Финансовое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 07:02, курсовая работа

Описание работы

Финансовое планирование – один из наиболее основных инструментов планирования в целом. Это связано с тем, что прогноз движения денежных потоков позволяет определить, каковы финансовые возможности предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе, достаточно ли собственных средств для покрытия всех текущих и обязательных расходов. Финансовое планирование необходимо для защиты предприятия от влияния негативных внешних факторов, для обеспечения финансовой устойчивости, достижения высокого результата финансово-хозяйственной деятельности.

Содержание работы

Введение
1. Сущность и роль финансового планирования на предприятии__________4
1.1. Общая концепция внутрифирменного планирования. Значение финансового планирования на предприятии___________________________4
1.2. Сущность, цели и этапы финансового планирования________________7
1.3. Виды финансовых планов и их взаимосвязи в системе внутрифирменного планирования____________________________________________________11
1.4. Методы финансового планирования и прогнозирования_____________16
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

РАБОТА.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

В зависимости от уровня планирования и продолжительности периода, к которому относится разрабатываемый план, различают планы:

•  стратегический финансовый;

•  долгосрочные финансовые;

•  среднесрочные финансовые;

•  годовые финансовые;

•  оперативные финансовые.

 

Виды и последовательность разрабатываемых планов могут меняться в зависимости от ряда факторов, в первую очередь - от изменения внешней  среды. Главное, что на любом уровне планирования деятельности предприятия  финансовая компонента является обязательной составляющей.

Стратегический финансовый план входит в состав стратегического плана  предприятий и определяет систему  долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия в соподчинении с  общей стратегией хозяйствования. В  составе финансового плана на стратегическом уровне разрабатывается финансовая стратегия и финансовая политика, составляются финансовые прогнозные документы, определяется общая потребность компании в финансовых ресурсах осуществляется прогнозирование структуры источников финансирования, процедура внесения изменений в систему планов.

Долгосрочные финансовые планы  охватывают период планирования в 10, 5 и 3 года в зависимости от сферы  деятельности и изменчивости внешней  среды. Долгосрочное планирование связано, как правило, с разработкой тех  или иных инвестиционных проектов и привлечением долгосрочных источников финансирования. Разработчики долгосрочных финансовых планов стремятся иметь дело с агрегированными инвестиционными показателями и не погружаться в детали. Многочисленные мелкие инвестиционные проекты сводятся воедино и затем рассматриваются как единый проект.

По содержанию долгосрочный финансовый план включает основные прогнозные формы, отражающие финансовые цели компании.

В системе стратегического и долгосрочного планирования с позиции практики рекомендуется готовить три варианта финансового плана: пессимистический, наиболее вероятный и оптимистический.

В качестве условий, от которых  зависит эффективность долгосрочного  планирования и которые соответствуют целям долгосрочных планов, специалисты называют три момента.

1.Прогнозирование, т.е.  наличие точных и обоснованных  прогнозов. Финансовые планы должны  быть составлены при как можно  более точном прогнозе определяющих  факторов. При этом прогнозирование может основываться на использовании различных методов и моделей. К наиболее используемым на практике относятся методы: экспертных оценок; обработки пространственных, временных и пространственно-временных совокупностей; ситуационного анализа и прогнозирования.

2.Выбор оптимального  финансового плана. Алгоритма,  позволяющего осуществить выбор  оптимального варианта плана  из возможных альтернатив, не  существует. Как правило, решение  принимается на основе профессионального  опыта и интуиции менеджеров  и руководства.

3.Контроль за реализацией  долгосрочного финансового плана.  В быстроменяющихся условиях  долгосрочные планы теряют свою  актуальность без соответствующих  управленческих воздействий, направленных  на контроль исполнения поставленных  задач. Важной методической особенностью формирования системы долгосрочного планирования является механизм адаптации планов к меняющимся внешним условиям. Адаптивный характер стратегического и долгосрочного планирования обеспечивается путем корректировок оперативных и годовых планов, подчиненных долгосрочным и стратегическим целям.

Среднесрочные планы  занимают промежуточное положение  между долгосрочными и годовыми. По мере необходимости в среднесрочные  планы ежегодно вносятся поправки.

Годовые и оперативные  финансовые планы относятся к краткосрочному финансовому планированию. Задачей краткосрочного финансового планирования является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия и эффективное использование временно свободных денежных средств.

Базой для составления  годовых финансовых планов является разработанная финансовая стратегия и финансовая политика и показатели долгосрочных финансовых планов. Годовые финансовые планы позволяют определить на предстоящий период все источники финансирования развития предприятия, сформировать структуру его доходов и расходов, управлять денежными потоками предприятия, предопределить структуру его активов и капитала на конец планируемого периода. Годовые планы разрабатываются на очередной год с разбивкой по кварталам.

 

Оперативное финансовое планирование заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых документов, конкретизирующих плановые показатели очередного квартала годового плана. Роль оперативных финансовых планов на предприятии заключается в обеспечении эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов в рамках коротких временных периодов (месяц, декада, неделя).

В современных условиях одним из важнейших элементов  процесса планирования в целом является составление бизнес-планов. В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т.д.

Бизнес-планы необходимы прежде всего для обоснования  некоторого нового направления развития; бизнес-план финансового оздоровления является основным документом для неплатежеспособных предприятий; бизнес-план оценивает все основные аспекты деятельности при создании нового предприятия и т.д. В зависимости от масштаба и значимости вопросов, затронутых в конкретном бизнес-плане, его можно трактовать и как стратегический план развития компании, и как плановый документ, имеющий четко очерченные временные границы с конкретными проработками. То есть, бизнес-план может разрабатываться и на год. Чем короче планируемый период, тем более детальной должна быть проработка основных аспектов деятельности. В случае если проект рассчитан на несколько лет, ключевые показатели и ориентиры для первого года даются в разбивке по месяцам.

Близок к бизнес-плану  такой привычный ранее отечественным  предприятиям документ, как технико-экономическое  обоснование. Но главное отличие бизнес-плана - в его стратегической направленности, предпринимательском характере, гибком сочетании производственного, технического, финансового и рыночного аспектов деятельности на основе внутренних возможностей организации и внешнего окружения.

 

Особое место в бизнес-плане  занимает финансовый раздел.

Внутрифирменное финансовое планирование предполагает использование  различных бюджетов. Не касаясь различий терминов "план" и "бюджет", подчеркнем их единство: бюджет, по сути, является финансовым планом, охватывающим все стороны деятельности предприятия в целом. На практике разработку бюджетов, как правило, подключают к системе годового и оперативного планирования. Финансовые планы, "встроенные" в общий процесс внутрифирменного планирования, образуют систему финансового планирования на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Методы финансового  планирования и прогнозирования

 

Известно, что основные различия между планированием и  прогнозированием сводятся к следующему:

•  прогнозирование  всегда предшествует планированию; его можно рассматривать как подфункцию планирования;

•  прогнозы составляются на долгосрочную перспективу (от 3 до 10 лет); временной период в планировании более краткосрочный. Различия во временном  аспекте прогнозов и планов вызывают различия и в их содержании;

•  в отличие от планирования прогнозирование не ставит задачу осуществить на практике разработанные  прогнозы. Рассчитанные ориентиры представляют собой только предвидение соответствующих  изменений;    

•  прогнозирование  рассматривается как метод выявления оптимальных вариантов действий и предполагает альтернативность в построении финансовых показателей и параметров. В прогнозировании финансов главное - познание объективных тенденций финансового развития.

 

Планирование и прогнозирование финансовых показателей осуществляется с использованием разнообразных методов. Исходя из содержания того или иного метода и тех целей, которые поставлены - разработка плана или прогноза, - можно без особых затруднений выбрать наиболее приемлемый (с учетом имеющейся базы исходных данных, требуемой точности расчета и т.д.).

При планировании и прогнозировании  финансовых показателей могут применяться  следующие методы:

•  нормативный;

•  расчетно-аналитический;

•  балансовый;

•  экономико-математическое моделирование.

 

Нормативный метод основывается на системе норм и нормативов, используемых для расчета целого ряда финансовых показателей. Можно выделить следующие  нормы и нормативы: федеральные; региональные; местные; отраслевые; нормы  и нормативы самого предприятия.

Федеральные нормы и  нормативы являются едиными для  всей территории РФ. К ним относятся: ставки федеральных налогов, нормы  амортизационных отчислений по отдельным  группам основных фондов, нормативы  отчислений в резервный фонд для  акционерных обществ и т.д.

          Региональные и местные нормы и нормативы действуют в отдельных регионах РФ. Они охватывают, как правило, ставки региональных и местных налогов, сборов и т.д.

Отраслевые нормативы  применяются в рамках отдельных  отраслей или по группам организационно-правовых форм предприятий (акционерные общества, малые предприятия и т.д.). Они включают нормы предельных уровней рентабельности предприятий - монополистов, предельные нормы отчислений в ремонтный фонд и т.д.

Нормативы, разрабатываемые  на предприятии, предназначены для внутреннего пользования: планирования и регулирования, для контроля за использованием ресурсов и т.д. К ним относятся: нормы и нормативы потребности в оборотных средствах; нормативы кредиторской задолженности, постоянно находящейся в обороте предприятия; нормы амортизационных отчислений по нематериальным активам и т.д. Нормативный метод планирования является самым простым. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель. Поэтому актуальной проблемой управления финансами предприятий является разработка экономически обоснованных норм и нормативов дня целей планирования, контроля и стимулирования деятельности каждого структурного подразделения.

 

Содержание расчетно-аналитического метода планирования и прогнозирования заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базовый, и индексов изменения его в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Метод опирается на анализ динамики ретроспективных данных и экспертную оценку прогнозируемого изменения финансового показателя. Экспертная оценка есть результат проведения экспертизы, обработки и использования этого результата при обосновании значения вероятности. В современной интерпретации методы экспертного прогнозирования могут предусматривать многоступенчатый опрос экспертов по специальным схемам и обработку полученных результатов путем научного инструментария экономической статистики.

Разновидностью расчетно-аналитического метода является метод пропорциональных зависимостей показателей (метод процента от продаж). Основу этого метода составляет утверждение, что можно идентифицировать некий показатель, наиболее важный с позиции характеристики деятельности предприятия, который в связи с этим можно использовать как базовый для определения прогнозных значений других показателей в том смысле, что они "привязываются" к базовому показателю при помощи простых пропорциональных зависимостей. В качестве такого базового показателя чаще всегда используется выручка от реализации. Соответственно, используемый метод носит название "метод процента от реализации", или "метод процента от продаж".

Балансовый метод планирования финансовых показателей состоит  в увязке планируемого поступления  и использования финансовых ресурсов с учетом остатков на начало и конец планируемого периода посредством построения балансовых соотношений. Балансовый метод применяется при планировании распределения чистой прибыли по фондам, платежного баланса (календаря) и др.

 

Метод оптимизации плановых решений заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчетов, с целью выбора из них наиболее оптимального. При этом могут применяться различные критерии выбора:

1.минимум приведенных  затрат;

2.минимум текущих затрат;

3.минимум времени на оборот капитала, т.е. ускорение оборачиваемости капитала;

4. максимум приведенной  прибыли;

5. максимум доходности  капитала и другие критерии.

 

Перечисленные критерии, основанные на сопоставлении затрат, прибыли, рентабельности, срока окупаемости, относятся к статическим методам оценки.

При оценке экономической  эффективности проектов применяют  динамические методы оценки эффективности, основанные на концепции денежных потоков.

Методы экономико-математического  моделирования в финансовом планировании позволяют определить количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их величину. Данные взаимосвязи выражают через модели, которые представляют собой точное описание экономических процессов при помощи математических символов и примеров (уравнений, неравенств, графиков, таблиц).

Методы моделирования  занимают ведущее место с позиции  формализованного прогнозирования  и существенно варьируют между  собой по сложности используемых алгоритмов. Выбор того или иного метода зависит от множества факторов, в том числе и имеющихся в наличии исходных данных.

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии