  составляющих конкурентной политики является обеспечение контроля за экономической  концентрацией. В основу этого контроля лягут такие принципы, как единство экономического пространства, свободное  перемещение товаров, услуг и  денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В рамках преодоления  концентрации производства количество хозяйствующих субъектов рынка  должно приблизиться к уровню насыщения  и не являться ограничением для развития рыночных отношений. [17]

 

Подводя итог вопросу, повторим ключевые пункты. Итак, чистая монополия предполагает, что  одна фирма является единственным производителем данной продукции, не имеющей аналогов. Монополист полностью контролирует ее цену и объем выпуска. Кривая спроса на продукцию фирмы-монополиста - наклонная  и совпадает с кривой рыночного  спроса. Издержки и рыночный спрос  являются ограничителями, которые не позволяют монополисту произвольно  устанавливать высокую цену  на свою продукцию. Максимизируя прибыль, он определяет цену и объем производства исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Так как кривая предельного дохода монополиста лежит ниже кривой спроса, он будет продавать продукцию по более высокой цене и производить ее в меньшем объеме, чем в условиях совершенной конкуренции.

 

Фактором, ограничивающим монопольную власть на рынке, является эластичность рыночного спроса. Чем  выше эластичность, тем меньше монопольная  власть, и наоборот. На степень монопольной  власти влияют также количество фирм на рынке, концентрация, конкурентная стратегия.

 

Монополия снижает  экономическую эффективность. Антимонопольные  законодательства разных стран препятствуют возникновению и укреплению монопольной  власти. В Республике Беларусь проблема монополий достаточно актуальна  и ей уделяется должное внимание.

 

2.2. Модель  олигопольной рыночной структуры

 

Олигополия - наличие на рынке определённого  товара нескольких очень крупных  фирм, контролирующих значительную часть  производства и сбыта и конкурирующих  друг с другом. Товар, реализуемый  олигополистическими фирмами, может  быть дифференцированным (например, автомобили, компьютеры), как при монополистической  конкуренции, а может быть и стандартизированным (сталь, алюминий), как при совершенной  конкуренции. В любом случае олигополистическая фирма обладает монопольной властью, т.е. может влиять на цену своей продукции.

 

Единой теории олигополии не существует. Однако экономистами разработан ряд моделей, на которых  кратко остановимся.

Информация о работе Фирма в условиях конкуренции